Автор: Курьянова Ольга Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дом детского творчества №4"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская обл.
Наименование материала: Конспект занятия "Путешествие в страну здоровых зубов"
Тема: "Путешествие в страну здоровых зубов"
Раздел: дополнительное образование
МБУ ДО «Дом детского творчества №4»
Конспект занятия «Путешествие в Страну здоровых зубов»
по программе «Азбука здоровья»
для детей 6 -7 лет
Разработала О.М. Курьянова
педагог дополнительного образования
2021
Цель: Формировать представление детей о своем организме и о правилах личной
гигиены, приобщать к здоровому образу жизни.
Задачи:
- Формировать элементарные знания о строении зубов, их предназначении;
- Продолжать знакомить с правилами личной гигиены, способами ухода за зубами,
профилактикой их заболеваний;
- Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение;
- Воспитывать желание ответственно и осознанно относиться к своему здоровью,
потребность соблюдать личную гигиену;
- Способствовать проявлению положительных эмоций;
- Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками, умение
договариваться, помогать друг другу.
Оборудование: гимнастический коврик, аудио запись «Звуки самолёта», учебный
плакат с изображением зубов; картинки с изображением здорового и больного
зуба; зубные пасты, зубные щетки разного размера, расчески, вата, оборудование
для физминутки:.
Возраст обучающихся: 6-9 лет.
Ход занятия:
Организационный этап.
Педагог: Я приветствую всех, кто время нашёл и к нам на занятие Здоровья
пришёл. (Обращает внимание детей на шарик, к которому привязан конверт).
Ребята, а чей это шарик? Смотрите, конверт. (Достаёт письмо, читает)
«Здравствуйте, ребята. Я, знаю, что вы хотите быть здоровыми. И учитесь
как правильно это делать. Приглашаю в гости в нашу страну Зубинск.
С уважением Зубная фея»
Педагог: Ребята, хотите отправиться в путешествие? (Ответы детей). Но на чём
мы доберёмся до этой страны. А вот в письме написано «Попасть в страну вы
сможете на необычном транспорте.» ( Педагог загадывает загадку)
Из облаков он вылетает
И над деревьями летает!
Летит по небу без забот,
Не вертолет, не самолет:
Не управляет им пилот,
А он всегда летит вперед!
(Ковер-самолет)
Педагог: Правильно на ковре-самолёте мы и отправимся.
Мы собираемся, в долгий путь отправляемся.
На ковре-самолёте в страну Зубинск удаляемся.
(Дети садятся на ковёр и закрывают глаза. Звучит музыка «Звуки космоса»)
Педагог: Куда же нас принес ковёр - самолёт.
(Педагог одевает шапочку с эмблемой зуба и становится Зубиком)
Зубик: Здравствуйте, ребята. Рад вас приветствовать в Зубинске. Как вы думаете,
кто живёт в нашем городе? (Ответы детей). Я Зубик.
Беседа «Зачем людям зубы?»
Зубик: Ребята без нас людям очень тяжело бы пришлось. Мы очень необходимы.
Где находятся зубы? (Ответы детей: во рту).
Зубик: А как вы думаете, зачем людям нужны зубы? (Чтобы жевать, правильно
говорить, улыбаться, откусывать, пережевывать, грызть.)
Зубик: Молодцы, ребята! Правильно, зубы выполняют очень большую работу.
Им приходится много пережевывать пищи. Если не пережевывать еду мы будем
проглатывать еду кусками, а это очень вредно, может заболеть живот.
- Какие зубы: твёрдые или мягкие? (Ответы детей).
Зубик: Зубы самые твёрдые части нашего тела.
- Ребята, давайте рассмотрим с вами зуб. (Показывает на картинке.)
- Какого цвета зуб? (Ответ детей: белого).
Зубик: Правильно, он белый, одетый в красивую «рубашку» из эмали.
Эмаль - это тонкий слой, покрывающий верхнюю часть зуба.
Эмаль защищает зубы от холода, от тепла, от ударов.
- Чем покрыты зубы? (Ответ детей)
Зубик: Верхняя часть зуба, ребята, называется коронкой. (Показывает на
картинке.)
- Как называется верхняя часть зуба? (Ответ детей).
Зубик: А в десне находится корень у зуба, посмотрите вот он какой.
(Изображение) Это корень зуба.
Корень находится глубоко в десне, мы его не видим. Он крепко держит зуб. Где
находится корень? (в десне)
Зубик: Корень, что делает? (крепко держит зуб).
- У маленьких деток зубы маленькие, их называют молочными, потому что они
прорезываются в то время, когда ребенок питается только грудным молоком и не
может, есть твердую пищу. Молочные зубы выпадут и на их месте вырастут
коренные зубы. У взрослых 32 зуба.
- Какие у детей зубы? (молочные). А у взрослых какие? (коренные).
- Ребята, вы молодцы! Очень умные. Однажды у нас случилась беда.
Сказка «Про непослушные зубки».
« В городе Зубинске жили зубки и маленькие и большие. Большие учили
малышей, как правильно нужно мыться, питаться, делать по утрам зарядку, чтобы
расти крепкими и здоровыми.»
Зубик: Ребята, а вы знаете, что такое зарядка? (Ответы детей). Покажите, как вы
её выполняете?
Игра «Делай как я» (Выполняется под песню «Солнышко
лучистое»).
Ребёнок показывает одно или два упражнения. Остальные повторяют.
Зубик: Какие вы танцевальные и физкультурные. Присаживайтесь на свои
места и слушайте, дальше.
