Напоминание

"Дидактические игры и пособия для развития сенсорных эталонов"


Авторы: Евстюничева Татьяна Николаевна, Додина Ирина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №119
Населённый пункт: город Череповец
Наименование материала: методическая разботка
Тема: "Дидактические игры и пособия для развития сенсорных эталонов"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №119»

Дидактические игры и

пособия для развития

сенсорных эталонов

Разработчики:

Евстюничева Т.Н., воспитатель 1 мл. группы,

первая квалификационная категория

Додина И.С., воспитатель 1 мл. группы,

первая квалификационная категория

1

г. Череповец, 2016 г.

Актуальность

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других

свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.

Малыша

окружает

природа

со

всеми

ее

сенсорными

признаками

многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без

целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но

если

усвоение

происходит

стихийно,

без

разумного

педагогического

руководства

взрослых,

оно

нередко

оказывается

поверхностным,

неполноценным.

А

ведь

ощущения

и

восприятие

поддаются

развитию,

совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.

Сенсорное

воспитание

означает

целенаправленное

развитие

и

совершенствование

сенсорных

процессов

(ощущений,

восприятий,

представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить

детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные

свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве,

высоту звуков и т.п.).

Выдающиеся

зарубежные

представители

в

области

дошкольной

педагоги (Ф. Фребель, М.Монтессори, Ф.Н.Блехер, Е.И.Тихеева, Л.А. Венгер,

Н.А.

Ветлугина

и

др.)

справедливо

считали,

что

сенсорное

воспитание,

направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, являются

одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при

взаимодействии с внешним миром

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов

- развивает наблюдательность

2

- готовит к реальной жизни

- позитивно влияет на эстетическое чувство

- является основой для развития воображения

- развивает внимание

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно –

познавательной деятельности

- влияет на расширение словарного запаса ребенка

-

влияет

на

развитие

зрительной,

слуховой,

моторной,

образной

и

др.видов памяти.

Ознакомление дошкольников с цветом, формой величиной предмета

позволило создать систему дидактических игр по сенсорному воспитанию,

направленных

на

совершенствование

восприятия

ребенком

характерных

признаков предметов.

Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность

сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм

обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является

основным видом самостоятельной деятельности детей.

В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались

основным

средством

сенсорного

воспитания.

Наиболее

интенсивно

сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста происходит при

использовании дидактических игр с сенсорным содержанием, при условии,

что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в

тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших

дошкольников.

3

Дидактическая пособие «Сенсорные деревья»

Дидактическая

пособие

«Сенсорные

деревья»

изготовлено

из

экологически

чистых

материалов.

Пособие

представляет

собой

4

дерева

разного

цвета

(зеленое,

красное,

синее,

желтое).

Отдельно

расположены

листочки также зеленого, красного, синего и желтого цвета. Дидактическое

пособие «Сенсорные деревья» является многофункциональным, мобильным

и

легким

в

использовании

пособием

для

детей

младшего

дошкольного

возраста.

Пособие

может

быть

применено

на

занятиях

в

различных

образовательных областях, в зависимости от воздействия.

Цель: дидактическое пособие способствует развитию сенсорной культуры

ребенка:

усвоению

тактильных

ощущений,

сенсорных

эталонов

(цвет),

формирует образное мышление дошкольников. Обучение детей тактильному

обследованию предметов, группировке предметов по признаку (цвет).

Задачи: 1) развитие мелкой моторики пальцев рук детей младшего

дошкольного возраста.

2)

формирование

элементарных

представлений

об

основных

частях

дерева (ствол, ветви, листья, корни).

3) воспитывать

у детей эмоционально – положительное, бережное

отношения к природе.

4)

формировать

у

дошкольников

простейшие

приемы

установления

тождества и различия предметов, сопоставление и обобщение предметов по

основному признаку.

Ход

игры:

Детям

предлагается

4

дерева

разного

цвета

(зеленое,

красное, синее, желтое) и 4 мисочки с листочками разного цвета (зеленые,

красные, синие, желтые). Необходимо на каждое дерево прикрепить листочки

определенного цвета.

4

Макеты деревьев

Листочки

5

Игры детей

6

Дидактическая игра «Веселые Прищепки»

Актуальность: данной игры заключается в том, что целенаправленная

и

систематическая

работа

по

развитию

мелкой

моторики

рук

у

детей

дошкольного

возраста

способствует

формированию

интеллектуальных

способностей, речевой деятельности, сенсорных эталонов, а самое главное

сохранению психических и физических процессов развития ребенка.

