Автор: Кострикина Анастасия Андреевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №94
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Информационные технологии в обучении иностранному языку
Раздел: среднее образование
Информационные технологии в обучении иностранному языку
На данном этапе развития российского образования основной задачей школы становится
формирование социокультурной компетентности обучающихся. Широкое использование средств
информационных и коммуникационных технологий на уроках определяет их стремительное
внедрение в учебный процесс и способствует модернизации образовательного пространства
школы.
Важной составляющей педагогического мастерства учителя в современных условиях становится
его соответствие уровню развития науки и техники, его умению решать профессиональные задачи
с применением ИКТ.
Так что же такое информационные технологии? ИКТ – это «система методов и способов сбора,
накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью
компьютеров и компьютерных линий связи» [1].
Информационные технологии, как правило, представляют собой такие технические средства как
аудио, видео, компьютер, Интернет.
Применение компьютеров на уроках иностранного языка существенно повышает интенсивность
образовательного процесса. Интерактивное обучение с помощью обучающих компьютерных
программ способствует реализации целого комплекса методических, педагогических,
дидактических, психологических принципов, делает процесс обучения более интересным. Такой
способ обучения дает возможность учитывать темп работы каждого учащегося. В это же время
преобразуется ценностно-смысловая сфера обучаемого, увеличивается его познавательная
деятельность, что, несомненно, способствует эффективному повышению уровня знаний и умений.
Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя в учебном процессе.
Здесь необходимо тщательное планирование времени работы с компьютером, использовать его
только тогда, когда этого требует образовательный процесс.
Таким образом «внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации
образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования,
обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном
пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных
технологий и обладающей информационной культурой» [4].
В обучении иностранному языку широкое использование получили мультимедийные технологии,
основными средствами которых являются звук, текст, видео. Невозможно представить
образовательный процесс без мультимедийных презентаций. Именно проектная деятельность –
это значимая сторона использования информационных технологий на уроках иностранного
языка.
Метод проектов – это «способ достижения дидактической цели через детальную разработку
проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым
практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов,
действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной
задачи – решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего
конечного продукта» [5].
Благодаря проектной деятельности учащиеся могут самостоятельно выбрать тему своей
творческой работы, используя различные источники информации, выбрать способ ее
демонстрации. Кроме того, с помощью метода проектов учащимся предоставляется прекрасная
возможность использовать иностранный язык в ситуациях повседневного общения.
Проектная деятельность способствует совершенствованию навыков работы учащихся с
компьютером и другими современными техническими средствами. Учащиеся осваивают
электронные версии словарей, справочников, энциклопедий; расширяют языковые знания;
повышают уровень практического использования иностранного языка.
Мультимедийные технологии наиболее продуктивно отвечают дидактическим целям урока.
Учебный аспект предполагает осознание обучающимися учебного материала; развивающий
аспект предполагает развитие познавательно го интереса учащихся, творческих
способностей, способностей к догадке, сравнению, сопоставлению, формированию
заключений; воспитательный аспект способствует обеспечению стимулирования
речемыслительной деятельности учащихся и их социальной активности.
Использование Интернет-технологий предполагает увеличение контактов, дает возможность
обмениваться социокультурными ценностями, усиленно изучать иностранный язык, преодолеть
коммуникативный барьер, развивать творческий потенциал.
Итак, ресурсы Интернет можно применять:
- для поиска необходимой информации учащимися в рамках проектной деятельности;
- для самостоятельного изучения иностранного языка;
- для развития творческого потенциала учащихся (участие в различных конкурсах, викторинах,
конференциях);
- для самостоятельной подготовки к ГИА, ЕГЭ;
- для дистанционного изучения иностранного языка под руководством педагога;
- для поиска необходимого материала во время подготовки к уроку, внеклассному мероприятию.
К счастью, наше учебное заведение имеет лингафонный кабинет с достаточным количеством
компьютеров с доступом в Интернет, что позволяет более эффективно решить целый ряд
лингводидактических задач.
