Автор: Веретенникова Полина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 424
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: Логические блоки Дьенеша как полифункциональное средство развития творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Логические блоки Дьенеша, как полифункциональное средство
познавательного и творческого развития детей дошкольного возраста.
Веретенникова Полина Владимировна- воспитатель,
1 квалификационная категория.
МБДОУ детский сад №424, г. Екатеринбург.
Аннотация: в статье представлен практический опыт работы с детьми в
различных видах деятельности на каждом возрастном этапе на основе
логических блоков Дьенеша, а также представлена авторская разработка
игр на основе данного пособия.
Блоки Дьенеша были придуманы венгерским математиком Золтаном
Дьнешем, являются простым и в тоже время универсальных средством
развития ребенка.
Изначально пособие использовалось в начальной школе, так как активно
использовался игровой подход в обучении. Но идея оказалась простой,
доступной и интересной, поэтому обучение перенесли на дошкольный
возраст, в том числе и на ранний дошкольный возраст.
Блоки были названы логическими, так как в результате простых
манипуляций у детей развивается логическое мышление, познавательные
способности, которые позволяют изучать этот мир.
Сама форма блоков, более привычная для нас, это форма, представленная
фирмой Корвет, по рекомендации кафедры дошкольной педагогики.
Блоки представлены в 3 цветах- красный, синий, желтый, отличаются друг от
друга по форме, размеру, толщине.
Как же использовать блоки Дьенеша в работе с дошкольниками? В каких
видах деятельности их можно применять?
Все игры можно разделить на несколько этапов, в зависимости от
усложения.
1. Свободная игра.
2. Игра по правилам.
3. Математические игры.
4. Знакомство с числами.
5. Знакомство со свойствами таблицы и алгоритмами.
6. Использование блоков Дьенеша для первых математических действий.
В группе раннего возраста это знакомство, простые манипуляции с
блоками- свободная игра.
На данном этапе блоки используются детьми как простой конструктор, далее
как предметы заместители в сюжетно-ролевой игре (кирпичи, конфеты,
пирожки, билеты и т. д.).
В рамках познавательного развития по формированию первичных
математических представлений велась работа по запоминанию цвета, формы
и размера предмета, была придумана коробочка- сортер своими руками,
проводилась игра «чудесный мешочек».
В процессе манипуляций, в процессе игры, происходит закрепление
полученных знаний.
Первые организованные игры, игры по правилам- простые.
Их главная цель- освоение свойств, слов «такой же», «не такой».
Еще один важный этап- это моделирование. Сначала ребенок накладывает на
готовый образец, затем рядом с образцом, а затем, в более старшем возрасте,
учится моделировать обьект по собственному замыслу. Такой вид
деятельности развивает фантазию и воображение.
В средней группе (4-5 лет) задачи расширяются и усложняются.
Игры с блоками Дьенеша направлены на развитие:
-мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать,
обобщать, абстрагировать, а затем кодировать и декодировать информацию с
помощью символов.
-познавательных процессов- восприятие, память, воображение, внимание.
-твоческих способностей ребенка.
Какие же задачи математического развития мы можем решать с помощью
блоков Дьенеша на данном этапе развития?
Нужно использовать поисковый подход, побуждать ребенка думать,
анализировать и находить нужное решение.
В разделе «Свойства и отношения», можно рассматривать 1 или несколько
предметов по свойствам.
Пространственные отношения- положи такой же выше, чему меня, ниже, чем
у меня и т. д.
Отношение порядка: возьми больше, чем у меня, толще, чем у меня.
Количество: больше на, меньше на.
Ввела сюжетно-дидактическую игру «Строители».
Дети выбирали роли: строитель, водитель, продавец. Получали карточки-
задания, какой дом, из каких блоков нужно построить. Приезжали за
материалом в магазин, получив материал, строили дом по карточке-схеме.
На следующем возрастном этапе 5-6 лет(старшая группа), после того, как
ребенок усвоил оригинальный образ блока, усвоил признаки геометрических
фигур, можно приступать к знакомству со знаковой культурой, с символами,
обозначающими то или иное свойство.
Так форма обозначается плоскостной геометрической фигурой, цвет-
пятном, размер- дом (одноэтажный или многоэтажный), а толщина- фигура
человека (толстый-тонкий).
Знакомство с символами свойств блоков- важная и ценная ступень в
освоении знаковой культуры, в дальнейшем понимании алгоритмов и
программировании. Детям нравится такой вид деятельности, как
закодировать блок, придумать загадку по признакам, а другие дети ее
отгадывают.
Далее вводится понятие отрицания, частица «не», которая в рисуночном
символе обознается как зачеркивание. Для усвоения слов и знаков,
обозначающих отсутствие свойства использовала игру «Свари компот».
Банка из картона, к ней прикрепляется карточка. Положи в банку не синий
блок. Затем задача усложнялась: положи в банку не синий, не треугольный
блок и т.д.
Далее ввела игру «2 кубика», на гранях 1 кубика форма (круг, квадрат,
треугольник и не круг, не квадрат, не треугольник), на гранях 2 кубика- цвет
(красный, синий, желтый и не красный, не синий, не желтый).
Бросив сначала 1 кубик, дети ищут блоки, подходящие под данный признак,
затем задача усложняется и выбрасываем 2 кубика. Дети находят блок,
соответсвующий уже 2 признакам.
Еще один из важных этапов- это работа с областями.
Такие игры помогают сформировать начальные представления о множествах.
Сначала дети учатся сортировать блоки по определенному признаку (положи
в красный обруч красные блоки, а в синий обруч-синие блоки, а затем задача
усложняется. Положи в красный обруч красные блоки, а в синий обруч все
квадраты. Пересекая области, дети анализируют и находят общие свойства
фигур из 2 областей)
В социально-коммуникативном и речевом развитии детей также можно
применять блоки Дьенеша. Приклеив к блокам неодимовые магниты
(собственная разработка), получаем обьемный конструктор. Создавая новые
фигурки, персонажей, дети выстраивали диалоги. Взяв блоки и обруч, дети
самостоятельно выкладывали лица- различные эмоции.
В художественно-эстетическом развитии блоки также нашли свое
применение как трафареты и основы для фигур из пластилина.
В подготовительной к школе группе блоки Дьенеша можно использовать
для звуко-буквенного анализа слова, так гласный звук ребенок обозначает
красным цветом, согласный твердый- синим. Обозначить согласный мягкий
нужно зеленым цветом, а его в блоках нет. Ставим проблемную ситуацию, а
как и чем заменить? В ходе эксперимента с красками приходим к выводу,
что зеленый цвет-это синий+желтый.
Таким образом можно считать, что данное пособие является простым и в
тоже время полифункциональным средством развития детей в каждой
возрастной группе в каждой образовательной области.
Список литература
1. Давайте вместе поиграем. Игры с логическими блоками Дьенеша. - СПб
«Детство - Пресс»
2. Михайлова З. А. Носова Е. А. Логико – математическое развитие
дошкольников. – СПб «Детство - Пресс», 2015
3. Николаева Е. П. Формирование предпосылок к учебной деятельности у
старших дошкольников. – СПб «Детство - Пресс», 2014
4. Поиск затонувшего клада. Развитие внимания, памяти, умение работать в
коллективе. – ООО Корве
5. Спасатели приходят на помощь. Схемы, интеллектуальные загадки,
лабиринты. / Финкельштейн Б. Б. – ООО Корвет
6. 6. Современные педагогические технологии образования детей
дошкольного возраста: методическое пособие / авт. -сост. О. В. Толстикова.
О. В. Савельева. Т. В. Иванова и др. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО
».