Авторы: Евстюничева Татьяна Николаевна, Додина Ирина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №119
Населённый пункт: город Череповец
Наименование материала: методическая разботка
Тема: "Дидактические игры и пособия для развития сенсорных эталонов"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №119»
Дидактические игры и
пособия для развития
сенсорных эталонов
Разработчики:
Евстюничева Т.Н., воспитатель 1 мл. группы,
первая квалификационная категория
Додина И.С., воспитатель 1 мл. группы,
первая квалификационная категория
1
г. Череповец, 2016 г.
Актуальность
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других
свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.
Малыша
окружает
природа
со
всеми
ее
сенсорными
признаками
–
многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без
целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но
если
усвоение
происходит
стихийно,
без
разумного
педагогического
руководства
взрослых,
оно
нередко
оказывается
поверхностным,
неполноценным.
А
ведь
ощущения
и
восприятие
поддаются
развитию,
совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.
Сенсорное
воспитание
означает
целенаправленное
развитие
и
совершенствование
сенсорных
процессов
(ощущений,
восприятий,
представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить
детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные
свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве,
высоту звуков и т.п.).
Выдающиеся
зарубежные
представители
в
области
дошкольной
педагоги (Ф. Фребель, М.Монтессори, Ф.Н.Блехер, Е.И.Тихеева, Л.А. Венгер,
Н.А.
Ветлугина
и
др.)
справедливо
считали,
что
сенсорное
воспитание,
направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, являются
одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при
взаимодействии с внешним миром
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов
- развивает наблюдательность
2
- готовит к реальной жизни
- позитивно влияет на эстетическое чувство
- является основой для развития воображения
- развивает внимание
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно –
познавательной деятельности
- влияет на расширение словарного запаса ребенка
-
влияет
на
развитие
зрительной,
слуховой,
моторной,
образной
и
др.видов памяти.
Ознакомление дошкольников с цветом, формой величиной предмета
позволило создать систему дидактических игр по сенсорному воспитанию,
направленных
на
совершенствование
восприятия
ребенком
характерных
признаков предметов.
Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность
сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм
обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является
основным видом самостоятельной деятельности детей.
В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались
основным
средством
сенсорного
воспитания.
Наиболее
интенсивно
сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста происходит при
использовании дидактических игр с сенсорным содержанием, при условии,
что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в
тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших
дошкольников.
3
Дидактическая пособие «Сенсорные деревья»
Дидактическая
пособие
«Сенсорные
деревья»
изготовлено
из
экологически
чистых
материалов.
Пособие
представляет
собой
4
дерева
разного
цвета
(зеленое,
красное,
синее,
желтое).
Отдельно
расположены
листочки также зеленого, красного, синего и желтого цвета. Дидактическое
пособие «Сенсорные деревья» является многофункциональным, мобильным
и
легким
в
использовании
пособием
для
детей
младшего
дошкольного
возраста.
Пособие
может
быть
применено
на
занятиях
в
различных
образовательных областях, в зависимости от воздействия.
Цель: дидактическое пособие способствует развитию сенсорной культуры
ребенка:
усвоению
тактильных
ощущений,
сенсорных
эталонов
(цвет),
формирует образное мышление дошкольников. Обучение детей тактильному
обследованию предметов, группировке предметов по признаку (цвет).
Задачи: 1) развитие мелкой моторики пальцев рук детей младшего
дошкольного возраста.
2)
формирование
элементарных
представлений
об
основных
частях
дерева (ствол, ветви, листья, корни).
3) воспитывать
у детей эмоционально – положительное, бережное
отношения к природе.
4)
формировать
у
дошкольников
простейшие
приемы
установления
тождества и различия предметов, сопоставление и обобщение предметов по
основному признаку.
Ход
игры:
Детям
предлагается
4
дерева
разного
цвета
(зеленое,
красное, синее, желтое) и 4 мисочки с листочками разного цвета (зеленые,
красные, синие, желтые). Необходимо на каждое дерево прикрепить листочки
определенного цвета.
4
Макеты деревьев
Листочки
5
Игры детей
6
Дидактическая игра «Веселые Прищепки»
Актуальность: данной игры заключается в том, что целенаправленная
и
систематическая
работа
по
развитию
мелкой
моторики
рук
у
детей
дошкольного
возраста
способствует
формированию
интеллектуальных
способностей, речевой деятельности, сенсорных эталонов, а самое главное
сохранению психических и физических процессов развития ребенка.
Возраст: с 1 года до 6-7 лет.
