Напоминание

Информационные технологии в обучении иностранному языку


Автор: Кострикина Анастасия Андреевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №94
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Информационные технологии в обучении иностранному языку
Раздел: среднее образование





Назад




Информационные технологии в обучении иностранному языку

На данном этапе развития российского образования основной задачей школы становится

формирование социокультурной компетентности обучающихся. Широкое использование средств

информационных и коммуникационных технологий на уроках определяет их стремительное

внедрение в учебный процесс и способствует модернизации образовательного пространства

школы.

Важной составляющей педагогического мастерства учителя в современных условиях становится

его соответствие уровню развития науки и техники, его умению решать профессиональные задачи

с применением ИКТ.

Так что же такое информационные технологии? ИКТ – это «система методов и способов сбора,

накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью

компьютеров и компьютерных линий связи» [1].

Информационные технологии, как правило, представляют собой такие технические средства как

аудио, видео, компьютер, Интернет.

Применение компьютеров на уроках иностранного языка существенно повышает интенсивность

образовательного процесса. Интерактивное обучение с помощью обучающих компьютерных

программ способствует реализации целого комплекса методических, педагогических,

дидактических, психологических принципов, делает процесс обучения более интересным. Такой

способ обучения дает возможность учитывать темп работы каждого учащегося. В это же время

преобразуется ценностно-смысловая сфера обучаемого, увеличивается его познавательная

деятельность, что, несомненно, способствует эффективному повышению уровня знаний и умений.

Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя в учебном процессе.

Здесь необходимо тщательное планирование времени работы с компьютером, использовать его

только тогда, когда этого требует образовательный процесс.

Таким образом «внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации

образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования,

обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном

пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных

технологий и обладающей информационной культурой» [4].

В обучении иностранному языку широкое использование получили мультимедийные технологии,

основными средствами которых являются звук, текст, видео. Невозможно представить

образовательный процесс без мультимедийных презентаций. Именно проектная деятельность –

это значимая сторона использования информационных технологий на уроках иностранного

языка.

Метод проектов – это «способ достижения дидактической цели через детальную разработку

проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым

практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов,

действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной

задачи – решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего

конечного продукта» [5].

Благодаря проектной деятельности учащиеся могут самостоятельно выбрать тему своей

творческой работы, используя различные источники информации, выбрать способ ее

демонстрации. Кроме того, с помощью метода проектов учащимся предоставляется прекрасная

возможность использовать иностранный язык в ситуациях повседневного общения.

Проектная деятельность способствует совершенствованию навыков работы учащихся с

компьютером и другими современными техническими средствами. Учащиеся осваивают

электронные версии словарей, справочников, энциклопедий; расширяют языковые знания;

повышают уровень практического использования иностранного языка.

Мультимедийные технологии наиболее продуктивно отвечают дидактическим целям урока.

Учебный аспект предполагает осознание обучающимися учебного материала; развивающий

аспект предполагает развитие познавательно го интереса учащихся, творческих

способностей, способностей к догадке, сравнению, сопоставлению, формированию

заключений; воспитательный аспект способствует обеспечению стимулирования

речемыслительной деятельности учащихся и их социальной активности.

Использование Интернет-технологий предполагает увеличение контактов, дает возможность

обмениваться социокультурными ценностями, усиленно изучать иностранный язык, преодолеть

коммуникативный барьер, развивать творческий потенциал.

Итак, ресурсы Интернет можно применять:

- для поиска необходимой информации учащимися в рамках проектной деятельности;

- для самостоятельного изучения иностранного языка;

- для развития творческого потенциала учащихся (участие в различных конкурсах, викторинах,

конференциях);

- для самостоятельной подготовки к ГИА, ЕГЭ;

- для дистанционного изучения иностранного языка под руководством педагога;

- для поиска необходимого материала во время подготовки к уроку, внеклассному мероприятию.

К счастью, наше учебное заведение имеет лингафонный кабинет с достаточным количеством

компьютеров с доступом в Интернет, что позволяет более эффективно решить целый ряд

лингводидактических задач.

