Авторы: Ханина Зоя Александровна, Солтус Ольга Егоровна
Должность: педагог дополнительного образования, преподаватель ГАПОУ ТСПК
Учебное заведение: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
Населённый пункт: Тольятти (Самарская область)
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование интереса к культуре родного края у детей младшего школьного возраста посредством изучения гончарного дела в учреждении дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование
Формирование интереса к культуре родного края у
детей младшего школьного возраста посредством
изучения гончарного дела в учреждении
дополнительного образования
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что развитие интереса
к культуре родного края в настоящий момент является одной из самых
актуальных проблем развития современного ребёнка, потому как от любви к
малому, родному краю, вырастают большие патриотические чувства, что
сегодня в нашей жизни сильно страдает. Негативное влияние на воспитание
детей
оказывают
всем
доступные
средства
массовой
информации,
телевидение,
реклама,
насыщенные
образами
псевдопатриотизма
или
принижения роли любви к Родине. Сейчас часто материальные ценности
доминируют над духовными, потому у детей бывают искажены представления
о доброте, милосердии, справедливости, любви к Родине. Особую роль играет
их
развитие
в
младшем
школьном
возрасте
в
системе
дополнительного
образования.
В
период
младшего
школьного
возраста
закладывается
фундамент для приобретения в дальнейшем любых социальных навыков и
знаний, формируется общий характер поведения ребенка. Необходимость
формирования интереса к культуре родного края обусловлена тем, что оно
является стержнем приобщения ребенка к культуре, к традициям и обычаям, с
его
помощью
обеспечивается
овладение
нормами
и
правилами
взаимодействия с окружающим миром.
Таким образом, актуальность исследования определяется следующими
фактами:
1) необходимостью дальнейшей работы по формированию интереса к
культуре родного края младших школьников, что связано с требованиями
современного этапа реформирования российской системы образования;
2) потребностью в разработке технологии формирования интереса к
культуре
родного
края
у
младших
школьников
посредством
изучения
гончарного дела в учреждении дополнительного образования, позволяющей
установить
максимально
эффективные
взаимоотношения
с
окружающим
миром;
3)
изобилием
практического
материала
с
одной
стороны
и
не
разработанностью технологии его применения.
Объектом исследования является формирование интереса к культуре
родного края у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – роль занятий гончарным делом в
формировании интереса к культуре родного края у младших школьников.
Цель – теоретически обосновать и экспериментально проверить
возможности изучения гончарного дела с целью формирования интереса к
культуре родного края младших школьников.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить
следующие задачи:
1.
Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по
проблеме
исследования,
рассмотреть
понятие
«культура
родного
края»,
возрастные
особенности
развития
интереса
к
культуре
родного
края
у
младших школьников.
2.
Исследовать влияние занятий гончарным делом на формирование
интереса к культуре родного края у младших школьников.
3.
Изучить уровень сформированности интереса к культуре родного
края у младших школьников.
4.
Экспериментально
проверить
возможность
занятий
гончарным
делом
на
формирование
интереса
к
культуре
родного
края
у
младших
школьников.
5.Обобщить результаты исследования.
Гипотеза
исследования
заключается
в
предположении,
что
формированию интереса к культуре родного края детей младшего школьного
возраста будет способствовать реализация занятий гончарным делом, которая
предполагает использование различных форм (индивидуальные, групповые) и
методов (беседа, игра, экскурсии и др.) работы.
В ходе исследования были применены следующие методы
исследования:
−
анализ психолого-педагогической, методической литературы,
материалов педагогической печати по проблеме исследования;
экспериментальное и практическое внедрение организационно-
методического обеспечения (наблюдение за ходом учебного процесса,
беседы, анкетирование, тестирование);
−
наблюдение и постановка педагогического эксперимента;
−
статистическая обработка полученных результатов.
Теоретической основой данного исследования послужили труды
педагогов и психологов: философские и культурологические положения о
культуре (М.М. Бахтин, В.С. Библер, М.С. Каган), Л.С. Выготского и др;
проблема
эффективной
организации
формирования
интереса
к
культуре
родного края в ходе учебной деятельности (В.А. Кан-Калика); о психологии и
труде
(А.Б.
