Авторы: Матренина Татьяна Валерьевна, Солтус Ольга Егоровна
Должность: студент ГАПОУ ТСПК г. Жигулевск Самарская область, научный руководитель дипломного проекта преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ ТСПК
Населённый пункт: г. Тольятти Самарская обл
Наименование материала: Дипломная работа
Тема: Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста на занятиях по технике "Шерстяная акварель" в учреждении дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование
1
Развитие коммуникативных навыков
у детей младшего школьного возраста на занятиях по технике
"Шерстяная акварель" в учреждении дополнительного образования
Актуальность
исследования
заключается
в
том,
что
развитие
коммуникативных
способностей
детей
младшего
школьного
возраста
является на современном этапе развития социальных отношений одной из
важнейших
проблем.
Возрастная
категория
детей
выбрана
неслучайно.
Следующий этап в жизни ребенка – подростковый возраст, когда одним из
доминирующих факторов являются навыки общения. Освоение элементов
коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволит детям
успешнее реализовать свой потенциал. Данная тема актуальна еще и тем, что
обучению
детей
общаться
уделяется
слишком
мало
времени,
принято
считать, что они переймут это от взрослых, которые тоже не всегда могут
являться достойным и правильным примером. Из этого следует, что есть
необходимость
поиска
эффективных
средств
формирования
коммуникативных умений у детей.
Объектом исследования является развитие коммуникативных навыков
у младших школьников.
Предмет исследования – занятия в технике «Шерстяная акварель» как
средство формирования коммуникативных навыков младших школьников.
Цель
–
теоретически
обосновать
и
экспериментально
проверить
возможности использования занятий в технике «Шерстяной акварели», как
средство развития коммуникативных навыков младших школьников.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить
следующие задачи:
1.
Изучить
психолого-педагогическую,
методическую
литературу
по
проблеме исследования, рассмотреть понятие «коммуникативные навыки»,
возрастные особенности развития
коммуникативных навыков
у
младших
школьников.
2.
Исследовать
влияние
занятий
в
технике
«Шерстяная
акварель»
на
развитие коммуникативных навыков младших школьников.
3.
Изучить
уровень
развития
коммуникативных
навыков
у
младших
школьников.
4. Экспериментально проверить возможность занятий в технике «Шерстяной
акварели» как средство развития коммуникативных навыков.
5.Обобщить результаты исследования
2
Гипотеза
исследования:
заключается
в
предположении
о
том,
что
основными
условиями
эффективного
формирования
коммуникативных
навыков у младших школьников являются:
-
выявление
специфики
формирования
коммуникативных
навыков
у
младших школьников;
- проектирование и апробация комплекса занятий по технике «Шерстяная
акварель», направленного на формирование коммуникативных навыков.
В
ходе
исследования
были
применены
следующие
методы
исследования:
- анализ психолого-педагогической, методической литературы, материалов
педагогической печати
по
проблеме
исследования;
экспериментальное
и
практическое
внедрение
организационно-методического
обеспечения
(наблюдение
за
ходом
учебного
процесса,
беседы,
анкетирование,
тестирование);
- наблюдение и постановка педагогического эксперимента;
- статистическая обработка полученных результатов.
Теоретической
основой
данного
исследования
послужили
труды
педагогов и психологов: А.А. Бодалева, Л.А. Петровской, А.А. Брудного,
Л.С. Выготского и др; проблема эффективной организации формирования
коммуникативных умений в ходе учебной деятельности (В.А. Кан-Калика); о
психологии и психогигиене общения (А.Б. Добрович), о личности и общении
(А.А. Бодалева). Проблеме развития коммуникативных навыков у младших
школьников
посвящен
ряд
исследований,
среди
которых
работы
С.
Д.
Полякова, Л.С. Выготского, О. А. Александровой, М. В. Григорьевой, М. Е.
Дашкиным , Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева.
Практическая
значимость
исследования
состоит
в
том,
что
разработанный и
апробированный комплекс
учебных
занятий
в
технике
«Шерстяная акварель», направленный на формирование коммуникативных
навыков, может быть использован педагогами дополнительного образования
в учебно-воспитательном процессе.
С
момента
рождения
у
человека
уже
происходит
общение
с
окружающими.
Не
всегда,
люди,
которые
отличаются
высокими
достижениями в изучении явлений материального мира, могут эффективно
взаимодействовать
в
сфере
межличностных
отношений.
Следовательно,
чтобы общение было эффективным, человек должен быть компетентен в нем.
