Напоминание

Учебное занятие по русскому языку как речевое произведение (целостный подход к уроку)


Автор: Черепанова Дарья Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Лицей № 126
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: Учебное занятие по русскому языку как речевое произведение (целостный подход к уроку)
Раздел: среднее образование





Назад




Учебное занятие по русскому языку как речевое произведение

(целостный подход к уроку)

Целостный подход к учебному занятию предполагает использование интегративных

технологий. Интеграция – от латинского integratio «восстановление целого». И ведь на

самом деле, школа раздробила мир на предметы, и зачастую у ребёнка нет понимания

того, что и математика, и история, и языки, и физическая культура – это всё фрагменты

единого, того, что однажды было создано Творцом. Помимо этого, ребёнок-подросток

часто и самого себя не воспринимает как единую живую систему, испытывает трудности с

расстановкой моральных ориентиров и, увы, порой оказывается далеко за рамками

«социальных ожиданий».

Сейчас настали времена, когда необходимо преодолеть и разделённость учебных

дисциплин,

и

нецелостность

личности

ребёнка,

стремясь

к

«формированию

у

обучающихся целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню

развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,

языковое, духовное многообразие современного мира».

Конечно, преодолеть разобщённость учебных дисциплин позволят межпредметные

связи на уроке. Кстати, последние годы это считается чуть ли не новаторством, хотя ещё

Ян АмОс КОменский в «Великой дидактике» сказал, что «Всё, что находится во

взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи».

Мною был разработан урок русского языка «Подготовка к созданию текста-описания

картины». Конечно, одна картина не способна стать объектом для изучения на

интегрированном уроке. Но то, что двигало автором, то, что движет всеми, кто хоть

однажды брал в руки кисть, скрипку, перо – может. Ведь картина и любое

художественное произведение – только часть концепта, носящего имя ВДОХНОВЕНИЕ.

На уроке учащимся 5ого класса предложено три произведения под названием

«Сирень»: музыкальная композиция Сергея Рахманинова, стихотворение Всеволода

Рождественского и живописные полотна Петра Кончаловского. Начали мы с эпиграфа –

высказывания Петра Петровича: «В цветах есть всё, что существует в природе, только в

более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке надо разбираться, как в лесной

чаще». Дети, обсуждая эту фразу, приходят к выводу, что «Цветок – будто целый мир, в

котором свои законы, свои прелести и даже свои опасности». Конечно, цветок – целая

вселенная, не может быть лишь однажды изображён. Художник, любуясь творением

природы, замечает в нём каждый раз что-то новое. Дети сравнивают картины и описывают

их. Каковы эти букеты? На что похожи цветки сирени? Какие действия им свойственны?

Далее мы обращаемся к художественному, авторскому описанию цветка. Слушая

стихотворение Всеволода Рождественского, пятиклассники находят сходства с картинами

Петра Кончаловского.

Прогремела гроза, прошумела,

Затухая, грохочет вдали.

Золотые лучи словно стрелы,

Сквозь клокастые тучи прошли…

Воздух полон прохлады и тени,

Встала радуга светлым венцом,

И тяжелые грозди сирени

Наклонились над нашим крыльцом.

Хорошо на весеннем просторе

По откосу бежать наугад, —

Окунуться в душистое море,

Захлестнувшее дремлющий сад.

Сколько белых и темно-лиловых

Вдоль ограды кустов разрослось!

Ветку тронешь — дождем лепестковым

Осыпается мокрая гроздь,

В легкой капельке, свежей и чистой,

Отразился сверкающий день,

И в саду каждой веткой росистой

Торжествующе пахнет сирень.

Мои пятиклассники предположили, что каждый образ сирени,

вдохновивший

художника, представлен и в лирике: «гроза, клокастые тучи» из первой строфы – это

второе полотно. Гроза кончается, поэтому Кончаловский изображает среди тёмных ветвей

белую – надежда на светлое будущее. «Радуга, тяжёлые грозди сирени» из второй строфы

– первое полотно. Свежесрезанная сирень на фоне выглянувшего после грозы солнца.

