Напоминание

Мнемотехника


Автор: Таранова Елена Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Ногинск
Наименование материала: Методическая разработкав
Тема: Мнемотехника
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мнемотехника

Мнемотехника помогает развивать:

ассоциативное мышление

зрительную и слуховую память

зрительное и слуховое внимание

воображение

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих

процесс запоминания информации.

Примером

может

служить

всем

знакомая

фраза

«Каждый

Охотник

Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном

возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста

определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так

называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто

используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п.

Мнемотаблицы особенно

эффективны

при

разучивании

стихотворений.

Суть

заключается

в

следующем:

на

каждое

слово

или

маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким

образом,

все

стихотворение

зарисовывается

схематически.

После

этого

ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит

стихотворение

целиком.

На

начальном

этапе

взрослый

предлагает

готовую план

-

схему, а

по

мере

обучения

ребенок

также

активно

включается в процесс создания своей схемы.

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Для того, чтобы ваши занятия проходили как можно эффективнее и

не были затруднительны для ребенка, вам следует придерживаться

определенных правил в их проведении.

Pекомендации по проведению занятий:

1.

Все занятия должны строиться по правилам игры, так как в противном

случае вы можете натолкнуться на упорное нежелание ребенка

заниматься.

2.

Длительность занятия без перерыва должна быть не больше 15-

20 минут (начинать надо с 3-5 минут).

3.

Занятия должны проводиться 2-3 раза в день; лучшее время для

занятий - после завтрака и после дневного сна.

4.

Не заставляйте ребенка заниматься, если он плохо себя чувствует.

5.

Отведите специальное место для проведения занятий, где ребенку

ничего не сможет помешать.

6.

Объясняя что-то ребенку, пользуйтесь наглядным материалом.

7.

Не употребляйте слово

«неправильно», поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже

за незначительные успехи.

8.

Разговаривайте с малышом четко, повернувшись к нему лицом; пусть

он видит и запоминает движения ваших губ.

9.

Сезонные тематические занятия проводите

в соответствующее время года.

10.

Не бойтесь экспериментировать.

11.

Кроме проведения конкретных занятий, вы должны как можно

больше читать малышу.

12. Не забывайте о том, что для вашего ребенка очень важно общение с

вами. И не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним

совместного пребывания.

Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если результат не

будет виден сразу. Как говорят: «Терпение и труд все перетрут.» И вы с

вашим малышом обязательно добьетесь успехов.

Удачи вам и терпения!

МНEМOТAБЛИЦЫ

«Белый мишка»

Белый

мишка

на рыбалку

не спеша

идёт

вразвалку.

Чует

мишка-рыболов,

что богатый

ждёт улов.

«Бeрёзa»

Эта модница

лесная

часто свой

наряд

меняет.

В шубе

белою зимой.

Вся в

серёжечках

весной.

Сарафан

зелёный -

летом.

В день осенний

в плащ одета.

Если ветер

налетит,

золотистый

плащ

шуршит.

«Зимняя прогулка»

Раз, два, три,

четыре, пять.

Мы идём

во двор гулять.

Бабу снежную

слепили.

Птичек

крошками

кормили.

С горки мы

потом

катались.

А потом в снегу

валялись.

А потом домой

пришли,

суп поели,

спать легли.

«Подарки осени»

Ходит

осень

в нашем парке.

Дарит

осень

всем подарки.

Бусы красные -

рябине,

фартук розовый

-

осине,

зонтик желтый -

тополям,

фрукты

осень

дарит нам.

«Осеннее утро»

«Осеннее утро» (текст)

Стало вдруг светлее

вдвое,

двор

как в солнечных лучах:

это платье золотое

у березы

на плечах.

Утром

мы

во двор

идем -

листья сыплются

дождем.

Под ногами

шелестят

и летят, летят, летят…

Пролетают

паутинки с паучками в

серединке

и высоко от земли

пролетели

журавли.

Всё

летит…

Должно быть, это

улетает

наше лето.

«Зима»

Под

снежным

покрывалом

покоится

земля.

В краю

большом

и малом

всё снежные

поля.

Бери скорее

санки,

из дома

выбегай.

