Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ДОБРОТЫ И МИЛОСЕРДИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ


Автор: Герасимова Инна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №79"
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ДОБРОТЫ И МИЛОСЕРДИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ДОБРОТЫ И МИЛОСЕРДИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Упавшему помоги встать.

Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу.

И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь.

(Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю.

Толковый словарь русского языка).

Доброта и милосердие – это высочайшие нравственные ценности. В них

проявляются гармония чувств, мыслей, поступков, активное противостояние всему

дурному, готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания.

В раннем детстве, когда еще только начинает формироваться в человеке все

человеческое, воспитание добрых чувств приобретает особое значение.

Дети добры по своей природе, но бесценное зерно доброго требует постоянного

ухода, иначе оно может не прорасти. Обязанность и долг взрослых, родителей и

педагогов, - учить маленького человека и мыслить, и чувствовать, и действовать

по законам добрых человеческих отношений, по законам милосердия.. То, какой

чувственный опыт получает ребенок в первые годы жизни – опыт доброты или

жестокости – не может не сказаться на дальнейшем становлении его личности.

Доброта – понятие емкое и многогранное. Это – человечность и отзывчивость,

чуткость и доброжелательность, умение поступиться своим я», «хочу» ради «мы»,

«обязан», проявить готовность разделить невзгоды и радости других людей.

Милосердие -

сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и

нуждающихся

-

больных,

инвалидов,

престарелых.

Воспитание

сострадательного

отношения к такой категории людей даёт предпосылки проявлений уважения друг к

другу, понимания того,

что каждый из нас, или наши близкие могут оказаться в подобной

ситуации и будут нуждаться в той или иной поддержке.

Деятельное проявление

милосердия - различная помощь, благотворительность и т.д.

Как воспитывать доброту, милосердие? Этому помогают:

Ø

этические беседы с ребёнком, которые способствуют развитию у детей представлений о

том, что такое хорошо и что такое плохо;

Ø

пословицы и поговорки

- Ласковое слово не трудно, а споро.

- Ласково слово - что весенний день.

- И у курицы сердце есть.

- Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.

- Доброе слово лучше мягкого пирога.

- Любить друга - любить себя;

Ø

игры, в которых у детей проявляются и закрепляются добрые чувства, умение проявить

заботу, внимание: «Построим кукле комнату», «Купание куклы» и другие для малышей,

сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: «Больница», «Гости», «Поездка в

трамвае» и т. д.

Ø

чтение художественные произведения: А. Барто «Вовка - добрая душа», Я. Сегель «Как я

был мамой», С. Михалков «Дядя Степа», В. Катаев «Цветик-семицветик», Е. Пермяк

«Самое страшное», Н. Артюхова «Трудный вечер», Е. Благинина «Посидим в тишине»,

ненецкая сказка «Кукушка». Эти произведения показывают детям, что ласковое, доброе

слово, хорошее отношение к человеку действует быстрее и эффективнее, чем сила.

Воспитание доброты - одна из существенных сторон воспитания ребенка. Это связано с

пробуждением в ребёнке сострадания, сопереживания в горе, беде и умении радоваться и

сопереживать успеху другого как к своему собственному. Ребёнок должен приходить к

этому не через порицания или боязнь наказания, а через укрепление по мере его

взросления чувства собственного достоинства. Действенное, искреннее проявление любви

взрослого к ребёнку побуждает его к проявлению добрых чувств в общении с

окружающими - это важное условие воспитания доброты.

Нами был разработан комплекс мероприятий, дающий первоначальные представления

о доброте. Работа проходила поэтапно. На каждом этапе решались задачи:

сформировать у детей представление о доброте;

создать мотив быть добрым;

воспитывать положительное отношения к доброте;

формировать навыки и привычки быть добрым;

формировать поступки и поведение быть добрым.

Для формирования представлений о доброте мы использовали большую куклу, в красивом

платье Белоснежку. Прочитали детям сказку Братьев Гримм «Белоснежка и семь

гномов». «Белоснежка» находилась в группе на протяжении всего периода работы с

детьми и выполняла роль персонажа олицетворяющего для детей доброту.

Мы проводили игру «В поисках добрых слов». (Детям нужно было вставить доброе слово,

завершить рассказ.)

1) Оля рисовала подарок маме. Брат побежал, рисунок упал на пол. Оля готова была

заплакать, но братик сказал волшебное слово. Какое? Оля улыбнулась и сказала братику...

