Автор: Соколов Михаил Николаевич
Должность: Концертмейстер
Учебное заведение: ГБУ ДО НСО
Населённый пункт: Город Куйбышев, Новосибирская область
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Специфика работы концертмейстера на уроках хорового и сольного пения в детской школе искусств"
Раздел: дополнительное образование
«Специфика работы концертмейстера на уроках хорового
и сольного пения в детской школе искусств»
(методическое сообщение)
Соколов Михаил Николаевич
Концертмейстер МБУ ДО ДШИ
Куйбышевского района
Куйбышев 2021 г.
Специфика работы концертмейстера состоит в том, что он – музыкант, всегда
играющий в ансамбле. Ему приходится сотрудничать с представителями
разных специальностей, и в этом смысле он должен быть универсальным
музыкантом,
обладающим
профессиональным
набором исполнительского
мастерства.
Я работаю в классе хорового и сольного академического пения. И поэтому для
меня важен процесс взаимодействия концертмейстера с преподавателем,
руководителем хорового коллектива. Существует такая особенность, как
понимание концертмейстером дирижёрских жестов, для чего он должен знать
основные приёмы дирижирования, ауфтакт, цепное дыхание, снятие звука,
выразительная дикция. На уроках хора концертмейстеру иногда нужно
показать звучание отдельных фрагментов музыки, проигрывая отдельные
голоса хоровой партитуры. Здесь не обойтись без навыков беглого чтения
хоровой партитуры с листа, а также без умения совместить хоровую партитуру
с аккомпанементом. Через показ на инструменте аккомпаниатор обращает
внимание на чистоту интонирования, характер звучания, фразировку, ритм.
В работе с солистами рука дирижёра отсутствует. Концертмейстер должен сам
чувствовать
и
угадывать
намерения
солиста.
В
работе
с
солистом
концертмейстеру приходится сосредотачивать свою музыкальную чуткость,
интуитивно понимать, когда должен возникнуть звук, когда солист возьмёт
дыхание. Умение слышать и чувствовать ансамбль, творчески сопереживать -
является важной деталью профессионального мастерства пианиста. Природа
вокального звука прямо противоположна фортепианному, звук рождённый
голосом, способен к динамическому развитию, а фортепианный обречена
угасание.
Это
несоответствие
проживания
звука
вокального
и
инструментального можно назвать проблемным моментом в ансамблевом
звучании. Особое значение приобретает звуковой баланс. Солист и пианист
выступают членами единого музыкального организма. Певец и пианист – это
ансамбль, в котором фортепиано отведена далеко не второстепенная роль, это
не просто гармоническая и ритмическая поддержка солиста.
Для
успешной
организации
учебного
процесса
педагог
вокала
и
концертмейстер должны быть единомышленниками. Концертмейстер, как и
педагог, должен внимательно изучить индивидуальные особенности вокального
аппарата ученика, его недостатки и достоинства. Развитию индивидуального
певческого голоса в практике хоровой работы уделяется мало внимания. Уроки
вокала становятся благодатной почвой для воспитания певчески-правильного,
здорового голоса. Самый заурядный голос можно и нужно развивать. Важная
роль при этом отводится концертмейстеру, которому приходится заниматься с
певцом самостоятельно, например, в случае болезни или командировки
преподавателя.
Работая
с
вокалистами,
концертмейстер
должен
знать
особенности развития голоса учащихся, в соответствие с предъявляемыми к
ним требованиями учитывать их возрастные возможности. За период обучения
голос учащихся изменяется и проходит несколько стадий. Это связано с
физическим и нервно-психическим ростом ребёнка. У младших школьников
голос имеет чисто детское звучание, про такой голос говорят: «головное
звучание» или «высокое резонирование». Голос в младшем возрасте ещё
нежный
и
неокрепший.
Форсирование
звучания
может
привести
к
нежелательным результатам. По мере роста ребёнка меняется механизм
голосового аппарата, развивается голосовая мышца, постепенно усложняясь и
приобретая упругость. Важно внимательно следить за развитием подростка,
чтобы
не
пропустить
признаки
наступающей
мутации,
связанной
с
формированием не только гортани, но и всего организма и правильно строить
занятия. Голосовой аппарат перестаёт быть плавным, развитие его идёт в это
время неравномерно. Концертмейстеру, как и педагогу по вокалу, необходимо
заботится о соблюдении певческих норм и певческого режима. Знание таких
тонкостей помогает концертмейстеру профессионально подходить к вопросу
образования
звукового
баланса
и
осуществлению
здоровьесберегающих
технологий. Концертмейстеру надо хорошо знать голос ученика, так как
необходимое равновесие зависит во многом от силы и тембра голоса.
Концертмейстер должен учитывать соотношение звука, что он находится за
спиной вокалиста.
В
обязанности
пианиста-концертмейстера
вокального
класса,
помимо
аккомпанирования
певцам
на
концертах,
входит
помощь
учащимся
в
подготовке
нового
репертуара.