Поедем

утром рано

кататься

в снежный

край.

«Весна»

На дворе

звенит

капель,

по полям

бежит

ручей,

на дорогах

лужи.

Скоро выйдут

муравьи

после

зимней стужи.

Пробирается

медведь

сквозь

лесной

валежник.

Стали птицы

песни

петь,

и зацвёл

подснежник.

«Водичка, водичка»

Водичка, водичка!

Умой

моё личико.

Чтобы глазки

блестели,

чтобы щёчки

краснели,

улыбался роток

и кусался зубок.

«Звёзды (загадка)»

Угли

пылают,

совком не достать.

Ночью их видно,

а днем не видать.

«Лето»

Лето, лето

к нам

пришло.

Стало сухо

и тепло.

По дорожке

прямиком

ходят ножки

босиком.

«Игрушки»

Много игрушек

в нашем саду.

Наши игрушки

стоят на виду.

Кот в сапогах,

длинноухие

зайцы,

и барабаны,

и балалайки.

Куклы

нарядные в

платьях сидят,

куклы на зайцев

и мишек

глядят.

Мы

наши игрушки

не бьём,

не ломаем,

их у друзей не

отнимаем.

«Космонавт»

В тёмном небе

звёзды светят.

Космонавт

летит в ракете.

День летит

и ночь летит.

И на Землю

вниз

глядит.

Видит сверху он

поля,

горы,

реки

и моря.

Видит о весь

шар земной,

шар земной -

наш дом

родной.

«9 мая»

День Победы -

светлый

праздник.

Я ему так рад,

потому что

вместе с дедом

еду

на парад.

Пусть мой деда

твёрдо знает:

буду я в строю.

Защищать, как

он,

смогу я

Родину свою!

«Новый Год»

Встали

девочки

в кружок,

встали

и примолкли.

Дед Мороз

огни зажёг

на высокой

ёлке.

Наверху -

звезда,

бусы в два ряда.

Пусть не гаснет

ёлка,

пусть горит

всегда!

«Снегири»

Вот на ветках,

посмотри,

в красных майках

снегири.

Распушили перышки,

греются на

солнышке.

Головой вертят,

улететь хотят.

«Киска»

Телевизор

вместе с нами

смотрит

наша киска.

Видит

мышку

на экране.

Мышка,

вроде, близко.

Мог бы славным

быть обед.

Только хвать,

а мышки нет!

«Про насекомых»

Прилетела к нам вчера

полосатая пчела.

А за нею –

шмель-шмелёк

и весёлый мотылёк.

Два жука

и стрекоза (как

фонарики глаза).

Приходили муравьи и

травинку принесли.

А паук на всех

смотрел, сети плёл и

песни пел.

«Дикие животные»

У лисы

в лесу глухом

есть нора –

надёжный дом.

Под кустами

ёж колючий

нагребает

листьев кучу.

Спит

в берлоге косолапый,

до весны сосёт там

лапу.

Есть у каждого свой

дом.

Всем тепло, уютно в

нём.

«Гусеница»

Этот странный дом

без окон

у людей зовётся

«кокон».

Свив на ветке

этот дом,

дремлет

гусеница в нём.

Спит она

всю зиму.

Но зима

промчалась мимо.

Под весенним ярким

солнцем

гусенице

не до сна!

Стала бабочкой она!

«Повар»

«Почтовый ящик (загадка)»

«Трактор (загадка)»

Планирование работы по лексической теме

“Зима” в старшей логопедической группе(1-ый

год обучения)

Понедельник.

Работа с мнемотаблицей на слово “зима”.

1. Рассматривание мнемотаблицы. (рис.1)

2. Перекодирование информации.

У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду: на земле, на

деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди одеваются

тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние

животные зимой находятся в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному:

медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло,

сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на

белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У

детей зимой много развлечений: праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза,

катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика,

построить горку, крепость, поиграть в снежки.

3. Воспроизведение таблицы по памяти.

Вторник.

Заучивание стихотворения П.Воронько “Пирог” (рис.2)

Цель: развивать речеслуховую и зрительную память; расширять и актуализировать

словарь.