Добрович), о
личности ребенка
(А.А.
Бодалева),
культурно-
историческом
развитии
человека(Л.
С.
Выготский,
Б.
Г.
Ананьев,
А.
Н.
Леонтьев,
Д.
Б.
Эльконин,
В.
В.
Давыдов,
В.
Т.
Кудрявцев,
Н. Н. Поддъяков, В. И. Слободчиков, В. В. Рубцов и др.). Проблеме развития
интереса к культуре родного края у младших школьников посвящен ряд
исследований,
среди
которых
работы
Р.
И.
Жуковской,
Е.
И.
Радиной,
А.
П.
Усова,
М.
И.
Богомолова,
С.
Д.
Полякова,
Л.С.
Выготского,
О. А. Александровой, М. В. Григорьевой, М. Е. Дашкина , Д.Б. Эльконина,
А.А. Леонтьева, И.А. Зимней, И.А. Королева, М.И. Лисиной, И.П. Подласого,
К.П. Зайцевой, Э.И. Аюповой.
Исследование проводилось в четыре этапа.
Теоретические основы развития и формирования интереса к культуре
родного края у детей младшего школьного возраста
Анализ понятия интерес к культуре родного края в отечественной
педагогике
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года определяет в качестве одной из задач формирование у детей
высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к
историко-культурной общности российского народа и судьбе России.
Многие
ученые
отмечают,
что
интерес
–
это,
прежде
всего,
мотивационное образование, которое близко с эмоциональным компонентом
(положительное эмоциональное впечатление, удовольствие от процесса), –
потребность в знаниях, в новейшем
Интерес,
имеет
множество
трактовок
в
своих
психологических
определениях, как трудоемкое и очень важное для человека образование. Так,
Н.Г. Морозова рассматривает интерес как:
-избирательная направленность внимания человека;
-проявление его умственной и эмоциональной активности;
-активатор разнообразных чувств;
-активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру
Воспитание в человеке интереса к культуре родного края начинается с
раннего детства. Педагогические исследования, проведенные отечественными
учеными в XX в., показали, что дети младшего школьного возраста способны
познавать
культурные
ценности,
проявлять
интерес
к
окружающей
действительности, усваивать определенные знания о мире. Ученые-педагоги
пришли к выводу, что детям, с учетом их возрастных особенностей, легче
понять и принять культуру своего близкого окружения, в связи с чем важно
приобщать их к культурным ценностям родного края, что становится для
ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении
общечеловеческих ценностей, формировании личностной культуры.
Важной частью нравственного воспитания является формирование у
ребенка интереса к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в
ребенке
полностью
возможно
только
через
включение
его
в
культуру
собственного края. Приобщение детей к культуре родного края воспитывает
уважение, гордость за землю, на которой живешь.
Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на
которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин
своей страны. Формирование интереса у детей младшего школьного возраста
к культуре родного края – сложный педагогический процесс. В основе его
лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у
ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу,
бабушке,
дедушке.
Это
корни,
связывающие
его
с
родным
домом
и
ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что
видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его
душе...
И,
хотя
многие
впечатления
еще
не
осознаны
им
глубоко,
но,
пропущенные
через
детское
восприятие,
они
играют
огромную
роль
в
становлении личности.
Интерес у детей младшего школьного возраста к культуре родного края
включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и
вырос; уважительное отношение к родному языку; гордость за ее социальные
и
культурные
достижения;
уважительное
отношение
к
историческому
и
культурному
прошлому
родины
и
унаследованным
от
него
традициям;
стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету Родины.
Базовым этапом формирования у детей интереса к культуре родного
края следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем
городе,
усвоение
принятых
в
нем
норм
поведения,
взаимоотношений,
приобщение к миру его культуры.
Как отмечают исследователи, интерес к культуре родного края
начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много
методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются
лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в
конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю
полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку
формирован6ие интереса к культуре родного края многогранно по
содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и
ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять
и приумножить культуру и традиции родного края.
