Автор: Зубакина Яна Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ "Средняя общеобразовательная школа №2"
Населённый пункт: город Качканар, Свердловская область
Наименование материала: конспект внеурочного занятия
Тема: В гостях у Николая Николаевича Носова. 2 класс
Раздел: начальное образование
КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Тема: «В гостях у Николая Николаевича Носова».
Класс: 2 «А»
Дата проведения: 05.03.19
Направление внеурочной деятельности: общекультурное.
Форма занятия: игра-викторина.
Цель: создание условия для привлечения учащихся к книгам и чтению как к важным факторам
сохранения и развития отечественной культуры, а также развитие у учащихся мотивации к чтению
через творческую деятельность, осуществляемую ими на основе художественных произведений.
Задачи:
Обучающие:
закрепить и расширить знания о жизни и творчестве известного детского писателя
Н.Н. Носова.
Развивающие: развивать умения давать характеристику героев произведения; развивать память,
внимание, мышление.
Воспитывающие: воспитывать чувство товарищества, душевные качества: доброту, взаимовыручку.
Формирование УУД:
Познавательные действия: развивать умение на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные действия: развивать умение слушать и понимать других; оформлять свои мысли в
устной форме; умение работать в группе.
Регулятивные действия: учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.
Личностные действия: формирование мотивации к целенаправленной читательской деятельности.
Основные понятия: рассказ, Н.Н. Носов.
Оборудование: электронные образовательные ресурсы (презентация, компьютер),
раздаточный
материал (кроссворд, карточки с заданиями), грамоты.
Этап
занятия
Время
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Формируемые
УУД
1.Орагнизац
ионный этап
2-3 мин
-
Ребята,
для
занятия,
нам
нужно
разделиться на команды. Но делиться мы
будем не простым способом, нам в этом
помогут предметы и рассказов Н. Н.
Носова.
- Каждый участник достаёт из шкатулки
по карточке, на которых изображен какой-
то предмет, появившийся у нас прямиков
из
рассказа.
Участники,
вытащившие
одинаковые предметы объединяются в
группы и садятся за стол, на котором
также лежит их предмет.
- Итак, команды готовы! Осталось лишь
придумать название и выбрать капитанов.
Участники
делятся
на
3
команды
и
рассаживаются
за столы.
Придумывают
название
команды и
выбирают
капитана.
Коммуникативные
УУД: развитие умения
слушать
и
понимать
других, договаривать и
принимать
общие
решения в команде.
2.Мотивацио
нный этап
2 мин
Ну вот мы и снова у сказки в гостях,
Никто не услышит о том в новостях.
Да мы и не думали шум создавать,
А будем тихонько страницы листать.
Смеяться с героями, переживать
Грустить, веселиться, о чуде мечтать
И снова забудем, дружок впопыхах
Что чудо-то держим с тобою в руках.
- Ребята, о каком чуде идет речь?
- А каких детских писателей вы знаете?
Слушают
стихотворение.
О книге.
Отвечают
на
Коммуникативные
УУД:
развитие умения
слушать
и
понимать
других, оформлять свои
мысли в устной форме.
Познавательные УУД:
построение
осмысленного речевого
высказывания на вопрос
учителя, основанном на
знании
литературных
авторов.
Какой из них ваш самый любимый?
вопросы.
3.Вступител
ьная беседа,
подготовка к
конкурсной
программе
5-7 мин
- Дорогие ребята! Сегодня мы с вами ещё
раз
поговорим
о
необыкновенном
человеке, о талантливом писателе. Его
книги с огромным удовольствием читают
дети и перечитывают взрослые. Он - автор
знаменитого
Незнайки,
а
зовут
его
Николай Николаевич Носов. Посмотрите,
как много вокруг замечательных книг!
Сколько красочных иллюстраций создали
вы по произведениям этого известного
детского писателя!
- Давайте освежим в нашей памяти знания
о жизни и творчестве этого великого
человека!
1-й
уч.
Николай
Николаевич
Носов
родился 23 ноября 1908 г. в городе Киеве.
Отец его был актёром. Николай Носов
окончил
Государственный
институт
кинематографии
и
больше
20
лет
проработал
художником-
мультипликатором.
2-й уч. Первые свои рассказы он придумал
и написал для сына. Его произведения
«Живая шляпа», «Огурцы», «Мишкина
каша», «Огородники» и другие были
объединены в сборник «Тук-тук-тук».
3-й
уч. Огромным
успехом
у
детей
пользуется
трилогия
о
Незнайке
–
«Приключения Незнайки и его друзей»,
«Незнайка
в
Солнечном
городе»,
«Незнайка на Луне».
