Автор: Пономарева Наталья Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №21
Населённый пункт: ст.Медведовская Тимашевский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект образовательной деятельности "В поисках утерянного пера"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 21
муниципального образования
Тимашевский район
Конспект «В поисках утерянного пера»
Воспитатель:
Пономарева Н.П.
Возраст воспитанников: старший дошкольный.
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие.
социально-коммуникативное
развитие,
художественно-эстетическое
развитие.
Цель: развитие познавательной активности детей старшего дошкольного
возраста через поисково-исследовательскую деятельность.
Задачи:
-создать условия для формирования познавательных действий, развития
умения выстраивать алгоритм.
-побуждать доказывать, выдвигать гипотезы, аргументировать, фиксировать
полученную информацию знаками и символами.
-уточнить, расширить и систематизировать представления детей о птицах.
-способствовать развитию речи, мышления, формированию личностных
качеств старших дошкольников (инициативности, любознательности,
самостоятельности, готовности к совместной деятельности с взрослыми и
сверстниками).
-воспитывать экологическую культуру, познавательный интерес к миру птиц.
Активизировать словарь словами: исследование, информация, эксперимент,
водоплавающие
Оборудование:
компьютер,
телефон,
картинки
со
схематичным
изображением способов получения информации - символов А.И.Савенкова,
планшеты для размещения карточек символов, энциклопедия о птицах,
блокноты с расчерченной таблицей, простые карандаши, иллюстрации птиц,
«коробка секретов», геометрические фигуры, набор для исследования (перья
маховые и пуховые, кубики, весы, молнии, пипетки, емкость с водой,
растительным маслом, лупы).
Используемые методы и приемы: мотивация детской деятельности, игровые
приёмы,
метод
вопросов,
прогнозирование,
элементарный
анализ,
использование
ИКТ
(мультимедиа,
приложения
«О
кей,
Google»),
фиксирование информацию знаками и символами.
1 этап: способствуем формированию у детей
внутренней мотивации к деятельности.
Содержание
Обратная связь на высказывание
детей
В групповой комнате появляется
«коробочка секретов» и привлекает
внимание детей, которые начинают
интересоваться ее содержимым.
-Ключиком
к
нашей
коробочке
служит загадка….
Летало, летало, в воду упало – не
булькнуло.
- Ваши предположения, что это?...
Перо.
В «Коробке секретов» лежит перо
птицы.
-Вы готовы к новым открытиям?
-Как интересно! Здорово, что вы ее
заметили!
-Согласна с вами!
-Здорово!
Воспитатель
вносит
лепбук
«Птицы», в котором не хватает
содержания и ждет реакцию детей.
- Вам тоже интересно, для чего он
здесь оказался?
- Вам не показалось, что здесь чего-
то не хватает?
-Какой ты наблюдательный!
-Интересный
вариант!
Вот
это
предположение, ребята, что скажете?
-Согласна с вами!
Воспитатель
вместе
с
детьми
обследует лепбук и ожидает, когда
дети
обнаружат
карточки
вставленные в один из карманов
незаконченного лепбука.
- Друзья, а что это за карточки? Вы
уже поняли для чего они?
Если дети догадаются сами
-Расскажите, пожалуйста, если не
секрет?
Если дети затрудняются
-Помощь нужна?
2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности
-
Тема
нашего
исследования
–
«Птицы».
-Нам
нужно
собрать
как
можно
больше информации о птицах, чтобы
мы в дальнейшем заполнили лепбук.
Что именно вы хотели бы узнать о
наших пернатых друзьях?
Карточка с изображением птицы,
размещается на мольберте.
- Какие у вас будут идеи?
-Интересный вариант!
Здорово! Интересно! Как необычно!
Вот это мысль!
- С чего начинают свое исследование
Именно так! Как здорово, что ты это
настоящие ученые?
-Первая наша карточка – «подумай
сам».
Очень
важно
«подумать
самостоятельно!».
-Где мы еще можем узнать что-то
новое о птицах?
Возможные варианты ответа:
- Можно задать вопрос родителям,
друзьям, воспитателям, старшим
братьям и сестрам.
- Можно позвонить по телефону и
задать интересующий вас вопрос.
- Можно узнать информацию из
книг.
- Можно организовать наблюдение
или провести эксперимент.
-
Получить
информацию
из
Интернета
или
просмотра
телевизионной передачи.
знаешь!
Кто еще как думает?
Согласна, а еще?
Хорошая идея!
Оригинально! Супер!
3 этап: способствуем реализации детского замысла.
-Наш план готов! Начинаем
действовать, но чтобы не упустить
важную информацию, ее необходимо
фиксировать.
-Мир птиц очень разнообразен!
На
столах
разложены
картинки
птиц.
-По
какому
признаку
можно
разделить птиц на группы?
-Назовите и обозначьте перелётных
птиц
символом
движения
-
«стрелочками».
