Напоминание

"Совершенствование методов и приёмом в воспитании КГН у младших школьников с ОВЗ и УО"З


Автор: Боженко Татьяна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОКОУ Тёткинская школа-интернат
Населённый пункт: Курская обл. Глушковский район с. Попово-Лежачи
Наименование материала: Статья
Тема: "Совершенствование методов и приёмом в воспитании КГН у младших школьников с ОВЗ и УО"З
Раздел: дошкольное образование





Назад




Навык — это автоматизированный компонент сознательного

действия человека, который вырабатывается в процессе его

выполнения. Самообслуживание-обслуживание самого себя,

удовлетворение своих бытовых нужд, потребностей собственными

силами . Оно не ограничивается лишь накоплением чувственных

представлений о действительности, обогащением жизненного опыта,

а включает и овладение умениями и навыками, необходимыми в

самостоятельной жизни. Этим объясняется повышенное внимание

ученых-дефектологов к поискам механизмов эффективного

использования предметной-практической деятельности в решении

общих и специальных задач, стоящих перед коррекционной школой .

Задача формирования навыков самообслуживания у детей с

особенностями развития является главной для самих детей и

родителей. В основу этой работы входит пошаговое обучения

навыкам самообслуживания. Преимущество пошаговой системы

состоит в том, что она позволяет быстро и эффективно обучить

ребенка с особенностями развития определенному навыку именно в

том возрасте и в том объеме, в котором этот навык формируется в

случае нормального развития. Для этого определяется уровень, на

котором ребенок может самостоятельно совершить какое-либо

действие внутри данного навыка, и следующий маленький шаг,

которому надо ребенка обучать. Используется система поощрений

(внимание, пищевое подкрепление — любимая еда или питье,

любимые занятия и т. п.). Помощь взрослого по мере освоения

действий внутри навыка уменьшается в объеме, сворачивается от

физической помощи к жесту, а затем — к инструкции . Задачи

обучения: определение текущего уровня развития данного навыка;

определение ближайших шагов;отработка навыка внутри каждого

шага; разработка системы поощрений и контроля; обсуждение

1

результатов с родителями. Формы работы: индивидуальная

(отрабатываются отдельные операции); групповая (создаются

объективные условия необходимости реализации данного навыка:

поведение ребенка подчиняется общему для всей группы детей

правилу; кроме того, работает механизм подражания). Основными

приемами по формированию навыков самообслуживания являются

подражание, показ и объяснение, в процессе которых педагог

сопровождает свои практические действия комментариями. В

дальнейшем умения детей необходимо закреплять, стимулируя их

устные высказывания, что способствует выработке у них обобщенных

представлений о выполняемом способе действий, формируемом

навыке и в целом о здоровом образе жизни. Основным

методическим приемом формирования навыков является показ

выполнения каждого элементарного действия и их

последовательности. Решающее значение при этом имеет активное

поведение ребенка, т. е. его практическое участие в выполнении

данного действия. Без этого никакое овладение навыками

немыслимо. Можно сколько угодно детям показывать, объяснять, как

надо одеваться, но все это останется безрезультатным. Подробный

показ и объяснение, как выполнять трудовые задания по

самообслуживанию, в сочетании с непосредственным участием детей

в работе научит их точно следовать необходимому способу действий,

т. е. исполнительности. Очень важно при обучении приемам

одевания, умывания, уборке игрушек сохранять неизменным один и

тот же способ, одну и ту же последовательность действий. Это дает

возможность предъявить всем детям одинаковое требование при

выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию и в то же

время обеспечивает быстроту формирования прочного навыка.

