Автор: Смирнова Светлана Николаевна
Должность: Учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Марковская СОШ"
Населённый пункт: п. Марковский г. Чайковский
Наименование материала: Технологическая карта (модуль) урока
Тема: "Генетика человека"
Раздел: полное образование
Тема: Генетика человека 11 класс
Технологическая карта (модуль) урока
Цель урока: знакомство обучающихся с основными методами изучения
генетики человека
Задачи:
образовательные:
рассмотреть основные методы изучения генетики человека и результаты их
практического использования;
установить
взаимосвязь
использования
генетических
знаний
для
прогнозирования появления наследственных болезней у человека и их
диагностику;
рассмотреть влияние наследственных изменений на человека;
развивающие:
развивать творческую активность, критическое мышление обучающихся;
продолжить формирование умений работы в группах, с дополнительным
материалом;
воспитательные:
воспитывать потребность в здоровом образе жизни, толерантность, культуру
общения;
способствовать заинтересованности обучающихся в изучении генетики.
Оборудование: мультимедийный проектор, диапроектор; экран, ноутбук,
презентация в Power Point; слайды по теме «Цитология и генетика»;
видеосюжет «Генетика пола».
Тип урока: усвоение новых знаний
Номер
учебного
элемента
Учебный материал с указанием заданий
Руководство по
усвоению
учебного
материала
УЭ-0
Интегрирующая цель: развить знания о генетике
человека, узнать методы изучения генетики
человека
Внимательно
прочитайте цель
урока
УЭ-1
Цель: определить исходный уровень знаний по
теме «Генетика»
I.Запишите в тетради дату и название изучаемой
темы.
II.Выполните тестовое задание. Внимательно
прочитайте каждый вопрос и варианты ответов,
определите правильный ответ и соответствующую
ему букву впишите в тетрадь.
Тест «Генетика».
III.Проверьте свои ответы по приложению.
Работайте
самостоятельно
в тетради
Правильный
Проанализируйте ошибки.
IV.Оцените свою работу.
ответ – 1 балл
УЭ-2
Цель: в ходе просмотра сюжета видеофильма,
закрепить знания о кариотипе человека
I.Внимательно прочитайте вопросы, на которые
вы должны ответить после просмотра сюжета
видеофильма «Генетика пола».
1.Что называют кариотипом человека?
2.Из чего состоит кариотип?
3.Какие хромосомы называют аутосомами?
4.Какие хромосомы называют половыми?
5.Какой пол называют гомогаметный?
6.Какой пол называют гетерогаметный?
7.Почему хромосомы называют носителями
наследственной информации?
II.Примите участие в обсуждении вопросов к
сюжету видеофильма.
III.Оцените свои ответы
Работайте
вместе с
классом
Правильный
ответ – 1 балл
УЭ-3
Цель: изучить цитогенетический метод генетики
человека
I.Дайте характеристику наследственным болезням
человека, выявите причины, основные признаки,
количество детей с такими синдромами к общему
количеству новорожденных.
II.Внимательно прослушайте сообщения
обучающихся и заполните таблицу
самостоятельно в тетради
Таблица «Наследственные болезни человека»
Название
наследственных
болезней
Причины
возникновения
Признаки,
характеризующие
синдром
Количество
детей с
такими
синдромами
1
1
1
1
2
2
2
2
3
3
3
3
4
4
4
4
5
5
5
5
III.Обсудите результаты работы. Ответьте на
вопрос: Какие факторы среды могут вызвать
появление у человека наследственных болезней?
IV.Оцените свою работу.
Работайте
вместе с
классом
Работайте в
тетради
Правильно
заполненная
таблица ответ –
25 баллов
УЭ-4
Цель: изучить генеалогический метод генетики
человека
I.Выполните задание.
II.Проанализируйте сообщения обучающихся по
представлению родословных своей семьи и
Работайте
вместе с
классом
Правильный
ответ – 1 балл
определите тип наследования: аутосомно –
доминантное, аутосомно – рецессивное,
наследование, сцепленное с X – хромосомой
III.Решите задачу:
Голубоглазый мужчина, родители которого имели
карие глаза, женился на кареглазой женщине, у
отца которой были голубые глаза, а у матери –
карие. От этого брака родился один ребенок, глаза
которого оказались карими. Каковы генотипы всех
упомянутых лиц?
IV.Обсудите результаты работы.
V.Оцените свою работу.
Работайте в
тетради
Правильно
решенная задача
– 5 баллов
УЭ-5
Цель: изучить близнецовый метод генетики
человека
I.Выполните задание.
1.Дайте характеристику монозиготным и
дизиготным близнецам
Монозиготные близнецы
Дизиготные близнецы
1.причина рождения
2.частота рождения
3.соотношение полов
4.генотип
5.фенотип
1.причина рождения
2.частота рождения
3.соотношение полов
4.генотип
5.фенотип
2.Когда и кем был открыт близнецовый метод?
3.Какова сущность близнецового метода?
4.Что называют конкордантностью?
5.Что называют дискордантностью?
6.Как определяется степень конкордантности?
7.Чему равна степень конкордантности у
монозиготных близнецов?
8.Чему равна степень конкордантности у
дизиготных близнецов?
II.Обсудите результаты работы.
III.Оцените свою работу.
Работайте с
текстом
учебника
Работайте в
группе
Правильный
ответ – 1 балл
Учебник А.О.
Рувинского
«Общая
биология»
Правильно
отвеченные
вопросы – 8
баллов
УЭ-6
Цель: обобщить и закрепить знания, полученные
при изучении темы «Генетика человека»
I.Выполните задание.
II.Решите кроссворд «Генетика человека».
III.Правильность решения кроссворда проверьте
по приложению.
IV.Проанализируйте ошибки.
V.Оцените свою работу.
Работайте в
группе
max оценка за
правильно
решенный
кроссворд – 10
баллов, min
оценка – 5
баллов
УЭ-7
Цель: подведение итогов урока
I.Прочитайте цель урока. Достигли ли Вы ее? В
Индивидуально
какой степени?
II.Оцените свою работу на уроке. Если по итогам
Вы набрали 64 балла и выше, то получаете оценку
– 5, 54 балла – 4, 32 балла - 3.
III.Домашнее задание.
Ваша оценка за
урок________