- Николай Николаевич Носов – режиссёр,
художник-мультипликатор,
писатель
и
просто
хороший
человек
с
добрым
сердцем и прекрасным чувством юмора.
И сегодня мы все отправляемся к нему в
гости, прямиком в его рассказы!
Представление
жюри
(Светлана
Ивановна).
- Давайте познакомимся с правилами
совместной работы в группах:
Слушают
вступительную
речь учителя.
Коммуникативные
УУД: развитие умения
слушать и понимать
других, оформлять свои
мысли в устной форме.
Познавательные УУД:
умение
выделять
существенную
информацию.
Правила игры.
- Каждой команде по очереди будет
задаваться
вопрос
или
задание.
Если
данная команда не справится с заданием,
то у других команд появится возможность
заработать
дополнительные
баллы.
В
конце игры самая дисциплинированная
команда тоже получит дополнительный
балл.
Правила
помещаются на
слайд,
учащиеся
читают правила
вслух.
4.Основной
этап
20-25
мин
Конкурс - разминка.
Задание: по опорным словам назвать
произведение Н. Н.Носова. Если команда
не знает, отвечает другая команда. За
каждый верный ответ- 1 балл.
1. Скамейка, варенье, Африка, море.
2.Три поросёнка, одеяло, стол.
3. Ведро, кружка, самовар, пескари.
4. Шляпа, котенок, картошка, диван.
5. Горка, песок, снег, вода.
6. Дача, удочки, черви, хлеб с вареньем
7. Автобус, луна, буфет, мороженое.
8. Комод, клюшка, Васька.
9. Серый волк, нога, коридор.
- Ну что ж, разминка закончена! Вижу,
что рассказы Носова вам знакомы не
понаслышке! Но закончен лишь первый
этап, а в конце нам предстоит узнать
какие
же
ребята
у
нас
самые
внимательные и ответственные чтецы.
- Готовы двигаться дальше? Отлично!
Конкурс «Собери героев».
- Ребята, у каждой команды на столе
«Фантазёры»
«Затейники»
«Мишкина
каша»
«Живая шляпа
«На горке»
«Мишкина
каша»
«Фантазёры»
«Живая шляпа»
«Затейники»
Коммуникативные
УУД:
в коммуникации
умеют
строить
понятные для партнеров
высказывания, находить
общее
решение,
развивать
способности
сохранять
доброжелательные
отношения друг к другу
во
время
работы;
работать
в
паре:
обсуждать,
сравнивать
способы
выполнения
заданий,
моделировать
взаимоотношения.
Познавательные УУД:
уметь ориентироваться
в своей системе знаний,
находить
ответы
на
вопросы
учителя,
используя
свой
жизненный
опыт
и
информацию,
полученную
ранее
на
уроках.
Регулятивные
УУД:
умение
планировать
свои
действия
для
успешного выполнения
заданий,
оценивать
правильность
выполнения действий.
лежит карточка с зданием, возьмите её.
- Посмотрите, на карточках в две колонки
записаны названия рассказов Н. Н. Носова
и имена героев из этих рассказов. Только
вот беда, кто-то напутал всех персонажей!
- Ваша задача – указать из какого рассказа
каждый персонаж. За каждый правильный
ответ вы получаете 1 балл.
«Живая шляпа» Котька Чижов
«Затейники» Вовка, Вадик
«На горке» Мишка, Вовка
«Мишкина каша» Мишутка, Стасик
«Фантазёры» Валя, Петя
-
Команда,
справившаяся
с
заданием
относит карточку на проверку нашему
жюри
–
Светлане
Ивановне.
Она
внимательно проверит и выставит вам
баллы.
Конкурс «бюро находок».
-
На
экране
изображены
предметы,
которые упоминались в рассказах Н. Н.
Носова.
Вы
должны определить,
из
какого рассказа эти вещи. Верный ответ- 2
балла.
Выполняют
задание с
карточки.
Соотносят
рассказы с
персонажами
Н. Н. Носова.
Командная
работа.
По очереди
командам
даётся
возможность
определить из
какого рассказа
Носова
является тот
или иной
предмет.
Коммуникативные
УУД:
в коммуникации
умеют
строить
понятные для партнеров
высказывания, находить
общее
решение,
развивать
способности
сохранять
доброжелательные
отношения друг к другу
во
время
работы;
работать
в
паре:
обсуждать,
сравнивать
способы
выполнения
заданий,
моделировать
взаимоотношения.