«Большие зубки были заботливыми и внимательными к малышам. Учили их
быть крепкими, здоровыми. И предупреждали: «Не ешьте сладости. Берегитесь
микроба Кариес.» Но однажды малыши нашли много сладостей и всё съели.
Стали липкими. Ленивыми. Перестали мыться. К ним подкрался микроб Кариес,
прилип и стал их грызть. Вместо одного микроба их стало много. Целое полчище.
Они грызли малышей и на них появлялись черные дырочки. И они заболели.
(Показывает изображение больного зуба). Большие зубики обратились за
помощью к Зубной фее. Она прислала отряд зубных щёток во главе с зубной
пастой. И они отчистили все зубки от Кариеса. Замазали ранки. И те опять стали
беленькими и радостными. (Показывает изображение больного зуба). С тех пор
малыши не едят сладости и моются постоянно».
Зубик: Предлагаю вам побыть в роли Кариеса и Зубиков.
Физкультминутка:
Подвижная игра. «Спаси Зубик от Кариеса».
Ребёнок, исполняющий роль Кариеса, становится в обруч или чертиться круг в
центре зала. Остальные игроки Зубки, становятся вокруг. Говорят слова: Раз, два,
три от Кариеса беги. Дети-зубки разбегаются. А Кариес по окончанию слов, кидает
мяч, стараясь попасть в убегающего игрока. Ребёнок, в которого попал мяч
становится Кариесом и водит.
Зубик: Молодцы, садитесь.
- Как называется заболевание зуба? (Ответ детей: заболевание зубов называется
кариес.)
- Кариес – это разрушение эмали зуба. Эмаль зуба разрушается, образуется
дырочка в зубе, и зуб может заболеть. (Показать картинку с изображением)
- Как вы думаете, от чего может потрескаться эмаль зуба? (Варианты ответов)
- Эмаль зуба может потрескаться от горячего или от холодного, если грызть зубами
леденцы или орехи раскалывать зубами. На эмали зубика появляется трещинка,
туда попадают микробы и начинают портить зуб. И появляется вот такая дырочка в
зубике. Это очень больно. А кроме того, больные зубы вредят другим органам –
сердцу, глазам, почкам.
- Как появляется кариес? (разрушается эмаль зуба).
- Вспомним нашу историю. Все могло закончиться очень печально, но на помощь
пришли помощники.
- Как вы думаете, кто эти помощники?
- Послушайте загадку.
Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит (зубная щетка).
- Правильно, на помощь пришли помощники, это зубная щетка и зубная паста. Кто
расскажет, как надо правильно чистить зубы?
- Перед тем как чистить зубы нужно вымыть руки с мылом, вымыть щетку с
мылом, положить немного пасты на щетину. После того, как почистили зубы,
нужно снова вымыть щетку с мылом и поставить в стаканчик. Через каждые 3
месяца нужно покупать новую зубную щетку. (Показ разных по размеру щетки)
Зубик: Есть еще один секрет, ребята: очень важно правильно чистить зубы.
Мы с вами сейчас поучимся это делать. Представим себе, что расчески – это наши
зубы, а кусочки ваты– это остатки пищи, которые застряли между зубами.
- Ребята, вам нравятся такие зубы, где много мусора? (Ответ детей).
Зубик: Вот такие у нас зубки грязные после еды и сладостей. Собираются остатки
пищи, на них появляются микробы, зубы начинают портиться.
- Попробуем почистить наши зубы. Возьмем зубную щетку и проведем слева
направо по расческе. Что получилось? (мусор остался).
- А теперь сверху вниз, и перевернем расческу снизу-вверх. Что получилось?
- Чистыми стали наши зубы?
- Кто скажет, как надо правильно чистить зубы? (Сверху - вниз верхние зубки и
снизу - вверх нижние).
Зубик: А теперь попробуйте вы почистить наши «зубы».
Как же удалить остатки пищи, если нет под рукой щетки и пасты? (Ответ дете).
Зубик: Верно, прополоскать рот кипячённой водой.
- А сейчас поиграем в игру «Полезные и вредные советы».
Я буду давать вам советы. Если мой совет хороший, Вы похлопайте в ладоши. Если
совет неправильный, Вы топаете ногами и кричите «Нет».
Советы
1. Чистим зубы каждый день, это нам совсем не лень.
2. Можно взять чужую щетку.
3. Едим овощи и фрукты, это лучшие продукты.
4. Чистим зубы детским кремом или мылом, или пеной.
5.После чистки всех зубов, зубную щетку с мылом мой.
6. Зубы наши так крепки, что можно крышки бутылок ими открыть.
7. Ешьте шоколад и сахар, мармелад, варенье, вафли.
8. Едим молочные продукты, они полезны очень нам.
9. Раскалывайте зубами орехи.
10. К стоматологу ходить не надо. Очень вредно и опасно.
– Молодцы.
Заключительный этап.
Зубик: Ребята мне пора домой. Но мы не прощаемся, а говорим до новых встреч в
Зубинске. (Дети садятся на ковёр-самолет. Звучит космическая музыка).
Рефлексия.
Педагог: Ребята, вам понравилось путешествие. А где вы сегодня побывали и с
кем встречались? Если да, то улыбнитесь и покажите мне свои красивые зубки, а
если нет – то грустное личико.
Что вам понравилось больше всего?
- На ваших лицах я увидела улыбку. А ведь улыбка – это залог хорошего
настроения и здоровья.
Послушайте стихотворение Б. Заходера «Все о зубах».
Как поешь. Почисти зубки,
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты.
Очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идем
В год два раза на прием.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!
Список используемой литературы:
1. Интернет – ресурсы.