«душистое море, Захлестнувшее дремлющий сад» - третья картина, на которой за окном

угадываются стволы деревьев сада. «А вы с чем сравнили бы цветки сирени?» –

спрашиваю я. С каплями краски на полотне сада, с виноградом, даже с пышной причёской

и редкими прекрасными бабочками – писали дети.

На следующем этапе урока мы думаем, а каким ещё способом может быть передан

образ сирени? Конечно, это музыка. У Сергея Рахманинова есть одноимённое

музыкальное произведение, которое мы слушаем и размышляем, что нового, не

замеченного художником и поэтом, рисует композитор? Так мы заканчиваем набирать

языковой материал для нашего сочинения.

Пятиклассники на каждом этапе урока работают с разными видами искусства: музыкой,

литературой, живописью. Говоря о разных способах выражения одного художественного

образа, они оперируют знаниями, полученными на уроках по этим учебным дисциплинам,

и сверх того, выказывают своё личное отношение к каждому виду искусства.

Помимо межпредметной интеграции, направленной на формирование единого понятия

Творчество и Вдохновение, на уроке мнения и находки учащихся тоже интегрируются, и у

класса в целом и у каждого индивидуально получается единый продукт, который

впоследствии станет паззлом в целостной картине мире наших учеников.

Перед современной школой, помимо проблемы разобщённости учебных дисциплин,

стоит вопрос: какие условия будут наиболее эффективными для формирования целостной

личности? На мой взгляд, сегодня это должно происходить в условиях взаимодействия

различных педагогических гуманистических приёмов и методик, которые широко

представлены в трудах Шалвы Александровича Амонашвили, Василия Александровича

Сухомлинского и других педагогов.

Представлю два урока русского языка, на которых разными путями формируется

понятие патриотизма. Первый урок был спроектирован для восьмиклассников. Это

изучение нового, «Односоставные предложения»

В начале урока число – 18 января. И сбоку доски прописаны памятные даты:

Крещенский сочельник

1926 – премьера фильма с первым цветным кадром («Броненосец «Потёмкин»

Сергея Эйзенштейна)

1943 – День прорыва блокады Ленинграда

Пару минут мы слушаем краткие сообщения детей о пророке Данииле, который

придумал блюдо сочиво для питания в пост, когда Юлиан Отступник окропил кровью

животных, принесённых в жертву языческим богам, все продукты на рынке;

о

развевающемся красном флаге на броненосце «Потёмкин», который был раскрашен на

плёнке вручную и стал первым цветным кадром в отечественном кино; о военной

операции СССР «Искра», восстановившая связь Ленинграда с большой землёй и

отбросившая войска противника.

Для чего мы говорим об этом? «Память прошлого позволяет ценить настоящее,

почитание традиций позволяет народу хранить свою культуру. Это патриотично –

знать свою историю», - отвечают дети. Что ещё делаем мы в повседневности, выражая

свою любовь к родной культуре, стране? Ухаживаем за пожилыми, не мусорим,

планируем своё будущее, стараемся беречь природу….

О бережном, даже ценностном отношении к родной природе говорят многие русские

поэты и писатели. Обратимся к примерам:

Поёт зима, аукает, мохнатый лес баюкает.

(С.Есенин)

Рады мы проказам матушки-зимы. (А.Пушкин)

Звездами снег осыпает твой воротник (М.

Цветаева)

Мороз и солнце; день чудесный! (А. Пушкин)

Построю дворцы изо льда (Н. Некрасов)

Нет больше зимней ночи! Сердцу хмельно и ярко!

(Э.Асадов)

Ребятам

предлагается

проанализировать

авторскую

позицию

относительно

изображаемых

картин.

Какие

предложения

они

используют?

В

ходе

работы

формулируется тема «Односоставные предложения».

Для того чтобы сформулировать главное отличие таких конструкций от двусоставных,

детям предлагается картина Игоря Медведева, современного украинского художника

родом из Луганска, которая называется «Подмораживает». Упоминание печально

известного города у детей вызывает ажиотаж. Звучит мысль о том, что творчество

свободно от политики.

Работая с изображением, обучающиеся говорят, что в односоставных предложениях

для передачи картинки действительности нужен только один главный член. Тренируемся

отличать односоставные от двусоставных, работая с фрагментами стихотворений русских

поэтов о природе.