Познавательные УУД:
уметь ориентироваться
в своей системе знаний,
находить
ответы
на
вопросы
учителя,
используя
свой
жизненный
опыт
и
информацию,
полученную
ранее
на
уроках.
Регулятивные
УУД:
умение
планировать
свои
действия
для
успешного выполнения
заданий,
оценивать
правильность
выполнения действий.
Кроссворд
- Каждое верно отгаданное слово даёт
команде один балл, то есть максимальное
количество баллов – 10.
Физминутка
Потерянные слова.
- Определите, из каких рассказов диалоги,
помещённые
на
слайдах.
Будьте
внимательны, ведь ответить вы можете
только один раз, второго шанса у вас не
будет. Сначала посовещайтесь в своих
командах, выслушайте мнения товарищей
и только потом давайте свой ответ. За
верный ответ команда получает – 3 балла.
1 команда.
-
А
может
быть,
ее
кто-нибудь
за
веревочку дергает?
- Ну, пойди посмотри.
- Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если
она к нам полезет, я ее клюшкой тресну.
- Постой, я тоже клюшку возьму.
- Да у нас другой клюшки нет.
- Ну, я возьму лыжную палку.
(«Живая шляпа»)
2 команда.
- А леска выдержит?
- Может быть, выдержит.
- А если не выдержит?
- Ну, если не выдержит, то... оборвётся...
- Это и без тебя известно. («Мишкина
каша»)
3 команда.
- А тебе что?
- Мне ничего. А вот ты этот, как это
называется... Брехун! Вот!
- Сами вы брехуны!
- Уходи! Не желаем с тобой на лавочке
сидеть.
- Я и сам не стану с вами сидеть.
(«Фантазёры»)
Конкурс "Таинственное послание"
Участникам предлагается расшифровать
таинственные послания - зашифрованные
фразы из рассказов Н.Н.Носова и отгадать
названия этих произведений.
Разгадывают
кроссворд в
командах.
Командная
работа.
Выполняют
задание.
Определяют из
каких рассказов
потерялись
диалоги.
Выполняют
задание.
Каждая
команда
Коммуникативные
УУД:
в коммуникации
умеют
строить
понятные для партнеров
высказывания, находить
общее
решение,
развивать
способности
сохранять
доброжелательные
отношения друг к другу
во
время
работы;
работать
в
паре:
обсуждать,
сравнивать
способы
выполнения
заданий,
моделировать
взаимоотношения.
Познавательные УУД:
уметь ориентироваться
в своей системе знаний,
находить
ответы
на
вопросы
учителя,
используя
свой
жизненный
опыт
и
информацию,
полученную
ранее
на
уроках.
Регулятивные
УУД:
умение
планировать
свои
действия
для
успешного выполнения
заданий,
оценивать
правильность
выполнения действий.
1 команда: Шифр - каждая цифра -
порядковый номер буквы в алфавите:
"1.33.14.16.18.6.14.16.4.17.6.18.6.17.13.29.
20.30". "А я море мог переплыть"
Рассказ "Фантазёры".
2 команда: Шифр - каждая цифра -
порядковый номер буквы в алфавите:
"14.29.19.3.1.13.6.11.9.1.20.6.11.15.10.12.1
0". "Мы с Валей затейники".
Рассказ Затейники".
3 команда: Шифр – каждая цифра –
порядковый номер буквы в алфавите:
«23.16.18.16.27.1.32.4.16.18.12.1.17.16.13.2
1.25.10.13.1.19.30» . «Хорошая горка
получилась!»
Рассказ «На горке».
Знатоки.
- И сейчас мы в очередной раз проверим,
насколько внимательными вы были при
чтении
рассказов
Н.
Н.
Носова
и
насколько хорошая у вас память.
-
Каждой
команде
по
очереди
предлагается
ответить
на
вопрос
со
слайда. За каждый верный ответ 1 балл.
Если команда не смогла ответить, право
ответа переходит команде соперников.
- У вас есть только одна попытка, что бы
дать
правильный
ответ,
ошибки
не
простительны.
расшифровывае
т
индивидуально
е послание.
Определяют из
какого рассказа
отправлено
послание.
По очереди
дают ответы на
вопросы. За
каждый верный
ответ получают
1 балл.
Коммуникативные
УУД:
в коммуникации
умеют
строить
понятные для партнеров
высказывания, находить
общее
решение,
развивать
способности
сохранять
доброжелательные
отношения друг к другу
во
время
работы;
работать
в
паре:
обсуждать,
сравнивать
способы
выполнения
заданий,
моделировать
взаимоотношения.