Последнее достигается также благодаря многократному повторению

2

одних и тех же действий в определенной последовательности. Не

нужно бояться еще и еще раз показать и объяснить детям, что и как

делать. Дело в том, что навыки самообслуживания, как и любые

другие навыки, образуются не сразу. Для того чтобы дети научились

правильно и хорошо умываться, одеваться, нужно прежде всего,

чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно

постоянно упражнять их в этой работе. Через некоторое время

образуется необходимый навык, прочное умение. Некоторым детям

нужно меньше времени, чтобы научиться тому или иному умению,

другим — больше. По мере формирования навыков, нужно

постепенно переходить от показа к подробным словесным

объяснениям. Они способствуют закреплению навыков, выработке

точных движений, обеспечивают возможность действовать согласно

каждому слову педагога. Позднее взрослый может придать своему

объяснению более общий характер: «Я сейчас посмотрю, кто

правильно повесил одежду в шкаф»; «Завяжи шарф хорошо, как я

тебя учила»; «Вспомни, как нужно завязывать шнурки». Такое общее

напоминание активизирует мысль детей, побуждает их вспомнить,

какой способ выполнения нужно применить, какие действия в него

входят, какова их последовательность. Метод общего напоминания

используется тогда, когда налицо закрепленные навыки выполнения

какой-либо задачи по самообслуживанию. Это требует от педагога

тщательного контроля за деятельностью детей, каждым изменением

в ней. В выборе методических приемов руководства этим процессом

надо постоянно учитывать степень новизны поставленной перед

детьми задачи, способа ее выполнения. Если задание детям

незнакомо или мало знакомо, следует использовать объяснение и

практический показ приемов его реализации. Такая необходимость, в

показе и подробном объяснении способов действия возникает

3

постоянно, с возрастанием круга заданий по самообслуживанию. Но

важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и

проверять, как они выполняют эту работу. Взрослые добиваются,

чтобы дети поняли, что они делают нужное для окружающих их

взрослых и сверстников дело. Правильное воспитание детей в

процессе самообслуживания немыслимо, если педагог не

интересуются результатами их работы. В этом случае младшие

школьники быстро теряют интерес к раздеванию, складыванию своих

вещей и пр. Взрослые должны внимательно относиться к тому, как

дети трудятся, вместе с ними разобраться, что тут хорошо, а что плохо

и почему. Тогда дети быстрее поймут свои ошибки, утвердятся в

достигнутом и сумеют в следующий раз сделать лучше. Оценивая то,

как ребенок повесил белье, заправил постель недостаточно ему

сказать: «Молодец» или «Неправильно». Оценка трудовой

деятельности должна содержать в себе подчеркивание в данный

момент достижений ребенка и того, что еще плохо получается.

Продолжительное выполнение одного и того же задания по

самообслуживанию обеспечивает усвоение способа, быстроту и

качество его реализации. Лишь после этого круг обязанностей по

самообслуживанию расширяется, детям предъявляются более

высокие требования. Методы формирования навыков

самообслуживания представляет собой начальный этап в работе по

трудовому воспитанию ребенка. Процесс обучения навыкам

самообслуживания детей с отставанием в умственном развитии

должен осуществляться с учетом личностно-ориентированных

моделей воспитания и быть направлен на создание реальных

возможностей в их самообслуживании. Ребенок, достигая под

воздействием взрослого успеха в овладении самообслуживания,

становится более умелым, более независимым от взрослого,

4

уверенным в своих возможностях. Результат создает основу для

коррекции (как в психическом, так и в личностном плане) имеющихся

отклонений у ребенка и обеспечивает последующую его

социализацию. При работе с младшими школьниками с нарушением

интеллекта необходимо учитывать инертность психических

процессов, большой латентный период между предъявляемой

информацией и ответной реакцией ребенка, часто выраженные

двигательные проблемы. В связи с этим формирование навыков

должно проводиться в медленном темпе, с большим количеством

повторов одних и тех же действий. Важно правильно подобрать позу,

например, для одевания, приема пищи. Обычно с детьми такой

группы на протяжении большого временного отрезка навыки

отрабатываются «рука в руку» с педагогом, с максимальным

привлечением внимания к происходящему: педагог помогает ребенку

физически осуществить действие, направляет движения ребенка и

координирует их. Постепенно физическая помощь уменьшается.

Существенной стороной обучения и воспитания детей с нарушением

интеллекта является:

- 1.Специфические особенности психических процессов младших

школьников.

- 2.Формирование навыков самообслуживания у младших

школьников с нарушением интеллекта, на основе индивидуального

подхода к каждому ребенку.

-3. Подготовка их к труду и к дальнейшей трудовой деятельности.

- 4. Социальная адаптация и комплексная реабилитация детей с

интеллектуальным нарушением, направленная на достижение

ощущения социального комфорта и равноправия в обществе.

5

Таким образом, в процессе формирования навыков

самообслуживания у младших школьников с нарушением интеллекта

возникают трудности. С помощью специально созданной программы

коррекционного воздействия можно добиться положительных

результатов.

Доклад на МО

Тема: «Совершенствование методов и приёмов

в воспитании КГН у младших школьников

с ОВЗ и УО».

Воспитатель: Боженко Т.М.

6



В раздел образования