Не только поэты и писатели восторгаются природой, любуется ею, оберегают её. Детям

предлагается видеоролик и текст, созданный учителем, и блок вопросов к тексту,

позволяющий определить художественную функцию односоставных предложений.

Ноябрь, а в лесу уже глухая зима. По утрам сильно подмораживает, но лес живёт.

Заходишь под свод ветвей, как в гости, и замираешь, чтобы под ногами не хрустело.

Дышится необычайно легко! Сначала тишина… Стоишь, ждёшь чего-то, а чего именно

– не знаешь. Но вот уже где-то в чаще запели, защебетали, зачирикали, заухали! Люблю

птичью беззаботную песню.

Вдруг вижу на снегу следы. Приняли за своего, приглашают? В другой раз – уже

стемнело. До свидания, лес!

1.

Сформулируй своё читательское впечатление. За счёт чего оно сложилось?

2.

Назови ключевые слова и фразу, передающие отношение рассказчика к лесу. Как он

ведёт себя и как это его характеризует?

3.

Определи общее для многих предложений, составляющих текст. Приведи примеры

именных и глагольных односоставных предложений.

4.

Предположи, для создания какого эффекта автор использует в тексте большое

количество односоставных предложений.

5.

Дай комментарий составу выделенных грамматических основ, обращая внимание на

второстепенный член, распространяющий сказуемое.

Работая с вопросами, дети отмечают, что в процессе чтения создаётся впечатление, что

лес – существо, живущее по своим законам, а рассказчик, человек – всего лишь гость,

причём должный пройти некое посвящение. Именные односоставные предложения

создают картинку без субъекта, что сильнее подчёркивает то, что человек в гостях, здесь и

без него всё течёт свои чередом. Глагольные создают эффект таинственности: кажется,

неведомые лесные существа запели, защебетали, заухали и делают акцент только на

действии. Отвечая на последний вопрос, особенно чуткие к синтаксису дети отмечают,

что предложения, похожие на именные, но имеющие обстоятельство, являются

двусоставными неполными, так как этот ВЧП распространяет сказуемое.

В конце урока детям предлагается самим создать художественный текст с

односоставными

предложениями,

но

уже

о

приходе

долгожданной

весны.

Для

вдохновения им дана презентация из картин ранееупомянутого Игоря Медведева, который

для многих становится открытием урока.

Тексты:

1)Недовольно хрустит под ногами… Обречённо кричит, блестя… Блекнет, сереет,

чернеет! Безвозвратно тает, уносясь весенним ручьём.

2)Идёшь, идёшь, и всё никак не насмотришься по сторонам: новые цвета, запахи,

свежий воздух, пахнущий водой, улыбающиеся люди. Хлюп! Лужа! И смех и слёзы.

Весна…

3)Прочный лёд -

Ледоход.

Суровая метель -

А вот беззаботная капель.

Синица, голубь, воробей –

Грачи и даже свиристель.

Зима, сугробы, холода –

Прекрасная Весна-красна!

В конце урока мы вновь обратились к записи памятных дат на доске. И дописали ещё

один праздник, который может отмечаться каждым человеком в любой день. Это День

родной природы, когда мы можем заметить красоту, подаренную нам родной природой,

заметить и сохранить её.

Следующий урок, о котором я расскажу, как о примере целостного занятия из моей

практики,

называется «Герои вокруг нас». Он строится на базе обобщения и

систематизации языковой темы «Типы текста» и рассчитан на 6классников.

Этот урок был мною разработан со старшими коллегами для одного из этапов

Всероссийского конкурса «Педагогический дебют» и представлен в Москве в апреле 2015

года. Ведущим методом мы выбрали кейс-метод. Дети на каждый стол получили планшет

с прикреплёнными конвертами, словарными статьями, художественными текстами и

конструкторами. Отличие от традиционного кейс-метода в том, что время обращения

детей к тому или иному элементу задаётся учителем, как и задание к нему.

Для введения языковой темы в конверте номер 1 детям были предложены примеры

разных типов текстов. Задание: фрагменты каких произведений представлены? чем

похожи тексты? А чем они отличаются? Среди разных отличий назван и тип. Дети дали

определение каждому типу текста, назвали структуру и сформулировали тему. Уже на

этом этапе урока мы использовали первый тип текста – рассуждение, и дети это замечают,

благодаря наводящему вопросу учителя.