Различные стороны коммуникативной направленности уже рассматривались
в начале развития методических идей в России О. А. Александровой, М. В.
Григорьевой, М. Е. Дашкиным. Они считали, что одной из важнейших целей
3
образования должна быть именно подготовка обучающихся к практической
деятельности.
Первоначально изучением понятия коммуникативных навыков в плане
«коммуникативная
компетентность»
занималась
Л.А.
Петровская.
Она
в
своих работах
рассматривает компетентное
общение как
более широкое
понятие,
в
рамках
которого
говорит
о
компетентности
перцептивной,
коммуникативной
компетентности
и
интерактивной.
В
частности,
коммуникативную компетентность она представляет, как форму адекватного
обмена информацией. Л. А. Петровская подчеркивает, что «компетентное
общение
–
это
общение
субъект-субъектное,
предполагающее
психологическое
равенство
партнеров,
их
активную
взаимную
гуманистическую
установку».
Ю.М.
Жуков
разделяет
взгляды
Л.А.
Петровской.
Он
отмечал,
что
коммуникативная компетентность
является
«ядерным образованием» личности. Совместно они предлагают следующее
определение: «компетентность в общении – это
«совокупность знаний и
умений, обеспечивающих успешное протекание процесса общения».
В
зарубежных
исследованиях
понятие
коммуникативных
навыков
часто
не
используется.
Употребляются
понятия
коммуникационная
компетенция,
коммуникативная
компетенция
или
коммуникационная
компетентность и т.д., которые по содержанию близки к исследуемому нами
понятию.
Итак, проблема формирования коммуникативных навыков, является
актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии, хотя там
используется
другое
понятие
–
коммуникативная
компетентность
как
сложное,
многокомпонентное
психологическое
образование.
Существует
множество
точек
зрения
относительно
понимания
её
сущности.
Однако
большинство
авторов
рассматривают
её,
как
способность
человека
устанавливать и совершать необходимые контакты с другими людьми.
Рассматривая
психолого-педагогические
основы
развития
коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста необходимо
изучить особенности развития детей этого возраста.
Младший школьник – это такой человек, который активно овладевает
навыками
и
умениями
общения.
В
этот
период
происходит
интенсивное
установление
дружеских
связей.
Одной
из
важных
задач
развития на этом возрастном этапе являются приобретение умений и навыков
социального взаимодействия с группой сверстников.
У детей развиваются элементы социальных чувств, также формируются
навыки
общественного
поведения
(ответственность
за
поступки,
коллективизм,
товарищество,
взаимопомощь
и
др.)
Начинает
возникать
4
коллективная
связь
и
формируется
общественное
мнение.
Младший
школьный
возраст
характеризуется
большими
возможностями
для
формирования нравственных качеств и положительных черт личности.
При низком уровне сформированности коммуникативных навыков у
младших школьников отмечается неумение использовать коммуникативные
средства
для
выстраивания
межличностных
отношений
в
коллективе,
минимальные способности к использованию системы языка.
Средний
уровень
сформированности
коммуникативных
навыков
указывает
на
наличие
первоначальных
навыков
использования
системы
языка, частичное владение коммуникативными средствами.
Высокий
уровень
развития
навыков
межличностного
общения
указывает на высокие способности младшего школьника к использованию
коммуникативных
средств
общения
и
творческого
применения
социокультурной,
диалектической
информации
в
коммуникативных
ситуациях.
В
ходе
анализа
научно-педагогических
исследований
о
сущности
коммуникативных навыков (Г.М. Андреева, Г. М. Бушуева, М.И. Лисина и
др.)
была
выявлена
структура
коммуникативных
навыков
младших
школьников, включающая следующие компоненты:
–
эмпатийный
–
это
стремление
в
установлении
эмоционального
контакта
в
процессе
общения,
умение
почувствовать
эмоциональное
состояние собеседника;
– креативно - деятельностный
– это использование приобретенных
ранее
коммуникативных
навыков
в
новых
ситуациях
общения,
самостоятельное
конструирование
их
в
социально
одобряемые
формы
общения, проявление инициативы в общении со взрослыми и сверстниками,
конструктивные
действия
в
конфликтных
ситуациях,
использование
вербальных и невербальных средств коммуникации в различных ситуациях
общения, стремление регулировать свои эмоциональные проявления;
–
оценочно-рефлексивный –
это
умение адекватно
оценивать свои
качества личности и поступки в процессе общения, адекватно воспринимать
и оценивать поступки и качества личности партнера по общению.