Возраст: с 1 года до 6-7 лет.

Цель игры: развитие мелкой моторики рук, и высших психических

функций.

Задачи: 1) закреплять знания основных цветов

2) учить открывать и закрывать прищепку, соотносить цвет прищепки с

цветом объекта, определять зоны прикрепления прищепки

3)

развивать

мелкую

ручную

моторику,

внимание,

зрительное

восприятие, мышление, память, речь.

4)

воспитывать

интерес

к

деятельности,

усидчивость,

терпение,

стремление к достижению результата.

Варианты заданий для игры могут быть следующими:

«Прикрепи прищепки к коробочкам по цвету»

«Сделай хвост репке, морковке»

«Иголочки для ежа»

«Дождик»

«Лучики для солнышка»

7

Игры детей с прищепками

Дидактическая игра «Тактильные дощечки»

8

Актуальность: для развития ребенка тактильные ощущения имеют

огромное

значение.

Пальчики

ребенка

важный

орган,

который

несет

ответственность

за

развитие

его

мыслительной

деятельности.

Ребенок

прикоснулся к шероховатой или гладкой поверхности? Что он почувствовал?

В

этот

момент

он

сравнивает

различные

поверхности.

Чем

тоньше

тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнивать, объединять

и разграничивать окружающие его предметы и явления, т.е наиболее успешно

мыслить. Работа с «тактильными дощечками» строится следующим образом:

Сначала дети знакомятся с дощечками и обучаются приемам обследования,

сравнения поверхностей, нахождению по описанию

Используются такие приемы:

Обследование

определенного

предмета

с

названием

качества

предмета

(показывать: мягкий, шероховатый, твердый, колючий, гладкий, пушистый)

Сравнение поверхностей между собой и окружающих предметов: (пушистый,

как снег; колючий, как еж).

Затем

дети

учатся

соотносить

поверхности

дощечек

с

определенным

предметом, животным, эмоциональным состоянием (фланель – как бабушка

добрая, нежная, ласковая; наждачка – сердитая, колючая, злая).

Цель: развитие у детей тактильного восприятия, тактильной памяти.

Задачи: 1)обогащать активный словарь детей новым словами

2)

развивать

у

детей

память,

внимание,

воображение,

образное

мышление, мелкую моторику рук.

3) учить находить точные слова для определения своих ощущений.

Этапы

игры:-

познакомить

ребенка

с

игрой,

дать

обследовать

предложенные дощечки. Не следует на один раз предлагать много дощечек,

достаточно 2-4. Попросить описать свои ощущения.

-выполнять

непосредственно

узнавание

дощечек

можно

разными

способами: с закрытыми глазами или спрятав дощечку.

9

10

Дидактическая игра « Сухой пальчиковый Бассейн»

Актуальность:

специалистам

давно

известно,

что

двигательные

импульсы,

поступающие

в

головной

мозг

от

пальцев

рук,

влияют

на

формирование

«речевых

зон»

и

положительно

воздействуют

на

кору

головного мозга малыша. Поэтому , начиная с самого раннего возраста,

развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое

внимание. Движения рук малышей часто бывают неловкими, соотносящие

движения несогласованными, пальцы рук слабыми. Такая моторная слабость

часто

приводит

к

задержке

этапов

речевого

развития

ребенка.

Это

и

объясняет актуальность игры. Игровые приемы с использованием сухого

бассейна решает ряд важнейших

задач

.

Сухой бассейн – используется для одновременного активного воздействия на

различные

точки

кистей,

пальцев,

ладоней;

сенсомоторного

развитие,

формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, звук

Цель игры: развитие мелкой моторики рук детей, стимулирование речевых

зон

коры

головного

мозга

детей,

эмоционально

личностное

и

познавательное развитие детей.

Задачи

игры:

1)

развитие

тактильной

чувствительности

и

сенсорных

ощущений

2)

формирование

навыка

подражания,

усвоения

действий

по

показу

и

образцу.

3)

развитие

функциональных

возможностей

кистей

и

пальцев

рук:

соотносящих движений, хватания, дифференцированных движений пальцев

рук, укрепление мышц пальцев и кистей рук.

Перечень игр в «сухом бассейне»

Игра «Купание» рук в «сухом бассейне»

Игра «Найди игрушку»

Игра «Найди геометрическое тело.

Игры детей в сухом бассейне

11

12

Дидактическое пособие «Сенсорная елочка»

Актуальность: данное пособие способствует всестороннему развитию

детей

дошкольного

возраста.