Без чего на таком уроке мы не сможем обойтись? Без текстов. Раскрываю детям один

секрет – все они будут на одну тему, а для её определения мы обращаемся к конверту

номер2 (там три варианта конструктора), в котором находится конструктор разрезанные

афоризмы. Дети собирают их и обнаруживают тему – Герои вокруг нас. Обсуждая, для

чего указаны века, дети приходят к выводу, что понятие герой обдумывалось людьми в

разные времена. Заметив, что нет афоризма из 21 века, они ставят перед собой цель –

сформулировать понятие героя 21 века.

В группах дети составляют синквейн: тема ГЕРОЙ, 2 ИП, 3 глагола, цитата, пословица,

метафора.

Далее следует сопоставление со словарной статьёй, работа с ключевыми словами.

Оказывается, много общего. Спрашиваю, как так получилось, ведь мы не читали статью

перед работой? Дети строят устное рассуждение, в котором предполагают причины

совпадений: понятие герой знакомо нам из истории, сказок, из новостей, у героев всех

времён есть общие черты характера. Опять акцентируем внимание на структуре

рассуждения.

Как только мы обсудили мнения класса о понятии герой, предлагаю детям

познакомиться с мнениями сверстников из Гимназии№11. Для этого был снят видеоролик.

Для вас скажу, что реплики детей не готовились заранее, за минуту до начала съёмки им

было предложено сказать, кто такой герой.

Задание для класса: Что нового для себя вы услышали в репликах ребят?

Все обращают внимание на фразу Жени Щегловой: «Герои это дети, которые в

трудный момент поступают, как взрослые».

Но Никто не сказал о внешности героя. Беседуем с ребятами о том, можно ли узнать

героя в толпе?

«Представляете, среди ребят, которых вы сейчас увидели, есть герой. Летом 2014

года он спас тонущего ребёнка и получил медаль ЗА МУЖЕСТВО, ПРОЯВЛЕННОЕ ПРИ

СПАСЕНИИ УТОПАЮЩЕГО. Можете ли вы узнать его среди ребят?», - говорит

учитель.

Сашу Пьяных никто не узнал, что подтвердило мнение группы ребят о том, что героя

не узнать, он может быть как Рыцарь Вася Юрия Яковлева.

Далее следует создание текста описания «Герой 21 века», все работы ребят потом будут

переданы герою с видеоролика. Во время написания обращаем внимание на структуру

текста-описания.

«Во многих произведениях говорится о простых мальчишках и девчонках, совершивших

геройские поступки. Они выглядели так, как мы сейчас с вами сказали – обычно.

Выделяются они своей преданностью, решительностью, смелостью, готовностью

пойти и сделать.

В повести Валентина Катаева речь идёт о Ване, ребёнке, который в сложной

ситуации войны поступил как взрослый и стал героем. А сколько было в те времена уже

не детей, а молодых ребят, которые своими достойными поступками спасли нашу

страну от фашистских захватчиков!

Много книг про это написано, много снято фильмов. Обратимся к музыкальному

фрагменту фильма «Офицеры», сегодня прозвучит как дань памяти павшим.

Прошу всех встать.

Те, кто брал Берлин.. Конечно, на каждой российской семье лежит печать той войны.

Поднимите руки те, кто знает ветеранов ВОВ?», - после этих слов учитель даёт

домашнее задание: дети напишут рассказ о жизни героя из семьи.

«Выходя из кабинета, обратите внимание на доску объявлений. Это герои, которых не

нужно забывать. Сорвите номер телефона и позвоните, спросите, как здоровье и

поздравьте с праздником Великой Победы.

Время подводить итоги. Вы заметили, что сегодня мы, говоря о героях, использовали

все типы текстов? Оказывается, умение их использовать в нас заложено…»

А подводя итог, я хочу сказать, что только целостная, многосторонняя личность

учителя мотивирует ученика развиваться и чувствовать себя важнейшей частью всего

мира. И, немного перефразируя героя Джека Лондона из романа «Смирительная

рубашка», я скажу, что «Даже когда мир искалечен, я, то есть дух, по-прежнему цел».



В раздел образования