Автор: Петров Алексей Александрович
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: ФКП образовательного учреждения №278
Населённый пункт: Красноярск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: План открытого урока: "Разборка и сборка кривошипно-шатунного механизма двигателей автомобилей ВАЗ-2106 и ГАЗ".
Раздел: среднее профессиональное
ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА
ФКУ образовательное учреждение №278
Профессия: Слесарь по ремонту строительных машин
группа № 1
Раздел программы: Устройство автомобиля.
Тема урока: «Разборка и сборка кривошипно-шатунного механизма двигателей
автомобилей ВАЗ-2106 и ГАЗ ».
Вид профессиональной деятельности: ПМ.01 « Техническое обслуживание и
ремонт автотранспорта».
Профессиональные компетенции:
ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять
неисправности.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять
поиск информации,
необходимой
для
эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, клиентами.
Цель урока: формирование общих и профессиональных компетенций в
процессе учебной практики (производственного обучения), формирование
практических навыков по разборке, сборке кривошипно-шатунного
механизма
Задачи:
Образовательная: Изучить кривошипно-шатунного механизма,
дефекты и способы их устранения.
Воспитательная:
1. Сформировать условия для активного применения знаний, полученных
на теоретических занятиях.
2. Воспитать у учащихся чувство ответственности за выполненную работу
3. Воспитать у учащихся чувство требовательности к себе, т.к. от этого
зависит качество выполненных работ.
Развивающая:
1. Сформировать умение распознавать неисправности кривошипно-
шатунного механизма автомобилей и способы их устранения.
2. Самостоятельно анализировать задание, правильность организации
труда.
Дидактические задачи:
1.Сформировать четкое представление об устройстве кривошипно-
шатунного механизма автомобилей.
2. Сформировать первоначальные умения в поиске неисправностей
кривошипно-шатунного механизма автомобилей.
3.Сформировать первоначальные умения в устранения выявленных
неисправностей.
Планируемые результаты: Освоение ПК-1.3 и ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-6.
Тип урока: Урок по изучению трудовых приемов и операций.
Методы обучения: словесные (объяснение, беседа, тестирование и т. п.),
наглядные (показ трудовых приемов, демонстрация наглядных пособий,
наблюдения учащихся и т. п.) и практические (самостоятельная работа
учащихся, решение производственно-технических задач).
Междисциплинарные связи: МДК.01.01 «Слесарное дело и технические
измерения»,
МДК.01.02 «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей»,
физика.
Основными документами мастера при планировании и подготовке к занятиям
являются:
Государственный стандарт СПО данной специальности;
программа учебного курса (рабочая);
перечень учебно-производственных работ;
план урока (учебного занятия);
Материально-техническое оснащение урока:
- Двигатель ГАЗ
- Двигатель ВАЗ - 2106
- Наборы инструмента.
- Мерительный инструмент
Учебно–техническая документация и дидактические материалы:
-Плакаты,
Инструкционные карты
Учебники: 1. Беднарский, В.В. Техническое обслуживание и ремонт
автомобилей: Учебник. – М.: Мастерство, 2008.
2. Коробейник, А.В. Ремонт автомобилей. Практический курс. – Ростов н/Д.:
Феникс, 2009.
3. Молоков, В.М. . Учебник по устройству автомобиля. – М.: РусьАвтокнига,
2008.
4. Шестопалов, С.К. Устройство, техобслуживание и ремонт грузового
автомобиля. – М.: Академия, 2008.
Рекомендуемая технологическая карта урока учебной практики:
Дидактическая
структура урока
Методическая подструктура урока
Признаки решения дидактических
задач
Методы
обучения
Форма
деятельности
Методические
приемы и их
содержание
Средства
обучения
Способы организации деятельности
Организационный
момент
Словесный
Фронтальная
Организационные,
технические
Вербальные
Организуется положительное
самоопределение обучающимися к
деятельности на уроке:
Вводная часть
(мотивация)
Словесный,
наглядный и
практический
Фронтальная
Логические, ,техни
ческие
Вербальные
Обучающимися: соотносят свои действия с
имеющимся алгоритмом, способом
деятельности по анализу изученного
теоретического материала, его
структурированию и выполнению
практического задания;
Знает: - устройство и конструктивные
особенности кривошипно-шатунного
механизма;
- назначение и взаимодействие
основных узлов кривошипно-
шатунного механизма изучаемых
автомобилей;
- снятия и установки агрегатов и узлов
автомобиля;
Основная часть
Словесный,
наглядный и
практический
Групповая,
индивидуальная
Логические,
технические и
организационные
Вербальные
технические,
печатные
Самостоятельно выполняют задания .