2) Бабушка сшила для Катюшиной куклы платьице, но оно оказалось маленьким. Катюша

расстроилась, а бабушка попросила принести ей куклу сказала.... Внучка была рада. Она...

3) Ваня строил гараж для машины. Миша просил: «И я с тобой буду строить». Как бы вы

попросили об этом друга?

Также на данном этапе мы использовали: чтение детям сказки «Лиса и журавль»,

беседовали по её содержанию. «Как аукнется, так и откликнется», - такова идея этой

сказки. Мы предлагали детям изменить конец сказки, исправить положение. Подумать и

решить, как сделать так, чтобы лиса и журавль остались добрыми друзьями?

Задавали вопросы детям: Как вы думаете, почему журавль не смог съесть кашу у лисы?

Почему лиса не смогла съесть окрошку у журавля? Как бы вы поступили на месте этих

героев? Предлагали обыграть сказку, изменить её конец. Результатом нашей работы на

первом этапе стало понимание ребенком значения слов «добрый», «доброта».

На втором этапе мы старались сформировать у детей мотив «быть добрым». Мы старались

заметить каждое доброе дело, сделанное ребенком, отмечали его на панно «Наши добрые

поступки».

Мы использовали чтение стихотворения А.Барто «Вовка - добрая душа». Старались

вызвать у детей желание быть добрым, делать добрые дела.

Мы делили детей на группы. Раздавали каждой группе картинки с изображением

различных ситуаций. Дети должны были охарактеризовать эти ситуации, выбрать

поступки, которые можно охарактеризовать, как добрые.

Использовали творческие задания из серии «Науки доброты». Так детям предлагали

принять участие в оказании помощи птицам зимой. Предварительно показывали, что

птицам зимой нечего кушать, они голодают. Дети откликались и охотно участвовали в

изготовлении кормушек для птиц.

На третьем этапе мы старались вызвать у детей положительное отношение к проявлению

доброты. Подводили детей к мысли, что проявлять доброту может каждый человек.

Беседовали о людях разных профессий. Как человек в этой профессии проявляет доброту.

Мы использовали стихотворение Г.Акулова «Доброта». Предлагали порассуждать:

«Почему необходимо быть добрым?».

Мы рассматривали с детьми изображения Белоснежки, Серого волка, Красной Шапочки,

Золушки, Карабаса-Барабаса и предлагали назвать только добрых сказочных персонажей,

рассказать, почему они так решили. В игре «Больница» дети старались подражать

доброму доктору Айболиту, лечили свои игрушки.

Мы старались формировать у детей умение проявлять доброту. Проводили работу в

уголке природы, где дети ухаживали за растениями. Дети самостоятельно определяли

объекты природы, за которыми надо ухаживать. Такое задание способствовало

формированию не только доброго, но и бережного отношения к природе.

Доброта - это помощь людям и животным. Добрый человек пожалеет несчастное

животное, найдет слова, чтобы утешить, кому-то поможет в беде, кого-то удержит от

ошибки. Проводили беседу с детьми, предлагали рассказать о своих добрых поступках.

Зачем нужны добрые дела? Как можно сделать людей добрее?

Мы постоянно стимулировали желание ребенка быть добрым. В группе было открыто

«Бюро добрых дел». Мы оформили стенд с фотографиями самых добрых детей. Каждый

ребенок стремился, чтобы его фотография тоже была на этом стенде. Мы предложили

детям выполнить рисунок на тему: «Я добрый». Организовали конкурс рисунков на тему

«Добрые дела». Раздавали эмблемы и дипломы «Самый добрый ребенок в группе».

Вокруг нас много людей, которым постоянно нужна помощь. Желание нести людям

добро надо всячески культивировать в ребенке, потому что это делает из него гуманную

личность. Доброта рождается в деятельности, настоящий гуманизм заключается в

способности нести добро. В сознании подрастающего ребенка должен четко

сформироваться образ доброго человека, сопереживающего и стоящего на стороне добра в

противовес злу. Поощрять стремление ребенка к доброте - задача взрослых.

Очень важно, чтобы дети распространяли гуманные чувства не только на себя, но и

умели сострадать другим людям. Ребенок должен не только различать хорошие и плохие

поступки, но и понимать, почему нужно быть добрым, милосердным, какой мотив стоит

за каждым поступком. Осознание детьми мотивов поступков способствует более

глубокому усвоению представлений о доброте и милосердии, а, следовательно, и

развитию их чувств, формированию социально правильного поведения.



В раздел образования