Напоминание

Профессиональная реализация выпускников сферы музыкального искусства


Автор: Крылова Яна Олеговна
Должность: преподаватель класса саксофона
Учебное заведение: ГПОУ Новокузнецкий областной колледж искусств
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: Статья
Тема: Профессиональная реализация выпускников сферы музыкального искусства
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Профессиональная реализация выпускников сферы музыкального

искусства

Самореализация музыканта — это процесс и результат

диалектического слияния уникальной, неповторимой личности и

объективного мира, которое определяется ее направленностью.

Одновременно это и противоречивый процесс поиска, обретения и

осуществления личностью своих ключевых жизненных ценностей в

основных формах своей социальной активности и жизнедеятельности через

более или менее адекватное приложение ею своих способностей. Наиболее

«чистым» вариантом самореализации является творчество в той или иной

сфере деятельности, которое становится главным делом человека,

органичным и самоценным для него способом самоосуществления в мире.

Особенно актуальна проблема самореализации для музыкантов и педагогов-

музыкантов, поскольку педагог - музыкант реализует себя не только в

педагогике, но и в искусстве, что невозможно без внутренней свободы,

увлеченности и внутренней сопричастности этому искусству.

Обычно, музыкантам, как и любым другим представителям творческих

профессий, общество привыкло активно петь дифирамбы, что иногда

создается впечатление, будто жизнь исполнителей и композиторов напрочь

лишена изъянов. Не менее десяти лет старательного обучения в учебных

заведениях, по-видимому, представляются людям как приятная и

увлекательная поездка на аттракционе в парке отдыха. Бесчисленные часы

домашних занятий, заучивание наизусть ненавистных произведений, скучное

знакомство с теорией и сухая механическая практика – всё это мало волнует

человека далекого от музыки. Главное, считает он, что на выходе из учебного

заведения музыканта уже поджидает успех, слава и приличные

гонорары. Чем не сказка?

Только вот в реальной жизни выпускника музыканта все происходит

иначе.

С освоением игры на инструменте и так все ясно – в любом учении

тяжелее, чем в бою. Но так ли просто реализовать себя в любимой профессии

после того, как отучился во всех возможных профессиональных учебных

заведениях? Как ни странно, и в этом творческом виде деятельности

работают принципы, применимые также к другим специальностям. То есть,

шансы на полноценную реализацию себя, прежде всего, как музыканта

зависят не только от стараний и таланта, но и от воздействия внешних

факторов.

Практически в любой сфере деятельности существует конкуренция

среди профессионалов. И чем больше в стране таких людей, тем тяжелее

найти себе работу. Высшие учебные заведения выпускают сотни

специалистов в год, а места, на которые новоявленные специалисты могут

устроиться, исчисляются десятками. Не берем в расчет людей талантливых,

чьи способности были вовремя замечены – их карьера, как правило,

начинается с юных лет. Но что, если человек звезд с неба не хватал:

инструмент осваивался с трудом, теория давалась езе сложнее, о практике

представление имеет и, несмотря на трудности, видит себя только

музыкантом. Между нами говоря, для него все только начинается.

В данном случае можно поговорить о везении выпускников эстрадных

отделений, потому что им легче кооперироваться. Они могут без особого

труда набрать единомышленников и организовать собственный коллектив.

Другой вопрос, насколько прибыльны такие проекты, ведь помимо

творческой есть в жизни и бытовая сторона.

Представителям классических отделений в этом плане сложнее.

Исполнители, композиторы и теоретики редко устраиваются на работу по

профилю сразу после вуза, да еще и так, чтобы заработная плата закрывала

хотя бы самые базовые нужды. Попасть в хороший оркестр, чтобы

обеспечить себе стабильный заработок, очень и очень сложно человеку без

опыта. Работать на одних «халтурах» – значит быть готовым время от

времени голодать. Остается педагогическая деятельность, подработки

студийным музыкантом или «лабухом» в ресторанах, репетиторство или

освоение смежных профессий.

Профессиональная реализация — это сознательное, целенаправленное

раскрытие музыкантом-педагогом своего творческого потенциала в

профессиональной деятельности. Она характеризуется осознанием

личностной значимости профессиональных достижений в музыкальном

образовании детей, собственной исполнительской деятельности,

удовлетворенностью результатами труда. Музыканту и перед выпуском, и

после него необходимо заниматься своей самопрезентацией, участием в

конференциях самого различного плана, конкурсах и фестивалях, в создании

собственных методических разработок. Очень важно постоянно быть

включенным процесс для того, чтобы максимально эффективно использовать

свои наработанные компетенции.



В раздел образования