Напоминание

"Проблемное обучение в начальных классах"


Автор: Парычева Татьяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 29
Населённый пункт: Московская область, г.о. Мытищи
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемное обучение в начальных классах"
Раздел: начальное образование





Назад




Актуализация возможностей проблемного

обучения в начальной школе

Автор:

Парычева Татьяна Александровна – учитель начальных классов

МБОУ СОШ №29 г.о. Мытищи, Московской области.

Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Сегодня обществу

нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек,

способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения,

готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству

для достижения совместного результата.

Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в

концепции

модернизации

российского

образования.

Её

реализация

диктует

необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей

ребёнка.

Наиболее

эффективными

средствами

включения

ребёнка

в

процесс

творчества на уроке являются:

игровая деятельность;

создание положительных эмоциональных ситуаций;

работа в парах;

проблемное обучение.

Я работаю в системе традиционного обучения. Признавая урок в качестве

основной

формы

обучения,

я

постоянно

ищу

пути

его

дальнейшего

совершенствования. Приоритетным направлением в новых стандартах образования

лежит системно – деятельностный подход. Развить учащихся – это задача моей

работы. Поэтому в обучении я применяю технологию проблемного

обучения,

которая, по моему мнению, помогает растить именно такого творческого человека.

Актуальность:

задача школы состоит в том, чтобы научить детей

ориентироваться в мире информации, добывать её самостоятельно, усваивать в виде

знания, рационально подходить к процессу познания, то есть научить учиться.

Цель

применения

этой

технологии:

научить

учащихся

идти

путём

самостоятельных находок и открытий.

Задачи:

1.

Создать

условия

для

приобретения

учащимися

средств

познания

и

исследования.

2.

Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями.

3.

Применять дифференцированный подход в учебном и воспитательном

процессе.

Проблемное обучение целесообразно применять:

когда содержание учебного материала содержит причинно – следственные

связи и зависимости и направлено на формирования понятий, законов и

теорий;

когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи

на развитие самостоятельности мышления, формирования исследовательских

умений, творческого подхода к делу, т.к. для слабых учащихся этот метод

оказывается трудным.

В современной педагогике есть много различных мнений относительно

технологии проблемного обучения. Суть проблемного урока я вижу в «творческом

достижении и усвоении знаний». Поскольку основным инструментом в технологии

проблемного обучения является проблемный диалог, в учебно – воспитательном

процессе я использую две его разновидности:

подводящий диалог – система посильных ученику вопросов и заданий,

подводящих их к открытию мысли;

побуждающий

диалог

отдельные

стимулирующие

вопросы

и

побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика.

Каждый из диалогов имеет свои преимущества. Подводящий диалог

способствует развитию логического мышления и незаменим при работе с детьми с

пониженной

обучаемостью.

Побуждающий

же

диалог,

развивает

творческие

способности и обязателен при обучении одарённых, способных школьников. Но,

поскольку, в классе учатся дети с разной образовательной потребностью, приходится

варьировать эти два вида диалога.

Учебную проблему можно поставить тремя методами, используя:

подводящий

к

теме

диалог,

который

шаг

за

шагом

подводит

школьников к формированию темы урока;

сообщение темы урока с мотивирующим приёмом;

побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Каждый из этих методов, в умелых руках педагога, так или иначе обеспечит

внутреннюю мотивацию обучающихся к усвоению новых знаний,

но истинно

«творческое достижение знаний» все же начинается с возникновения проблемной

ситуации, т.е. со столкновения с противоречием. Одни противоречия вызывают у

обучающихся чувство удивления, другие же – затруднение.

Итак: главное требование проблемного обучения: удивить, заинтересовать,

разобраться!

Предлагаю рассмотреть приёмы создания проблемных ситуаций, которые

использую на уроках введения нового материала.

Урок русского языка по теме «Правила переноса слов»:

Анализ

Учитель

Ученики

Постановка

проблемы

Актуализация

изученного

- Прочитайте слова на

доске.

- Соль, Анна, майка,

- Объясните орфограммы

- Объясняют

-

Что

это?