Ребенок всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт школьника
создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать,
подготавливает ребенка к вычленению смысла слова.
Таким образом, коммуникативные навыки – это те навыки, которые
можно и нужно формировать. Другими словами, нужно учить детей умению
общаться, учить культуре общения. И начинать обучение детей основам
5
коммуникации нужно как можно раньше, используя для этого разнообразные
методы и приемы.
Творчество
-
одно
из
наиболее
привлекательных
и
эффективных
направлений социальной адаптации в жизни. Именно творчество, является
огромным стимулом для развития и становления любой личности, а для
современных детей в 21 веке это еще и возможность заявить окружающим о
себе и своем внутреннем мире, который во многих случаях является очень
богатым и развитым. Формирование потребности общения на занятиях в
учреждении
дополнительного
образования
является
одним
из
основных
факторов
становления
личности
младшего
школьника.
В
условиях
деятельности
общение
детей
друг
с
другом
и
педагогом
отличается
от
обыденного общения своим содержанием, которое имеет художественную
направленность
на
восприятие
искусства
и
творческую
деятельность
(рисунок, лепку или поделку ребенка). Особенно отчетливо обозначенная
направленность выражается в совместном творчестве детей, где общение
между
партнерами
осуществляется
с
целью
согласования
усилий
по
достижению общего результата.
«Шерстяная акварель»
- направление в современных техниках ещё
совсем молодое и в работе с детьми широко не применяется. Живопись
шерстью
–
это
особый
способ
выражения
своих
эмоций,
настроения,
создания собственного шедевра методом послойного накладывания цветной
овечьей шерсти. Эта деятельность способствует:
– развитию мелкой моторики рук (синхронизирует работу обеих рук,
развивает пластику пальцев);
– координации общих движений;
– развитию глазомера;
– развитию творческих способностей, воображения;
– активизации мыслительных процессов;
– концентрации внимания и самодисциплины, усидчивости;
– развитию навыков общения.
В условиях творческого объединения художественной направленности
развитие
коммуникативных
навыков
осуществляется
с
одной
стороны
посредством выступлений, участием в концертах, конкурсах, фестивалях и
целенаправленной работой педагога с другой.
Занятия в таком коллективе способствуют развитию эмоционально-
чувственного мира ребенка, и является важным звеном в его социальной
адаптации. Преодолевая свой страх перед выступлением, перед зрителем,
перед оценкой его творчества ребенок совершенствует коммуникативные
6
навыки,
что
способствует
успешному
установлению
контактов
с
окружающими людьми, и облегчает процесс адаптации.
Традиционны
представления
о
творчестве
как
о
процессе
сугубо
индивидуальном, между тем для современного человека особенно важна
способность творчески работать в коллективе.
Развитие
у
детей
способностей
творчески
работать
в
коллективе,
осваивать навыки командного взаимодействия, - одна из важнейших задач
современного
образования.
Коллективная
деятельность
предполагает
непосредственное объединение усилий разных детей для решения какой-
либо единой задачи. В совместном творчестве и педагог, и его воспитанники
особенно
заинтересованы
в
конечном
результате.
В
такой
деятельности
возникает особая атмосфера сотворчества, где каждый ребенок осознаёт, что
от его работы зависит результат общей композиции, где каждый этап работы
– звенья единой цепи.
Практически организуя работу детских групп и коллективов, педагог
должен преследовать следующие цели:
1.
Научить
детей
правильно
распределять
между
собой
роли
в
совместной деятельности и выполнять свои ролевые обязанности.
2. Научить детей быть руководителями в групповой деятельности.
3. Научить детей подчиняться заданным правилам совместной работы,
быть также и хорошими исполнителями.
4.
Научить детей умело общаться
друг с
другом, устанавливать и
поддерживать хорошие деловые взаимоотношения.
5.
Научить детей создавать
в
группе эмоционально благоприятные
личные взаимоотношения.
6.
Научить
каждого
ребенка
быть
независимым
в
группе
или
коллективе, преследуя собственные цели; в то же самое время не ущемлять
интересов других членов группы.
7.
Научить
детей
умело
вести
дискуссию, высказываться
самим
и
слушать
других,
доказывать
свою
правоту
и
признавать
правильность
позиций других людей.
8.
Научить
детей
снимать
конфликты
в
сфере
личных
и
деловых
межличностных отношений.
