Авторы: Мельникова Наталья Ивановна, Царулицына Ирина Владимировна
Должность: преподаватели
Учебное заведение: Техникум ФГБОУ ВО РГУПС
Населённый пункт: г.Ростов-на-Дону
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Литературная гостиная "Поэты казачьего зарубежья Н.Туроверов и Н.Келин"
Раздел: среднее профессиональное
Литературная гостиная
«Поэты казачьего зарубежья. Н.Н.Туроверов и Н.А.Келин»
Для студентов СПО
Дисциплина «Родная литература»
Цели:
1. развивать умение обучающихся анализировать художественный текст в контексте
исторических событий, особенностей быта, обычаев и традиций казаков;
2. показать нравственно-эстетическую значимость произведений донских поэтов для
развития литературного процесса России;
3. воспитывать интерес к своим духовным корням, культуре своей малой родины.
В связи с заявленными целями устанавливаются следующие задачи:
1. познакомить обучающихся с произведениями донских поэтов Н.Н.Туроверова и
Н.А.Келина;
2. содействовать развитию гражданских и нравственных качеств через чтение и
эмоциональное восприятие русской поэзии;
3. развивать образное и аналитическое мышление, эстетические и творческие способности
обучающихся.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, художественные тексты, песни
на стихи этих поэтов,
фрагменты из фильмов.
Планируемые образовательные результаты -
обучающиеся должны научиться:
1. соотносить художественную литературу родного края с общественной жизнью России и
Дона;
2. читать осмысленно и выразительно поэтические и прозаические произведения
писателей Дона и о Доне;
3. выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и аргументированно
высказывать своё отношение к литературному произведению.
Ход занятия
Вступительное слово учителя:
Итак, обратимся к началу ХХ века. Это время стало для России периодом тяжелых
испытаний: три революции, первая мировая война, гражданская война, проходившая во всей
стране и принесшая огромные жертвы среди населения. В результате происходивших
потрясений радикально изменились идеология, культура и общественно-политический строй в
стране. После Октябрьской революции Россию покинуло от полутора до двух миллионов
человек. Они составили русскую эмиграцию за границей, которая являлась уникальным
сообществом. Для вынужденных русских эмигрантов важнейшей целью являлось сохранение
русской культуры, традиций, православной веры. С первой эмиграцией связано создание
«параллельной России», существование двух русских культур – русской зарубежной и
советской.
Культура и наследие казачьего зарубежья вообще и начала XX века в частности является
одной из самых ярких, противоречивых, актуальных и востребованных в наши дни проблем
изучения культуры русского и российского народа. Сегодня популярны стихи и проза казачьего
зарубежья, известны более 150 поэтов-казаков, в том числе около 80 донских. Их творческое
наследие не равноценно ни по мастерству, ни по объему. Но даже суровая литературная
критика российского зарубежья признает высокий уровень их мастерства, относя к лучшим
поэтам российского зарубежья донских казаков Н. Н. Туроверова (Франция) и Н. А. Келина
(Чехословакия).
На экране – презентация.
Студент:
Биография Туроверова
Н.Н.Туроверов родился в станице Старочеркасской Области Войска Донского в 1899 году.
Детство и отрочество будущий поэт провёл в донской станице Каменской, где его отец, тоже
Николай Николаевич Туроверов, войсковой старшина, потомок легендарных казачьих
атаманов, служил судебным следователем. Здесь Николай Туроверов в 1917 году окончил 7
классов Каменского реального училища и сразу поступил вольноопределяющимся в лейб-
гвардии Атаманский полк. В рядах Атаманского полка принимал участие в Первой мировой
войне. Очень быстро его произвели в урядники, а через месяц - в сентябре 1917-го -
откомандировывают на Дон, чтобы в ускоренном порядке «выучить» на офицера. В качестве
портупей-юнкера Туроверова зачисляют в Новочеркасское военное училище. Но снова учиться
долго не пришлось.
Студент:
На Дон накатывались волны разгоравшейся в России братоубийственной Гражданской
войны. Н.Туроверов вместе с младшим братом Александром в числе многих других учащихся-
казаков донской столицы вступил в отряд легендарного казачьего командира Чернецова. Это
был почти «детский крестовый поход», бойцы редко были старше двадцати лет. После
трагической смерти В.М.Чернецова, распада его отряда Н.Туроверов в составе 2-тысячного
отряда под командованием генерала П.Х. Попова уходит в легендарный «Степной поход».