Познавательные УУД:
уметь ориентироваться
в своей системе знаний,
находить
ответы
на
вопросы
учителя,
используя
свой
жизненный
опыт
и
информацию,
полученную
ранее
на
уроках.
Регулятивные
УУД:
умение
планировать
свои
действия
для
успешного выполнения
заданий,
оценивать
правильность
выполнения действий.
Конкурс «Поединок капитанов».
- Задание: дать верный ответ быстрее
соперников.
Как
звали
котёнка
в
рассказе
«Живая шляпа»? (Васька)
Назовите
предметы,
которыми
герои
рассказа
«Мишкина
каша»
поддевали воду из колодца. ( Ведро,
чайник, кружка)
Как называется рассказ, в котором
Мишутка и Стасик сочиняют небылицы?
(«Фантазёры»)
Кто
сидел
под
шляпой,
напугавшей мальчишек? (Котёнок)
Что сначала утопил в колодце
Мишка в рассказе «Мишкина каша»? (
Ведро)
На чём Стасик летал нам Луну в
рассказе «Фантазёры»? (На ракете)
Как называлась рыба, которую зажарил
Мишка на сковороде в рассказе
«Мишкина каша»? (пескарь)
- Ребята! Когда
вы
читали
рассказы
Носова, не заметили ли вы, что в них
общего, чем они отличаются от рассказов
других авторов?
- А как автор относится к своим героям?
Можно сказать, что он смеется над ними?
- Веселые рассказы вызывают у людей
улыбку и смех. А смех – дело серьезное.
Совсем несмешно, если ребенок смеется
над попавшим в беду товарищем. Важно
научиться видеть по-настоящему смешное
в жизни, понимать шутки окружающих
людей, уметь рассказать самому о каком-
либо забавном случае, как это делал
любимый
детский
писатель
Николай
Носов.
Определяется
самый
активный,
внимательный,
быстрый и
эрудированный
капитан.
Отвечают
на
вопросы
учителя.
Рассказы
веселые,
смешные.
Нет.
Автор
любит
своих
героев,
а
смеется
над
чертами
характера,
особенностями:
незнанием
ленью
трусостью
неумением
выполнять что-
нибудь.
Коммуникативные
УУД:
в коммуникации
умеют
строить
понятные для партнеров
высказывания, находить
общее
решение,
развивать
способности
сохранять
доброжелательные
отношения друг к другу
во
время
работы;
работать
в
паре:
обсуждать,
сравнивать
способы
выполнения
заданий,
моделировать
взаимоотношения.
Познавательные УУД:
уметь ориентироваться
в своей системе знаний,
находить
ответы
на
вопросы
учителя,
используя
свой
жизненный
опыт
и
информацию,
полученную
ранее
на
уроках.
Регулятивные
УУД:
умение
планировать
свои
действия
для
успешного выполнения
заданий,
оценивать
правильность
выполнения действий.
5.Подведени
е итогов
5 мин
- Пока жюри подводит итоги, споём
песню на слова Н.Н.Носова «В траве
сидел кузнечик».
-
Ребята,
почему
вам
нравятся
произведения Н. Носова?
- Как вы думаете, почему рассказы Н.
Носова и сейчас интересны для ребят?
- Что же можно сказать обо всех героях
Носова, какие они?
- Чему учат рассказы Носова?
"Вряд ли стоит комментировать рассказы
знаменитого Николая Носова. Их надо
просто еще раз прочитать, чтобы вновь
убедиться: все герои Носова "как живые",
а их фантазия, их поступки и даже
проделки
учат
читателей
добру
и
благородству".
(Сергей Михалков)
- Я думаю, что теперь вам еще раз
захочется перечитать некоторые рассказы
Н.Носова.
Награждение.
Вручение грамот за 1, 2 и 3 место.
Награждение самого эрудированного и
сообразительного капитана.
Все вместе
исполняем
песню «В траве
сидел
кузнечик».
Отвечают
на
вопросы
учителя.
Веселые,
добрые,
непоседливые,
очень
наивны,
хорошие,
искренние,
трудолюбивые,
любознательны
е.
Личностные
УУД:
положительное
отношение
к
читательской
деятельности,
понимание
необходимости
сотрудничества
с
товарищами
по
команде, готовности к
взаимодействию с ними
и
дружескому
взаимопониманию,
понимание
необходимости
товарищеского
сотрудничества
с
одноклассниками,
готовности
к
взаимодействию
и
взаимопониманию.
Регулятивные
УУД:
оценивание
правильности
выполнения действий
на уровне адекватной
ретроспективной
оценки.
Подпись учителя: ____________________/_________________________ Дата________________