При
подготовке
и
планировании
опытно-экспериментального
исследования были выделены следующие этапы:
–
констатирующий,
диагностический,
который
позволяет
констатировать
исходный
уровень
сформированности
коммуникативных
навыков у младших школьников;
7
–
формирующий,
который
направлен
на
формирование
коммуникативных навыков у младших школьников;
–
контрольный,
который
дает
возможность
обобщить,
оформить
результаты
опытно-экспериментальной
работы,
сделать
соответствующие
выводы.
Для осуществления эксперимента были определены контрольная (10
человек) и экспериментальная (10 человек) группы.
Цель констатирующего этапа эксперимента заключалась в определении
уровня
сформированности
коммуникативных
навыков
у
младших
школьников. Исследование осуществилось поэтапно. Для решения задач на
каждом
этапе
выделены
критерии,
показатели
и
определены
соответствующие диагностические методики.
Задачи
Критерии и показатели
Методики
Выявить уровень
сформированности
коммуникативных
навыков детей
младшего
школьного
возраста
эмпатийный –стремление в
установлении эмоционального
контакта в процессе общения, умение
почувствовать эмоциональное
состояние собеседника;
Методика 1
«Методика изучения
общительности как
характеристик
личности» М.В. Гамезо,
В.С. Герасимовой, Л.М.
Орловой.
креативно-деятельностный - умение
использовать приобретенные ранее
коммуникативные знания, умения,
навыки в новых ситуациях общения,
проявлять инициативу в общении со
взрослыми и сверстниками,
конструктивно действовать в
конфликтных ситуациях, использовать
вербальные и невербальные средства
коммуникации в различных ситуациях
общения
Методика 2
«Дорога к дому»
(модифицированное
задание «Архитектор-
строитель», Возрастно-
психологическое
консультирование)
оценочно-рефлексивный – это умение
адекватно оценивать свои качества
личности и поступки в процессе
общения, адекватно воспринимать и
оценивать поступки и качества
личности партнера по общению.
Методика 3
«Кто прав?»
(модифицированная
методика Цукерман
Г.А.)
На основе соотношения данных компонентов, были определены и
описаны уровни и показатели коммуникативных навыков у младших
школьников, а именно:
8
Уровни
Показатели
1 уровень -
высокий
- умеет понимать эмоциональное состояние, поведение другого
человека, постоянно проявляет эмпатию по отношению к
большинству людей; с желанием идёт на контакт, свободно
общается, не боится выступать в новой обстановке;
- свободно владеет основными речевыми и коммуникативными
умениями, умеет пользоваться формами речевого этикета;
- умеет договариваться, находить общее решение, аргументировать
свое предложение, убеждать и уступать, не конфликтен; всегда
готов прийти на помощь;
2 уровень -
средний
- не всегда понимает эмоциональное состояние, поведение другого
человека, проявляет эмпатию по отношению к близким, знакомым
людям, с желанием вступает в контакт, но боится выступать в
новой обстановке, немного стесняется взрослых;
- поводы общения со сверстниками деловые и эмоциональные, со
взрослыми – ситуативные, отвечает, используя простые
предложения, фразы, затрудняется в монологическом изложении
мыслей;
- понимает различные позиции других людей, но не всегда может
договориться, сохранить доброжелательность;
3 уровень -
низкий
-
затрудняется понять эмоциональное состояние, поведение
другого человека, не испытывает потребности в общении со
сверстниками, робок для выступлений, стесняется общаться с
взрослыми.
- пассивен или агрессивен, затрудняется в использовании речевых
и коммуникативных умений: суждения выражает в простых
нераспространённых предложениях, часто теряет общую нить
разговора, формами речевого этикета пользуется редко.
- редко понимает и принимает позицию других людей, считая свое
мнение единственно верным, не может и не хочет договариваться,
часто проявляется негативизм в общении, интересы сверстников
полностью игнорируются.
По
результатам
проведенных
методик
исследования
был
выведен
средний
показатель
сформированности
коммуникативных
навыков
у
обучающихся младшего школьного возраста.
Уровни
Контрольная группа
Экспериментальная группа
%
%
Высокий уровень
27%
30%
Средний уровень
43%
37%
Низкий уровень
30%
33%
9
По
результатам
среднего
показателя
было
выявлено,
что
в
экспериментальной группе высокий уровень на 3% выше, чем в контрольной
группе; средний уровень в экспериментальной группе на 6% ниже, чем в
контрольной группе; низкий уровень в экспериментальной группе на 3%
выше, чем в контрольной группе.
