Напоминание

"Развитие речи ребенка 3-4 лет"


Автор: Васильева Ирина Витальевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад № 83»
Населённый пункт: г. Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие речи ребенка 3-4 лет"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие речи ребенка 3-4 лет

В младшем дошкольном возрасте дети становятся более самостоятельными,

активными в семье и детском саду. Круг общения расширяется, дети

взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Они принимают посильное

участие в хозяйственно-бытовом труде, проявляют интерес к физическим

упражнениям, рисованию, лепке, аппликации и другим занятиям. Ведущим

видом деятельности становится игра.

В ней дети используют как различные игрушки, так и предметы-заменители:

карандаш превращается в указку, термометр; стул становится машиной,

кораблем. Сюжеты игр просты — с одной, двумя ролями. Педагоги и

родители организуют игры детей с мозаикой, пазлами, кубиками,

конструктором, а также подвижные, музыкальные игры. Участие ребят в

различных играх требует достаточно развитой речи, умения устанавливать

простейшие связи между предметами, явлениями, делать элементарные

обобщения.

Разнообразное речевое общение сопровождает деятельность ребенка, в

которую нередко включены и взрослые: это вопросы и ответы, просьбы и

требования объяснений, эмоциональные оценки действий и результатов.

Таким образом, речь приобретает форму диалога. Взрослым следует

учитывать, что дети в этом возрасте легко запоминают и повторяют не

только образцы речи близких людей, но и их манеру говорить, копируют

мимику, жесты, позы. Подражая родителям, дети перенимают этим и

культуру общения.

Интерес к ближайшему окружению, к труду и занятиям взрослых людей,

постепенное освоение ориентировки в пространстве и времени,

ознакомление с разнообразными свойствами предметов и явлениями

природы способствуют умственному развитию ребенка и практическому

овладению языком.

Дети трех лет способны внимательно слушать короткие сказки, рассказы,

следить за развитием событий, а также слушать песни, музыку, замечать

изменения в звучании музыки, давать эмоциональный отклик на

художественные и музыкальные произведения. С помощью речи ребенок

делится своими впечатлениями, передает значимые для него события. Речь

активно используется как средство общения, обмена сведениями и

чувствами.

Младший дошкольный возраст характеризуется чрезвычайно возрастающей

речевой активностью. Словарный запас младшего дошкольника зависит от

условий жизни, воспитания, состояния здоровья, общего развития и

составляет 1—2 тысячи слов. Иногда взрослые недооценивают значение

общения с ребенком, разговоров и игр с ним, не поддерживают обращений,

гасят речевую активность, и ребенок перестает обращаться к близким,

остается предоставленным самому себе, что отрицательно сказывается на его

речевом развитии. Поэтому так важно в этот период быть особенно

внимательным к речи детей.

В возрасте 3—4 лет дети особенно чутки к звуковой оболочке языка.

Замечательный знаток детского языка К. И. Чуковский в своей книге «От

двух до пяти» собрал обширные материалы по речетворчеству детей. Особо

он отмечает рифмотворчество. И действительно, дети очень любят стихи и с

удовольствием запоминают их наизусть.

Овладеть звуковой стороной языка означает научиться воспринимать звуки и

правильно произносить их. В три года малыши пытаются подражать

правильному произношению взрослых, но им не всегда это удается. Так,

трудные для произношения звуки заменяются более доступными и легкими:

[р] на [л], [ш] на [с], [ж] на [з], [ч] на JV], отмечаются и другие замены.

Твердые согласные звуки нередко заменяются мягкими («зайка» вместо

«зайка»).

В результате дети затрудняются в произнесении многосложных слов,

заменяют или пропускают отдельные звуки, переставляют слоги,

укорачивают слова. Например: «лисапет» — велосипед, «пигин» — пингвин,

«тевелизол» — телевизор, «мисанел» — милиционер, «кафета» — конфета.

Голосовой аппарат ребенка еще не окреп, поэтому многие говорят негромко,

хотя пользуются различными интонациями.

Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии

ребенка. Дети свободно и часто вступают в контакт с детьми и взрослыми по

своей инициативе, высказывают простейшие суждения о явлениях,

предметах окружающего мира. В этот период могут быть резкие

индивидуальные различия в развитии речи детей. Одни к трем годам хорошо

владеют речью, правильно произносят все звуки, некоторые знают все буквы

и делают первые шаги в чтении. Речь других детей этого же возраста далека

от совершенства, неправильно произносятся звуки, искажается слоговая

структура слов, делаются ошибки в согласовании слов в предложении и т. д.

Четвертый год — это возраст «почемучек». Дети постоянно задают

взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо

и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?», «что это?». Иногда

из-за неустойчивости внимания дети неспособны выслушать до конца ответы

взрослых. Поэтому объяснения должны быть короткими, простыми и

понятными.

