Напоминание

«Речь воспитателя, как пример для подражания детям»


Автор: Безъязыкова Лидия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 21"
Населённый пункт: г.Юрга, Кемеровская обл. - Кузбасс
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: «Речь воспитателя, как пример для подражания детям»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Кемеровская область Юргинский городской округ

Управление образованием Администрации г. Юрги

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №21 «Аленький цветочек» г. Юрги»

Консультация для воспитателей

«Речь воспитателя,

как пример для подражания детям»

Составитель:

воспитатель группы № 3

Л.В. Безъязыкова

Юргинский ГО - 2020

Священное уменье говорить,

произносить слова и строить фразу.

Как просто это: стоит рот открыть,

И чудо возникает сразу.

Цель: развитие грамотной речи и повышение её культуры в педагогическом коллективе.

Речь – это важнейшее средство общения людей и служит образцом для подражания

воспитанников.

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не

случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, которая свидетельствует

об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Особенно актуально данное утверждение

по отношению к речи воспитателя ДОУ.

Чем выразительнее, точнее и красочнее язык, чем яснее выражается мысль, тем

эффективнее воздается на ребенка, на его собственную речь, тем больше возможности

достучаться до ума и сердца ребенка. А это настоящее искусство. Овладеть правильной и

красивой речью может любой педагог, стремящийся к этому.

Что же такое «Культура речи»?

Профессор Л.И.Скворцов дает определение, согласно которому “Культура речи –

владение

нормами

устного

и

письменного

литературного

языка

(правилами

произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение

использовать

выразительные

языковые

средства

в

разных

условиях

общения

в

соответствии с целями и содержанием речи”.

Вот простейшая формула культуры речи:

● Думай, кому говоришь.

● Что говоришь.

● Где говоришь.

● Зачем говоришь.

● Какие из этого будут последствия?

Компоненты профессиональной речи педагога.

Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством

труда.

К голосу предъявляется ряд требований:

● голос не должен вызывать неприятных ощущений. Важно, чтобы голос воспитателя не

звучал без нужды – это утомляет и взрослого и детей.

● педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации

общения, голосом надо уметь владеть (характерная ошибка многих педагогов – стараться

перекричать общий говор детей);

● педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми,

говорить не для себя, а для слушателей;

● с помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и

добиться их выполнения.

● голос педагога должен быть достаточно вынослив.

Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается

строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Нечеткая артикуляция

приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.

Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное произношение

всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения

заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому

общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают

сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь

словарями – справочниками.

Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Для устной

речи очень важным является правильное использование интонационных средств

выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или

словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз,

мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа (количество слов

произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой,

эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.

В

современных

условиях

совершенствование

речевой

культуры

педагогов

ДОУ

рассматривается как одно из условий повышения качества дошкольного образования.

Поэтому речи педагогов предъявляются определенные требования:

Требования к качеству речи педагога ДОУ

Правильность - соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитатель

использует

основные

нормы

русского

языка:

орфоэпические

нормы

(правила

литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее

основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую)

сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности

словоупотребления.

Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между

частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в

дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного

высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой

связи.

Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во

внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель

заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов,

диалектных и жаргонных слов.

Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу

эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным

орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности

речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), способствует не

только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более

полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое

отношение к предмету разговора.

Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального

выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению

словарного

запаса

ребенка,

помогает

сформировать

у

него

навыки

точности

словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте

формируются основы лексического запаса ребенка.

Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям

общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством

стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у

детей

культуры

речевого

поведения

(навыков

общения,

умения

пользоваться

разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения,

собеседника и др.).

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование

педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком и со

взрослыми, но и слышать его.

Самые распространённые ошибки в речи воспитателя:

1. Употребление слов-паразитов:

Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека,

намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Они сбивают ритм речи,

мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не

замечает. А слушатель устает, изнемогает. Особенно часто человек, имеющий в своем

активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится

произнести свою речь. В этом случае паразиты говорят о психологических особенностях

человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.

Часто употребляемые слова – паразиты:

«Как бы», «по ходу», «блин», «типа», «это», «это самое», «вот», «ну вот», «ну», «ну

ваще», «короче», «то есть» «практически» «по-любому» «жесть», «вобщем» «пипец» «да

не вопрос» «без проблем».

Наличие в лексиконе матерных слов-паразитов свидетельствует о низкой культуре

человека.

Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-

э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.

В отдельную категорию можно отнести слова-паразиты на букву «Ё». Это всем известные

«ёклмн», «ёпрст», «ёлки-палки», «ё-моё», «ёкарный бабай», «ёшкин кот», «ёперный

театр».

2. Частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Машенька, вымой ручки. Катенька, убери чашечку со стола. Ласковые слова очень

нужны, но Ваша речь не должна состоять преимущественно из них!

3. Неточное называние предметов, которые окружают ребенка и которыми он

пользуется.