Эта
педагогическая
сторона
концертмейстерской работы требует от пианиста специфических знаний и
навыков, и в первую очередь умения корректировать певца, особенно в
отношении точности интонирования. Работая с вокалистами, концертмейстер
должен вникнуть не только в музыкальный, но и в поэтический контекст
произведения, т.к. эмоциональный строй, и образное содержание вокального
произведения раскрывается не только через музыку, но и через поэтическую
сторону. Разучивая с вокалистом произведение, концертмейстер следит за
чёткостью дикции, правильного звуковысотного и ритмического рисунка
сольной партии, осмыслённой фразировкой, и правильной расстановкой
дыхания. Так же концертмейстеру необходимо учитывать тот факт, что от
правильно найдено фортепианной звучности будет зависеть звучание сольной
партии. Так на грубый аккомпанемент солист почти наверняка ответит
форсированным звуком, и наоборот – корректное,
мягкое
исполнение
фортепианной партии повлечёт за собой певучесть и правильное звуковедение.
Концертмейстер вместе с педагогом участвует в выборе учебной программы.
На этом этапе прочитывается множество нотной литературы. Концертмейстеру
приходится в это время проигрывать большое количество музыкальных
произведений различной сложности, поэтому ему необходимо уметь хорошо
читать с листа, виртуозно владеть инструментом.
Одним из значимых моментов является психологическая совместимость.
Каждый ученик обладает своим характером, темпераментом, привычками.
Концертмейстер, как и хормейстер должен проявлять педагогический такт,
терпение, выдержку, доброту, уметь разбираться в настроение учащихся.
На уроках вокала необходимо обладать коммуникативными навыками.
Для
постановки
голоса
и
формирования
вокальных
навыков
ребёнку
приходится петь много распевок, упражнений. Здесь концертмейстер может
проявить
свои
творческие
способности.
В
помощь
преподавателю
концертмейстер может сам сочинить музыкальный материал при условии
правильно поставленной задачи педагогом. Он может также придумать к нему
различный аккомпанемент. Это вносит разнообразие в скучное повторение
упражнений, воспитывает гармонический слух, развивает чувство стиля и
жанра.
Интерпретация произведений не может носить свободный характер. С первых
шагов ученику следует прививать способность ощущать чувство лада,
интонации, стиля, ритмических построение, требовать обязательного знания
тональности, размера, темпа. Если преподаватель или ученик по каким-либо
причинам нарушают эти принципы, концертмейстер обязан в тактичной форме
напомнить, что не следует изменять замысел автора.
На первых этапах обучения пению учащегося, когда мы только начинаем
знакомить его с теоретическими понятиями, значительная ответственность
ложится на концертмейстера. Его ясная, точная, выразительная игра помогает
ребёнку воспринимать форму, размер, лад на эмоциональном уровне. В
дальнейшем
концертмейстер
вместе
с
преподавателем
осуществляет
музыкально-теоретическое образование учащегося. Музыкально неграмотный
певец, который неспособен понять и изучить музыку, проанализировать
содержание,
форму,
определить
характер
произведения
–
не
сможет
самостоятельно
работать,
и
всегда
будет
зависеть
от
педагога
или
концертмейстера.
Ребёнку,
исключая
очень
редкие
случаи,
присущи
застенчивость,
неуверенность, стеснительность, он может растеряться в любой момент.
Концертмейстер помогает ему преодолеть эти и другие качества личности,
мешающие
исполнению,
особенно
на
сцене,
где
ребёнок
подвержен
наибольшему волнению. Дети могут забыть слова, сфальшивить интонацию,
неточно воспроизвести ритмический рисунок, не выдержать метроритмические
рамки. Концертмейстер должен моментально «подхватить» ученика, если он
перескочил на другой эпизод; заполнить паузу в момент забывания слов;
помочь продолжить и закончить произведение; вернуть уверенность в себе. Для
этого концертмейстеру необходимо обладать быстрой реакцией – это качество
очень
важно
в
профессиональной
деятельности.
Опытный
педагог
–
концертмейстер может помочь снять ребёнку напряжение перед концертом, а
во
время
концерта
помочь
избавится
от
излишнего
волнения
своей
выразительной игрой, которая увлечёт солиста и поможет ребёнку проникнуть
в
содержание
произведения.
Самообладание
также
необходимо
для
концертмейстера он должен знать, что ошибок и поправок при выступлении не
должно быть, не допустимы также их мимические выражения.
Таким образом, специфика работы концертмейстера
с вокалистами
заключается в том, что он должен хорошо знать природу певческого голоса,
основы вокального пения и секреты взаимодействия инструмента и голоса. В
профессии
концертмейстера
личностные
качества
не
отделимы
от
профессиональных. Важнейшим из них являются: виртуозное владение
инструментов,
методикой,
педагогическим
мастерством.
Концертмейстер
должен
обладать
образовательными
технологиями,
организационными
навыками, общей эрудицией, уравновешенным характером, чувством юмора.
В своём методическом сообщении я использовал личный материал и
материал библиотечного фонда.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Виноградов
К.,
О
специфике
творческих
взаимоотношений
пианиста-
концертмейстера
и
певца//Музыкальное
исполнительство
и
современность.
Вып.1.-М.:Музыка, 1988.
Крючков Н., Искусство аккомпанемента как предмет обучения – Л.: Музгиз, 1961.
Люблинский А., Теория и практика аккомпанемента, Методические основы – Л.:
Музыка, 1972.
Люблинский А., Теория и практика аккомпанемента, (Л), 1972.
Шендерович Е.М. Об искусстве аккомпанемента //С.М., 1969, №4.
Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе. Размышления педагога. М.:
Музыка, 1996.