Напоминание

Дидактическое пособие "Парашют" как одно из средств социально-личностного развития ребенка


Автор: Моторина Наталья Сергеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБОУ "ВОК" СП Зюкайская школа
Населённый пункт: Пермский край, Верещагинский район, п.Зюкайка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Дидактическое пособие "Парашют" как одно из средств социально-личностного развития ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Смотр-конкурс методических и дидактических средств обучения

Номинация «Дидактические игры и материалы»

Дидактическое пособие «Парашют»

как одно из средств социально-личностного развития детей

Моторина Н.С.

музыкальный руководитель;

Сальникова В.С.

инструктор по физвоспитанию;

МБДОУ «Зюкайский детский сад №3»

2018

Введение

«Игра — это огромное светлое окно, через которое

в духовный мир ребенка вливается живительный

поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра — это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности».

(Сухомлинский В. А.)

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, которая

оказывает значительное влияние на развитие ребенка.

Ей принадлежит

особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее

свойств и обогащении её внутреннего содержания.

Игра – это прекрасная возможность для самовыражения ребенком своих

чувств, где дети получают ряд положительных эмоций. Она предполагает

активность детей, взаимодействие друг с другом, общение с взрослыми,

умственное, физическое и музыкальное развитие детей. Игра снимает

психологические барьеры, вселяет уверенность в собственных силах.

Социально-личностное развитие детей – одно из актуальных и

сложнейших проблем, на которую должна быть направлена работа педагогов

детского сада. Дошкольный возраст - период активного познания мира и

человеческих отношений, формирования основ личности будущего

гражданина, именно игра является той практической деятельностью, в

которой ребенок познает окружающий мир, социальные взаимоотношения и

осваивает собственный опыт общения с другими людьми.

Для того чтобы игра происходила успешно, ребенок должен обладать

умениями действовать сообща, устанавливать связи с другими детьми,

умение найти свое место среди играющих детей, быть внимательным к

сверстникам, подчиняться определенным правилам игры. Эти качества

формируются и проявляются в процессе общения в совместных играх детей.

Поэтому, чтобы улучшить работу с детьми по социально-личностному

развитию мы решили изготовить дидактическое пособие «Парашют».

Цель которого – развитие социально-личностных качеств у детей.

Это пособие позволит тихим и застенчивым детям быстрее

адаптироваться в коллективе сверстников; активным и гиперактивным –

научиться соблюдать правила игры, дожидаться своей очереди,

взаимодействовать друг с другом; согласованности действий, умению

чувствовать движения остальных игроков, развивать внимание, воображение,

музыкальные способности, физические качества и развить мышцы нижней

части тела, плеч, предплечий и кистей рук.

Новизна предлагаемого материала для нашего детского сада в

рационализации и использовании дидактического пособия «Парашют» с

детьми на музыкальных и физкультурных занятиях для решения данной

проблемы.

Критерии оценки эффективности использования дидактического

пособия «Парашют:

1.

Уровень взаимодействия детей друг с другом и с взрослыми.

2.

Уровень развития личностных качеств и психических процессов у

детей.

3.

Уровень и устойчивость интереса детей к играм.

4.

Уровень развития музыкальных способностей и физических качеств.

Методика использования данного пособия.

Использование пособия «Парашют» на занятиях позволяет решать

следующие задачи:

- обучать детей активному взаимодействию с окружающей средой;

- развивать двигательную активность, умение управлять своими

движениями;

- развивать способность к осознанию себя и своих возможностей;

- обучать преодолевать неуверенность в себе;

- обучать взаимодействию друг с другом;

- обучать переживать с другими участниками общее эмоциональное

состояние.

При организации игры с пособием «Парашют» используется круговое

расположение, что позволяет задавать равнозначность позиций всех

участников («нет первых и нет последних»). Движения производятся то в

одну, то в другую сторону, что формирует у ребёнка симметрию

движений.

Педагог с детьми разучивают или вспоминают предложенную игру,

затем выполняют игровые действия согласно правилам. Перед каждой

игрой необходимо поговорить о правилах безопасности, напомнить детям,

что за парашют надо держаться, что забегать под него нельзя. Начинать с

веселых, шумных игр, а заканчивать спокойными.