Необходимо не говорить безликое «штаны», а называть конкретно: «брюки», «шорты»,

«джинсы». Вместо того чтобы говорить «не забудь шапку», назвать конкретный головной

убор: берет, кепка, панама, шляпка, бейсболка и т.д.

Зачем это нужно? Прежде чем малыш научится сравнивать бытовые предметы друг с

другом. Ему нужно научиться отделять существенные – главные признаки предмета от

несущественных и обобщать. Например, чем отличаются брюки и шорты? Что у них

общее – чем они похожи? Что у них отличное? Когда Вы правильно и точно называете

предметы, у ребенка начинают появляться вопросы к Вам – почему так называется? Это

отличный повод поговорить с малышом, попробовать обсудить, чем похожи и чем

отличаются разные предметы. И это будет жизненное занятие, которое полезно и для

интеллекта, и для речи ребенка и которое не потребует ни специальных книжек или

картинок, ни Вашего времени.

4. Использование в речи грубых просторечий и жаргонных слов, которые

противопоставляются литературному языку:

дрыхнуть, клёво, отпад, тачка, бабки, прикол, хохма, а также слов-сокращений: телик,

видик, комп.

5. Нелитературное произношение слов:

хочут - хотят,

пошлите – пойдёмте,

ляжь – ляг,

сижа – сидя,

езжай – поезжай,

заплотит – заплатит,

ложить – класть (В литературном языке нет глагола «ложить», но есть «положить», есть

глагол «класть», но нет глагола «покласть». Глагол «ложить» применяется только с

приставкой, а глагол «класть» - без приставки.)

Чтобы речь педагога была выразительной, яркой, оказывала завораживающее

действие на детей, есть много средств. Это уместное употребление пословиц, поговорок,

примеров из жизни и литературы, разнообразных метафор, сравнений, использование

коммуникационных эффектов и невербального языка.

Русские пословицы и поговорки, которые воспитатель может применить для оживления

своей речи и во время разговора с детьми, и в детских играх, и на прогулке.

Ласка и шутка:

Маленький, да удаленький. Мал, да удал;

Ясен, как солнышко (как звездочка).

Красней

красного

солнышка,

ясней

ясного месяца.

Шапочка с ушами, молодчик с кудрями.

Выросла, как тополька.

Кубарики-кубаришки, малые ребятишки.

Ты моя баловушка.

Идет, словно павушка плывет.

Танина коса — всему городу краса.

Растут детки, как грибки-дождевички.

Ау, подай голосок через темный лесок!

Не видал, как упал, погляжу — ан лежу.

Ножкой об ножку постукивает, сапог о

сапог пощелкивает.

Сядем рядком да потолкуем ладком.

Права ножка, лева ножка — поднимайся

понемножку.

Сказал бы я еще сказку, да дома позабыл.

Саночки-самокаточки: садись да катись.

Прытко бегают, да часто падают.

Одному

мигнул,

другому

кивнул,

а

третий сам догадался.

Поучение или наставление:

За правое дело стой смело.

Для друга все не туго.

О

чем

не

сказывают,

о

том

не

допытывайся.

Поспешишь — людей насмешишь.

Спеши, не спеши, а поторапливайся.

Скоро пойдешь — ногу зашибешь.

На скору ручку — комком да в кучку.

Умел потерять, умей и найти.

Так пройди, чтобы ни стуку, ни следу.

Умей сказать, умей и смолчать.

Умей шутить, умей и перестать.

Любо — бери, не любо — не вороши.

Скучен день до вечера, коли делать

нечего.

Не сиди, сложа руки, не будет скуки.

Береги нос в большой мороз.

Мороз не велик, а стоять не велит.

Порицание:

Много шуму — мало толку.

Шумят, как воробьи на дождь.

Пыль столбом, дым коромыслом — не то

от пляски, не то от таски.

Весь дом вверх дном.

У наших у ворот всегда хоровод.

Без проказ ни на час.

Кто весел, а кто и нос повесил.

Наш Филат не бывает виноват.

У всякого Федорки свои отговорки.

Друг на дружку, а все на Петрушку.

Я про сапоги, а он про пироги.

На своей улочке и курочка храбра.

Наш пострел везде поспел.

Пословицы и поговорки, относящиеся

к еде и сну:

Пели, пели, да есть захотели.

Что поставят, то и кушай.

Ни росиночки, ни порошиночки во рту не

было.

Хлеб-соль

кушай,

а

добрых

людей

слушай.

Ешь больше, проживешь дольше.

Ешь больше, богатырем будешь.

Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

Гречневая каша — матушка наша, а

хлебец ржаной — отец наш родной.

Остатки сладки.

Лакомый кусок на закрепу.

Пора спать, коли некого ждать.

Милая подружка — подушка.

Одним ухом спит, другим слышит.

Спали, почивали, весело ль вставали?

Культура речи, как и другие слагаемые культуры, прививается, воспитывается и

требует постоянного совершенствования. В сложных и спорных случаях рекомендуется

обращаться к специальной и справочной литературе. Традицией в детском саду должны

стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, подчеркнутая

вежливость в обращении друг к другу.



В раздел образования