Напоминание

"Дорожная Азбука"


Автор: Радченко Елена Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ ШР "ООШ № 11"
Населённый пункт: Иркутская область, Шелеховский район, с.Введенщина
Наименование материала: внеклассное мероприятие
Тема: "Дорожная Азбука"
Раздел: начальное образование





Назад




Методическая разработка по профилактике правонарушений

Внеклассное мероприятие

«Дорожная Азбука»

Подготовил учитель

начальных классов

МКОУ «ООШ № 11»

Радченко Елена Валерьевна

С.Введенщина

2017

Методическая разработка по ППД

1

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 3-4 классов.

Тема: Дорожная Азбука.

Цель:

1.Пропаганда ПДД у младших школьников, повышение уровня знаний по ПДД.

Задачи:

1.

Учить детей правильно и безопасно вести себя на дорогах и улицах села;

2.

Формировать потребность в изучении и соблюдении ПДД;

3.

Развивать интерес к дорожной азбуке;

4.

Воспитывать навыки безопасного поведения на дороге.

Оборудование: дорожные знаки, светофорчики, рисунки учащихся по ПДД.

Участники: 3 команды 3-4 классов.

Формы

и

методы

работы:

соревнования

между

командами

на

лучшее

знание

ПДД,

инсценированное представление, отгадывание кроссворда.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Ожидаемые результаты:

Привлечение большего числа учащихся к изучению и соблюдению ПДД.

Пояснительная записка

Проблема

детского

дорожно-транспортного

травматизма

остается

очень

важной.

К

сожалению, причиной многих ДТП становятся дети, так как они не знают ПДД. Этот факт

говорит о том, что данному вопросу уделяется недостаточное внимание. От того, как

ребенок усвоил ПДД, зависит его здоровье. Изучение ПДД целесообразно начинать еще в

дошкольном возрасте.

Актуальность профилактики детского дорожно-транспортного

травматизма обосновывается высокими статистическими показателями. Так, ежегодно в

России в ДТП попадают до полутора тысяч детей, многие получают серьезные травмы.

Необходимо

помнить,

что

обучая

ребенка

правилам

дорожной

безопасности,

мы

сохраняем ему здоровье и жизнь.

Ход мероприятия

Добрый день, дорогие мои ребята, и , конечно же, гости! Все вы были когда-то малышами,

ходили на речку, в лес, крепко держась за мамину руку. Именно тогда вы чувствовали себя

в безопасности. Но время пролетело быстро, совсем, казалось бы недавно, вы пришли в

1класс, изучали буквы, цифры, учились читать, а сейчас уже в 4 классе и возвращаетесь

домой одни, без сопровождения взрослых. К сожалению, сегодняшний мир таит в себе

много опасностей. Каких?

2

(ответы детей). Именно поэтому мы сегодня отправляемся в удивительное путешествие,

маршрут которого поможет нам определить наша гостья-сестренка той азбуки, которая

дружила с вами в 1 классе. Однако она не просто азбука, где учат буквы, а Азбука

безопасности на дороге!

Село, в котором мы живем

По праву ты сравнишь со мной.

Вот она - азбука, возле дорог,

Село наше всем нам дает свой урок.

Азбуку дороги помни всегда!

Чтоб не случилась с тобою беда.

Дорога стала частью нашей жизни. Она требует, чтобы все мы относились к ней с

уважением.

Ребята, скажите, что нужно для того, чтобы стать примерными водителями и пешеходами?

(нужно

соблюдать

правила

дорожного

движения).

К

сожалению,

на

дорогах

часто

случаются аварии. Так, с начала 2014 года на дорогах Иркутской области погибли 13

детей, произошло 320 дорожно-транспортных происшествий с участием детей, в том

числе 39 происшествий с юными велосипедистами. С каждым днем на дорогах все больше

машин, водители двигаются с разной скоростью, по-разному ведут себя на дороге. Скоро

дорожная азбука откроет нам свои страницы. Мы узнаем много нового, вспомним, что

уже знали, поиграем, проведем конкурсы. Сегодня на уроке мы будем не просто ученики, а

превратимся

в

участников

движения.

А

вы

знаете,

какие

главные

герои

на

дороге ?

(пешеход, пассажир, водитель). (

5 слайд) .Чтобы наш урок прошел более увлекательно ,

мы разделимся на группы .Итак, Азбука нас приглашает пристегнуть ремни безопасности,

сесть поудобнее. Мы отправляемся в дорогу.

Азбука объявляет первую остановку - «Историческая».

В давние времена, когда человек передвигался по земле только пешком, правил дорожного

движения

не

было.

Позже,

чтобы

передвигаться

быстрее,

люди

оседлали

животных.

(Слайд 6) Появились повозки. Самый первый автомобиль вместо бензина заправлялся

дровами и назывался «омнибус», а водитель назывался шофером, что означает «кочегар».