К данным задачам относятся:

- развитие умений аудирования с помощью оригинальных звуковых материалов глобальной сети;

контроль правильности прослушанного материала;

- развитие рецептивных грамматических умений чтения, используя тексты Интернет разного

уровня сложности; обучение технике чтения вслух; совершенствование лексических и

грамматических навыков чтения; развитие умений выделения в тексте основной, второстепенной

и других видов смысловой информации; контроль понимания прочитанного текста;

- развитие грамматических умений продуктивного письма; активизация грамматических навыков с

помощью тестовых программ; использование справочно-информационной литературы по

грамматике, в случае обнаружения ошибки;

- формирование навыков письма, отправляя ответы партнерам с помощью электронной почты;

написание сочинений, эссе, рефератов и других видов работ совместного творчества;

- развитие умений говорения с использованием веб камер; развитие умений монологической и

диалогической речи для обсуждения проблемы, представленной педагогом, учащимися на основе

материалов Интернет;

- пополнение лексического запаса учащихся с учетом социально-политического устройства

общества, культуры и традиций государства; контроль уровня словарного запаса учащихся с

помощью тестовых, игровых обучающих программ сети Интернет; использование электронных

словарей и других информационных источников для оказания поддержки;

- развитие лексико-грамматических умений перевода; контроль правильности перевода;

использование текстового редактора, системы машинного перевода с целью приобретения

умения редактирования текста; использование электронных словарей, справочников, глоссариев

для оказания справочно-информационной поддержки;

- расширение кругозора учащихся на основе лингвострановедческого материала глобальной сети,

включающий в себя особенности культуры, традиций страны изучаемого языка, речевой этикет,

особенности речевого поведения народа в ситуациях общения;

- обучение различным видам анализа текста; развитие умений преодоления языковых барьеров

самостоятельно; использование автоматических словарей, электронных энциклопедий и других

справочников для оказания информационной поддержки с помощью экстралингвистической

информации;

- формирование устойчивой мотивации к изучению иностранного языка с помощью различных

материалов сети Интернет.

Однако, несмотря на все преимущества информационных технологий, они не могут

полностью заменить учителя иностранного языка. Нельзя забывать о воспитательных функциях

преподавателя, которые не могут быть реализованы ИКТ. ИКТ – это способ поддержки

познавательной деятельности учащегося.

Ниже приведены некоторые из мультимедийных программ для обучения английскому и

немецкому языкам: “New Opportunities (Russian Edition) Intermediate Teacher's Book with Test

Master CD-ROM” (издательство “Pearson Longman ELT”, 2007), “Профессор Хиггинс. Английский без

акцента!” (издательство «Истра Софт»), мультимедийное пособие “Болек и Лелек учат немецкий”

(издательство “Новый диск”, 2006), компьютерная программа “Немецкий язык. 6-11 классы”

(Издательство “Учитель”, 2008), компьютерная программа “Профессор Хиггинс. Немецкий без

акцента” (издатель “1С”, 2007), компьютерная игра “Дракоша и занимательный немецкий”

(издатель “Медиа 2000”, 2006) и многие другие программы.

Обучающие программы по иностранному языку способствуют росту мотивации учащихся по

предмету, развитию умений аудирования, чтения, говорения, письма, выработке навыков

контроля и самоконтроля учащихся.

Однако большинство обучающих компьютерных курсов, имеющихся в продаже на сегодняшний

день, не всегда отвечают требованиям учебных программ, поскольку, они предполагают

индивидуальную работу, самостоятельное изучение иностранного языка.

Итак, применение информационных технологий на уроках иностранного языка включает в себя

различные видеоматериалы лингвострановедческого характера, тексты для аудирования,

создание проектов, мультимедийных презентаций, использование электронных словарей,

энциклопедий, справочников и т.п.

Видами информационных технологий на уроках иностранного языка являются создание

презентаций, проектов, сайтов, публикаций; разработка и создание дидактического материала;

тестирование он-лайн; ведение телемоста с использованием веб-камер; электронная библиотека;

мультимедийные курсы, использование Интернет-ресурсов.

Итак, использование ИКТ на уроках иностранного языка способствует формированию и

совершенствованию общеучебных умений и навыков учащихся; расширению их языкового

материала; проявлению самостоятельности в работе над учебным материалом; развитию

творческого потенциала учащихся, их познавательной активности; созданию увлекательного

урока.



В раздел образования