Через много лет, в 1931г., уже в парижской эмиграции, Туроверов напишет об этих трагических
событиях в стихотворении «Не выдаст моя кобылица…»
Звучит песня на стихи Туроверова.
Студент:
С Белой армией Н.Туроверов прошел всю гражданскую войну, сражался на Дону, на
Кубани, в Крыму; он бился за свою Россию, которую пытался сохранить. Во время борьбы за
Дон был 4 раза ранен. Осенью 1920 подъесаул Туроверов в составе Донского корпуса,
входившего в армию П.Н.Врангеля, эвакуировался из Крыма в Турцию. Его, раненого, внесли
на один из последних пароходов в Севастопольском порту. Следом по трапу поднялась жена —
Юлия Грекова, красавица-казачка, медсестра крымского госпиталя. Туроверов осознавал, что
прежняя мирная жизнь никогда не вернется. И он уезжал с острым чувством тоски по
оставленной родине, которое с годами не проходило. В «прощальных» стихах Туроверова
возникает образ «последнего ночлега» на родной земле. Но в его душе нет ни ненависти, ни
злобы, и он до конца жизни пронесет в себе любовь к родной земле.
Ст. «В эту ночь мы ушли от погони…» Звучит песня.
Студент:
Покидали родную землю, оставив на берегу своих верных друзей – боевых коней. А кони
бросались вслед за уплывающими казаками в воду. Об этом Туроверов написал в
стихотворении «Уходили мы из Крыма…» Стихотворение легло в основу знаменитого эпизода
из фильма «Служили два товарища», где герой Владимира Высоцкого белогвардеец Брусенцов
стреляет с борта корабля в плывущего за ним коня, а затем стреляется сам. Образ коня в этом
произведении является символом потери родной земли, гибель животного выражает не только
личное горе, но и народную катастрофу.
Ст. «Уходили мы из Крыма…» Звучит песня в исполнении группы «Любэ», на
экране кадры из фильма «Служили два товарища».
Студент:
После эвакуации из Крыма Туроверова ждал пересылочный лагерь на греческом острове
Лемнос. Затем была Сербия, где он работал грузчиком и лесорубом. И, наконец, семья
Туроверовых переезжает во Францию. В Париже Николай Туроверов по ночам разгружает
вагоны, а днем учится в Сорбонне. В начале 30-х годов он поступил на службу в крупнейший
парижский банк «Диас», в котором проработал почти сорок лет, получив в конце карьеры
медаль «За долгую и безупречную службу».
События, происходившие в его жизни, Туроверов продолжал осмысливать в стихах.
Первый поэтический сборник вышел в 1928 году и назывался «Путь», заглавие символически
указывало на поиск личного жизненного пути. В 1937 году вместе с группой донских казаков,
которые успешно пробовали свои силы на литературном поприще, создает объединение
«Кружок казаков-литераторов» и становится ответственным по «отделу поэзии».
Студент:
Как и всякий настоящий поэт, Туроверов, несомненно, знал о своей высокой миссии.
Нельзя оставить без внимания программное стихотворение 1940 года «Пилигрим». Автор
обращается к теме поэта-пророка. Как и у Пушкина в стихотворении «Пророк», лирический
герой Туроверова является божьим избранником: сам Господь налил ему чернила и призвал его
писать стихи о любви к Божьему миру и открывать людям Божью волю. При этом понимание
жизни у Туроверова христианское, он покорно принимает свою судьбу. Пройдя через
страдания, поэт получил дар любви к жизни. Господь забрал у него все, что ему было дорого, а
взамен дал «просветленную любовь».
Ст. «Пилигрим». Выразительное чтение.
Студент:
Помимо поэзии, во Франции Туроверов занимался историческими и библиографическими
исследованиями: изучал историю казачества и его роль в культуре европейских стран. Н.Н.
Туроверов создал в Париже Казачий музей, регулярно устраивал выставки на военно-
исторические темы, такие как: «1812 год», «Казаки», «Суворов», «Лермонтов». Стал одним из
основателей журнала «Родимый Край», а также был председателем парижского Казачьего
союза, который оказывал помощь казакам-эмигрантам.
Один за другим выходили в Париже сборники стихов - в 1928-м, 1937-м, 1939-м, 1942,
1965. Воспевший красоту Донских земель, казачью историю и традиции, он 53 года из 73
прожил во Франции. «Франция, страна моей свободы, /Мачеха веселая моя!» — так назвал поэт
страну, приютившую его.
Ст. «Франции». Выразительное чтение.
