Напоминание

Логические блоки Дьенеша как полифункциональное средство развития творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста.


Автор: Веретенникова Полина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 424
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: Логические блоки Дьенеша как полифункциональное средство развития творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Логические блоки Дьенеша, как полифункциональное средство

познавательного и творческого развития детей дошкольного возраста.

Веретенникова Полина Владимировна- воспитатель,

1 квалификационная категория.

МБДОУ детский сад №424, г. Екатеринбург.

Аннотация: в статье представлен практический опыт работы с детьми в

различных видах деятельности на каждом возрастном этапе на основе

логических блоков Дьенеша, а также представлена авторская разработка

игр на основе данного пособия.

Блоки Дьенеша были придуманы венгерским математиком Золтаном

Дьнешем, являются простым и в тоже время универсальных средством

развития ребенка.

Изначально пособие использовалось в начальной школе, так как активно

использовался игровой подход в обучении. Но идея оказалась простой,

доступной и интересной, поэтому обучение перенесли на дошкольный

возраст, в том числе и на ранний дошкольный возраст.

Блоки были названы логическими, так как в результате простых

манипуляций у детей развивается логическое мышление, познавательные

способности, которые позволяют изучать этот мир.

Сама форма блоков, более привычная для нас, это форма, представленная

фирмой Корвет, по рекомендации кафедры дошкольной педагогики.

Блоки представлены в 3 цветах- красный, синий, желтый, отличаются друг от

друга по форме, размеру, толщине.

Как же использовать блоки Дьенеша в работе с дошкольниками? В каких

видах деятельности их можно применять?

Все игры можно разделить на несколько этапов, в зависимости от

усложения.

1. Свободная игра.

2. Игра по правилам.

3. Математические игры.

4. Знакомство с числами.

5. Знакомство со свойствами таблицы и алгоритмами.

6. Использование блоков Дьенеша для первых математических действий.

В группе раннего возраста это знакомство, простые манипуляции с

блоками- свободная игра.

На данном этапе блоки используются детьми как простой конструктор, далее

как предметы заместители в сюжетно-ролевой игре (кирпичи, конфеты,

пирожки, билеты и т. д.).

В рамках познавательного развития по формированию первичных

математических представлений велась работа по запоминанию цвета, формы

и размера предмета, была придумана коробочка- сортер своими руками,

проводилась игра «чудесный мешочек».

В процессе манипуляций, в процессе игры, происходит закрепление

полученных знаний.

Первые организованные игры, игры по правилам- простые.

Их главная цель- освоение свойств, слов «такой же», «не такой».

Еще один важный этап- это моделирование. Сначала ребенок накладывает на

готовый образец, затем рядом с образцом, а затем, в более старшем возрасте,

учится моделировать обьект по собственному замыслу. Такой вид

деятельности развивает фантазию и воображение.

В средней группе (4-5 лет) задачи расширяются и усложняются.

Игры с блоками Дьенеша направлены на развитие:

-мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать,

обобщать, абстрагировать, а затем кодировать и декодировать информацию с

помощью символов.

-познавательных процессов- восприятие, память, воображение, внимание.

-твоческих способностей ребенка.

Какие же задачи математического развития мы можем решать с помощью

блоков Дьенеша на данном этапе развития?

Нужно использовать поисковый подход, побуждать ребенка думать,

анализировать и находить нужное решение.

В разделе «Свойства и отношения», можно рассматривать 1 или несколько

предметов по свойствам.

Пространственные отношения- положи такой же выше, чему меня, ниже, чем

у меня и т. д.

Отношение порядка: возьми больше, чем у меня, толще, чем у меня.

Количество: больше на, меньше на.

Ввела сюжетно-дидактическую игру «Строители».

Дети выбирали роли: строитель, водитель, продавец. Получали карточки-

задания, какой дом, из каких блоков нужно построить. Приезжали за

материалом в магазин, получив материал, строили дом по карточке-схеме.