На
основе
анализа
стало
очевидно,
что
обучающиеся
младшего
школьного возраста в недостаточной степени имеют навыки коммуникации,
так
как
низкий
уровень
составил
33%
в
экспериментальной
и
30%
контрольной группах.
На
основе констатирующего этапа
исследования была
определенна
цель формирующего этапа: спроектировать и реализовать комплекс занятий
по
технике
«Шерстяная
акварель»,
направленных
на
развитие
коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста.
Задачи формирующего эксперимента:
–
способствовать
развитию
коммуникативных
качеств
личности:
эмпатийность,
доброжелательность,
искренность,
открытость
в
общении,
инициативность;
–
формировать
навыки
вступать
в
коммуникативный
контакт,
ориентироваться в ситуации общения, употреблять средства вербального и
невербального общения;
–
формировать
навыки
сотрудничества,
оказывать
взаимопомощь,
доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и
взрослыми;
– формировать собственное мнение и позицию;
– воспитывать у детей интерес к творчеству друг друга, умение замечать
затруднение
в
работе
сверстников,
и
умение
оказать
помощь
в
данной
ситуации;
– развивать навыки межличностного общения и коллективного творчества,
умения работать в парах, группах, эффективно распределять обязанности,
уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность
других детей;
В
ходе
формирующего
эксперимента
были
спланированы
и
реализованы:
– комплекс занятий «Чудо цветок», «Весна пришла», «Цветущий май», «День
Победы» – работа в паре,
«Полевые цветы» – работа в паре, «Лето»
–
коллективная работа; «Море» - групповая работа
- досуговое мероприятие «Наши руки не для скуки» с участием родителей.
В досуговом мероприятии предусмотрено участие родителей (лиц, их
замещающих), что значительно усилило их воспитательное действие.
10
Наблюдая за детьми, можно сделать вывод, что
у них был
устойчивый
интерес к занятиям. Включая в начале занятия игру – приветствие, можно
решить
сразу
несколько
задач
при
формировании
коммуникативных
навыков: учить вступать в контакт и общаться в позитивном ключе, создать
обстановку
доверия
и
эмоционального
комфорта,
снять
психическое
напряжение,
содействовать
улучшению
общения
со
сверстниками.
Формировать взаимопонимание; развивать сотрудничество.
Рефлексия,
проведенная
в
конце
занятия,
помогает
педагогу
определить
эффективность
своей
работы,
а
обучающимся
—
систематизировать полученные знания и сравнивать собственные успехи с
достижениями других детей.
На основе констатирующей и формирующей части эксперимента была
выдвинута
цель
контрольного
эксперимента:
сравнить
результаты
констатирующего
и
контрольного
экспериментов
и
сделать
выводы.
Методики исследования, используемые в контрольном эксперименте, были
аналогичны методикам, использованным в констатирующем эксперименте.
По результатам проведенных методик исследования на контрольном
этапе
эксперимента
был
выведен
средний
показатель
сформированности
коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста.
Уровни
Контрольная группа
Экспериментальная группа
Констатирующий
этап
Контрольный
этап
Констатирующий
этап
Контрольный
этап
%
%
%
%
Высокий уровень
27%
30%
30%
47%
Средний уровень
43%
43%
37%
40%
Низкий уровень
30%
27%
33%
13%
По
результатам
среднего
показателя
выявлено,
что
в
контрольной
группе
уровень
сформированности
коммуникативных
навыков
в
контрольной группе изменился незначительно: высокий уровень повысился
на 3%, средний уровень остался прежним, низкий уровень понизился на 3%.
В
экспериментальной
группе
высокий
уровень
сформированности
коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста
повысился на
17%,
средний уровень повысился на
3%,
низкий
уровень
понизился на 20%.
На основании проведенных исследований, можно сделать вывод, что в
ходе спланированных и проведенных мероприятий, состоящих из комплекса
занятий по технике «Шерстяной акварели» с включением игры – приветствия
11
удалось
достичь
положительной
динамики
в
формировании
коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста.
Кроме того, работая в коллективе
у детей
формируется интерес
к
творчеству
друг
друга,
они
учатся
замечать
затруднения
в
работе
сверстников, и
умение оказать помощь в данной ситуации, развиваются
навыки
межличностного
общения
и
коллективного
творчества,
умение
работать в парах, группах, эффективно распределять обязанности, уважать
мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность других
детей.