Студент:
Но заменить Родину «веселая мачеха» всё же не могла. Тоска по Дону, по родной степи
звучит в стихах Туроверова любого периода. Одним из ярких стихотворений, в которых автор
вспоминает о доме, является произведение «Стихи к дочери» (1944). Лирический герой
стремится передать дочери свою любовь к Донской земле, к казачьему степному краю,
которого она, будучи рожденной уже в эмиграции, никогда не видела. Описание казачьего мира
передается через детали, понятные и близкие автору: жаркий день, запах полыни, цветопись.
Природа показана живой, у нее есть душа. Так, горькая трава полынь «тоскует», как тоскует по
своей родине и лирический герой, то есть душевное состояние человека раскрывается в
стихотворении через образы природы.
Ст. «Стихи к дочери». Выразительное чтение.
Студент:
«Казачья» поэзия Туроверова глубоко связана с тихим Доном, «краем курганов и ветров»,
его историей и природой. Он бережно хранил на чужбине верность прошлому отчего края,
воспоминания о котором врачевали душу поэта:
Ст. «Как счастлив я, когда приснится…» Выразительное чтение.
Студент:
Воспоминания о Родине для поэта мучительны, потому что он понимает, что никогда не
сможет вернуться в Россию. Мысли о Родине все чаще кажутся ему навязчивыми и
невозможными, образ России превращается в прекрасный и болезненный миф, поэта
преследует сравнение родной страны со старой матерью, которая не узнала своего сына в
измученном страннике. Не признавшая сына мать-родина — навязчивый кошмар зрелого
Туроверова. А родители поэта бесследно сгинули после его отъезда из России — то ли в лагере,
то ли в ссылке. Следов их он так найти и не смог.
Ст. «Я знаю, не будет иначе…» Выразительное чтение.
Студент:
Итогом
мучительных
раздумий
явилось
мужественное
и
мудрое
стихотворение
«Товарищ» (1944). Н.Н. Туроверов переосмысливает недавнее прошлое и приходит к выводу,
что гражданская война – это «бессмысленное зло». Поэт обращается к тому, кто его прогнал с
родной земли, к «врагу под кличкою товарищ». Обращаясь к своему бывшему противнику, он
называет его братом, потому что они оба преданы своей родине и за это хранимы Богом.
Туроверов призывает объединить свои усилия во имя общей Отчизны. Это стихотворение
является в какой-то степени пророческим, обращённым не только к своему прямому
противнику, но и к нам, ныне живущим?
Ст. «Товарищ». Выразительное чтение.
Студент:
Н. Туроверов скончался в госпитале Лавуазьер под Парижем в возрасте 73 лет. Похоронен
на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, рядом с могилами однополчан Атаманского
полка.
Критик Н.Станюкович назвал Н.Н.Туроверова «последним выразителем духа мятежной и
мужественной ветви русского народа — казачества».
Просмотр фрагмента из фильма «Белая летопись Русского лихолетья. 2ч. Николай
Келин».
Студент:
Николай Андреевич родился 28 ноября 1896 года в станице Клётской Усть-Медведицкого
округа Всевеликого войска Донского в зажиточной казачьей семье. Ведущую роль в
воспитании и образовании будущего поэта сыграл дед по матери Иосиф Фёдорович Кузнецов.
Он был первым человеком в роду, который овладел грамотой и этим очень гордился. Своей
первостепенной задачей Иосиф Фёдорович считал дать всем детям в семье образование. Поэт
Келин навсегда запомнил слова деда: «Смотри, Колюшка, наука – это всё. Перед человеком,
который университет окончил, нужно стоять, держа руки по швам. Сидеть невежливо».
Студент:
К сожалению, война 1814 года нарушила планы Иосифа Фёдоровича. Сёстры Николая
окончили медицинский факультет в Петербурге, а он сам, оставив Императорский лесной
институт, стал курсантом Константиновского артиллерийского училища, так как стране нужны
были офицеры. Все эти и другие события своей непростой жизни Н. Келин опишет в
произведении «Казачья исповедь». С большой гордостью он расскажет о своём происхождении,
о близости к народу, о его причастности к Донской земле: «Что касается моей коротенькой
родословной: генеалогическое дерево имеет мало веточек, но корни его идут с Дона-батюшки,
Рязани и Турции. Не из палат каменных, не из кряжистых купеческих хором, а из вольных
степей Донских и рязанских полей, из гущи народной».
В январе 1917-го Николая командировали в Саратов, где создавался специальный
артиллерийский дивизион, который отправили в 12-ю армию самого беспощадного Северного
фронта Первой мировой войны. Судьба для Келина приготовила много разных испытаний.