Представления младших школьников о культуре родного края – это
образы,
отражающие
уровень
понимания
обучающимися
ценностей
увиденного,
сформированные
в
процессе
урочной
и
внеурочной
краеведческой,
учебной
деятельности
и
создающие
основу
личностного
мировоззрения обучающихся.
Базовым этапом формирования интереса к культуре родного края
следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе и
крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к
миру культуры. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности
к природным и культурным ценностям родного края.
Структура формирования интереса к культуре родного края включает
когнитивный,
эмоционально-образный
и
ценностно-мотивационный
компоненты.
Когнитивный
компонент
предполагает
учебную
и
внеучебную
деятельность, в которой познавательная потребность младшего школьника
«встречается» с отвечающим этой потребности содержанием краеведческо-
экскурсионной деятельности. Данный компонент характеризуется системой
умений, позволяющих извлекать информацию из выставочных источников и
преобразовывать её в исторические представления о культуре родного края.
Эмоционально-образный
компонент
предполагает
эмоционально-
образное конструирование содержания понятия о предмете еще до того, как
сложится само понятие. Будущая мысль фиксируется воображением в виде
некоторой эмоциональной составляющей целостного объекта и приобретает в
сознании ребенка новую качественную определенность. Данный компонент
включает эмоции в процесс воссоздания образов на основе описательных
сведений о родном крае, о его культуре.
Ценностно-мотивационный компонент определяет направленность на
изучение исторической, социальной, экологической и т.д. ценности культуры
родного
края;
интерес
к
краеведческой,
выставочной,
экскурсионной
деятельности
на
основе
ценностных
ориентаций
и
мотивации
младшего
школьника
к
исследованию
малой
родины;
создает
побуждающие
и
формирующие
мотивы
исследования
малой
родины;
потребность
к
самовыражению в творческой деятельности посредством занятий гончарным
делом.
Критериями
сформированности
интереса
младших
школьников
к
культуре родного края выступают:
1.
осведомлённость
об
историческом
прошлом
родного
края,
который раскрывается через следующие показатели:
•
знание
фактов
о
прошлом
родного
края,
его
исторических,
географических, этнических и социальных особенностях,
•
наличие знаний о временных изменениях родного края,
•
наличие знаний о пространственных различиях родного края.
2.
эмоционально-образное восприятие родного края, раскрывается
через следующие показатели:
•
создание образов на основе эмоций и несущественных признаков,
•
создание
образов
на
основе
эмоций
существенных
и
несущественных признаков,
•
устойчивость мотивации,
•
принятие ценностей родного края.
Структура
представлений
о
родном
крае
включает
когнитивный,
эмоционально-образный и ценностно-мотивационный компоненты.
Формирование
интереса
к
культуре
родного
края
у
младших
школьников возможно лишь в случае, если этот процесс целенаправленный,
предполагающий
систему
в
использовании
различных
форм,
методов
и
приемов педагогического воздействия. В том числе и изучение традиций
гончарного дела в учреждении дополнительного образования.
Особенности формирования интереса к родному краю у детей младшего
школьного возраста
Формировать интерес к родному краю необходимо начинать как можно
раньше, с дошкольного и младшего школьного возраста. По мнению В.А.
Сухомлинского, дети в этот период лучше всего поддаются воспитанию,
поскольку в это время закладываются основы личности. Предоставляется
направленность его умственного, нравственного и эстетического развития.
Знания и умения, накопленные ребенком в этом возрасте, позже становятся
основой для формирования устойчивых нравственных привычек и убеждений,
высоких
жизненных
идеалов.
Ученый
И.П.
Подласый
отмечает,
что
податливость
школьников, «их
доверчивость, склонность к
подражанию,
большой авторитет, который у них имеет учитель, создают благоприятные
условия для формирования высоконравственной личности» .
В процессе воспитания очень важен учет возрастных особенностей.
Интерес к родному краю у детей в
младшем школьном возрасте
формируется, когда они начинают осознавать себя частью целого культурно-
исторического сообщества, становятся сопричастными к народной культуре.