Позже

появился

первый

автомобиль

с

паровым

двигателем,

затем

с

бензиновым

двигателем. Жизнь становилась сложнее. Одни не уступали дорогу, другие не знали, как

правильно это сделать, случались травмы, появились первые нарушители на дорогах.

Пришло время придумать правила движения. Стали появляться первые дорожные знаки в

виде зарубков на стволах деревьев, вдоль дорог укладывали камни или ставили столбы.

Позже в 1930 году в Москве появился первый светофор в виде циферблата часов, который

был

разделен

на

секторы

зеленого,

желтого,

красного

цвета.

Цвета

светофора

переключались с помощью стрелки как у часов (слайд 7) .Первый светофор появился в

Лондоне в виде газового фонаря. Сейчас существуют светофоры для нас, пешеходов и для

3

водителей. А само слово светофор означает «несущий свет». Почему выбраны такие

цвета у светофора? (выступление ученика)

Ребята! Запрещающим сигналом считают красный цвет. Потому что он заметнее,

именно поэтому большая часть дорожных знаков имеет красную каемку, пожарные

машины покрашены красной краской. Красный цвет- цвет опасности, цвет огня.

Именно поэтому красный цвет призывает быть осторожным! Вот почему красному

сигналу светофора поручили останавливать транспорт и пешеходов.

Желтый цвет напоминает нам солнышко, оно может быть другом и врагом, если

перегреемся. Солнышко нас предупреждает: внимание, не торопись!

Зеленый цвет связан с покоем и отдыхом. Это зеленые луга, поля, леса. Иначе говоря,

это безопасность!

Азбука,

к

тебе

прибежали

из

леса

твои

друзья.

Пустим

их?

Они

хотят

нам

что-то

рассказать. (Медведь, Ежик, Волк, Зайчишка, Лиса, Крот, Сова). (Сценка )

Ребята, а нам нужен светофор на дорогах? Может быть, мы от него откажемся? Что тогда

произойдет? Конечно, мы уже не представляем нашу жизнь без светофора. И

наши

команды будут

тоже трех цветов, как у светофора, а за каждое правильно сделанное

задание вы будете получать жетончик-светофорчик. В конце нашего путешествия мы

выявим

лучшего

знатока

правил

дорожного

движения.

Едем-едем

дальше.

Азбука

объявляет вторую остановку - «Командная». ( слайд 8) .Ребята, сейчас каждая из команд

выбирает капитана . Итак, ваше первое задание - придумать название и девиз.

1 команда «Огонек»

Девиз: Если красный свет горит, Знайте, путь для вас закрыт!

2 команда «Солнышко»

Девиз: Желтый свет-предупрежденье! Жди сигнала для движенья!

3 команда «Кузнечики»

Девиз: Если зеленый - не зевайте! Проходите, поспешайте!

Подводим итоги конкурса.

А сейчас пришло время сделать следующую третью остановку- «Загадочная». (слайд 9)

Каждая команда получает загадки, нужно дать правильный ответ.

1)

Этот конь не ест овса, вместо ног - два колеса,

Сядь верхом и мчись на нем, только лучше правь рулем! (велосипед)

2)

Несется и стреляет, ворчит скороговоркой,

Трамваю не угнаться за этой тараторкой (мотоцикл).

3)

Дом по улице идет, на работу всех везет,

Не на тонких ножках, а в резиновых сапожках (автобус).

Подведем

итоги

конкурса.

(Раздаются

жетоны)

.

Пора

отправляться

в

путешествие, что интересно, нас ждет впереди? (Играет музыка)

4

Следующая четвертая остановка – Догадайтесь, о чем пойдет речь? (поет песенка про

дорожные знаки). Читаю загадку о знаках.

По обочине дороги, как солдатики стоят,

Все мы с вами выполняем все, что нам они велят ( знаки).

Конечно, эта остановка имеет название-«Знаковая». (слайд 10)

Много на свете знаков дорожных, выучи их и будь осторожен!

Первые дорожные знаки появились в 1933 году. Они словно буквы в азбуке: не выучишь

их- не сможешь прочитать книгу безопасности на дороге. Ребята, кто из вас знает, какие

есть основные виды дорожных знаков? (ответы детей)

Ребята, молодцы. Давайте обобщим ваши ответы. Вам, необходимо помнить об основных

видах знаков:

1)

Предупреждающие – треугольные знаки с красным ободком.(слайд11)

2)

Запрещающие знаки – круглые знаки с красным ободком.(слайд12)

3)

Разрешающие – голубые круглые знаки.(слайд 13)

4)

Информационно-указательные. ( слайд 14)

5)

Сейчас мы проверим, как вы поняли задание. На доске много разных знаков.

Каждая команда выбирает только те , которые вам будут даны в заданиях. Ваша

задача - рассказать об этом знаке.

1 команда - «Предупреждающие знаки», 2 команда - «Запрещающие знаки», 3

команда - «Разрешающие знаки».