Активный словарный запас детской речи становится разнообразнее. Ребенок

должен пользоваться практически всеми частями речи, даже служебными

словами: предлогами, союзами. Достаточный словарный запас дает ребенку

возможность свободно общаться с окружающими. Бедность словарного

запаса вызывает трудности в пересказе сказки, в поддержании беседы со

взрослыми и сверстниками, в передаче содержания чужой речи, в рассказе об

увиденном.

Хороший словарный запас способствует обогащению речи предложениями

разной структуры, простыми и сложными, правильному их построению.

В этом возрасте исчезают почти все недостатки произношения звуков. Дети

начинают критично относиться к речи сверстников, подмечают ошибки

звукопроизношения. Это говорит о совершенствовании речевого слуха у

детей.

Игры для развития речи детей 3-4 лет

«Разные вопросы»

Цель

:

усвоение грамматических основ русского языка.

Для этой игры Вам понадобится мяч или мягкая игрушка. Перекидывайте

друг другу мяч, сопровождая своё действие вопросом:

Где растут листья? (На ветке).

Где растут ветки? (На дереве).

Где растут деревья? (В лесу).

Задание можно усложнить. Вы, сидя на полу, перекатываете мяч по полу

ногами. При этом нельзя помогать себе руками.

«Чудесная коробка»

Цель: развитие внимания, памяти, навыков классификации предметов,

освоение правильного употребления родовых местоимений.

Нам понадобится любая вместительная коробка. Конечно, было бы просто

замечательно обернуть её красивой бумагой, или просто раскрасить. Тем

самым мы изначально заинтересуем ребенка. Кладём в неё самые разные

предметы, но не более четырёх. Теперь можно звать малыша.

Посмотри, какая красивая коробка! Давай заглянем, что в ней лежит?

Достаём предметы по одному, кратко описывая.

Смотри. Это мяч, он круглый и синий. А вот кукла. У неё нарядное платье

и жёлтый бант. Ой! А это сладкое, вишнёвое варенье

После просмотра всех вещей, сложите их обратно. А теперь предложите

ребёнку отгадать по Вашему описанию, какой предмет вы хотите достать

из коробки.

Она в нарядном платье и с жёлтым бантом. Он круглый и синий. Оно сладкое

и вишнёвое.

После того, как все предметы вновь будут выложены, попросите малыша

забрать только игрушки. Если вместе с игрушками он заберет и варенье,

обратите на это внимание ребенка. Необходимо объяснить, что с игрушками

мы играем, а варенье это еда и играть с ним нельзя.

«Прятки-догадки»

Цель: развитие внимания, пространственной ориентировки, закрепление

предлогов В, НА, ПОД.

Предложите Вашему малышу поиграть в «прятки-догадки».

Я расскажу тебе историю про одного мальчика (девочку), а ты постарайся

выполнить всё, о чём я буду говорить.

Жил-был мальчик (девочка). Однажды они с мамой играли в прятки. Думал

мальчик думал и решил спрятаться под стол. Смотрит мама — нет её

мальчика. Где же он? Может быть, под диваном? Посмотрела — там его нет.

А может быть он под стулом? И там нет. А, вот он где — под столом!

Далее вы рассказываете, как мальчик залез на стул, притаился в шкафу и т.д.

«Угадай-ка»

Цель: развитие речи и логического мышления, навыков классификации

предметов, расширение словарного запаса.

Спрячьте игрушку или картинку с изображением котёнка.

Угадай, кто к нам пришёл в гости? Его мама — кошка, а папа — кот.

Так же обыгрываем других гостей домашних или диких животных.

После того, как все гости соберутся, нужно уточнить, что в гости к нам

пришли домашние (дикие) животные.

«К нам пришло письмо»

Цель: развитие связной речи, воображения.

Напишите Вашему малышу письмо от имени его любимого сказочного героя

или игрушки. Запакуйте в конверт и тожественно вручите ребенку.

Прочтите письмо и предложите вместе сочинить ответ. Придумайте тему

послания.

Давай напишем, какие у тебя разные игрушки. И как ты с ними умеешь

играть.

Внимательно рассмотрите те игрушки, о которых будете писать (не более

трёх), обговорить, как с ними можно играть.

После этого запишите рассказ ребенка, проговаривая то, что пишите.

«Путаница»

Цель: развитие речи, внимания, логического мышления.

«Давай, поиграем в путаницу. Я буду читать запутанное стихотворение,

а ты постарайся его распутать».

Прочитайте

малышу

коротенькие

стихотворения,

делая

паузу

перед

произнесением последнего слова. Рифма текста не всегда соответствует

смыслу текста.

Знает это ребёнок любой —

У апельсина цвет … голубой.

Корова мычит,

Поросёнок хрюкает,

Тигр рычит,

А собака … мяукает.

Как на нашей улице

Крякали две … курицы.

Известно каждому ребенку —

Корова — мама жеребёнка.



В раздел образования