Дети в этом возрасте пока не имеют постоянных интересов, собственную
инициативу проявляют слабо, их внимание неустойчиво. Они нуждаются в
постоянной помощи и советах взрослых в организации своего досуга.
На
этапе
младшего
школьного
возраста
в
качестве
одного
из
важнейших
условий
формирования интереса
к
родному краю
выступает
ознакомление с явлениями общественной жизни. Но таковым оно становится
при
целенаправленной
педагогической
работе,
которая
предполагает
вовлечение
детей
в
разнообразную
деятельность
и
использование
специальных
методов
и
приёмов
воздействия
на
эмоциональную
сферу
ребёнка.
Мышление у детей этого возраста конкретно-образное, для них еще не
свойственны
обобщения
и
абстрагирования.
Их
захватывает
все
яркое,
интересное, потому что они мыслят ощущениями, звуками, красками. Это все
необходимо учитывать в воспитательной работе с младшими школьниками.
Патриотическое воспитание наиболее благоприятно в данном возрасте в связи
с
тем,
что
детьми
легко
усваивается
опыт,
формы
поведения
старших
поколений, оценочные суждения; формируется определенное отношение к
окружающему,
к
себе:
развивается
дружба,
взаимопомощь,
любовь
к
родителям, к улице, школе, родному городу, природе и т.д. На основе этого
опыта ребенок начинает проявлять самостоятельность, сознание в отношении
к окружающему миру и людям, к моральным нормам общества.
В силу возрастных и психологических особенностей жизненный и
нравственный опыт в отношении к обществу, к Родине, к своей стране
ограничен. Поэтому, именно в этом возрасте необходимо закладывать основы
патриотического воспитания, которые станут фундаментом общественного
становления личности. Психологи подчёркивают важность возникновения
ростков патриотизма, которые составляют «прошлый опыт» человека, опыт
чувств, отношений.
Если ребёнок в детстве испытал чувство интереса к окружающей
действительности, он тем самым приобрёл «эмоциональный опыт, который
будет иметь громадное значение для его дальнейшего развития. Тем самым это
будет
являться
основой,
фундаментом
более
глубоких чувств,
условием
полноценного эмоционального развития человека.
Также психологи утверждают, что формирование интереса к родному
краю зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых живёт
ребёнок. При целенаправленном воспитании чувства ребёнка гораздо богаче,
разнообразнее и проявляются они раньше,
чем у детей,
не получивших
правильного воспитания.
В младшем школьном возрасте закладываются основы действенного в
полном смысле этого слова отношения к Родине, проявляющиеся в умении
заботиться
о
родных
и
близких
людях,
ответственно
относиться
к
порученному делу, выполнять нужное для других, оберегать то, что создано
трудом человека, бережно обращаться с природой. Одной из существенных
отличительных черт ребёнка младшего школьного возраста считается то, что
в данном периоде у него возникает соподчинение мотивов и на этой основе
формируются общественные аргументы деятельности, желание совершить
что-то нужное, полезное для окружающих.
Младший школьный возраст – это период с 6-7 до 10 лет. Особое
внимание
стоит
уделить
психолого-возрастным
особенностям
младших
школьников. Внимание в этот возрастной промежуток времени недостаточно
устойчиво, ограничено по объему. Они не могут усидеть на месте, необходима
частая смена вида деятельности.
Главным способом получения информации по-прежнему остается игра
и наглядный материал – дети прекрасно запоминают то, что порождает у них
чувства.
Наглядность
и
яркие,
положительные
эмоции
дают
младшим
школьникам возможность легко запоминать и усваивать материал. Младшие
школьники весьма энергичны и предприимчивы. Однако не стоит упускать из
виду, что в данном возрасте они свободно поддаются влиянию окружающей
среды.
Дети
осознают
себя
личностью,
сопоставляют
себя
с
другими,
приступают к выстраиванию отношений с ровесниками и взрослыми.
Психологическая
отличительная
черта
младших
школьников
-
податливость, доверчивость. Существенную значимость для детей в этом
возрасте
представляет
авторитет.