Подводим итоги конкурса, выдаем жетоны.

Азбука объявляет четвертую остановку – «Отдыхающая». ( слайд 15)На этой остановке

мы

немного

отдохнем

и

подвигаемся.

Пора

нам

выполнить

зарядку.

Если

я

скажу

«красный

цвет»

-

вы

стоите,

«желтый»

-

хлопаете,

«зеленый»

-

ходьба

на

месте.

Вручаются жетоны каждой команде за активную работу.

Едем дальше! Нас ждут новые приключения!

Отдыхать , конечно, хорошо. Но отдыхать нужно правильно! Итак, следующая остановка

«Дорожная» (Слайд 16,17,18). Сейчас перед вами на экране появятся разные рисунки,

изображающие разные ситуации. Наша задача - найти ошибки в поведении ребят.

Азбука объявляет: ребята, будьте внимательны на дороге!!!

Следующая пятая остановка - «Сказочная». (слайд 19)

Азбука

подготовила

для

вас

загадки,

связанные

со

сказочными

транспортными

средствами.

1)

На чем катался Кай? ( сани)

2)

Во что превратила добрая Фея тыкву для Золушки? (в карету)

5

3)

Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину? (велосипед).

(Слайд

20) У вас всех есть велосипед, но все вы очень часто нарушаете

правила. Давайте вспомним их!!! (слайд 21)

Подводим итоги конкурса, команды получают жетоны. Едем дальше. Пока едем до

следующей остановки, Азбука нам приготовила правила, которые вы унесете с собой

домой. Послушаем их и запомним.

1)

Ребята, помните, главная опасность на дороге - это стоящая машина. Запомните,

нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин, потому что она закрывает собой

другой

автомобиль,

который

может

очень

быстро

мчаться.

Нужно

осторожно

выглянуть из-за стоящего автомобиля и только тогда переходить дорогу!

2)

Никогда

не

перебегай

улицу,

не

осмотрев

ее.

Остановись,

оглядись,

прислушайся, а потом переходи!

3)

Умей

выбирать

место,

где

дорога

просматривается

хорошо,

так

как

из-за

стоящего автомобиля, дома, забора ничего не видно.

Итак, мы приближаемся к одной из самых сложных остановок - «Кроссвордная» (слайд

22)

По

горизонтали:

1.Как

называется

состояние,

когда

не

угрожает

опасность?

(Безопасность) 3. Человек, который ходит по улицам пешком. (Пешеход)

5.Как

называется

часть

дороги,

предназначенная

только

для

движения

транспорта.

( Проезжая)

По вертикали : 2.Водители-лихачи очень любят его совершать. (Обгон)

4.Трехглазый постовой. (Светофор) 6.Тянется нитка, а в клубок не смотать. (Дорога)

У каждой из команд на столе кроссворд, связанный с правилами дорожного движения.

Совсем скоро мы выясним, какая команда самая эрудированная.

Проверяем кроссворд.

(слайд 23)

Наше

путешествие

подходит

к

концу,

подведем

итоги

работы

наших

команд.

Награждения.

Азбука нам приготовила пожелание, послушаем ее внимательно.(слайд 24)

Я прошу вас убедительно,

На дороге будьте бдительны,

Будьте крайне осмотрительны.

И, конечно, наблюдательны,

Исключительно внимательны!

6

Молодцы, ребята, мы с вами сегодня хорошо и дружно поработали, долго готовились к

сегодняшнему

путешествию

и

с

радостью

познакомим

наших

гостей

с

нашими

творческими

работами

по

правилам

дорожного

движения.

Остановка

«Творческая»

(слайд 25,26,27,28).

Азбука:

Ребята,

мне

хочется

узнать,

понравилось

ли

вам

сегодняшнее

путешествие.

Перелистываем последнюю страничку дорожной азбуки.

Остановка «Рефлексивная» (слайд 29)

Для этого я предлагаю вам машинки разного цвета как у светофора. Если вам наше

путешествие

очень

понравилось

-

в а ш и зеленые

машинки

поедут

по улице

Велосипедной, было

не все интересно, много было трудных заданий - ваши желтые

машинки поедут на Знаковую улицу, если путешествие не понравилось, было скучно -

красные машинки поедут по Дорожной улице. Подумайте и поставьте свою машинку

нужного цвета на соответствующую улицу.

Всем большое спасибо за работу на нашем уроке-путешествии. Надеюсь , теперь вы

станете еще внимательнее и осторожнее.

Азбука: До новых встреч, ребята!

Список использованной литературы.

1.

Максимова

Т.И.

Поурочные

разработки

по

основам

безопасной

жизнедеятельности. 1-4 класс, М,2008

2.

Максимова Н.Н. Классные часы. 3 класс, М,2013

3.

Правила дорожного движения, М,2011

4.

Шалаева Г.П. Азбука маленького пешехода, М,2008

7



В раздел образования