Автор: Безъязыкова Лидия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 21"
Населённый пункт: г.Юрга, Кемеровская обл. - Кузбасс
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: «Речь воспитателя, как пример для подражания детям»
Раздел: дошкольное образование
Кемеровская область Юргинский городской округ
Управление образованием Администрации г. Юрги
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №21 «Аленький цветочек» г. Юрги»
Консультация для воспитателей
«Речь воспитателя,
как пример для подражания детям»
Составитель:
воспитатель группы № 3
Л.В. Безъязыкова
Юргинский ГО - 2020
Священное уменье говорить,
произносить слова и строить фразу.
Как просто это: стоит рот открыть,
И чудо возникает сразу.
Цель: развитие грамотной речи и повышение её культуры в педагогическом коллективе.
Речь – это важнейшее средство общения людей и служит образцом для подражания
воспитанников.
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не
случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, которая свидетельствует
об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Особенно актуально данное утверждение
по отношению к речи воспитателя ДОУ.
Чем выразительнее, точнее и красочнее язык, чем яснее выражается мысль, тем
эффективнее воздается на ребенка, на его собственную речь, тем больше возможности
достучаться до ума и сердца ребенка. А это настоящее искусство. Овладеть правильной и
красивой речью может любой педагог, стремящийся к этому.
Что же такое «Культура речи»?
Профессор Л.И.Скворцов дает определение, согласно которому “Культура речи –
владение
нормами
устного
и
письменного
литературного
языка
(правилами
произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение
использовать
выразительные
языковые
средства
в
разных
условиях
общения
в
соответствии с целями и содержанием речи”.
Вот простейшая формула культуры речи:
● Думай, кому говоришь.
● Что говоришь.
● Где говоришь.
● Зачем говоришь.
● Какие из этого будут последствия?
Компоненты профессиональной речи педагога.
Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством
труда.
К голосу предъявляется ряд требований:
● голос не должен вызывать неприятных ощущений. Важно, чтобы голос воспитателя не
звучал без нужды – это утомляет и взрослого и детей.
● педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации
общения, голосом надо уметь владеть (характерная ошибка многих педагогов – стараться
перекричать общий говор детей);
● педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми,
говорить не для себя, а для слушателей;
● с помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и
добиться их выполнения.
● голос педагога должен быть достаточно вынослив.
Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается
строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Нечеткая артикуляция
приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.
Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное произношение
всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения
заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому
общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают
сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь
словарями – справочниками.
Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Для устной
речи очень важным является правильное использование интонационных средств
выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или
словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз,
мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа (количество слов
произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой,
эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.
В
современных
условиях
совершенствование
речевой
культуры
педагогов
ДОУ
рассматривается как одно из условий повышения качества дошкольного образования.
Поэтому речи педагогов предъявляются определенные требования:
Требования к качеству речи педагога ДОУ
Правильность - соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитатель
использует
основные
нормы
русского
языка:
орфоэпические
нормы
(правила
литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее
основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую)
сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности
словоупотребления.
Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между
частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в
дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного
высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой
связи.
Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во
внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель
заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов,
диалектных и жаргонных слов.
Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу
эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным
орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности
речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), способствует не
только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более
полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое
отношение к предмету разговора.
Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального
выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению
словарного
запаса
ребенка,
помогает
сформировать
у
него
навыки
точности
словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте
формируются основы лексического запаса ребенка.
Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям
общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством
стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у
детей
культуры
речевого
поведения
(навыков
общения,
умения
пользоваться
разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения,
собеседника и др.).
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование
педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком и со
взрослыми, но и слышать его.
Самые распространённые ошибки в речи воспитателя:
1. Употребление слов-паразитов:
Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека,
намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Они сбивают ритм речи,
мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не
замечает. А слушатель устает, изнемогает. Особенно часто человек, имеющий в своем
активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится
произнести свою речь. В этом случае паразиты говорят о психологических особенностях
человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.
Часто употребляемые слова – паразиты:
«Как бы», «по ходу», «блин», «типа», «это», «это самое», «вот», «ну вот», «ну», «ну
ваще», «короче», «то есть» «практически» «по-любому» «жесть», «вобщем» «пипец» «да
не вопрос» «без проблем».
Наличие в лексиконе матерных слов-паразитов свидетельствует о низкой культуре
человека.
Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-
э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.
В отдельную категорию можно отнести слова-паразиты на букву «Ё». Это всем известные
«ёклмн», «ёпрст», «ёлки-палки», «ё-моё», «ёкарный бабай», «ёшкин кот», «ёперный
театр».
2. Частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
Машенька, вымой ручки. Катенька, убери чашечку со стола. Ласковые слова очень
нужны, но Ваша речь не должна состоять преимущественно из них!
3. Неточное называние предметов, которые окружают ребенка и которыми он
пользуется.