Пирог

Падал снег на порог,

Кот слепил себе пирог,

А пока лепил и пёк

Ручейком пирог утёк.

Пироги себе пеки

Не из снега – из муки.

Среда.

Отгадывание мнемозагадки.

1. Рассматривание мнемотаблицы (рис.3)

2. Подробное объяснение логопедом каждого пункта.

Лёгкая, как пёрышко, пушистая снежинка. Она часто кружится в воздухе и садится

на шапки, варежки, шубы. Когда их много образуются целые сугробы.

3. Отгадывание загадки детьми.

4.Игра “Снежная куча”. (рис. 3.1) Содержание игры: эта снежная куча не простая,

а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово

“снег”.

Есть слово ласковое, маленькое – снежок.

Есть слово длинное – снегопад.

Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком).

Есть слово - человек, сказочный персонаж – снегурочка.

Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.

Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.

Есть слово – цветок – подснежник.

Есть слово - птица - снегирь.

Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. Предлагаю вам, дети, собрать

их (Дети называют слова и складывают снежинки в кучу).

Четверг.

Пересказ рассказа “Здравствуй, зимушка-зима!”

1.Чтение логопедом текста и демонстрация опорных картинок (рис.4).

Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись

тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки,

слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой!

2. Ответы на вопросы по содержанию.

Вопросы:

Какое наступило время года?

Где лежит снег?

Какой снег?

Какая погода на улице?

Куда пошли дети?

Как они оделись?

Что делали дети на прогулке?

Нравиться ли детям гулять зимой?

3. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

4. Пересказ текста ребёнком своими словами.

Пятница.

Составление рассказа о зиме по мнемотаблице.

1. Рассматривание мнемодорожек (рис. 5).

Зимой солнце светит мало, небо покрыто тучами. Часто идёт снег.

Снег лежит на земле, на деревьях, на домах.

В домах зимой топят печи. В небо идёт дым.

Люди зимой делают кормушки для птиц.

Зимой в лесу много снега, а под снегом спят медведь и ёжик.

Дети зимой катаются на санках с горки, на лыжах, лепят снеговиков, играют в

снежки.

В Новогодний праздник Дед Мороз приносит детям подарки и сладости.

2.Составление предложений о зиме по мнемодорожкам.

Зимой солнце светит мало, небо покрыто тучами. Часто идёт снег.

Снег лежит на земле, на деревьях, на домах.

В домах зимой топят печи. В небо идёт дым.

Люди зимой делают кормушки для птиц.

Зимой в лесу много снега, а под снегом спят медведь и ёжик.

Дети зимой катаются на санках с горки, на лыжах, лепят снеговиков, играют в

снежки.

В Новогодний праздник Дед Мороз приносит детям подарки и сладости.

3. Рассматривание мнемотаблицы (рис.6).

4. Составление рассказа о зиме

педагогом

.

Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце

светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц,

заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание нa

санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очeнь любят дети лепить

снеговиков, строить снежные крепости.

5.Составление рассказов о зиме детьми.

Хочу поделиться мнемотаблицами для зaучивания стихов к Новогоднему празднику,

ведь родители всегда хотят, чтобы дети читали стихи у ёлочки, а времени

катастрофически не хватает. Быстро выучить стихи помогают мнемотаблицы,

которые после работы на занятии, я оставляю в групповой комнате на видном месте,

чтобы дети могли по желанию в удобное для них время рассказывать тексты друг

другу.

Снеговик (рис.7).

Давай дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок –

Он превратится в толстый ком,

И станет ком снеговиком,

Его улыбка так светла!

Два глаза… шляпа… нос…метла…

Нo солнце припечёт слегка –

Увы! – и нет снегoвика.

Н.Нищева “Ёлочка” (рис.8).

Перед нами ёлочка:

Шишечки, иголочки.

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звёзды, человечки.

Ирина Гурина (рис.9).

В зимнем небе, сделав круг,

Накренились сани вдруг!

И с подарками мешок

Выпал прямо на снежок!

Дед Мороз (рис.10).