На следующем возрастном этапе 5-6 лет(старшая группа), после того, как

ребенок усвоил оригинальный образ блока, усвоил признаки геометрических

фигур, можно приступать к знакомству со знаковой культурой, с символами,

обозначающими то или иное свойство.

Так форма обозначается плоскостной геометрической фигурой, цвет-

пятном, размер- дом (одноэтажный или многоэтажный), а толщина- фигура

человека (толстый-тонкий).

Знакомство с символами свойств блоков- важная и ценная ступень в

освоении знаковой культуры, в дальнейшем понимании алгоритмов и

программировании. Детям нравится такой вид деятельности, как

закодировать блок, придумать загадку по признакам, а другие дети ее

отгадывают.

Далее вводится понятие отрицания, частица «не», которая в рисуночном

символе обознается как зачеркивание. Для усвоения слов и знаков,

обозначающих отсутствие свойства использовала игру «Свари компот».

Банка из картона, к ней прикрепляется карточка. Положи в банку не синий

блок. Затем задача усложнялась: положи в банку не синий, не треугольный

блок и т.д.

Далее ввела игру «2 кубика», на гранях 1 кубика форма (круг, квадрат,

треугольник и не круг, не квадрат, не треугольник), на гранях 2 кубика- цвет

(красный, синий, желтый и не красный, не синий, не желтый).

Бросив сначала 1 кубик, дети ищут блоки, подходящие под данный признак,

затем задача усложняется и выбрасываем 2 кубика. Дети находят блок,

соответсвующий уже 2 признакам.

Еще один из важных этапов- это работа с областями.

Такие игры помогают сформировать начальные представления о множествах.

Сначала дети учатся сортировать блоки по определенному признаку (положи

в красный обруч красные блоки, а в синий обруч-синие блоки, а затем задача

усложняется. Положи в красный обруч красные блоки, а в синий обруч все

квадраты. Пересекая области, дети анализируют и находят общие свойства

фигур из 2 областей)

В социально-коммуникативном и речевом развитии детей также можно

применять блоки Дьенеша. Приклеив к блокам неодимовые магниты

(собственная разработка), получаем обьемный конструктор. Создавая новые

фигурки, персонажей, дети выстраивали диалоги. Взяв блоки и обруч, дети

самостоятельно выкладывали лица- различные эмоции.

В художественно-эстетическом развитии блоки также нашли свое

применение как трафареты и основы для фигур из пластилина.

В подготовительной к школе группе блоки Дьенеша можно использовать

для звуко-буквенного анализа слова, так гласный звук ребенок обозначает

красным цветом, согласный твердый- синим. Обозначить согласный мягкий

нужно зеленым цветом, а его в блоках нет. Ставим проблемную ситуацию, а

как и чем заменить? В ходе эксперимента с красками приходим к выводу,

что зеленый цвет-это синий+желтый.

Таким образом можно считать, что данное пособие является простым и в

тоже время полифункциональным средством развития детей в каждой

возрастной группе в каждой образовательной области.

Список литература

1. Давайте вместе поиграем. Игры с логическими блоками Дьенеша. - СПб

«Детство - Пресс»

2. Михайлова З. А. Носова Е. А. Логико – математическое развитие

дошкольников. – СПб «Детство - Пресс», 2015

3. Николаева Е. П. Формирование предпосылок к учебной деятельности у

старших дошкольников. – СПб «Детство - Пресс», 2014

4. Поиск затонувшего клада. Развитие внимания, памяти, умение работать в

коллективе. – ООО Корве

5. Спасатели приходят на помощь. Схемы, интеллектуальные загадки,

лабиринты. / Финкельштейн Б. Б. – ООО Корвет

6. 6. Современные педагогические технологии образования детей

дошкольного возраста: методическое пособие / авт. -сост. О. В. Толстикова.

О. В. Савельева. Т. В. Иванова и др. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО

».



В раздел образования