Автор: Парычева Татьяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 29
Населённый пункт: Московская область, г.о. Мытищи
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемное обучение в начальных классах"
Раздел: начальное образование
Актуализация возможностей проблемного
обучения в начальной школе
Автор:
Парычева Татьяна Александровна – учитель начальных классов
МБОУ СОШ №29 г.о. Мытищи, Московской области.
Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Сегодня обществу
нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек,
способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения,
готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству
для достижения совместного результата.
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в
концепции
модернизации
российского
образования.
Её
реализация
диктует
необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей
ребёнка.
Наиболее
эффективными
средствами
включения
ребёнка
в
процесс
творчества на уроке являются:
игровая деятельность;
создание положительных эмоциональных ситуаций;
работа в парах;
проблемное обучение.
Я работаю в системе традиционного обучения. Признавая урок в качестве
основной
формы
обучения,
я
постоянно
ищу
пути
его
дальнейшего
совершенствования. Приоритетным направлением в новых стандартах образования
лежит системно – деятельностный подход. Развить учащихся – это задача моей
работы. Поэтому в обучении я применяю технологию проблемного
обучения,
которая, по моему мнению, помогает растить именно такого творческого человека.
Актуальность:
задача школы состоит в том, чтобы научить детей
ориентироваться в мире информации, добывать её самостоятельно, усваивать в виде
знания, рационально подходить к процессу познания, то есть научить учиться.
Цель
применения
этой
технологии:
научить
учащихся
идти
путём
самостоятельных находок и открытий.
Задачи:
1.
Создать
условия
для
приобретения
учащимися
средств
познания
и
исследования.
2.
Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями.
3.
Применять дифференцированный подход в учебном и воспитательном
процессе.
Проблемное обучение целесообразно применять:
когда содержание учебного материала содержит причинно – следственные
связи и зависимости и направлено на формирования понятий, законов и
теорий;
когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи
на развитие самостоятельности мышления, формирования исследовательских
умений, творческого подхода к делу, т.к. для слабых учащихся этот метод
оказывается трудным.
В современной педагогике есть много различных мнений относительно
технологии проблемного обучения. Суть проблемного урока я вижу в «творческом
достижении и усвоении знаний». Поскольку основным инструментом в технологии
проблемного обучения является проблемный диалог, в учебно – воспитательном
процессе я использую две его разновидности:
подводящий диалог – система посильных ученику вопросов и заданий,
подводящих их к открытию мысли;
побуждающий
диалог
–
отдельные
стимулирующие
вопросы
и
побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика.
Каждый из диалогов имеет свои преимущества. Подводящий диалог
способствует развитию логического мышления и незаменим при работе с детьми с
пониженной
обучаемостью.
Побуждающий
же
диалог,
развивает
творческие
способности и обязателен при обучении одарённых, способных школьников. Но,
поскольку, в классе учатся дети с разной образовательной потребностью, приходится
варьировать эти два вида диалога.
Учебную проблему можно поставить тремя методами, используя:
подводящий
к
теме
диалог,
который
шаг
за
шагом
подводит
школьников к формированию темы урока;
сообщение темы урока с мотивирующим приёмом;
побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Каждый из этих методов, в умелых руках педагога, так или иначе обеспечит
внутреннюю мотивацию обучающихся к усвоению новых знаний,
но истинно
«творческое достижение знаний» все же начинается с возникновения проблемной
ситуации, т.е. со столкновения с противоречием. Одни противоречия вызывают у
обучающихся чувство удивления, другие же – затруднение.
Итак: главное требование проблемного обучения: удивить, заинтересовать,
разобраться!
Предлагаю рассмотреть приёмы создания проблемных ситуаций, которые
использую на уроках введения нового материала.
Урок русского языка по теме «Правила переноса слов»:
Анализ
Учитель
Ученики
Постановка
проблемы
Актуализация
изученного
- Прочитайте слова на
доске.
- Соль, Анна, майка,
- Объясните орфограммы
- Объясняют
-
Что
это?
(Читает
загадку о берёзе)
- Это берёза!