Именно
классный
руководитель
играет
огромную роль в воспитании младших школьников. Дети полностью верят
ему, его слова воспринимаются как истинные и значимые. Корни подобного
отношения
к
педагогу
кроются
в
подражательности детей
и
недостатке
жизненного
опыта.
Поведение,
взгляды,
отношения
учителя
считаются
примером
для
подражания,
детям
не
терпится
завоевать
его
похвалу,
одобрение.
По этой причине педагогу нетрудно увлечь детей интересом к культуре
родного края.
Значительную роль играет и формирование понятия о своей малой
Родине (город, улица, школа), семье, своей родословной, а также обучение
детей
культуре
общения.
У
учащихся
младшего
возраста
формируются
базовые представления о «большом» и «малом» социумах, своем месте в них.
Представления у учащихся младших классов расширяются понемногу.
Формирование
системы
обобщенных
знаний
об
явлениях
общественной
жизни происходит лишь к концу 1-2 класса. Всему этому немало способствует
изучение
детьми
нравственных
суждений,
оценок,
понятий,
а
также
познавательного интереса к окружающему миру.
Известная чувствительность младших школьников устанавливает нам
потребность облекать знания об обществе, Родине и ее истории в яркую
образную форму, основываясь на эмоциях и чувствах детей. С раннего детства
нужно заложить в детях первоначальное представление о месте и роли их
страны в мире. Тот, кто работает с младшими школьниками, хорошо знает,
насколько трудно сформировать у детей 7–10 лет хоть какое-то представление
о малой и большой Родине. Но делать это, тем не менее, необходимо. Без
любви
к
Отечеству
и
уважению
к
его
истории и
культуре невозможно
воспитать
гражданина
и
патриота,
сформировать
у
ребенка
чувство
собственного достоинства, привить ему положительные качества. Именно
поэтому необходимо работать над развитием
эмоционально-чувственного
компонента патриотического воспитания .
Отличительной
особенностью
чувств
детей
младшего
школьного
возраста является расширение области явлений, связанных с малой Родиной,
которые вызывают эти чувства. Глубокое знакомство детей этого возраста с
явлениями общественной жизни способствует росту социального начала в
чувствах,
формированию правильного отношения к
фактам
окружающей
жизни.
В
воспитании
эмоционально-чувственного
компонента
большое
значение
имеет
пример
эмоционального
отношения
взрослых
к
действительности.
От
богатства
проявлений
чувств
взрослых
зависит
эмоциональное восприятие детьми того или иного явления действительности
Поведенческий
компонент
интереса
к
культуре
родного
края
формируется через конкретные действия, но все дела должны быть яркими,
уникальными. Если ребенок эмоционально не пережил то, о чем рассказывает
педагог, или то, что он делает сам, то услышанное или сделанное не оставит
глубокого следа в его душе.
Младшим школьникам необходимо прививать чувство гордости за
свою Родину и свой народ, уважать его великие свершения и достойные
страницы
прошлого.
Только
тогда
возможно
успешное
формирование
интереса.
Поводя итог изложенного материала во втором параграфе, подчеркнем,
что необходимо учитывать и такую особенность младших школьников, как
активность. Именно эта возрастная особенность и любознательность детей
данного возраста диктует нам широкие и разнообразные возможности в
формировании интереса к культуре родного края.
Все вышесказанное говорит о том, что младший школьный возраст
является
наиболее
подходящий
для
формирования
интереса
к
культуре
родного края.
В
наше
время
технологического
прогресса
особенно
необходимо
приводить детей к традиционной культуре. Заинтересовывать старинными
праздниками,
обычаями,
обрядами,
прикладными
ремёслами.
В
любой
цивилизованной
стране
мира
государство
заботится,
оберегает
традиции
своего народа. Невозможно полноценное и здоровое развитие цивилизации
без изучения, сохранения и использования опыта предков каждой конкретной
местности.
Сохранение
и
изучение
культурного
наследия
очень
хорошо
просматривается на занятиях декоративно-прикладного творчества.
