Автор: Крылова Яна Олеговна
Должность: преподаватель класса саксофона
Учебное заведение: ГПОУ Новокузнецкий областной колледж искусств
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: Статья
Тема: Профессиональная реализация выпускников сферы музыкального искусства
Раздел: среднее профессиональное
Профессиональная реализация выпускников сферы музыкального
искусства
Самореализация музыканта — это процесс и результат
диалектического слияния уникальной, неповторимой личности и
объективного мира, которое определяется ее направленностью.
Одновременно это и противоречивый процесс поиска, обретения и
осуществления личностью своих ключевых жизненных ценностей в
основных формах своей социальной активности и жизнедеятельности через
более или менее адекватное приложение ею своих способностей. Наиболее
«чистым» вариантом самореализации является творчество в той или иной
сфере деятельности, которое становится главным делом человека,
органичным и самоценным для него способом самоосуществления в мире.
Особенно актуальна проблема самореализации для музыкантов и педагогов-
музыкантов, поскольку педагог - музыкант реализует себя не только в
педагогике, но и в искусстве, что невозможно без внутренней свободы,
увлеченности и внутренней сопричастности этому искусству.
Обычно, музыкантам, как и любым другим представителям творческих
профессий, общество привыкло активно петь дифирамбы, что иногда
создается впечатление, будто жизнь исполнителей и композиторов напрочь
лишена изъянов. Не менее десяти лет старательного обучения в учебных
заведениях, по-видимому, представляются людям как приятная и
увлекательная поездка на аттракционе в парке отдыха. Бесчисленные часы
домашних занятий, заучивание наизусть ненавистных произведений, скучное
знакомство с теорией и сухая механическая практика – всё это мало волнует
человека далекого от музыки. Главное, считает он, что на выходе из учебного
заведения музыканта уже поджидает успех, слава и приличные
гонорары. Чем не сказка?
Только вот в реальной жизни выпускника музыканта все происходит
иначе.
С освоением игры на инструменте и так все ясно – в любом учении
тяжелее, чем в бою. Но так ли просто реализовать себя в любимой профессии
после того, как отучился во всех возможных профессиональных учебных
заведениях? Как ни странно, и в этом творческом виде деятельности
работают принципы, применимые также к другим специальностям. То есть,
шансы на полноценную реализацию себя, прежде всего, как музыканта
зависят не только от стараний и таланта, но и от воздействия внешних
факторов.
Практически в любой сфере деятельности существует конкуренция
среди профессионалов. И чем больше в стране таких людей, тем тяжелее
найти себе работу. Высшие учебные заведения выпускают сотни
специалистов в год, а места, на которые новоявленные специалисты могут
устроиться, исчисляются десятками. Не берем в расчет людей талантливых,
чьи способности были вовремя замечены – их карьера, как правило,
начинается с юных лет. Но что, если человек звезд с неба не хватал:
инструмент осваивался с трудом, теория давалась езе сложнее, о практике
представление имеет и, несмотря на трудности, видит себя только
музыкантом. Между нами говоря, для него все только начинается.
В данном случае можно поговорить о везении выпускников эстрадных
отделений, потому что им легче кооперироваться. Они могут без особого
труда набрать единомышленников и организовать собственный коллектив.
Другой вопрос, насколько прибыльны такие проекты, ведь помимо
творческой есть в жизни и бытовая сторона.
Представителям классических отделений в этом плане сложнее.
Исполнители, композиторы и теоретики редко устраиваются на работу по
профилю сразу после вуза, да еще и так, чтобы заработная плата закрывала
хотя бы самые базовые нужды. Попасть в хороший оркестр, чтобы
обеспечить себе стабильный заработок, очень и очень сложно человеку без
опыта. Работать на одних «халтурах» – значит быть готовым время от
времени голодать. Остается педагогическая деятельность, подработки
студийным музыкантом или «лабухом» в ресторанах, репетиторство или
освоение смежных профессий.
Профессиональная реализация — это сознательное, целенаправленное
раскрытие музыкантом-педагогом своего творческого потенциала в
профессиональной деятельности. Она характеризуется осознанием
личностной значимости профессиональных достижений в музыкальном
образовании детей, собственной исполнительской деятельности,
удовлетворенностью результатами труда. Музыканту и перед выпуском, и
после него необходимо заниматься своей самопрезентацией, участием в
конференциях самого различного плана, конкурсах и фестивалях, в создании
собственных методических разработок. Очень важно постоянно быть
включенным процесс для того, чтобы максимально эффективно использовать
свои наработанные компетенции.