Автор: Кошелева Александра Андреевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская хоровая школа "Подлипки" им. Б.А.Толочкова
Населённый пункт: г. Королёв, Московской области
Наименование материала: Вокально-хоровые навыки
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ НА ХОРОВЫХ ЗАНЯТИЯХ
Раздел: дополнительное образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ НА ХОРОВЫХ
ЗАНЯТИЯХ
К.Д. Ушинский неоднократно высказывал мысль о том, что запоют
дети – запоет народ. А будут любить пение дети или нет, во многом зависит
от
взрослых.
Пение
–
один
из
любимых
детьми
видов
музыкальной
деятельности.
Благодаря
словесному
тексту,
песня
доступнее
детям
по
содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Наиболее активной,
эффективной
и
доступной
формой
музыкального
обучения
-
является
хоровое
пение,
как
один
из
видов
коллективной
исполнительской
деятельности.
В
условиях
массового
образования
и
воспитания
оно
выполняет следующие функции. Хоровое пение расширяет музыкальный
кругозор
детей,
формирует
положительное
отношение
к
музыкальному
искусству, позволяет стимулировать развитие интереса к музыке. Хоровое
пение развивает голос и слух детей, формирует определённые певческие
знания,
умения
и
навыки,
необходимых
для
выразительного,
эмоционального
и
осмысленного
исполнения.
Хоровое
пение
развивает
такие
навыки
как:
память,
слух,
речь,
умения
и
навыки
коллективной
деятельности и др.
Способ
подачи
материала
имеет
большое
значение
для
ребенка.
Поэтому, особое значение отводится игровым технологиям. Особое место
на занятиях отводится звуковым играм, дыхательной и артикуляционной
гимнастике. Для поддержания интереса детей к процессу обучения пению
особая роль отводится занятиям-играм. Сознательная установка учащихся
формируется именно в игре, но не просто в воспроизведении заданных
правил игры, а в самовыражении своего “Я” всеми возможными средствами.
Прежде чем начинать работу над вокально-хоровыми навыками, нужно
познакомить
детей
с
упражнениями
для
формирования
певческой
установки.
-
Исходное
положение:
прямая
спина,
голова
прямо,
ноги
«узкой
дорожкой».
- «Березка». По команде педагога дети поднимаются на носочки и
опускаются, таким образом, отрабатывая певческую постановку корпуса
при пении с опорой на ноги.
- «Рынок». Наклонить корпус вниз, ноги прямые, руки расслабленно
висят,
плечи
опущены.
Взять
воображаемый
арбуз
с
земли,
с
трудом
поднять резко бросить и расслабиться. Прием направлен на расслабление
корпуса ребенка и снятию мышечной зажатости. Без певческого дыхания
процесс
пения
невозможен.
Формирование
навыка
певческого
дыхания
способствует укреплению и охране голоса от заболеваний. На занятиях
можно использовать следующие упражнения:
- «Свечка». Указательный палец руки поставить перед собой и по руке
педагога задувать «свечку».
-
«Карусель».
Использование
вдоха и
выдоха с
поворотом головы
влево-вправо, либо движение с головы вверх-вниз.
- «Музыкальная цепочка». Друг за другом, по руке дирижера, дети
«вливаются» в один и тот же звук. Это упражнение формирует к освоению
цепного дыхания. Все эти приемы направлены на формирование певческого
дыхания и на подготовку к вокальной работе.
На
занятиях
хора
используется
ряд
упражнений
на
развитие
музыкально-ритмического
слуха.
Это
упражнения
по
принципу
«Ритмическое эхо». Ребенок или педагог задает ритмический рисунок, а
хористы
должны
точно
повторить
его.
Эти
упражнения-игры
нравятся
детям, потому что каждый может, оказавшись ведущим и проявить себя в
изобретательности ритма. Под влиянием эмоций, вызванных игрой, ребенок
старается точно передать мелодию, текст, а главное, настроение, которое
несет в себе произведение.
Работа над дикцией часто начинается еще в игре, продолжаясь потом
в
процессе
распевания
или
разучивания
произведения.
Для
заинтересованности детей можно использовать артикуляционную игровую
гимнастику
В.Емельянова,
скороговорки
(Бык
тупогуб,
тупогубенький
бычок, у быка бела губа была тупа), звукосочетания (ма-мэ-ми-мо-му; да-дэ-
ли-до-ду)
В работе над произведением проговаривать текст песни шепотом,
чередуя звучное и беззвучное проговаривание текста. Особое внимание
детей
нужно
обращать
на
начало
и
концы
фраз,
оканчивающиеся
на
согласный звук или шипящий. В работе над развитием вокально-хоровых
навыков, так же возможно проводить работу над развитием динамики. Так
как
голосовой
аппарат
детей
не
совершенен,
возможности
в
передаче
динамических
оттенков
ограничены.
Упражнения,
которые
позволяют
достичь положительного результата:
- счет от 1 до 10 (от шепота до выкрика)
Для развития певческого диапазона, формирование легкого полетного
звука и чистоты интонирования мелодии помогают следующие упражнения:
- настройка в тональности перед работой над песней;
- пропевание мелодии закрытым ртом или на слог, в зависимости от
характера музыки;
-
чередование
пения
вслух
и
про
себя,
для
этого
могут
быть
использованы технические распевания, а так же и мелодии разученных
песен.
Для
формирования
звуковедения
в
хоре,
возможны
следующие
приемы:
- словесно-образное описание способа пения: «нанизываем звуки на
ниточку»;
- «несем звук, как «маленького котенка»;
- «укалываем звуки иголочкой».
Все
вокально-хоровые
навыки
подразумевают
взаимодействие
ансамбля и строя. Одним из важных условий достижения ансамблевого
звучания является регулярная работа по обучению детей пению по жесту
дирижера.
-прохлопывание ритмического рисунка;
- проговаривание текста в ритме;
-
проговаривание
текста
в
различных
темпах
(от
медленного
до
быстрого);
-
«Будь
внимательным».
Упражнение
на
внимание
и
совершенствование
исполнительской
отзывчивости.
В
процессе
пения,
жестом показывать неожиданные и неоправданные остановки (ауфтакт без
вступления), фермата на разных звуках. Любая работа должна проходить
под дирижерский жест. Важным условием успешной организации вокально-
хоровой
работы
является
компетентность
музыкального
руководителя,
способность
правильно
оценить
качество
звука,
эмоциональная
отзывчивость,
увлеченность.
Эффективность
вокально-хоровой
работы
зависит от владения разнообразными приемами работы.
Игры и упражнения, описанные выше, при систематической работе
позволяют
выработать
вокально-хоровые
умения
и
навыки,
помогают
созданию дружеской атмосферы, снятию внутренних зажимов.
© Кошелева А.А., 2021