Одним из первых стала страшная весть о том, что большевики закопали живьём его
двоюродного брата, а также вырезали в родной станице 70 казачьих офицеров. Всё это стало
для Николая Андреевича началом страшной братоубийственной войны, о которой он позже
напишет в стихотворении «О чём пел набат» (чтение стихотворения).
Студент:
С Белой армией Келин прошёл всю гражданскую войну, после чего вынужденно
эвакуировался из Крыма вместе с тысячами других русских военных на остров Лемнос, став
человеком без Родины и вне закона.
Несмотря на все невзгоды удача часто улыбалась Келину. В Праге волей случая ему
удалось поступить на медицинский факультет Карлова университета. Однако, не являясь
гражданином Чехословакии, он не мог заниматься лечебной практикой. Молодой врач работал
бесплатно, спал в прачечной, а питался остатками еды из больничной кухни. Деньги
зарабатывал летом, когда местные доктора уезжали в отпуск.
В скором времени благодаря связям влиятельного пациента, которого вылечил Келин,
удалось получить гражданство.
Жизнь потихоньку налаживалась, Николай Андреевич женился, но тоска по покинутой
Родине его не покидала. Глубокая ностальгия стала результатом создания нескольких томиков
стихов. Вот одно из них:
Чтение стихотворения Н.А. Келина «Люблю простор полей и волю»
Студент:
Простая и ясная поэзия Н.А. Келина даёт возможность любому читателю проникнуться
авторскими переживаниями, окунуться во все ужасы лихолетья, в то время, когда навис «над
Родиной вздыбленный вал», когда всеми ощущался «смерти холодный оскал». Именно так он
скажет о событиях 18 года:
(Чтение стихотворения Н.А. Келина «Забыть ли в белесом рассвете…)
Студент:
Казачество всегда было верным стражем границ России, поэтому тема расставания с
родной землёй была очень болезненной для казаков. Стихи о Родине Н. Келина пропитаны
страданием, осознанием невозможности увидеть своих близких, прикоснуться к родной земле,
глубоко вдохнуть запах донских полей… Каждая строчка поэта дышит любовью и нежностью к
Родине. Может, это дань благодарности за своё счастливое детство, за нежность материнских
рук, за неизгладимые впечатления от красоты родных просторов.
(Чтение стихотворения Н.А. Келина «Капли дождевые по траве зелёной...»)
Студент:
С наступлением Пражской весны 1968-го доктору Келину предложили съездить в
Ватикан. Возвращаясь из Рима, он повидал товарищей, с которыми много лет была прервана
связь. В Париже ему довелось встретиться с Н. Туроверовым.
Но вскоре весна перешла в лето, и по дорогам Чехословакии покатились советские танки,
подавляя мятеж. Эти события лета 1968 года основательно подкосили здоровье Николая
Андреевича. Все искали возможные пути спасения, но Николай Келин сказал младшему сыну
Алексею: «Чехия приютила нас, когда нам было трудно. Теперь трудно ей. А Родина - как мать.
Её нельзя оставлять в беде».
Но русских в Праге буквально возненавидели: 4-летнего внука Келина вчерашние друзья
зверски избили в детском саду за то, что он был русским. Мальчику нанесли не только
физическую, но главное - моральную травму. С того времени старший внук донского казака
Келина наотрез отказался говорить по-русски.
А Николай Андреевич на глазах постарел и вскоре скончался от пятого по счету инфаркта.
Келин похоронен в семейной могиле крипты Успенского храма в Праге, на православном
Ольшанском кладбище.
В 1970 году в Западной Германии вышло в свет издание двух поэтических сборников Н.
Келина. В 1996 году в Москве была опубликована его автобиографическая проза «Казачья
исповедь», в 1997 году в Ростове-на-Дону вышла книга избранных стихотворений «Степные
песни», а в 2009 году был напечатан наиболее полный труд произведений Николая Андреевича
«Ковыльный сказ». Вот одно из самых ярких стихотворений сборника:
Чтение стихотворения Н. А. Келина «Господи, Иисусе Христе».
(В конце занятия звучит видеоролик песни «Не для меня придёт весна»).
Рефлексия.
Ответьте на вопросы:
1. Скажите, что особенно вас тронуло в судьбе изученных поэтов?
2. Что общего в их биографии вы подметили? А заметили перекличку тем в
стихотворениях поэтов?
3. Какие черты свойственны лирике и Н. Туроверова, и Н. Келина?