Напоминание

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ НА ХОРОВЫХ ЗАНЯТИЯХ


Автор: Кошелева Александра Андреевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская хоровая школа "Подлипки" им. Б.А.Толочкова
Населённый пункт: г. Королёв, Московской области
Наименование материала: Вокально-хоровые навыки
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ НА ХОРОВЫХ ЗАНЯТИЯХ
Раздел: дополнительное образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ НА ХОРОВЫХ

ЗАНЯТИЯХ

К.Д. Ушинский неоднократно высказывал мысль о том, что запоют

дети – запоет народ. А будут любить пение дети или нет, во многом зависит

от

взрослых.

Пение

один

из

любимых

детьми

видов

музыкальной

деятельности.

Благодаря

словесному

тексту,

песня

доступнее

детям

по

содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Наиболее активной,

эффективной

и

доступной

формой

музыкального

обучения

-

является

хоровое

пение,

как

один

из

видов

коллективной

исполнительской

деятельности.

В

условиях

массового

образования

и

воспитания

оно

выполняет следующие функции. Хоровое пение расширяет музыкальный

кругозор

детей,

формирует

положительное

отношение

к

музыкальному

искусству, позволяет стимулировать развитие интереса к музыке. Хоровое

пение развивает голос и слух детей, формирует определённые певческие

знания,

умения

и

навыки,

необходимых

для

выразительного,

эмоционального

и

осмысленного

исполнения.

Хоровое

пение

развивает

такие

навыки

как:

память,

слух,

речь,

умения

и

навыки

коллективной

деятельности и др.

Способ

подачи

материала

имеет

большое

значение

для

ребенка.

Поэтому, особое значение отводится игровым технологиям. Особое место

на занятиях отводится звуковым играм, дыхательной и артикуляционной

гимнастике. Для поддержания интереса детей к процессу обучения пению

особая роль отводится занятиям-играм. Сознательная установка учащихся

формируется именно в игре, но не просто в воспроизведении заданных

правил игры, а в самовыражении своего “Я” всеми возможными средствами.

Прежде чем начинать работу над вокально-хоровыми навыками, нужно

познакомить

детей

с

упражнениями

для

формирования

певческой

установки.

-

Исходное

положение:

прямая

спина,

голова

прямо,

ноги

«узкой

дорожкой».

- «Березка». По команде педагога дети поднимаются на носочки и

опускаются, таким образом, отрабатывая певческую постановку корпуса

при пении с опорой на ноги.

- «Рынок». Наклонить корпус вниз, ноги прямые, руки расслабленно

висят,

плечи

опущены.

Взять

воображаемый

арбуз

с

земли,

с

трудом

поднять резко бросить и расслабиться. Прием направлен на расслабление

корпуса ребенка и снятию мышечной зажатости. Без певческого дыхания

процесс

пения

невозможен.

Формирование

навыка

певческого

дыхания

способствует укреплению и охране голоса от заболеваний. На занятиях

можно использовать следующие упражнения:

- «Свечка». Указательный палец руки поставить перед собой и по руке

педагога задувать «свечку».

-

«Карусель».

Использование

вдоха и

выдоха с

поворотом головы

влево-вправо, либо движение с головы вверх-вниз.

- «Музыкальная цепочка». Друг за другом, по руке дирижера, дети

«вливаются» в один и тот же звук. Это упражнение формирует к освоению

цепного дыхания. Все эти приемы направлены на формирование певческого

дыхания и на подготовку к вокальной работе.

На

занятиях

хора

используется

ряд

упражнений

на

развитие

музыкально-ритмического

слуха.

Это

упражнения

по

принципу

«Ритмическое эхо». Ребенок или педагог задает ритмический рисунок, а

хористы

должны

точно

повторить

его.

Эти

упражнения-игры

нравятся

детям, потому что каждый может, оказавшись ведущим и проявить себя в

изобретательности ритма. Под влиянием эмоций, вызванных игрой, ребенок

старается точно передать мелодию, текст, а главное, настроение, которое

несет в себе произведение.

Работа над дикцией часто начинается еще в игре, продолжаясь потом

в

процессе

распевания

или

разучивания

произведения.

Для

заинтересованности детей можно использовать артикуляционную игровую

гимнастику

В.Емельянова,

скороговорки

(Бык

тупогуб,

тупогубенький

бычок, у быка бела губа была тупа), звукосочетания (ма-мэ-ми-мо-му; да-дэ-

ли-до-ду)

В работе над произведением проговаривать текст песни шепотом,

чередуя звучное и беззвучное проговаривание текста. Особое внимание

детей

нужно

обращать

на

начало

и

концы

фраз,

оканчивающиеся

на

согласный звук или шипящий. В работе над развитием вокально-хоровых

навыков, так же возможно проводить работу над развитием динамики. Так

как

голосовой

аппарат

детей

не

совершенен,

возможности

в

передаче

динамических

оттенков

ограничены.

Упражнения,

которые

позволяют

достичь положительного результата:

- счет от 1 до 10 (от шепота до выкрика)

Для развития певческого диапазона, формирование легкого полетного

звука и чистоты интонирования мелодии помогают следующие упражнения:

- настройка в тональности перед работой над песней;

- пропевание мелодии закрытым ртом или на слог, в зависимости от

характера музыки;

-

чередование

пения

вслух

и

про

себя,

для

этого

могут

быть

использованы технические распевания, а так же и мелодии разученных

песен.

Для

формирования

звуковедения

в

хоре,

возможны

следующие

приемы:

- словесно-образное описание способа пения: «нанизываем звуки на

ниточку»;

- «несем звук, как «маленького котенка»;

- «укалываем звуки иголочкой».

Все

вокально-хоровые

навыки

подразумевают

взаимодействие

ансамбля и строя. Одним из важных условий достижения ансамблевого

звучания является регулярная работа по обучению детей пению по жесту

дирижера.

-прохлопывание ритмического рисунка;

- проговаривание текста в ритме;

-

проговаривание

текста

в

различных

темпах

(от

медленного

до

быстрого);

-

«Будь

внимательным».

Упражнение

на

внимание

и

совершенствование

исполнительской

отзывчивости.

В

процессе

пения,

жестом показывать неожиданные и неоправданные остановки (ауфтакт без

вступления), фермата на разных звуках. Любая работа должна проходить

под дирижерский жест. Важным условием успешной организации вокально-

хоровой

работы

является

компетентность

музыкального

руководителя,

способность

правильно

оценить

качество

звука,

эмоциональная

отзывчивость,

увлеченность.

Эффективность

вокально-хоровой

работы

зависит от владения разнообразными приемами работы.

Игры и упражнения, описанные выше, при систематической работе

позволяют

выработать

вокально-хоровые

умения

и

навыки,

помогают

созданию дружеской атмосферы, снятию внутренних зажимов.

© Кошелева А.А., 2021



В раздел образования