Автор: Маркина Лариса Асканазовна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону
Наименование материала: Методическая разработка по дисциплине Профессиональная адаптация
Тема: Деятельностный подход в процессе воспитания и выборе профессии
Раздел: среднее профессиональное
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Ростовский колледж металлообработки и автосервиса»
(ГБПОУ РО «РКМиА»)
Методическая разработка
по дисциплине «Профессиональная адаптация»
«Деятельностный подход в процессе воспитания и выборе
профессии»
Составитель: Маркина Л.А.
Ростов-на-Дону
2021 г.
Введение.
В настоящее время деятельностный подход к обучению и воспитанию
предлагает формировать у обучающихся наличие мотивации т.е. желание
что-то узнать, открыть и конечно понимать, что из этого необходимо
освоить.
Выполнять на уроках определенные действия, на основании уже
имеющихся знаний и приобретать недостающие.
Уметь контролировать свои действия во время учебного процесса и
понимать значимость жизненных задач.
Процесс обучения понимается не только как усвоение системы знаний
умений и навыков, которые составляют основу компетенции обучающегося,
но и как процесс развития личности, обретения духовного нравственного
социального и личного опыта.
Основная часть.
В процессе использования приемов и методов воспитательной работы
должен появиться человек, способный
оценивать и выбирать те виды
деятельности, которые отвечают его природосообразности и самореализации
.
В качестве общей цели видится человек, который сможет оценивать
себя, выбирать те способы своей деятельности, которые удовлетворяют его
саморазвитию и нацелены на результат практической деятельности.
Деятельностный
подход
в
воспитании
означает
управление
целенаправленной деятельности учебного и воспитательного процесса
обучающегося в соответствии с направленностью его интересов, жизненных
планов и ценностных ориентаций. Ребенка научить что-то делать можно
только в процессе деятельности, так как только деятельность определяет
любую работу человека.
Каждый
человек
от
рождения
наделен
своими
способностями,
возможностями и потенциалом. Все это можно развивать только в процессе
деятельности. Однако, овладение знаниями это учебная деятельность,
которая с рождением человеку не дается. Ее необходимо строить.
К активным формам и методам воспитания относятся игры (деловые и
ролевые), проблемные ситуации, работа парная и командная, оценочная
деятельность самого обучающегося.
Деятельностный подход к обучению и воспитанию включает наличие
мотивации, нацеленной на результат, приобретение недостающих знаний
обучающимися,
осознание
и
применение
приобретенных
знаний
и
самоконтроль.
Традиционно-педагогические технологии классно-урочной системы
обучения основываются на следующих принципах:
Научность,
природосообразность,
систематичность
и
последовательность, от частного к общему и наоборот, доступность (от
легкого
к
трудному),
прочность
(повторение),
сознательность
и
наглядность, связь теории с практикой, возрастные особенности.
Деятельностный подход означает что обучающиеся получают знания
не в готовом виде, а добывают их сами, понимая зачем они это делают,
развивают и осмысливают свою будущую деятельность.
Опираясь на дидактические принципы процесс развития обучающихся
обеспечивается
через
освоение
социального
опыта,
социализацию
и
включение его в жизнь общества. Дидактическими принципами являются:
деятельность,
непрерывность,
целостность,
мини-макса,
психологическая комфортность, вариативность и творчество.
Принцип деятельности
заключатся в том, что обучающийся активно
участвует в учебной деятельности и ее результат становится
лично
значимым, так как практически он сам его добыл.
Принцип
непрерывности
означает
связь
между
предыдущим
и
последующим этапом обучения подразумевая преемственность между всеми
звеньями образовательного процесса с учетом возрастных особенностей
обучающихся.
Принцип целостности формирует представление о мире, о сознании своей
деятельности, своей профессии для будущего так как формирует картину
мира, включая сюда и природу и общество и роль конкретного человека в
окружающем мире.
Принцип мини-макса
предлагает возможность освоения программы в
широком (max) спектре и обеспечивает обучение для всех на уровне
образовательного стандарта.
Принцип психологической
комфортности
обеспечивает
на
занятиях
доброжелательную
атмосферу,
без
стрессобразующих
факторов,
т.е.
позитивный устойчивый психологический климат.
Принцип вариативности
должен предложить понимание возможности
различных вариантов решения проблемы и выбор из всех оптимального.