Необходимо не говорить безликое «штаны», а называть конкретно: «брюки», «шорты»,
«джинсы». Вместо того чтобы говорить «не забудь шапку», назвать конкретный головной
убор: берет, кепка, панама, шляпка, бейсболка и т.д.
Зачем это нужно? Прежде чем малыш научится сравнивать бытовые предметы друг с
другом. Ему нужно научиться отделять существенные – главные признаки предмета от
несущественных и обобщать. Например, чем отличаются брюки и шорты? Что у них
общее – чем они похожи? Что у них отличное? Когда Вы правильно и точно называете
предметы, у ребенка начинают появляться вопросы к Вам – почему так называется? Это
отличный повод поговорить с малышом, попробовать обсудить, чем похожи и чем
отличаются разные предметы. И это будет жизненное занятие, которое полезно и для
интеллекта, и для речи ребенка и которое не потребует ни специальных книжек или
картинок, ни Вашего времени.
4. Использование в речи грубых просторечий и жаргонных слов, которые
противопоставляются литературному языку:
дрыхнуть, клёво, отпад, тачка, бабки, прикол, хохма, а также слов-сокращений: телик,
видик, комп.
5. Нелитературное произношение слов:
хочут - хотят,
пошлите – пойдёмте,
ляжь – ляг,
сижа – сидя,
езжай – поезжай,
заплотит – заплатит,
ложить – класть (В литературном языке нет глагола «ложить», но есть «положить», есть
глагол «класть», но нет глагола «покласть». Глагол «ложить» применяется только с
приставкой, а глагол «класть» - без приставки.)
Чтобы речь педагога была выразительной, яркой, оказывала завораживающее
действие на детей, есть много средств. Это уместное употребление пословиц, поговорок,
примеров из жизни и литературы, разнообразных метафор, сравнений, использование
коммуникационных эффектов и невербального языка.
Русские пословицы и поговорки, которые воспитатель может применить для оживления
своей речи и во время разговора с детьми, и в детских играх, и на прогулке.
Ласка и шутка:
Маленький, да удаленький. Мал, да удал;
Ясен, как солнышко (как звездочка).
Красней
красного
солнышка,
ясней
ясного месяца.
Шапочка с ушами, молодчик с кудрями.
Выросла, как тополька.
Кубарики-кубаришки, малые ребятишки.
Ты моя баловушка.
Идет, словно павушка плывет.
Танина коса — всему городу краса.
Растут детки, как грибки-дождевички.
Ау, подай голосок через темный лесок!
Не видал, как упал, погляжу — ан лежу.
Ножкой об ножку постукивает, сапог о
сапог пощелкивает.
Сядем рядком да потолкуем ладком.
Права ножка, лева ножка — поднимайся
понемножку.
Сказал бы я еще сказку, да дома позабыл.
Саночки-самокаточки: садись да катись.
Прытко бегают, да часто падают.
Одному
мигнул,
другому
кивнул,
а
третий сам догадался.
Поучение или наставление:
За правое дело стой смело.
Для друга все не туго.
О
чем
не
сказывают,
о
том
не
допытывайся.
Поспешишь — людей насмешишь.
Спеши, не спеши, а поторапливайся.
Скоро пойдешь — ногу зашибешь.
На скору ручку — комком да в кучку.
Умел потерять, умей и найти.
Так пройди, чтобы ни стуку, ни следу.
Умей сказать, умей и смолчать.
Умей шутить, умей и перестать.
Любо — бери, не любо — не вороши.
Скучен день до вечера, коли делать
нечего.
Не сиди, сложа руки, не будет скуки.
Береги нос в большой мороз.
Мороз не велик, а стоять не велит.
Порицание:
Много шуму — мало толку.
Шумят, как воробьи на дождь.
Пыль столбом, дым коромыслом — не то
от пляски, не то от таски.
Весь дом вверх дном.
У наших у ворот всегда хоровод.
Без проказ ни на час.
Кто весел, а кто и нос повесил.
Наш Филат не бывает виноват.
У всякого Федорки свои отговорки.
Друг на дружку, а все на Петрушку.
Я про сапоги, а он про пироги.
На своей улочке и курочка храбра.
Наш пострел везде поспел.
Пословицы и поговорки, относящиеся
к еде и сну:
Пели, пели, да есть захотели.
Что поставят, то и кушай.
Ни росиночки, ни порошиночки во рту не
было.
Хлеб-соль
кушай,
а
добрых
людей
слушай.
Ешь больше, проживешь дольше.
Ешь больше, богатырем будешь.
Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
Гречневая каша — матушка наша, а
хлебец ржаной — отец наш родной.
Остатки сладки.
Лакомый кусок на закрепу.
Пора спать, коли некого ждать.
Милая подружка — подушка.
Одним ухом спит, другим слышит.
Спали, почивали, весело ль вставали?
Культура речи, как и другие слагаемые культуры, прививается, воспитывается и
требует постоянного совершенствования. В сложных и спорных случаях рекомендуется
обращаться к специальной и справочной литературе. Традицией в детском саду должны
стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, подчеркнутая
вежливость в обращении друг к другу.