Автор: Бохан Наталья Валентиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 4
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Мыски
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: " Развитие коммуникативных способностей детей раннего возраста."
Раздел: дошкольное образование
«Ступеньки успешности»
- развитие коммуникативных способностей детей раннего возраста.
Поступление ребенка раннего возраста в детский сад – сложный этап в
жизни любого малыша, его резкий переход в новую социальную ситуацию. И
внутреннее благополучие ребенка, перешагнувшего порог группы детского
сада в руках педагога. Ребенку необходима комфортная обстановка:
ощущение тепла, защиты, ласки, возможность приятного физического
контакта, индивидуальный подход .
Учитывая особенности детей раннего возраста, когда наблюдается
несформированная мотивационно-целевой установки на общение, низкий
уровень владения речью и средствами общения, ситуативный характер
контактов
с
окружающими.
Поэтому,
так
важно
уделять
внимание
развитию коммуникативных навыков с раннего возраста. Вхождение в
систему социальных отношений, происходящей в процессе совместной
деятельности, способствует усвоению правил поведения, изменению форм
общения. Именно в деятельности происходит познание окружающего мира,
усвоение словаря.
Главная
задача
педагога,
организовать
работу
с
детьми
по
преодолению коммуникативного недоразвития малышей (возрастного)
и оптимизировать процесс социализации детей.
Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом
деятельности, она и явилась одним из наиболее простых и эффективных
способов развития навыка общения у детей дошкольного возраста.
Коммуникативная игра - это совместная деятельность детей, способ
самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в
позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг
друга.
Для формирования коммуникативных навыков используют различные
речевые упражнения и игры:
— логоритмические;
— коммуникативные;
— жестово-двигательные.
Задачи:
— развитие двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой;
— отработка коммуникативных навыков;
— снижение психоэмоционального напряжения.
Основная часть игр дает детям возможность интенсивно двигаться,
свободно
выражать
свои
эмоции,
активно
взаимодействовать
со
сверстниками. Каждая игра повторяется по несколько раз, чтобы дети
запомнили слова игр, песенок, правила игры. Дети раннего возраста любят
повторение. Знакомые игры воспринимаются ими легче. Они выполняют их с
большим интересом и радостью. Малыш копирует, отображает в действиях и
словах, в эмоциональных проявлениях и поступках мир, в котором живет. В
этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают
свой внутренний барьер и идут на контакт с взрослыми и сверстниками.
Работа по формированию коммуникативных умений должна быть
регулярной и органично включающейся во все виды деятельности.
Совместная деятельность взрослого с ребёнком помогает налаживать
эмоциональный контакт и деловое сотрудничество воспитателя и детей.
Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог
вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для
ребёнка поводы для общения.
Решая задачи развития коммуникативных способностей детей
необходимо:
Учить детей преодолевать застенчивость, умение раскрепощаться.
Развивать язык жестов, мимики, пантомимики.
Осознавать собственные чувства, эмоции, распознавать разные
эмоциональные состояния других людей.
Развивать навыки совместной деятельности со сверстниками и
взрослыми.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, формировать
способность выражать свои чувства.
Объединить усилия педагогов и родителей для развития
коммуникативных навыков детей.
В своей педагогической практике очень часто использую « игровые
минутки».
Это
удивительные
моменты,
когда
малыши
радуются,
действуют, развиваются и с раннего возраста чувствуют свою общность,
принадлежность к своему первому коллективу сверстников. Игровые
минутки могут проходить в любое время, это утренние и вечерние кружки
общения, общение перед обедом, организованные с первой младшей
группы. Также они действуют как тайм-аут, об их необходимости всегда
должен догадываться педагог, чувствовать моменты, когда эти волшебные
минутки просто необходимы.
Дети, как и взрослые, любят, когда их называют по имени,
подчеркивают в речи их положительные качества личности, отмечают их
уникальность.
Приведу примеры, часто используемых игр с детьми.
Игра «Кто у нас хороший? Кто у нас красивый?»
Цель: -развивать социальный и эмоциональный интеллект, развивать
самооценку и преставления о себе.
Описание игры: Ребята могут сидеть или стоять в кругу. Педагог
жестом или по желанию приглашает ребенка к участию в игре (выйти в
центр). Всем остальным участникам игры предлагает, хлопая в ладоши
спеть песенку для ребенка, который вышел в цент круга.
-Кто у нас хороший? Кто у нас красивый?
(Имя ребенка) хороший, (Имя ребенка)красивый!
Педагог и дети провожают ребенка аплодисментами.
Приглашается следующий участник игры и так до конца игры,
пока не исполнят песенку для каждого участника.
Игра «Ходят по дорожке красные сапожки!»
Цель: -формировать способность к общению, участию в игровом
взаимодействии со сверстниками.
Описание игры: Дети могут сидеть или стоять в кругу. Педагог жестом
или по желанию приглашает ребенка к участию в игре (выйти в центр).
Всем остальным участникам игры предлагает, хлопая в ладоши спеть
песенку для ребенка, который вышел в цент круга.
Ходят по дорожке
Красные сапожки.
Это не сапожки, это (Имя ребенка) ножки.
Топ-топ, топ-топ, покружились.
Топ-топ, топ-поп, поклонились.
Педагог и дети провожают ребенка аплодисментами.
Приглашается следующий участник игры и так до конца игры,
пока не исполнят песенку для каждого участника.