Принцип творчества
должен применяться на уроках для активного
проявления своего «я», во всех дисциплинах, где это возможно. В настоящее
время проявить свое творчество и способности можно проявить в проектной
деятельности.
Деятельностный подход к жизни вообще является значительным
достижением психологии. Он основан на принципиальном положении о том
что психика человека неразрывно связана с его деятельностью.
Согласно этому подходу целью обучения является не вооружение знаниями,
не накопление их, а формирование, умение действовать со знанием дела. П.Я.
Гальперин в своих исследованиях поставил вопрос: для чего человек учится?
И ответил: «Для того чтобы научиться что-либо делать, а для этого узнать
как это делается». Конечной целью обучения формирование действий и
умений, навыков для будущей профессии.
В жизни подростка выбор профессии – серьезный шаг. Он выбирает себе
учебное заведение и понимает, кем он хочет стать, где, в какой области ему
интереснее всего.
При это выбирает круг общения в котором ему находится. Психологи Сафин
В.Ф. и Ников Г.П. так подошли к рассмотрению этого момента и выдвинули
свой взгляд, который сводится к следующему:
ХОЧУ – желание; МОГУ – возможности; ЕСТЬ – личные физические
качества; ТЫ ОБЯЗАН – это обязательство жить по норма и правилам
общества, стать его частицей.
Человек добивается больших результатов, когда занят любимым делом, к
которому у него есть способности и понимает, что он занят своей
профессией.
Что же такое профессия? Профессия - это социальная характеристика
человека, указывающая на его принадлежность к определенной категории
людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности.
По профессиональному признаку люди делятся на большие группы или
категории людей, занимающихся одинаковым видом трудовой деятельности.
Следовательно, выбрать себе профессию - значит не только выбрать себе
работу, но и быть принятым в определенную группу людей, принять ее
этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни
Как она появилась? Профессия - (от лат. professio - "официально
указанное занятие, специальность от profiteor - объявляю своим делом) - род
трудовой
деятельности
(занятий)
человека,
владеющего
комплексом
специальных теоретических знаний и практических навыков.
По мере развития общества стали возникать рыночные отношения
между людьми и появилась специализация людей по видам труда. Одни
люди становились охотниками, другие - рыбаками, третьи - земледельцами,
четвертые - строителями, пятые - ткачами, шестые - гончарами, седьмые -
кузнецами, восьмые - знахарями, колдунами, шаманами, жрецами. Они
обменивались друг с другом продуктами своего труда. Накопленные в
каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в
поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии
Профессиональная
деятельность
характеризуется
наличием
определенного уровня квалификации, мастерства, умения, профессиональной
подготовки, специально полученных знаний и навыков, которые часто
подтверждаются
специальными
документами
о
профессиональном
образовании: дипломами, свидетельствами, аттестатами, сертификатами.
Не всегда удается заниматься своим любимым делом и называть это своей
профессией. Очень часто допускают ошибки следующего характера при
выборе профессии:
1)
Отношение к выбору профессии как к неизменному. Если в детстве
ребенок играл в медсестру и всем говорил, что будет медиком, это
не означает,
что она должна быть
медиком,
хотя
взгляды
поменялись и в другой профессии она может стать более ценным
работником, но она упорно и неизменно идет к этой профессии.
2)
Мнение о престижности профессии.
3)
Под влиянием товарищей.
4)
Перенос отношения к человеку представителю профессии на саму
его профессию.
5)
Увлечение только внешней стороной профессии.
6)
Отождествление школьного учебного предмета с профессией.
7)
Неумение разбираться в своих личностных качествах.
8)
Недооценка своих физических особенностей.
Заключение.
К деятельностному подходу при выборе профессии относятся не только
повседневные беседы, но и создание презентаций, описание вида труда
различных профессий, создание образов профессии «Я – идеальное, Я –
реальное», просмотр роликах о профессиях. Кроме того можно поговорить о
профессиях с родителями, можно и к кому-то на работу пойти, посмотреть
конкретно этот вид работы и очень много читать. В интернете много
рекомендованных роликов о профессиях.
Чтобы найти себя необходимо искать, думать, сотрудничать, приниматься за
дело, адаптироваться, противостоять трудностям, находить новые решения и
помнить о том, что все в ваших руках.