Далее мы рассмотрим один из популярных среди детей младшего
школьного возраста видов декоративно-прикладного творчества – изучение
гончарного дела.
Роль занятий по изучению гончарного дела в формировании интереса к
культуре родного края у младших школьников
В основе рассмотрения формирования интереса к культуре родного
края посредством изучения гончарного дела у детей младшего школьного
возраста в учреждении дополнительного образования лежит диалектическая
связь образования и культуры, которая выступает как доминантный принцип
развития
образовательных
систем
и
отражена
в
педагогических
трудах
зарубежных
и
русских
исследователей
прошлого
(Д.Локк,
Ж.-Ж.Руссо,
М.В.Ломоносов, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой,
В.П.Вахтеров, С.Т.Шацкий,
Н.А.Бердяев и др.).
Рассмотрим возможности занятий по гончарному делу в учреждении
дополнительного
образования,
которые
дают
обширную
базу
для
формирования интереса у детей младшего школьного возраста к культуре
родного края.
Начнём с того, что гончарное дело является одним из традиционных
видов
декоративно-прикладного
искусства
России,
оно
формирует
эстетический вкус ребенка, развивает чувство прекрасного и творческую
инициативу.
Изучая
традиции
ремесла,
усваивая
язык
форм,
орнамента,
технологию изготовления, знакомясь с особенностями материала, ребенок
постигает опыт, накопленный человечеством, и получает импульс к развитию
творческих способностей.
Творчество - одно из наиболее привлекательных и эффективных
направлений социальной адаптации в жизни. Именно творчество, является
огромным стимулом для развития и становления любой личности, а для
современных детей в 21 веке это еще и возможность заявить окружающим о
себе и своем внутреннем мире, который во многих случаях является очень
богатым и развитым. Уже сам процесс творчества способствует
самоопределению, самовыражению и самореализации личности, независимо
от ее физических и интеллектуальных способностей. Приобщение детей
младшего школьного возраста к современным видам декоративно-
прикладного искусства через собственную практику является способом
привития тяги к творчеству, формирования творческого отношения к жизни,
формированию интереса к культуре родного края [5, С. 89].
Дополнительное образование - неотъемлемая часть системы
образования, выступая в тандеме с общим образованием, оно является
важным звеном в развитии личности за пределами образовательных
стандартов. А главное – дополнительное образование создает условия для
развития потенциальных способностей любого ребенка, адаптации его в
современном мире. Благодаря особенности организации занятий в системе
дополнительного образования становится возможным организовать
образование подлинно личностно-значимое для учащегося на каждом этапе
развития и удовлетворения потребностей самого учащегося, запросов семьи
и общества. Всё это доказывает, что учреждения дополнительного
образования влияют на формирование качеств личности, выполняя запросы
семьи и общества.
Многие педагоги и психологи отмечают, что на эстетическое,
нравственное и интеллектуальное развитие ребенка большое влияние
оказывают занятия по декоративно-прикладному творчеству
(Н. С. Боголюбов, Л. С. Выготский, Е. И. Игнатьев, Т. С. Комарова,
В. С. Кузин, В. С. Мухина, Н. П. Сакулина, Н. М. Сокольникова,
Т.Я.Шпикалова и др.).
Гончарное искусство – одно из наиболее древних на Земле. Со времен
первобытного человека керамика занимает одно из ведущих мест в
декоративно-прикладном искусстве всех народов мира. По простому
перечислению различных видов художественных керамических изделий
можно судить о многообразии этого вида. Чашки, тарелки, блюда и другая
посуда; народные игрушки, свистульки; бусы, броши, кулоны, пуговицы и
другие украшения; кашпо для цветов, карандашницы, подсвечники,
шкатулки, пасхальные яйца, напольные вазы, настенные панно, плакетки,
маски и другие детали интерьера; анималистическая и жанровая скульптура;
садово-парковая и архитектурная керамика; детали оформления аквариумов;
изразцы и плитки, детали каминов, керамическая мозаика и т.д. и т.п. Так же
широк и спектр технологических возможностей керамики.