-Какие птицы остались? Зимующих
птиц
обозначим
символом
–
«снежинка».
-Что вы об этом думаете?
Предлагаю
вам
блокноты
исследователей и карандаши.
-Хорошая идея!
-Какие птицы у нас еще остались?
-Каким
символом
обозначим
домашних птиц?
Как
называются
птицы,
которые
умеют
не
только
летать,
но
и
плавать? Назовите их.
-Каким символом можем обозначить
водоплавающих птиц?
-Ваши предложения…
-Как здорово, что ты это знаешь!
-Здорово, ты придумал!
-
Сколько
разных
птиц
мы
рассмотрели! Но строение тела в
основном у них одинаковое……..
-Предлагаю вам составить птицу из
геометрических фигур (туловище –
овал, голова – круг, клюв, хвост и
лапки
–
треугольники,
крылья
–
четырехугольники).
-Поместите
схематическое
изображение частей тела птицы в
следующую ячейку.
Совершенно с вами согласна! Вы
настоящие знатоки птиц.
Вы справились с заданием, работали
дружно, и у вас все получилось
Обратимся к нашему плану действий!
Следующий наш символ «узнать из
книг»
.
«Тело птицы покрыто перьями. Перья
нужны для того, чтобы птицы……..
…..»
- Как может помочь перо расширить
наши знания о птицах?
Предлагаю
вам
информацию
о
птицах из Энциклопедии.
Интересное
предположение,
проверим его?
- Предлагаю исследовать перо
из
«Коробки
секретов»
в
нашей
лаборатории.
-Какое перо? Подбросьте перо. Что
вы наблюдаете?
-А за счет чего оно легкое?
Проведем эксперимент – отрежем
край у пера – и мы видим… пустоту
(можно
попробовать
вставить
проволоку
цветную,
проверить
пустоту).
Посмотрим перо через лупу.
-Когда-то
это
увидели
очень
внимательные
люди
и
изобрели
замок-молнию.
-Что вы об этом думаете?
-Почему, ты так считаешь, докажи.
Мне было интересно услышать твое
мнение.
Видите,
на
бороздках
пера
есть
выступы и крючочки, которые прочно
и легко соединяют волоски.
-Предлагаю
провести
еще
один
эксперимент:
смазываем бумажное
перо растительным маслом, а затем
капнем
каплю
воды.
Что
вы
наблюдаете?
Исследовав
перья
в
нашей
лаборатории, можем сделать вывод -
зачем птицам перья?
Предлагаю вам пройти к столам и
сделать записи в блокноте.
Мне важно
было услышать твое
мнение.
Эти все эксперименты – интересные
моменты!
Все, все, все хотим узнать! Нужно все
зарисовать!
-Обратимся
к
нашему
плану
действий!
Следующий
способ
Сто вопросов «Почему?» - не решить
получения
информации
«задать
вопрос друзьям».
-Кто готов поделиться знаниями с
друзьями?
Птицы несут яйца и откладывают
их в гнёзда, самка сидит на яйцах,
согревая их своим теплом, самец
добывает корм. Из яиц появляются
птенцы.
- Рисуем в нашей таблице гнездо с
яйцами.
их одному! Предлагаю обратиться к
своему другу и узнать: «Как птицы
появляются на свет?».
Здорово, что ты об этом знаешь!
Мне тоже было очень интересно тебя
послушать.
- Информацию «Как и чем, питаются
птицы?»
предлагаю
узнать
из
Интернета, с помощью приложения
«О кей,
».
Дети прослушивают информацию с
помощью
приложения
«О
кей,
Google».
Дети рисуют в таблице схематичное
изображение корма для птиц.
Меня
заинтересовала
эта
информация, а вас? Чем?
-Как
вы
думаете,
почему
мы
называем птиц пернатыми друзьями?
-Вы правы!
Птицы
уничтожают
вредных
насекомых и гусениц, тем самым,
сохраняя леса и парки от вредителей.
С птицами веселее жить. Всходит
солнце
и
с
первыми
лучами
просыпаются
птицы,
радуя
всех
своим пением.
4 этап: способствуем проведению детской
рефлексии по итогам деятельности
-
Сегодня мы
нашли ответы на
многие вопросы и сможем с вами
заполнить наш лепбук.
Кто готов
рассказать
о
птицах
с
помощью
зафиксированной
информации
-
наших символов.
- Какая информация о птицах для вас
была самой интересной… новой?
Как мы справились?
- Какой способ сбора информации вас
заинтересовал больше?
Спасибо, за твое мнение!
Ты прав, было непросто!
- Но это еще не все секреты птиц!
Попросите родителей помочь вам
собрать
информацию
о
птице,
которая заинтересовала вас больше
Мы будем ждать ваших новых
открытий!
всего
и
подготовьте
сообщение,
используя план - схему, которую мы
сегодня нарисовали.