Автор: Боженко Татьяна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОКОУ Тёткинская школа-интернат
Населённый пункт: Курская обл. Глушковский район с. Попово-Лежачи
Наименование материала: Статья
Тема: "Совершенствование методов и приёмом в воспитании КГН у младших школьников с ОВЗ и УО"З
Раздел: дошкольное образование
Навык — это автоматизированный компонент сознательного
действия человека, который вырабатывается в процессе его
выполнения. Самообслуживание-обслуживание самого себя,
удовлетворение своих бытовых нужд, потребностей собственными
силами . Оно не ограничивается лишь накоплением чувственных
представлений о действительности, обогащением жизненного опыта,
а включает и овладение умениями и навыками, необходимыми в
самостоятельной жизни. Этим объясняется повышенное внимание
ученых-дефектологов к поискам механизмов эффективного
использования предметной-практической деятельности в решении
общих и специальных задач, стоящих перед коррекционной школой .
Задача формирования навыков самообслуживания у детей с
особенностями развития является главной для самих детей и
родителей. В основу этой работы входит пошаговое обучения
навыкам самообслуживания. Преимущество пошаговой системы
состоит в том, что она позволяет быстро и эффективно обучить
ребенка с особенностями развития определенному навыку именно в
том возрасте и в том объеме, в котором этот навык формируется в
случае нормального развития. Для этого определяется уровень, на
котором ребенок может самостоятельно совершить какое-либо
действие внутри данного навыка, и следующий маленький шаг,
которому надо ребенка обучать. Используется система поощрений
(внимание, пищевое подкрепление — любимая еда или питье,
любимые занятия и т. п.). Помощь взрослого по мере освоения
действий внутри навыка уменьшается в объеме, сворачивается от
физической помощи к жесту, а затем — к инструкции . Задачи
обучения: определение текущего уровня развития данного навыка;
определение ближайших шагов;отработка навыка внутри каждого
шага; разработка системы поощрений и контроля; обсуждение
1
результатов с родителями. Формы работы: индивидуальная
(отрабатываются отдельные операции); групповая (создаются
объективные условия необходимости реализации данного навыка:
поведение ребенка подчиняется общему для всей группы детей
правилу; кроме того, работает механизм подражания). Основными
приемами по формированию навыков самообслуживания являются
подражание, показ и объяснение, в процессе которых педагог
сопровождает свои практические действия комментариями. В
дальнейшем умения детей необходимо закреплять, стимулируя их
устные высказывания, что способствует выработке у них обобщенных
представлений о выполняемом способе действий, формируемом
навыке и в целом о здоровом образе жизни. Основным
методическим приемом формирования навыков является показ
выполнения каждого элементарного действия и их
последовательности. Решающее значение при этом имеет активное
поведение ребенка, т. е. его практическое участие в выполнении
данного действия. Без этого никакое овладение навыками
немыслимо. Можно сколько угодно детям показывать, объяснять, как
надо одеваться, но все это останется безрезультатным. Подробный
показ и объяснение, как выполнять трудовые задания по
самообслуживанию, в сочетании с непосредственным участием детей
в работе научит их точно следовать необходимому способу действий,
т. е. исполнительности. Очень важно при обучении приемам
одевания, умывания, уборке игрушек сохранять неизменным один и
тот же способ, одну и ту же последовательность действий. Это дает
возможность предъявить всем детям одинаковое требование при
выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию и в то же
время обеспечивает быстроту формирования прочного навыка.