Можно выбрать:
-материал (от простой полу обработанной глины до тончайшего
фарфора);
-способы формования изделия (ручная лепка, работа на гончарном
круге, отливка в гипсовых формах и т.д.);
-способы обжига (печи муфельные электрические, газовые, земляные,
«раку» и т.д.);
-варианты фактурно-объемного декорирования (тиснение,
процарапывание, рельефы разного вида, ажур и т.д.);
-варианты росписи (от «простых» красок – темперных и анилиновых,
до керамических – под глазурных, над глазурных и других).
Такое богатство возможностей позволяет рассматривать керамику как
интереснейший предмет для изучения в учреждениях дополнительного
образования и как инструмент формирования интереса у детей младшего
школьного возраста к культуре родного края.
Гончарное дело – это вид декоративно-прикладного искусства,
освоить который может практически каждый. Имея возможность
использовать глину как доступный материал для детского творчества,
посещать выставки народных умельцев родного края, гончарные мастерские
известных в наших краях мастеров всё это формирует интерес к культуре
родного края, развивает основы художественной культуры ребенка через
декоративно-прикладное искусство (гончарное дело).
В процессе обучения используются следующие методы:
объяснительно-иллюстративный, репродуктивной деятельности,
эвристический, исследовательский.
Программа предусматривает использование фронтальной,
индивидуальной и групповой форм учебной работы обучающихся.
Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала
всему коллективу учеников.
Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу
обучающихся. Она предполагает оказание такой помощи каждому из них со
стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ученика,
содействовать выработке навыков самостоятельной работы. В ходе
групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно
построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости,
ощутить помощь со стороны друга, учесть возможности каждого на
конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и
качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнить
наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными
затратами, т.к. каждый обучающийся может научиться конкретному приёму
на отдельном образце, который является частью изделия. Особым приёмом
при организации групповой формы работы является ориентирование
учеников на создание так называемых «творческих пар» или подгрупп с
учётом их возраста и опыта работы.
В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных
занятий: типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое
упражнение), собеседование, консультация, экскурсия, дискуссия,
практическое упражнение под руководством педагога по закреплению
определённых навыков, самостоятельное изготовление конкретного изделия,
учебная игра. С обучающимися проводится «творческий день», в ходе
которого педагог знакомит учеников с творчеством мастера или группы
мастеров, чьё творчество объединено общей тематикой.
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
•
личностно–ориентированного подхода (обращение к
субъектному опыту обучающегося, т.е. к опыту его собственной
жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого
ученика);
•
природосообразности и доступности (учитывается возраст
обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки,
предполагающих выполнение заданий различной степени сложности);
•
культуросообразности (приобщение обучающегося к
современной мировой культуре и их ориентации на общечеловеческие
культурные ценности);
•
сознательного усвоения обучающимися учебного материала;
•
свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;
•
сотрудничества и ответственности;
•
систематичности, последовательности и наглядности обучения.
Кроме того, обучение по программе центра построено по принципу «от
простого к сложному». Особенностью обучения является то, что учебный
процесс осуществляется по спиралеобразной схеме: одна тема подается в
течение года с возрастанием степени сложности.
Работа с глиной - это особый способ выражения своих эмоций,
настроения, создания собственного шедевра. Эта деятельность способствует:
- развитию мелкой моторики рук (синхронизирует работу обеих рук,
развивает пластику пальцев);
- координации общих движений;
- развитию глазомера;
- развитию творческих способностей, воображения;
- активизации мыслительных процессов;
- концентрации внимания и самодисциплины, усидчивости.
В ходе изучение гончарного дела у детей младшего школьного возраста
могут формироваться различные представления, способствующие интересу к
культуре родного края.