(Читает

загадку о берёзе)

- Это берёза!

- Напишу слово «берёза»

на строке (продолжает

запись)

Наблюдают, что новое слово

на строке не помещается

-

Что

же

мне

делать,

ребята?

-Надо перенести.

- А что значит перенести?

- Одну часть слова оставить

на

строке,

а

другую

перенести

на

следующую

строку.

- Какой знак нам нужен?

- Знак переноса.

Задание

на

новый

материал

- Помогите мне перенести

слово «берёза». Работайте

в парах.

Пары

добавляют

знак

переноса в слово «берёза» на

своём листе.

Проверка

задания.

-

Посмотрим,

что

вы

предлагаете

Видят варианты: бер-ёза

Бе-рёза берё-за берёз-а

(Проблемная ситуация)

Побуждение

к осознанию

-Задание было одно?

-Да

- А выполнили его как?

Мы выполнили по-разному.

Побуждение

к проблеме

- Почему так получилось?

Чего мы пока не знаем?

-Как переносятся слова.

Тема

-

Верно.

Тема

урока

сегодня:«Правила

переноса слов».

Урок русского языка по теме

«Мягкий

знак после

шипящих на

конце

существительных женского рода»:

Анализ

Учитель

Ученики

Постановка

проблемы

Подводящий

к

теме

диалог

-

Посмотрите

на

два

столбика слов на доске

На доске:

Мяч дочь

Шалаш печь

Камыш мышь

- Что заметили общего?

- В каждом столбике имена

существительные,

которые

заканчиваются на шипящий

согласный.

- В чём различие?

В

первом

столбике

сущ.

пишутся без мягкого знака, а

во втором- с мягким знаком

на конце слова.

Тема

- значит, какая сегодня

будет тема урока?

Мягкий знак после шипящих

на конце существительных.

Технологию проблемного обучения использую в основном на уроках:

изучения нового материала и первичного закрепления;

комбинированных.

Основой проблемного обучения на уроках является знакомство учащихся с новыми

фактами путём созданий проблемных ситуаций, способствующих выдвижению

гипотезы и с последующим поиском доказательства справедливости выдвинутого

предложения.

Структура проблемного урока:

1.

Организационный момент.

2.

Актуализация знаний.

3.

Постановка учебной проблемы.

4.

«Открытие» учащимися нового знания.

5.

Первичное закрепление.

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе.

7.

Повторение.

8.

Итог урока.

Каждый новый урок – это элемент сложной системы взаимодействия учителя и

ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.

Девиз проблемного урока: «Ничему нельзя научить, можно только

научиться»

Подведя итоги, следует подчеркнуть, что проблемное обучение:

развивает познавательные и творческие возможности, речь обучающихся;

воспитывает инициативную личность ребёнка;

развивает внутреннюю мотивацию к обучению;

способствует стойкому качественному усвоению знаний.

Проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся. Поэтому можно

проводить урок по такой структуре по любым предметам. Конечно, работа

трудоёмкая, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые упражнения для

актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумать постановку

проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности.

На данном этапе развития человечества обучение должно быть проблемным, так

как оно формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить

решение в разных проблемных ситуациях, способную к высокому самоанализу,

саморазвитию, самокоррекции. Войдя в жизнь такая личность будет более защищена

от стрессов.

За последние восемь лет моей педагогической деятельности наблюдается

динамика учебных достижений учащихся: при стабильной 100% успеваемости в

качестве знания прослеживается положительная динамика от 60% до 68%.

Обучающие моего класса являются активными участниками Всероссийских

конкурсов «Русский медвежонок» и «Кенгуру – математика для всех».

Сегодня мы являемся свидетелями закономерного процесса. Постепенно уходит

в прошлое «школа объяснения знаний». Всё активнее набирает силу «школа

развития». Её важнейшей характеристикой является проблемное обучение. Что и

даёт основание утверждать: проблемное обучение – сегодняшний и завтрашний день

нашего образования.

Проблемное обучение всерьёз и надолго! Обучаясь по данной технологии, у ребят

появляется уверенность в своих силах и знаниях.



В раздел образования