К данным задачам относятся:
- развитие умений аудирования с помощью оригинальных звуковых материалов глобальной сети;
контроль правильности прослушанного материала;
- развитие рецептивных грамматических умений чтения, используя тексты Интернет разного
уровня сложности; обучение технике чтения вслух; совершенствование лексических и
грамматических навыков чтения; развитие умений выделения в тексте основной, второстепенной
и других видов смысловой информации; контроль понимания прочитанного текста;
- развитие грамматических умений продуктивного письма; активизация грамматических навыков с
помощью тестовых программ; использование справочно-информационной литературы по
грамматике, в случае обнаружения ошибки;
- формирование навыков письма, отправляя ответы партнерам с помощью электронной почты;
написание сочинений, эссе, рефератов и других видов работ совместного творчества;
- развитие умений говорения с использованием веб камер; развитие умений монологической и
диалогической речи для обсуждения проблемы, представленной педагогом, учащимися на основе
материалов Интернет;
- пополнение лексического запаса учащихся с учетом социально-политического устройства
общества, культуры и традиций государства; контроль уровня словарного запаса учащихся с
помощью тестовых, игровых обучающих программ сети Интернет; использование электронных
словарей и других информационных источников для оказания поддержки;
- развитие лексико-грамматических умений перевода; контроль правильности перевода;
использование текстового редактора, системы машинного перевода с целью приобретения
умения редактирования текста; использование электронных словарей, справочников, глоссариев
для оказания справочно-информационной поддержки;
- расширение кругозора учащихся на основе лингвострановедческого материала глобальной сети,
включающий в себя особенности культуры, традиций страны изучаемого языка, речевой этикет,
особенности речевого поведения народа в ситуациях общения;
- обучение различным видам анализа текста; развитие умений преодоления языковых барьеров
самостоятельно; использование автоматических словарей, электронных энциклопедий и других
справочников для оказания информационной поддержки с помощью экстралингвистической
информации;
- формирование устойчивой мотивации к изучению иностранного языка с помощью различных
материалов сети Интернет.
Однако, несмотря на все преимущества информационных технологий, они не могут
полностью заменить учителя иностранного языка. Нельзя забывать о воспитательных функциях
преподавателя, которые не могут быть реализованы ИКТ. ИКТ – это способ поддержки
познавательной деятельности учащегося.
Ниже приведены некоторые из мультимедийных программ для обучения английскому и
немецкому языкам: “New Opportunities (Russian Edition) Intermediate Teacher's Book with Test
Master CD-ROM” (издательство “Pearson Longman ELT”, 2007), “Профессор Хиггинс. Английский без
акцента!” (издательство «Истра Софт»), мультимедийное пособие “Болек и Лелек учат немецкий”
(издательство “Новый диск”, 2006), компьютерная программа “Немецкий язык. 6-11 классы”
(Издательство “Учитель”, 2008), компьютерная программа “Профессор Хиггинс. Немецкий без
акцента” (издатель “1С”, 2007), компьютерная игра “Дракоша и занимательный немецкий”
(издатель “Медиа 2000”, 2006) и многие другие программы.
Обучающие программы по иностранному языку способствуют росту мотивации учащихся по
предмету, развитию умений аудирования, чтения, говорения, письма, выработке навыков
контроля и самоконтроля учащихся.
Однако большинство обучающих компьютерных курсов, имеющихся в продаже на сегодняшний
день, не всегда отвечают требованиям учебных программ, поскольку, они предполагают
индивидуальную работу, самостоятельное изучение иностранного языка.
Итак, применение информационных технологий на уроках иностранного языка включает в себя
различные видеоматериалы лингвострановедческого характера, тексты для аудирования,
создание проектов, мультимедийных презентаций, использование электронных словарей,
энциклопедий, справочников и т.п.
Видами информационных технологий на уроках иностранного языка являются создание
презентаций, проектов, сайтов, публикаций; разработка и создание дидактического материала;
тестирование он-лайн; ведение телемоста с использованием веб-камер; электронная библиотека;
мультимедийные курсы, использование Интернет-ресурсов.
Итак, использование ИКТ на уроках иностранного языка способствует формированию и
совершенствованию общеучебных умений и навыков учащихся; расширению их языкового
материала; проявлению самостоятельности в работе над учебным материалом; развитию
творческого потенциала учащихся, их познавательной активности; созданию увлекательного
урока.