- Напишу слово «берёза»
на строке (продолжает
запись)
Наблюдают, что новое слово
на строке не помещается
-
Что
же
мне
делать,
ребята?
-Надо перенести.
- А что значит перенести?
- Одну часть слова оставить
на
строке,
а
другую
перенести
на
следующую
строку.
- Какой знак нам нужен?
- Знак переноса.
Задание
на
новый
материал
- Помогите мне перенести
слово «берёза». Работайте
в парах.
Пары
добавляют
знак
переноса в слово «берёза» на
своём листе.
Проверка
задания.
-
Посмотрим,
что
вы
предлагаете
Видят варианты: бер-ёза
Бе-рёза берё-за берёз-а
(Проблемная ситуация)
Побуждение
к осознанию
-Задание было одно?
-Да
- А выполнили его как?
Мы выполнили по-разному.
Побуждение
к проблеме
- Почему так получилось?
Чего мы пока не знаем?
-Как переносятся слова.
Тема
-
Верно.
Тема
урока
сегодня:«Правила
переноса слов».
Урок русского языка по теме
«Мягкий
знак после
шипящих на
конце
существительных женского рода»:
Анализ
Учитель
Ученики
Постановка
проблемы
Подводящий
к
теме
диалог
-
Посмотрите
на
два
столбика слов на доске
На доске:
Мяч дочь
Шалаш печь
Камыш мышь
- Что заметили общего?
- В каждом столбике имена
существительные,
которые
заканчиваются на шипящий
согласный.
- В чём различие?
В
первом
столбике
сущ.
пишутся без мягкого знака, а
во втором- с мягким знаком
на конце слова.
Тема
- значит, какая сегодня
будет тема урока?
Мягкий знак после шипящих
на конце существительных.
Технологию проблемного обучения использую в основном на уроках:
изучения нового материала и первичного закрепления;
комбинированных.
Основой проблемного обучения на уроках является знакомство учащихся с новыми
фактами путём созданий проблемных ситуаций, способствующих выдвижению
гипотезы и с последующим поиском доказательства справедливости выдвинутого
предложения.
Структура проблемного урока:
1.
Организационный момент.
2.
Актуализация знаний.
3.
Постановка учебной проблемы.
4.
«Открытие» учащимися нового знания.
5.
Первичное закрепление.
6.
Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе.
7.
Повторение.
8.
Итог урока.
Каждый новый урок – это элемент сложной системы взаимодействия учителя и
ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.
Девиз проблемного урока: «Ничему нельзя научить, можно только
научиться»
Подведя итоги, следует подчеркнуть, что проблемное обучение:
развивает познавательные и творческие возможности, речь обучающихся;
воспитывает инициативную личность ребёнка;
развивает внутреннюю мотивацию к обучению;
способствует стойкому качественному усвоению знаний.
Проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся. Поэтому можно
проводить урок по такой структуре по любым предметам. Конечно, работа
трудоёмкая, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые упражнения для
актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумать постановку
проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности.
На данном этапе развития человечества обучение должно быть проблемным, так
как оно формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить
решение в разных проблемных ситуациях, способную к высокому самоанализу,
саморазвитию, самокоррекции. Войдя в жизнь такая личность будет более защищена
от стрессов.
За последние восемь лет моей педагогической деятельности наблюдается
динамика учебных достижений учащихся: при стабильной 100% успеваемости в
качестве знания прослеживается положительная динамика от 60% до 68%.
Обучающие моего класса являются активными участниками Всероссийских
конкурсов «Русский медвежонок» и «Кенгуру – математика для всех».
Сегодня мы являемся свидетелями закономерного процесса. Постепенно уходит
в прошлое «школа объяснения знаний». Всё активнее набирает силу «школа
развития». Её важнейшей характеристикой является проблемное обучение. Что и
даёт основание утверждать: проблемное обучение – сегодняшний и завтрашний день
нашего образования.
Проблемное обучение всерьёз и надолго! Обучаясь по данной технологии, у ребят
появляется уверенность в своих силах и знаниях.