Опираясь
на
проведенные
исследования
можно
сказать,
что
уважительное отношение, сформированное у детей на занятиях в технике
«Шерстяной акварели», к своим товарищам и педагогу они переносят в
другие виды деятельности (в игру, труд, учебу), что позволяет создавать в
детской группе атмосферу эмоционального благополучия для каждого из
воспитанников.
Включенность детей в общение друг с другом по поводу целей, задач,
средств
и
способов
осуществления
на
занятиях
в
технике
«Шерстяной
акварели»
обогащает
обозначенную
деятельность,
делает
ее
более
привлекательной для ребенка, так как позволяет удовлетворить насущную
потребность
ребенка
в
общении.
В
свою
очередь
общение
по
поводу
искусства
позволяет
говорить
о
таком
уровне
взаимоотношений
детей,
который значительно выше, чем их взаимодействие по поводу бытовых тем.
У детей формируется понимание ценности каждой личности, ее мыслей,
суждений, творческих работ.
Спасибо за внимание.
12
Список используемой литературы
1.Алифанова
Е.М.
Формирование
коммуникативной
компетенции
детей
дошкольного
и
младшего
школьного
возраста
средствами
театрализованных
игр[Текст]
:
автореф.
Дисс.
Канд.
Психол.
Наук.
–
Волгоград, - 2001. – 24 с.
2.
Булычева,
А.И.,
Варенцова,
Н.С.,
Веракса,
Н.Е.
Диагностика
готовности ребенка к школе [Текст]: Пособие для педагогов дошкольных
учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 510 с.
3. Волков, Б. С. Психология детей младшего школьного возраста
[Текст]: учебное пособие. – 7-е изд., перераб. И доп. – Москва: КноРус, 2016.
– 347 с.
4. Гонина, О.О. Психология младшего школьного возраста[Текст]:
учеб. Пособие / О.О. Гонина. — 2-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2015. –
272 с.
5.
Григорьев,
Д.
В.
Внеурочная
деятельность
школьников[Текст]:
методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В.
Степанов. – 4-е изд. – Москва: Просвещение, 2014. – 223 с.
6. Коломенский Я.Л. Социальная психология [Текст]. – СПб.: ЗАО
«Изд-во «Питер», - 1999. – 244 с.
7.
Кравченко, А. И. Краткий социологический словарь [Текст] / А.
И. Кравченко. – Москва: Проспект, 2017. – 347 с.;
8.
Кусмарцев, М. Б. Приобщение детей к истокам русской народной
культуры: программа. [Текст]: учеб. –метод. Пособие / М. Б. Кусмарцев. –
СПб.: Детство-Пресс, 2015. – 156 с.
.
Макоева
Ф.
С.
Формирование
коммуникативной
компетенции
студентов педагогического ВУЗа в курсе «Культура русской речи» [Текст] //
Известия Российского государственного педагогического университета им.
А.И. Герцена. – 2008. - № 58. – С. 412 – 417
10.
Мандель,
Б.
Р.
Психология
развития
[Текст]:
Полный
курс
(учебное пособие для студентов всех уровней обучения в высших учебных
заведениях) / Б. Р. Мандель. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 743 с.
11. Михайлова, О. В. Особенности коммуникативной компетентности
студентов в поликультурной среде: автореф. Дис. … канд. Психол. Наук. –
СПб., - 2009. – 22 с.
12.
Наливайко
Т.Е.,
Шинкорук
М.В.
Возрастные
особенности
социально коммуникативного развития личности [Текст] // Ученые записки
КнАГТУ. – 2010. - № III-2 (3). – С.54-59
13
13. Петровская Л. А. Активные методы социальнопсихологического
воздействия
на
коммуникативные
процессы
[Текст]
//
Общение
и
оптимизация совместной деятельности. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1987. – С.
138- 149.
14.
Психология
общения:
энциклопедический
словарь
[Текст]
/
Российской акад. Образования, Психологический ин-т; под общ. Ред. А. А.
Бодалева. – 2-е изд., испр. И доп. – Москва: Когито-Центр, 2015. – 671с.
15.
Психология:
учебник
для
использования
в
учебном
процессе
образовательных
учреждений,
реализующих
программы
СПО
по
специальностям
«Преподавание
в
начальных
классах»
[Текст]
/
[И.
В.
Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан, А. Д. Андреева] ; под ред. И. В.
Дубровиной. – 15-е изд., стер. – Москва: Академия, 2017. – 494 с.