Цель игры: развитие мелкой моторики рук, и высших психических
функций.
Задачи: 1) закреплять знания основных цветов
2) учить открывать и закрывать прищепку, соотносить цвет прищепки с
цветом объекта, определять зоны прикрепления прищепки
3)
развивать
мелкую
ручную
моторику,
внимание,
зрительное
восприятие, мышление, память, речь.
4)
воспитывать
интерес
к
деятельности,
усидчивость,
терпение,
стремление к достижению результата.
Варианты заданий для игры могут быть следующими:
«Прикрепи прищепки к коробочкам по цвету»
«Сделай хвост репке, морковке»
«Иголочки для ежа»
«Дождик»
«Лучики для солнышка»
7
Игры детей с прищепками
Дидактическая игра «Тактильные дощечки»
8
Актуальность: для развития ребенка тактильные ощущения имеют
огромное
значение.
Пальчики
ребенка
–
важный
орган,
который
несет
ответственность
за
развитие
его
мыслительной
деятельности.
Ребенок
прикоснулся к шероховатой или гладкой поверхности? Что он почувствовал?
В
этот
момент
он
сравнивает
различные
поверхности.
Чем
тоньше
тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнивать, объединять
и разграничивать окружающие его предметы и явления, т.е наиболее успешно
мыслить. Работа с «тактильными дощечками» строится следующим образом:
Сначала дети знакомятся с дощечками и обучаются приемам обследования,
сравнения поверхностей, нахождению по описанию
Используются такие приемы:
Обследование
определенного
предмета
с
названием
качества
предмета
(показывать: мягкий, шероховатый, твердый, колючий, гладкий, пушистый)
Сравнение поверхностей между собой и окружающих предметов: (пушистый,
как снег; колючий, как еж).
Затем
дети
учатся
соотносить
поверхности
дощечек
с
определенным
предметом, животным, эмоциональным состоянием (фланель – как бабушка
добрая, нежная, ласковая; наждачка – сердитая, колючая, злая).
Цель: развитие у детей тактильного восприятия, тактильной памяти.
Задачи: 1)обогащать активный словарь детей новым словами
2)
развивать
у
детей
память,
внимание,
воображение,
образное
мышление, мелкую моторику рук.
3) учить находить точные слова для определения своих ощущений.
Этапы
игры:-
познакомить
ребенка
с
игрой,
дать
обследовать
предложенные дощечки. Не следует на один раз предлагать много дощечек,
достаточно 2-4. Попросить описать свои ощущения.
-выполнять
непосредственно
узнавание
дощечек
можно
разными
способами: с закрытыми глазами или спрятав дощечку.
9
10
Дидактическая игра « Сухой пальчиковый Бассейн»
Актуальность:
специалистам
давно
известно,
что
двигательные
импульсы,
поступающие
в
головной
мозг
от
пальцев
рук,
влияют
на
формирование
«речевых
зон»
и
положительно
воздействуют
на
кору
головного мозга малыша. Поэтому , начиная с самого раннего возраста,
развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое
внимание. Движения рук малышей часто бывают неловкими, соотносящие
движения несогласованными, пальцы рук слабыми. Такая моторная слабость
часто
приводит
к
задержке
этапов
речевого
развития
ребенка.
Это
и
объясняет актуальность игры. Игровые приемы с использованием сухого
бассейна решает ряд важнейших
задач
.
Сухой бассейн – используется для одновременного активного воздействия на
различные
точки
кистей,
пальцев,
ладоней;
сенсомоторного
развитие,
формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, звук
Цель игры: развитие мелкой моторики рук детей, стимулирование речевых
зон
коры
головного
мозга
детей,
эмоционально
–
личностное
и
познавательное развитие детей.
Задачи
игры:
1)
развитие
тактильной
чувствительности
и
сенсорных
ощущений
2)
формирование
навыка
подражания,
усвоения
действий
по
показу
и
образцу.
3)
развитие
функциональных
возможностей
кистей
и
пальцев
рук:
соотносящих движений, хватания, дифференцированных движений пальцев
рук, укрепление мышц пальцев и кистей рук.
Перечень игр в «сухом бассейне»
Игра «Купание» рук в «сухом бассейне»
Игра «Найди игрушку»
Игра «Найди геометрическое тело.
Игры детей в сухом бассейне
11
12
Дидактическое пособие «Сенсорная елочка»
Актуальность: данное пособие способствует всестороннему развитию
детей
дошкольного
возраста.
