Напоминание

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ БУМАГОПЛАСТИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»


Автор: Хасанова Мухтарамхан Алиакбаровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ Школа - сад № 42
Населённый пункт: Свердловская область, п. Малышева
Наименование материала: «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ БУМАГОПЛАСТИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Тема: «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ БУМАГОПЛАСТИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ БУМАГОПЛАСТИКИ У

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные

с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого

воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в

формировании

личности.

Именно

в

связной

речи

реализуется

основная,

коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи

мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного

развития ребенка. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей

дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи,

речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда

специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения,

закрепления

и

активизации

словаря,

совершенствования

грамматической

правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития

связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению

грамоте.

Связная

речь,

являясь

самостоятельным

видом

речемыслительной

деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и

обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства

контроля за этими знаниями.

Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи,

педагоги и лингвисты как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.В. Виноградов, А.В.

Запорожец, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина, Д.Б.

Эльконин.

Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены также исследования

М.М. Алексеевой, А.Н. Богатыревой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, Н.П. Ивановой,

В.И. Логиновой, Ю.С. Ляховской, Н.П. Савельевой, А.А. Смаги, Е.М. Струниной,

В.И. Яшиной и др.

Основная задача речевого развития детей дошкольного возраста – это овладение

нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа,

и развитие их коммуникативных способностей. Развитие связной речи – ее успешное

решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения,

семейного

благополучия,

индивидуальных

особенностей

ребенка

и

его

познавательной

активности),

которые

необходимо

учитывать

в

процессе

целенаправленного речевого воспитания, (описание, повествование, рассуждение).

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и

связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими

людьми.

Речевые проявления ребенка на первом году жизни составляют подготовительный

этап формирования речи. Под влиянием эмоционального общения со взрослым, у

ребенка в первые месяцы жизни возникают ответные голосовые реакции (их следует

отличать от крика ребенка, который чаще всего не имеет функции общения, а

представляет собой реакцию на неблагоприятное состояние. В дошкольном периоде

детства закладываются основы развития личности и формируются творческие

способности. Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества.

Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах,

совершенствуются психические процессы (внимание, восприятие, память, речь,

мышление, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе

– способности и склонности. Интерес к природе творчества и творческих

способностей приобрел в настоящее время особое значение в связи с развитием науки

и

техники

и

необходимостью

подготовки

специалистов,

способных

решать

возникающие перед ними все более сложные задачи.

Важно чтобы всё это было понятно и близко ребёнку. Много должен знать и уметь

ребёнок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую жизнь. Подготовить

ребёнка к этому моменту в жизни поможет бумагопластика.

Бумагопластика – это искусство работы с бумагой. Доступность бумаги как

материала, простота её обработки привлекают детей. Они овладевают различными

приёмами и способами действия с бумагой, такие как сгибание, многократное

складывание, надрезание, склеивание, сминание.

В чём значение бумагопластики в развитии детей?

Бумагопластика:

-развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них

совершенствуется мелкая моторика рук, точное движение пальцев,

-происходит развитие глазомера.

Работа с бумагой способствует концентрации внимания, так как заставляет

сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Бумагопластика имеет огромное значение:

-в развитии конструктивного мышления детей их творческого воображения,

художественного вкуса.

-она стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку,

должен

запомнить

последовательность

ее

изготовления,

приемы

и

способы

складывания.

-знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат,

треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными

терминами.

-активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка,

возникает

необходимость

соотнесения

наглядных

символов

(показ

приемов

складывания) со словами и перевод их значения в практическую деятельность

(самостоятельное выполнение действий). Оно совершенствует трудовые умения

ребенка,

формирует

культуру

труда.

Занятия

по

бумагопластике,

начинают

проводиться с младшей группы. Форма работы подгрупповая, продолжительность

одного занятия от 15минут в младшей группе, до 30 минут в старших группах.

Что необходимо для работы с бумагой?

Для работы нам необходима:

-цветная бумага, достаточно плотная;

-ножницы;

-кисточки для клея;

-клей и

-немного воображения.

Теоретический анализ научно-исследовательских работ по проблеме развития

связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством бумагопластики,

опыт экспериментального исследования позволяют сформулировать следующие

выводы:

1.

Работу над словом проводить при ознакомлении детей с окружающим миром

на основе активной познавательной деятельности.

2. Развитие связной речи происходит одновременно с развитием психических

процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и

поведения детей.

3. Все задачи развития связной речи решаются в единстве и в определенной

последовательности.

4. Развитие связной речи эффективно проводится во взаимосвязи с продуктивными

видами деятельности (рисование, лепка и т. д.).

Оригами Это японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных,

геометрических тел, игровая технология, бумажный конструктор, способствующий

формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий

преемственность между учебой и игрой.

Модульное оригами Это новое модное направление искусства создания бумажных

фигурок. Поделки модульного оригами выполняются из нескольких частей- модулей,

которые могут сложить даже младшие школьники. Легкое движение рук и модули

превращаются в зверей, птиц, корабли и даже рыцарские замки. Для поделок

подходят даже листы из старых журналов.

Торцевание Своеобразный вид аппликации из бумаги. Таким способом могут

создаваться мозаичные изображения. В основе торцевания лежит принцип вырезания

квадратиков из бумаги нужного цвета и размера, в зависимости от выполняемого

изделия. Вырезанные квадратики с помощью клея и зубочистки(стержня)

закрепляются на поверхности формы. Торцеванием можно выполнить всевозможные

панно, декоративные открытки, сюжетные композиции. Материалом для выполнения

таких работ служит цветная бумага, а также цветная гофрированная бумага.

Квиллинг Искусство квиллинга считается корейским и известно как бумагокручение.

Однако истоки этого рукоделия восходят к монастырям Европы XVI века, а по

некоторым сведениям даже к ранним цивилизациям Ближнего Востока и Древнего

Египта, где оно эволюционировало из других видов филиграни.

Аппликация Один из самых распространенных видов работы с бумагой. Принцип

аппликации заключается в склеивании отдельных элементов в единую композицию.

При Изготовлении аппликации Используют различные материалы (бумага, картон,

листья, фольга и т.д.) и Техники (торцевание, квиллинг и т.д.).

Бумажная скульптура и объемные композиции Эти техники позволяют создавать

объемные объекты (куклы, малые формы, театральные объемные маски) и

тематические композиции (барельеф, открытки, картины и т.д.)



В раздел образования