Может

быть

использовано

как

в

образовательной деятельности коллективно, так и индивидуально. Сенсорное

воспитание,

направленное

на

формирование

полноценного

восприятия

окружающей

действительности,

служит

основой

познания

мира,

первой

ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного,

эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит

от уровня сенсорного развития детей, т.е насколько совершенно

ребенок

слышит, видит, осязает окружающее. Поэтому очень важно, чтобы маленький

ребенок научился различать и называть основные цвета и формы.

Цель пособия: развитее индивидуальных способностей детей через

игру.

Задачи: 1) развивать мелкую моторику рук, творческое воображение,

мышление, речь;

2)

учить

различать

и

называть

основные

цвета

и

геометрические

фигуры, предметы.

3)

воспитывать

любознательность,

интерес

к

игре,

заботливое

отношение к объектам живой природы.

Подготовка к игре: установить елку на столе или полу, взять предметы –

картинки, игрушки.

Варианты игры:

«Наряди елочку»

«Принеси предмет по описанию»

«Найди животное по описанию»

Дидактическое пособие «Сенсорная елочка»

13

14

Дидактическая игра «Разноцветная гусеница»

Цель

игры: развитие логического мышления у детей дошкольного

возраста, мелкой моторики рук.

Задачи:

1) учить называть цвет и форму фигур

2) развивать внимательность, мышление.

3) воспитывать усидчивость.

Игру можно использовать как при индивидуальной работе с детьми, так

в подгрупповой. Для развития умения работать в группе, можно предложить

одну гусеницу двум и более детям. Игру можно использовать и в качестве

соревнования – «Кто быстрее соберет разноцветную гусеницу».

15

Дидактическая игра «Разноцветная гусеница»

Игры детей

Дидактическое пособие «Сенсорный дождик»

16

Актуальность: всестороннее

представление

об

окружающем

предметном

мире

у

человека

не

может

сложиться

без

тактильно

двигательного

воспитания,

так

как

оно

лежит

в

основе

чувственного

познания.

Именно

с

помощью

тактильно

двигательного

воспитания

складываются

первые

впечатления

о

форме,

величине

предметов,

их

расположении

в

пространстве.

Ведь

первым

видом

действия

ребенка

с

предметами является хватание, во время которого форма, величина, масса,

пространственное расположение предмета познаются на ощупь, а рука учит

глаз.

Цель: проведение релаксационных воздействий на организм ребенка

через тактильные ощущения.

Задачи:

Вызывать эмоционально – положительный отклик при взаимодействии с

«дождиком», испытывая положительные ощущения от соприкосновения с

ним

Обогащать зрительно – осязательный опыт малышей

Упражнять детей в определении цвета ленточек

Формировать

устойчивое

понимание

речевых

инструкций,

высказывая

свое отношение при взаимодействии с «дождиком»

Развивать наблюдательность, внимание, память, воображение.

17

Дидактическое пособие «Сенсорный дождик»

Игры детей с сенсорным дождем

18

Дидактическое пособие «Сенсорный коврик»

19

Актуальность: Современный мир требует от людей быстрой реакции на

окружающие события, знаний, умений и разнообразных качеств, которые

позволяют выживать во все более ускоряющемся темпе жизни. Но чтобы

человек мог приспособиться и не только существовать, а жить в полную силу,

он

должен

многое

уметь

и

быстро

осваивать

новые

науки.

Все

это

достигается упорным трудом, но вы замечали, что некоторым дается все

намного легче. В чем же секрет? А секрет — это всестороннее развитие с

самого рождения.

Это

изделие

помогает развивать

моторику пальчиков

детей

и

сенсорное

воспитание. Ребенок, притрагиваясь к деталям и перебирая детали, пробуя на

ощупь части коврика, учится распознавать окружающий мир.

У

детей

недостаточно

развита

мелкая

моторика

рук,

мышление,

память,

внимание.

Столкнувшись с этой проблемой, мы с родителями просмотрели все задачи

по работе с детьми 2-4 года жизни и решили изготовить дидактическое

пособие, под названием «Сенсорный коврик».

Цель: Всестороннее развитие личности ребенка.

Задачи:

Формирование умений воспринимать предметы и их свойства, узнавать и

различать;

уточнять

названия

предметов

и

их

характерные

свойства

(форма, величина, цвет); ориентироваться не только по внешнему виду, но

и по словесному описанию; обобщать, группировать по общему свойству.

Развитие логического мышления, памяти, воображения, внимания; мелкой

моторики руки.

Воспитание интереса к игровой деятельности.

20

21

22



В раздел образования