Автор: Антонова Елена Иосифовна
Должность: Учитель физики
Учебное заведение: ГБОУ школа №544
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Использование исторических сведений о полупроводниковых приборах на уроках физики
Раздел: полное образование
Использование исторических сведений о
полупроводниковых приборах на уроках физики
Практика преподавания физики в школе показала, что многие
учащиеся проявляют живой интерес к истории изобретения и применения
полупроводниковых приборов. Это связано с тем, что в учебниках физики
мало внимания уделяется истории изобретений и открытий. Поэтому
неудивительно, что учащиеся обращаются с этими вопросами к учителю.
Учитывая
большое
воспитательное
и
познавательное
значений
этих
вопросов, не стоит уходить от этих ответов. Для решения этой проблемы
существует три возможности, которыми может воспользоваться учитель
физики.
1. При изучении в 10-11 классах того или иного полупроводникового
прибора можно кратко сообщить когда и кем он был изобретен.
Например: термистор создан советским физиком Б.Т. Коломейцем в 1937
году; фоторезистор –немецкими учеными Б.Гуддоном и Р.Полем в 1926
году(промышленное производство было налажено позже);
диоды в виде детекторов на природных кристаллах были впервые
применены немецким физиком К.Брауном в1874 году; в России они
использовались изобретателем радио А.С. Поповым, а также О.В.Лосевым,
но, более совершенные, современные диоды на германии были разработаны в
40-х годах в связи с потребностями радиолокации во время войны;
первые выпрямители созданы: медно-закисленный –в 1924 году,
селеновый –в 30х годах ХХ века в СССР и США, мощные же кремниевые
для больших токов –в 50х годах; основной вклад в разработку выпрямителей
был сделан в 30х годах физиками Б.И.Давыдовым, Д.И.Блохинцевым,
А.И.Губановым и А.Ф Иоффе, объяснившим на основе квантовой теории
образование запирающего слоя в контакте металл-полупроводник и действие
двух полупроводников с электронной и дырочной проводимостью. Само
понятие «дырки» введено советским физиком Я.И.Френкелем.
первый точечный полупроводниковый транзистор изобрели в 1948 году
ученые Дж. Бардин и У.Браттейн (США), а плоскостные – в 1949 году
У.Шокли (США); работы этих ученых положили начало бурному развитию
полупроводниковой электроники;
все основные типы полупроводниковых приборов, которые применяют и
сейчас разработаны в 50х годах
первые интегральные микросхемы изобретены в 1959-1969гг. в США; они
получили широкое распространение;
идею полупроводникового лазера разработали Н.Г.Басов, Б.М.Вул,
Ю.М.Попов в 1958 году; применение лазеров началось в 1961году в США и с
1962 года в СССР.
2. Полезно организовать подготовку презентаций учащимися на
исторические темы, с которыми они потом выступят на уроке физики.
Например, при изучении фотоэлементов в 11 классе ученик может
подготовить сообщение об изобретении полупроводникового фотоэлемента.
В него могут войти такие факты. Первый селеновый фотоэлемент изобретен
русским физиком В.А. Ульяниным в 1888году, но тогда он не получил
широкого применения и был надолго забыт. Второй раз селеновый
фотоэлемент изобретен в 1924 году. Более совершенные кремниевые были
изобретены в 30х годах советскими физиками под руководством академика
А.Ф. Иоффе. Солнечные кремниевые батареи изобретены в 1953-1954 годах
Дж.Пирсоном и Ф.Фунляром.(США) и усовершенствованы советскими
физиками. Они широко применяются например как источник питания
радиоаппаратуры на космических кораблях и спутниках.
При изучении детекторного приемника и его роли в истории радио
заслушать
презентацию
об
изобретении
русского
ученого
Олега
Владимировича Лосева, сделанном в 20х годах ХХ столетия.
В ту пору, когда появились первые детекторы, они были еще очень
несовершенны; подчас больших трудов стоило найти в них чувствительную
точку, пружинка с них то и дело соскальзывала. Много изобретательности
приложили инженеры, чтобы улучшить детектор. В 1919 году этой
проблемой увлекся молодой изобретатель Олег Лосев.
После серии
экспериментов он пришел в 1922 году к важному результату, ставшему
открытием: если особым способом включить в схему приемника два
детектора и электрическую батарейку, то
можно усилить колебания
поступающие в наушники. Для того времени открытие Лосева было очень
значимым: ведь обычный детекторный приемник давал возможность слушать
лишь близкие станции; дальний прием, особенно в городах, глее много помех
и трудно сделать высокую и длинную антенну, оказывался практически
невозможным. А с усовершенствованием Лосева приемники уверенно
принимали сигналы далеких радиостанций.
Изобретатель построил на кристаллах и другие аппараты, в том числе
генераторы,
т.е. возбудители электрических
колебаний. Лосев сразу
опубликовал материалы о своих открытиях, не запатентовав их и не требуя за
них
никакого
денежного
вознаграждения.
Во
многих
странах
радиолюбители
принялись
создавать
приемники
по
его
схемам.
Американский журнал писал «Молодой русский изобретатель передал свое
изобретение миру». К концу 20х годов его идея использовать кристаллы для
усиления и возбуждения электрических колебаний была забыта. Наука и
практика еще не созрели для развития и применения его замысла. Его идея
возродилась в конце 40х годов, когда был изобретен точечный транзистор.
3.На факультативах и внеклассных занятиях возможно прочитать
лекцию по истории развития полупроводниковой электроники, изложив
материал
по
этапам:
в
ней
особое
внимание
стоит
уделить
роли
отечественных ученых научной школы академика Иоффе в разработке
теории и применения полупроводниковых приборов.