Личностно-ориентированный подход (Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков,
В.А.Сластенин, И.С.Якиманская и др.), опирается на представления о
личности ребенка, ее самобытности и самоценности, учитывает субъектный
опыт учащихся. С позиции личностно ориентированного подхода ребенок
рассматривается как субъект жизнедеятельности, чье обучение строится на
основе жизненного опыта (не только опыта познания, но и общения,
продуктивной деятельности, творчества). Именно благодаря этому подходу
можно предложить обучение гончарному делу в учреждениях
дополнительного образования. Непосредственное участие в изготовлении
предметов быта, игрушек, основанных на исторических образцах, даёт
ребенку возможность прикоснуться к культуре родного края буквально
своими руками. Это ли не самый лучший способ формирования интереса у
детей к культуре родного края? Почувствовать своими руками связь времён и
поколений, сравнить собственное изделие с произведениями исторического
наследия родного края.
На основе данного подхода в рамках изучения гончарного дела в нашем
центре проводятся экскурсии в краеведческие музеи нашего края с целью
наглядного изучения и формирования интереса к культуре родного края.
Содержание работы, направленной на достижение цели по
формированию интереса к культуре родного края посредством изучения
гончарного дела в учреждении дополнительного образования, должно быть
определено через решение следующих задач:
•
сформировать первичные представления о малой родине, о
её культуре;
•
развивать интерес, эмоциональную отзывчивость,
эстетические чувства к искусству и культуре народов разных
национальностей, проживающих на территории родного края,
формировать чувство причастности к творческому наследию культуры
своего народа;
•
формировать интерес и любовь к природе края через занятия
гончарным делом.
Таким образом, основополагающими факторами формирования
интереса к культуре родного края посредством изучения гончарного дела в
учреждении дополнительного образования являются национальная,
географическая, социальная среда, уклад жизни и быта, исторически
сложившиеся виды трудовой деятельности, местные ремесленные и
художественные промыслы, национальный язык, фольклорные и
эстетические традиции, эстетические критерии оценки объектов.
Отметим, что по сравнению с общеобразовательными школами
потенциал учреждений дополнительного образования для изучения традиций
народного декоративно-прикладного искусства для формирования интереса к
культуре родного края используется достаточно широко, применяя как
наглядные (экскурсии, выставки) так и практические (изучение гончарного
мастерства) приёмы и методы.
Для формирования интереса к культуре родного края детей младшего
школьного возраста с изучением народных ремесел (гончарное дело)
необходимо придерживаться следующих педагогических условий: на
занятиях необходимо обязательно применять средства наглядности;
развивать эмоционально-чувственную сферу учащихся, эмоциональную
отзывчивость к изделиям народных ремесел; использовать стихи, песни,
сказки; раскрывать социально-эстетические функции народного ремесла, как
одного из важнейших средства формирования интереса к культуре родного
края.
Выводы
В
Концепции национальной
доктрины образования
в
Российской
Федерации
до
2025
года
подчеркивается,
что
главной
целью
общего
образования
является
формирование
разносторонне
развитой,
духовно
богатой,
высоконравственной
и
образованной
личности,
уважающей
художественное
наследие,
традиции
и
культуру
народов
России.
Формирование интереса к культуре родного края включает в себя, осознание
своих корней, приверженность к народным традициям, чувство причастности
к настоящему и прошлому своего края.
В
этом
плане
важно
учитывать
возрастные
особенности
детей
младшего школьного возраста. Интерес к родному краю у детей в этом
возрасте формируется, когда они начинают осознавать себя частью целого
культурно-исторического сообщества, становятся сопричастными к народной
культуре.
Дети
в
этом
возрасте
пока
не
имеют
постоянных
интересов,
собственную инициативу проявляют слабо, их внимание неустойчиво. Они
нуждаются в постоянной помощи и советах взрослых.
Можно смело сказать, что большую половину формирования интереса
к культуре родного края у детей младшего школьного возраста берет на себя
дополнительное
образование.
Эффективным
средством
формирования
интереса к культуре родного края у младших школьников является народное
декоративно-прикладное искусство, в частности – изучение гончарного дела,
в котором ключевыми факторами являются национальная, географическая,
социальная среда, уклад
жизни и
быта, исторически сложившиеся виды
трудовой деятельности, местные ремесленные и художественные промыслы,
национальный язык, фольклорные и эстетические традиции, эстетические
критерии оценки объектов.