Последнее достигается также благодаря многократному повторению
2
одних и тех же действий в определенной последовательности. Не
нужно бояться еще и еще раз показать и объяснить детям, что и как
делать. Дело в том, что навыки самообслуживания, как и любые
другие навыки, образуются не сразу. Для того чтобы дети научились
правильно и хорошо умываться, одеваться, нужно прежде всего,
чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно
постоянно упражнять их в этой работе. Через некоторое время
образуется необходимый навык, прочное умение. Некоторым детям
нужно меньше времени, чтобы научиться тому или иному умению,
другим — больше. По мере формирования навыков, нужно
постепенно переходить от показа к подробным словесным
объяснениям. Они способствуют закреплению навыков, выработке
точных движений, обеспечивают возможность действовать согласно
каждому слову педагога. Позднее взрослый может придать своему
объяснению более общий характер: «Я сейчас посмотрю, кто
правильно повесил одежду в шкаф»; «Завяжи шарф хорошо, как я
тебя учила»; «Вспомни, как нужно завязывать шнурки». Такое общее
напоминание активизирует мысль детей, побуждает их вспомнить,
какой способ выполнения нужно применить, какие действия в него
входят, какова их последовательность. Метод общего напоминания
используется тогда, когда налицо закрепленные навыки выполнения
какой-либо задачи по самообслуживанию. Это требует от педагога
тщательного контроля за деятельностью детей, каждым изменением
в ней. В выборе методических приемов руководства этим процессом
надо постоянно учитывать степень новизны поставленной перед
детьми задачи, способа ее выполнения. Если задание детям
незнакомо или мало знакомо, следует использовать объяснение и
практический показ приемов его реализации. Такая необходимость, в
показе и подробном объяснении способов действия возникает
3
постоянно, с возрастанием круга заданий по самообслуживанию. Но
важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и
проверять, как они выполняют эту работу. Взрослые добиваются,
чтобы дети поняли, что они делают нужное для окружающих их
взрослых и сверстников дело. Правильное воспитание детей в
процессе самообслуживания немыслимо, если педагог не
интересуются результатами их работы. В этом случае младшие
школьники быстро теряют интерес к раздеванию, складыванию своих
вещей и пр. Взрослые должны внимательно относиться к тому, как
дети трудятся, вместе с ними разобраться, что тут хорошо, а что плохо
и почему. Тогда дети быстрее поймут свои ошибки, утвердятся в
достигнутом и сумеют в следующий раз сделать лучше. Оценивая то,
как ребенок повесил белье, заправил постель недостаточно ему
сказать: «Молодец» или «Неправильно». Оценка трудовой
деятельности должна содержать в себе подчеркивание в данный
момент достижений ребенка и того, что еще плохо получается.
Продолжительное выполнение одного и того же задания по
самообслуживанию обеспечивает усвоение способа, быстроту и
качество его реализации. Лишь после этого круг обязанностей по
самообслуживанию расширяется, детям предъявляются более
высокие требования. Методы формирования навыков
самообслуживания представляет собой начальный этап в работе по
трудовому воспитанию ребенка. Процесс обучения навыкам
самообслуживания детей с отставанием в умственном развитии
должен осуществляться с учетом личностно-ориентированных
моделей воспитания и быть направлен на создание реальных
возможностей в их самообслуживании. Ребенок, достигая под
воздействием взрослого успеха в овладении самообслуживания,
становится более умелым, более независимым от взрослого,
4
уверенным в своих возможностях. Результат создает основу для
коррекции (как в психическом, так и в личностном плане) имеющихся
отклонений у ребенка и обеспечивает последующую его
социализацию. При работе с младшими школьниками с нарушением
интеллекта необходимо учитывать инертность психических
процессов, большой латентный период между предъявляемой
информацией и ответной реакцией ребенка, часто выраженные
двигательные проблемы. В связи с этим формирование навыков
должно проводиться в медленном темпе, с большим количеством
повторов одних и тех же действий. Важно правильно подобрать позу,
например, для одевания, приема пищи. Обычно с детьми такой
группы на протяжении большого временного отрезка навыки
отрабатываются «рука в руку» с педагогом, с максимальным
привлечением внимания к происходящему: педагог помогает ребенку
физически осуществить действие, направляет движения ребенка и
координирует их. Постепенно физическая помощь уменьшается.
Существенной стороной обучения и воспитания детей с нарушением
интеллекта является:
- 1.Специфические особенности психических процессов младших
школьников.
- 2.Формирование навыков самообслуживания у младших
школьников с нарушением интеллекта, на основе индивидуального
подхода к каждому ребенку.
-3. Подготовка их к труду и к дальнейшей трудовой деятельности.
- 4. Социальная адаптация и комплексная реабилитация детей с
интеллектуальным нарушением, направленная на достижение
ощущения социального комфорта и равноправия в обществе.
5
Таким образом, в процессе формирования навыков
самообслуживания у младших школьников с нарушением интеллекта
возникают трудности. С помощью специально созданной программы
коррекционного воздействия можно добиться положительных
результатов.
Доклад на МО
Тема: «Совершенствование методов и приёмов
в воспитании КГН у младших школьников
с ОВЗ и УО».
Воспитатель: Боженко Т.М.
6