Автор: Скабара Галина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №29
Населённый пункт: г.о. Мытищи МО
Наименование материала: Учебно-методическая разработка
Тема: "Реализация проблемного обучения на уроках математики"
Раздел: начальное образование
Реализация проблемного обучения на уроках математики
Приоритетным направлением в новых стандартах образования признан
системно-деятельностный подход. Для решения этой задачи я выбрала
технологию проблемного обучения и применяю на любом предметном
содержании и любой образовательной ступени, проблемно-диалогические
методы обучения универсальны.
Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой
которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет
создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы.
Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие
их учащимися с помощью учителя. Проблемное обучение предполагает
также организованный преподавателем способ активного взаимодействия
субъекта с проблемно поставленным содержанием обучения.
Данная
технология приобщает к объективным противоречиям научного знания и
способам их разрешения,
позволяет развить творческие способности,
способствует
формированию
самостоятельного
мышления,
успешному
освоению знаний учениками, ориентирует на комплексное использование
знаний.
При
проблемном
обучении
ученики
становятся
активными
участниками процесса поиска решения, а не просто заучивают этапы
получения результата. В начальной школе проблемные ситуации можно
использовать практически на всех предметах, на различных этапах урока:
при объяснении, закреплении, контроле.
Психологами доказано, что «проблемная ситуация» - главное средство
активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и управления
процессом, усвоения новых знаний.
Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы,
задача,
наглядность.
Вопрос
имеет
первостепенное
значение,
т.
к.
стимулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся. Задача
является важным фактом повышения познавательной активности учеников.
Наглядность служит инструментом «схватывания» обобщенного «видения»
содержания новых абстрактных понятий и представлений и облегчает
формирование научных понятий.
Например, на уроке математики в 3 классе по теме: «Деление с
остатком» подвела класс к постановке проблемы через задания устного счёта.
Включила выражения на знание таблицы умножения, с которыми ученики
справились без затруднений. Последним был о выражение 46:8, которое
вызвало у детей затруднение. Возникла проблемная ситуация.
Проблемные уроки очень эффективны и нравятся обучающимся.
Применение данной технологии вызывает со стороны учащихся живые
споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска.
Все это плодотворно сказывается на отношении каждого школьника к
учению.
Методическая разработка урока
Учебный предмет: математика
Класс: 3
Автор УМК: М. И. Моро (УМК «Школа России»)
Цели урока:
Образовательные:
- научить выполнять деление с остатком, делать вывод: при делении остаток
всегда меньше делителя;
- совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Развивающие:
- развивать логическое мышление при выполнении заданий;
- развивать внимание, наблюдательность;
- развивать мыслительные операции сравнения, анализа;
- развивать речь, отвечая на вопросы учителя и при проверки заданий.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, делая записи в тетради;
- воспитывать бережное отношение к учебнику.
УУД: (метапредметные):
I.
Познавательные:
- учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
- выделять необходимую информацию, при работе с учебником.
- осознанно строить речевые высказывания.
- овладение навыком ориентироваться в учебнике.
II.
Личностные:
- самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для
всех людей правил поведения.
- уметь оценивать свою работу и работу одноклассников.
III.
Регулятивные:
- контроль способа выполнения действия;
- внесение необходимых дополнений и коррективов в план выполнения
действия (в случае необходимости);
- выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
IV.
Коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной формах;
- планирование, сотрудничество с учителем и сверстниками;
- построение простого речевого высказывания;
- умение в рамках совместной учебной деятельности слушать других.
Оборудование:
Для учителя: учебник М.И. Моро
Для учащихся: учебник М.И. Моро, наглядное пособие-карточка: алгоритм
выполнения деления с остатком, тетрадь, рабочая тетрадь по математике на
печатной основе, пенал.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Ребята! Проверьте свою готовность к уроку: у вас на столах должны
лежать: учебник, тетрадь для работ по математике и пенал.
II. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы.
- Начнём наше занятие с устных вычислений. Открываем тетради,
записываем число, классная работа.
1. Устный счёт.