- осуществляют самопроверку, пошагово
сравнения с образцом;
- оценивают свою самостоятельную работу
Разбирается в назначение и
взаимодействие основных узлов
кривошипно-шатунного механизма
автомобилей;
Имеет практический опыт:
-по использованию специального
инструмента, приборов, оборудования;
- определять не исправности и объем
работ по их устранению и ремонту;
Накапливает опыт работы и
взаимодействия в коллективе
Заключительная
часть (рефлексия)
Словесный
Фронтальная
Логические,
технические и
организационные
Вербальные
Организуется самооценка и взаимооценка
обучающимися деятельности на уроке.
Фиксируется степень соответствия
поставленной цели и результатов
деятельности, намечаются цели..
Раскрываются проблемы связанные с
«трудными» моментами темы занятия
Ход урока
Краткий план деятельности мастера и обучающихся:
Элементы
дидактической
структуры урока
Содержание урока
Содержание
деятельности мастера
Содержание
деятельности
обучающихся
1.Вводный
инструктаж:
Организационный
момент (3 мин)
Цель этапа:
развитие
ученического
самоуправления.
Быстрое
включение
обучающихся в
рабочий ритм.
Воспитание
ответственности за
порученное дело.
Здравствуйте. Сядьте на
место.
1. Проверить учащихся
по списку
1.2. Проверить наличие
спецодежды и внешний
вид учащихся
1.3. Распределить по
звеньям.
Целевая установка
(5 мин.)
Тема урока:
«Разборка и сборка
кривошипно-
шатунного
механизма
двигателей
автомобилей ВАЗ-
2106 и ГАЗ ».
Папка мастера с
инструктажами
2.1 Сообщение темы и
цели урока
Осмысливают
значение темы и
предъявляемые
мастером цели.
Задают вопросы
мастеру по
целевым
установкам
Актуализация
знаний (15 мин.)
Цель этапа:
актуализация
опорных знаний,
умений и
мотивационных
состояний
Вопросы для опроса
обучающихся
2.2 Проверка знаний
учащихся по
пройденному
материалу
Отвечают на
вопросы
мастера
Повторение
техники
безопасности
(10 мин.)
Повторение правил
техники
безопасности при
разборке и сборке
механизмов
двигателя.
2.3. Закрепление знаний
по технике безопасности
Слушают
мастера,
читают,
повторяют
правила
техники
безопасности.
Расписываются
в журнале
Формирование
ориентировочной
основы действий
по разборке и
сборке
кривошипно-
шатунного
механизма( 10
мин.)
Цель этапа:
изложение нового
материала
1.Объяснение
назначения и
взаимного
расположения
деталей (показ на
экране процесса и
схемы действий).
2.4. Изложение нового
материала
Слушают, смотрят,
запоминают,
осмысливают
процесс разборки.
Создают образ
действий.
Практический
показ порядка и
правил
выполнения
практической
работы.
1.Объяснение порядка
разборки, пояснения
назначения и принципа
работы отдельных
деталей кривошипно-
шатунного механизма
2.5. Показ приемов
работы:
Инструкционно-
техноогическая карта:
« Демонтажно –
монтажные работы
( 15 мин.)
кривошипно-шатунного
механизма двигателя
автомобиля Toyota 4S-
FE»;
Инструкционно –
технологическая карта
ВАЗ – 2106;
Инструкционно –
технологическая карта
ГАЗ ;
Замер достижения
цели (2 мин)
Объяснение как будет
замеряться цель (карта
учета профессиональных
умений)
Знакомятся с
картой учета
профессиональных
умений
Подведение итогов
вводного
инструктажа
Оценивание готовности
обучающихся к
самостоятельной работе
и озвучивание цели
занятия.
Осмысливают
объем предстоящей
работы
Текущий
инструктаж
( 105 мин.)
Цель этапа:
систематизация и
обобщение знаний.
Проверка объёма и
глубины
полученных
знаний, умение
использовать их на
практике
Предложение еще раз
рассмотреть инструк-
ционно-технологические
карты и приступить к
выполнению задания
1-й обход
Проверяется рабочее
место. Анализируется
соблюдение техники
безопасности
2-й обход
Проверяется технология
разборки кривошипно-
шатунного механизма
автомобилей и умения
правильно пользоваться
инструментом
3-й обход
Проверяется технология
сборки кривошипно-
шатунного механизма
автомобилей
Заключительный
инструктаж
( 15 мин.)
Цель этапа:
закрепление
полученных
знаний на занятии.)
Объявляется тема
занятия и предъявляемые
цели. Делается общий
вывод о достижении
цели занятия,
проводиться контроль
освоения материала.
Проводиться разбор
типичных ошибок.
Озвучивается карта
учета личных
профессиональных
умений с конкретными
рекомендациями
отдельным
обучающимся.
Дается домашнее
задание индивидуально в
соответствии с
выявленными у
обучающих проблемами
Осмысливают
сказанное
мастером.
Анализируют
допущенные
ошибки.
Получают
домашнее задание с
учетом выявленных
проблем.