С большим желанием дети принимают участия в играх хороводах, только
нужно вызвать желание детей вставать в круг и двигаться по кругу..
Игра-хоровод «Раздувайся, пузырь»
Цель: развивать внимание, чувство сплоченности.
Описание игры: дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый
пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на
другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад —
«пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и
идут по кругу, приговаривая: Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся! Получается большой круг. Затем
воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!»
— «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или
разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки)
Игра «Веселый паровозик»
Цель: Знакомство с группой, друг другом.
Описание игры: Дети знакомятся с группой, путешествуя по ней на
«паровозике»: первый ребенок с рулем, под мышки у него пропущена
веревка, концы которой держит идущий последним воспитатель. Дети
находятся между двумя веревками, за которые при необходимости можно
держаться.
Ребята
-
малыши
подвержены
частой
смене
настроения,
эмоциональным переживаниям , на помощь могут прийти игры, которые
помогают
успокоить ребенка, переключить эмоции, снять эмоциональное
напряжение, которые часто используются в адаптационный период.
Игра «Доброе утро»
Цель:
учить
доброжелательному
общению,
успокоить
ребенка,
переключить эмоции.
Описание игры: Взрослый вместе с ребѐнком напевно произносит
текст:
-Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев)
Вы проснулись? (хлопки в ладоши)
- Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа)
Ты проснулся? (хлопки в ладоши)
- Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек)
Вы проснулись? (хлопки в ладоши)
- Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ)
Ты проснулся? (хлопки в ладоши)
-Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики») Вы
проснулись? (хлопки в ладоши)
-
Доброе
утро,
животик!
(круговое
поглаживание
ладонью
по
животику) Ты проснулся? (хлопки в ладоши)
- Доброе утро, мой малыш! Ты проснулся?! К солнышку потянулся!
(ласково обнимаем малыша, потягиваемся).
Игра «Нам мешают слезки»
Цель : успокоить ребенка, сбросить эмоциональное напряжение
«Нам
мешают
слезки»
Цель
:
успокоить
ребенка,
сбросить
эмоциональное напряжение. Педагог берет за руку плачущего малыша,
присаживается возле него и говорит : «Тебе грустно, давай поговорим, но
тебе мешают слезки». Ребенку предлагают вырезанные из голубой бумаги
капельки-слезки,
их
нужно
хорошенько
смять,
скомкать.
Ребенок
успокаивается выполняя задание. Взрослый может ему помогать. «Найди
свою звездо. Педагог берет за руку плачущего малыша, присаживается
возле него и говорит : «Тебе грустно, давай поговорим, но тебе мешают
слезки». Ребенку предлагают вырезанные из голубой бумаги капельки-
слезки, их нужно хорошенько смять, скомкать. Ребенок успокаивается
выполняя задание. Взрослый может ему помогать.
Игра «Ты – мое зеркало, я – твое зеркало».
Цель : наладить доверительные отношения с ребенком, посредством
мимических упражнений учить управлять своими эмоциями, переключить
малыша со слез на положительные эмоции.
Описание игры: Воспитатель, находясь напротив ребенка, говорит : «Я
знаю, ты расстроен, я понимаю твое состояние. Ты расстроен вот так
(копирует мимику ребенка). А еще ты наверно сердит. А сердимся мы вот
так (Ребенок повторяет мимическое выражение). А когда мы радуемся у
нас лицо вот такое (показ воспитателя, мы поднимаем бровки, делаем
веселыми глазки, а губки растягиваются в широкую улыбку. » Предлагает
ребенку : «А теперь ты попробуй, у тебя получится. Педагог вместе с
ребенком меняют эмоции несколько раз, заканчивая упражнение на
положительных эмоциях. 1 вариант игры : взрослый копирует мимику
ребенка; 2 вариант игры : ребенок копирует мимику взрослого.
Игра «Найди свою улыбочку»
Цель : успокоить ребенка, переключить эмоции.
Описание игры: Педагог говорит ребенку : «Тебе грустно? Ты наверно
потерял свою улыбочку. Пойдем ее поищем». Подводит ребенка к зеркалу
и предлагает улыбнуться, описывая при этом как он хорош, когда
улыбается.
Игра «Разговор с игрушкой»
Цель : успокоить ребенка, переключить эмоции.
Описание игры: Наденьте на руку перчаточную игрушку. На руке
ребенка тоже перчаточная игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете
погладить и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой …
грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как
зовут его друзей, в какие игры они играли» и т.д. Побеседуйте друг с
другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося
на него свои переживания и настроения, ребенок скажет вам, что же его
тревожит, поделится тем, что трудно высказать.
В игровом арсенале педагога должны быть игры на развитие эмоциональной
отзывчивости детей.
Игра «У птички болит крылышко»
Цель: формировать у детей любовь к окружающим.
Описание игры: Один ребенок изображает больную птичку, он грустит,
ложится на коврик, остальные дети по примеру воспитателя по очереди
стараются утешить ее, поддержать ласковыми словами;
Коммуникативная
игра
для
детей
предполагает
совместную
деятельность, самовыражение и взаимное сотрудничество, развитие
навыков общения и формирование доброжелательных отношений. В
процессе этих игр ребенок переживает неподдельную радость вместе с
другими детьми, что в дальнейшем обращается в жизнерадостность,
оптимизм, умение ладить с другими людьми, способность преодолевать
жизненные трудности и добиваться поставленных целей, а главное , в
будущем он будет успешно социализированным.