- Ребята, работаем по вариантам.
- I вариант. Напишите числа, которые делятся на 7.
- II вариант. Напишите числа, которые делятся на 9.
- Теперь возьмите ручку зелёного цвета, поставьте «+» на полях, если
задание выполнено верно. (Ответы записаны на доске.)
- Поднимите руки те, у кого задание выполнено верно.
- Молодцы!
- Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о делении?
- Как называются компоненты деления?
- Как найти делимое?
- Как найти делитель?
2. Постановка проблемы. На доске записаны выражения:
63 :7
45:9
21 :3
56:8
81:9
46:8
- Посмотрите на доску. Что вы заметили общего?
- Какое выражение лишнее?
- Чем это выражение не похоже на остальные? Ответив на этот вопрос, мы
узнаем тему нашего урока.
- Ребята, а как вы думаете, чему будем учиться сегодня на уроке?
- Правильно. Мы продолжаем изучать с вами раздел «Деление с остатком».
Будем выполнять деление с остатком новым способом. Сегодня у нас
второй урок по этой теме.
- Ребята, а какие выводы мы сделали вчера на уроке по теме «Деление с
остатком»?
ВЫВОДЫ:
Правило 1.
При делении с остатком результат записывается двумя числами.
Первое называется
НЕПОЛНОЕ ЧАСТНОЕ
, а второе –
ОСТАТОК.
Правило 2.
Остаток при делении всегда должен быть
МЕНЬШЕ
делителя.
III. Объяснение нового материала
- Вчера на уроке деление с остатком мы выполняли с помощью рисунков. Но
рисовать квадраты, треугольники, кружочки не совсем удобно: число 46
большое.
- Ребята, а как можно решать примеры на деление с остатком, не выполняя
рисунки каждый раз?
- Как вы думаете, что нам поможет? (Алгоритм) (карточки с алгоритмом у
детей на столах).
- В таблице умножения на 8 нет произведения, равного 46.
- Какое самое большое число до 46 делится на 8. Это 40.
- По алгоритму - это будет первое действие.
- Откуда вы это знаете? (Это из таблицы умножения.)
- Как найти частное?
- Надо 40 разделить на 8. 46:8 = 5 (ост. 6)
- По алгоритму - это будет второе действие.
- Какое число должны разделить? (46, а какое разделили – 40)
- Вы догадались, как найти остаток? (Надо 46-40 = 6.)
- Все вычисления требуют проверки. Давайте сравним делитель и остаток.
- Как вы думаете, зачем нам нужно сравнивать остаток с делителем? (Остаток
всегда меньше делителя.)
- Верно. Запишем остаток.
- Значит: 46:8= 5 (ост. 6)
- По алгоритму - это будет третье действие.
- Пользуясь этим алгоритмом попробуем разделить 39:6.
- Найдем самое большое число, как найти частное, как находим остаток?
- Все вычисления требуют проверки. Давайте сравним делитель и остаток.
Остаток меньше делителя.
- Какие остатки могут получиться при делении на 7, а на 5.
- А если в остатке могут быть числа 1, 2. То делитель – это число?
- Давайте проговорим наши действия, выполняя деление с остатком.
- Первое… (работа по памятке «Алгоритм деления с остатком»)
Физкультминутка
IV. Первичное закрепление.
3. Работа с учебником.
- Используя нашу «Памятку- алгоритм», давайте выполним задания в
учебнике. Стр. 28 № 1.
3. Стр. 28 №2
- О ком говорится в задаче?
- Что сообщается о брате и сестре?
- А о маме…?
- Что значит из этой клюквы?
- Давайте запишем краткую запись задачи. (Вызывает одного ученика к доске
для составления краткой записи задачи.)
- Запишите решение задачи.
- А кто по-другому решил задачу?
V. Подведение итогов.
- Ребята, как вы думаете, достигли ли мы цели нашего урока?
-Чему вы научились сегодня на уроке?
VI. Рефлексия учебной деятельности.
- Поднимите руку те, кому было легко на уроке и все понятно? (те, кто
испытал трудности, те, кому было очень сложно)