Может
быть
использовано
как
в
образовательной деятельности коллективно, так и индивидуально. Сенсорное
воспитание,
направленное
на
формирование
полноценного
восприятия
окружающей
действительности,
служит
основой
познания
мира,
первой
ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного,
эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит
от уровня сенсорного развития детей, т.е насколько совершенно
ребенок
слышит, видит, осязает окружающее. Поэтому очень важно, чтобы маленький
ребенок научился различать и называть основные цвета и формы.
Цель пособия: развитее индивидуальных способностей детей через
игру.
Задачи: 1) развивать мелкую моторику рук, творческое воображение,
мышление, речь;
2)
учить
различать
и
называть
основные
цвета
и
геометрические
фигуры, предметы.
3)
воспитывать
любознательность,
интерес
к
игре,
заботливое
отношение к объектам живой природы.
Подготовка к игре: установить елку на столе или полу, взять предметы –
картинки, игрушки.
Варианты игры:
«Наряди елочку»
«Принеси предмет по описанию»
«Найди животное по описанию»
Дидактическое пособие «Сенсорная елочка»
13
14
Дидактическая игра «Разноцветная гусеница»
Цель
игры: развитие логического мышления у детей дошкольного
возраста, мелкой моторики рук.
Задачи:
1) учить называть цвет и форму фигур
2) развивать внимательность, мышление.
3) воспитывать усидчивость.
Игру можно использовать как при индивидуальной работе с детьми, так
в подгрупповой. Для развития умения работать в группе, можно предложить
одну гусеницу двум и более детям. Игру можно использовать и в качестве
соревнования – «Кто быстрее соберет разноцветную гусеницу».
15
Дидактическая игра «Разноцветная гусеница»
Игры детей
Дидактическое пособие «Сенсорный дождик»
16
Актуальность: всестороннее
представление
об
окружающем
предметном
мире
у
человека
не
может
сложиться
без
тактильно
–
двигательного
воспитания,
так
как
оно
лежит
в
основе
чувственного
познания.
Именно
с
помощью
тактильно
–
двигательного
воспитания
складываются
первые
впечатления
о
форме,
величине
предметов,
их
расположении
в
пространстве.
Ведь
первым
видом
действия
ребенка
с
предметами является хватание, во время которого форма, величина, масса,
пространственное расположение предмета познаются на ощупь, а рука учит
глаз.
Цель: проведение релаксационных воздействий на организм ребенка
через тактильные ощущения.
Задачи:
Вызывать эмоционально – положительный отклик при взаимодействии с
«дождиком», испытывая положительные ощущения от соприкосновения с
ним
Обогащать зрительно – осязательный опыт малышей
Упражнять детей в определении цвета ленточек
Формировать
устойчивое
понимание
речевых
инструкций,
высказывая
свое отношение при взаимодействии с «дождиком»
Развивать наблюдательность, внимание, память, воображение.
17
Дидактическое пособие «Сенсорный дождик»
Игры детей с сенсорным дождем
18
Дидактическое пособие «Сенсорный коврик»
19
Актуальность: Современный мир требует от людей быстрой реакции на
окружающие события, знаний, умений и разнообразных качеств, которые
позволяют выживать во все более ускоряющемся темпе жизни. Но чтобы
человек мог приспособиться и не только существовать, а жить в полную силу,
он
должен
многое
уметь
и
быстро
осваивать
новые
науки.
Все
это
достигается упорным трудом, но вы замечали, что некоторым дается все
намного легче. В чем же секрет? А секрет — это всестороннее развитие с
самого рождения.
Это
изделие
помогает развивать
моторику пальчиков
детей
и
сенсорное
воспитание. Ребенок, притрагиваясь к деталям и перебирая детали, пробуя на
ощупь части коврика, учится распознавать окружающий мир.
У
детей
недостаточно
развита
мелкая
моторика
рук,
мышление,
память,
внимание.
Столкнувшись с этой проблемой, мы с родителями просмотрели все задачи
по работе с детьми 2-4 года жизни и решили изготовить дидактическое
пособие, под названием «Сенсорный коврик».
Цель: Всестороннее развитие личности ребенка.
Задачи:
Формирование умений воспринимать предметы и их свойства, узнавать и
различать;
уточнять
названия
предметов
и
их
характерные
свойства
(форма, величина, цвет); ориентироваться не только по внешнему виду, но
и по словесному описанию; обобщать, группировать по общему свойству.
Развитие логического мышления, памяти, воображения, внимания; мелкой
моторики руки.
Воспитание интереса к игровой деятельности.
20
21
22