Дед Мороз, Дед Мороз,

Деткам ёлочку принёс,

А на ней фонарики,

Золотые шарики,

Дед Мороз, Дед Мороз,

Деткам сладости принёс,

Вафли ароматные

И конфеты мятные.

Планирование работы по лексической теме “Весна”

в старшей логопедической группе (1-ый год

обучения).

Понедельник.

Работа с мнемотаблицей на слово “весна” (рис.11).

1. Перекодирование информации по данной таблице.

Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной

ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи,

бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают

почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая

травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые

вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест

возвращаются перелётные птицы.

2. Воспроизведение материала мнемотаблицы по памяти.

Вторник.

Заучивание стихотворения “Весна – красна” (рис.12).

Цель: развивать зрительную и речеслуховую память,

активизировать словарь по данной лексической теме.

Весна – красна

Ты, весна, весна - красна,

Что с собою принесла?

Принесла я для лугов

Покрывало из цветов.

Принесла для ёлки

Новые иголки.

Для осины и берёз

Свежих листьев целые воз.

Среда.

1. Отгадывание мнемозагадки.

2. Рассматривание мнемотаблицы – загадки о весне (рис.13).

Травка зелёная,

Солнышко весёлое,

Птицы прилетели,

Громко запели.

3. Отгадывание загадки детьми.

4. Игра на образование родственных слов “Волшебное дерево”.

Содержание игры: Весной на деревьях появляются молодые листочки.

Я вам предлагаю дерево с молодыми клейкими листьями, но это дерево не простое, а

волшебное. На нём растут не листья, а слова. И все они похожи на слово “лист”.

Есть слово маленькое, ласковое – листочек.

Есть слово, которое говорят, когда чего-то или кого-то много – листья.

Есть слово красивое, слово-признак – лиственный (лес).

Есть слово, когда листья падают – листопад.

Есть слово-дерево – лиственница.

Вдруг подул ветерок и все листики – слова упали на землю. Ребята, помогите поднять

их и вернуть обратно на дерево. (Дети прикрепляют листочки на дерево, называя

слова).

Четверг.

Пересказ рассказа “Весна в окно стучится” по мнемосхеме.

1.Чтение текста логопедом и демонстрация мнемотаблицы. (рис.14).

Солнце светит и очень сильно пригревает. Бегут ручьи. На реках –

ледоход. Появились проталины. Расцвели подснежники,

проснулись жуки и другие насекомые. Распустилась верба.

2. Ответы на вопросы по содержанию текста:

Что делает весной солнце?

Как солнце весной светит и греет?

Что делают ручьи?

Какие изменения происходят на реках?

Что такое проталины?

Как называются самые первые цветы?

Что сделали насекомые?

Что можно сказать про вербу?

3. Повторное чтение рассказа.

4. Пересказ текста детьми своими словами.

Пятница.

Составление рассказа-описания “Весна – красна” по мнемотаблице.

1.Рассматривание мнемодорожек.

2.Составление предложений по мнемодорожкам (рис.15 – 18).

Весной солнце часто появляется на голубом небе.

Тёплое солнце топит снег, образуются лужи, бегут

ручьи.

Весной на деревьях набухают почки и появляются

клейкие листочки.

Весной перелётные птицы вьют гнёзда, заселяются в скворечники.

3.Рассматривание мнемотаблицы (рис.11).

4.Составление рассказа о весне логопедом.

Пришла весна - красна. Солнце стало так пригревать, что снег начал таять. Побежали,

зажурчали ручьи. Затрещал на реках лёд. На деревьях набухли почки, появились

новые листочки. Прямо из-под снега расцвёл подснежник – первый вестник весны.

Проснулись насекомые. Из тёплых мест возвращаются птицы, они вьют гнёзда,

заселяют скворечники.

Предлагаю стихи для заучивания с детьми на

коррекционных часах.

Воробей (рис.19).

Воробей с березы

На дорогу прыг

Больше нет мороза

Чик-чирик.

А.Плещеев “Весна” (рис.20).

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С.Маршак “Радуга” (рис.21).

В небе гром, гроза

Закрывай глаза!

Дождь прошёл,

Трава блестит,

В небе радуга стоит.



В раздел образования