Дидактический материал представляет собой сшитый круг из

портьерной ткани пяти разных цветов. Весь парашют состоит из 10

секторов. Каждая половина круга состоит из пяти секторов. Сектора

расположены следующим образом: напротив каждого сектора находится

сектор того же цвета. К краям парашюта пришиты ручки такого же цвета,

как сектор. Ручки расположены на одинаковом расстоянии друг от друга.

Количество играющих детей предполагает – 25 человек. Диаметр

парашюта может быть самым различным от одного до семи метров. У нас

он составляет – 4 метра.

Пособием может пользоваться психолог, инструктор по физической

культуре, музыкальный руководитель, воспитатель.

Пособие включает в себя:

1.

Парашют.

2.

Картотеку игр.

3.

Список используемой литературы.

Пособие может использоваться:

в утренней гимнастике в детском саду;

на физкультурных и музыкальных занятиях;

воспитателем для подвижных игр;

на праздниках и развлечениях.

Описание работы инструктора по физвоспитанию и музыкального

руководителя по предложенному материалу, условия использования

Пример: праздник в подготовительных группах «Путешествие в страну

Вообразилию»».

Задачи: развивать координацию движений, гибкость, ловкость,

выносливость, фантазию и творчество, темподинамические

представления; вырабатывать согласованность движений; укреплять

мышцы плеч, предплечий и кистей рук, вызвать у детей эмоциональный

отклик на дидактическое пособие.

Материал и оборудование: дидактическое пособие «Парашют», музыка.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Карлсон в гостях у

Малыша», рассматривание иллюстраций на тему «Морские обитатели».

Ход праздника.

Ведущая 1. Здравствуйте, ребята! Когда мы сегодня пришли в детский

сад, к нам в окно неожиданно влетело письмо.

Ведущая 2. Сейчас я вам загадаю загадку, и вы узнаете от кого это

письмо. «Толстяк живет на крыше, летает он всех выше. С ним малыш

знаком давно – он влетел к нему в окно».

Дети. Карлсон.

Ведущая 1. Правильно. Письмо пришло от Карлсона. Давайте прочитаем

и узнаем, о чем написано в письме.

Ведущая 2. Дорогие дети! Я приглашаю вас в мою страну Вообразилию!

Ведущая 1. В стране Вообразилии, в стране Вообразилии –

Там царствует фантазия во всём своём всесилии.

Там все мечты сбываются, а наши огорчения

Сейчас же превращаются в смешные приключения!

Ведущая 2. (Читает письмо). У меня есть необыкновенный чудо-

аппарат, на котором можно совершать чудеса! И если вы принимаете моё

приглашение, то вам необходимо похлопать, потопать и громко крикнуть:

«Вправо-влево покружись, в стране Вообразилии очутись!», и тогда вы

окажетесь в этой волшебной стране.

Ведущая 1. Ребята! Вы принимаете приглашение в эту волшебную

страну? (Дети отвечают.) Тогда давайте потопаем (дети топают),

похлопаем (дети хлопают), и крикнем: «Вправо-влево повернись, в

стране Вообразилии очутись!»

Под музыку в зал залетает Карлсон.

Карлсон. Ура! Вообразилия! Моя Вообразилия!

У всех, кому захочется, там вырастают крылья.

Молодцы, ребята, я очень рад тому, что вы приняли мое приглашение и

попали в мою страну Вообразилию, потому что у вас есть воображение и

смекалка.

Ведущая 2. Уважаемый Карлсон, в письме ты нам рассказывал о

необыкновенном чудо-аппарате, нам с ребятами очень бы хотелось

посмотреть на него.

Карлсон. Конечно, я вам его покажу, ведь я самый лучший в мире

Карлсон! Но мне необходима ваша помощь. Есть у вас ловкие, умелые,

сильные и смелые? (ответы) Тогда, мне помогут…(называет имена

детей)

Дети выходят с Карлсоном за двери и под торжественную музыку

вносят парашют в зал.

Карлсон. Вот мой чудо-аппарат, его увидеть каждый рад,

Зовется просто – «Парашют», его все дети очень ждут.

Раз, два, три, четыре, пять – начинам мы играть!

Представим, что я капитан, мы в море отправляемся,

Плывем сквозь бури и туман, и с волнами сражаемся!

Сейчас мы с вами изобразим, какими бывают волны. Если музыка звучит

медленно, спокойно, то волны будут слабые, а если музыка звучит

быстрее и громче, значит, волны будут сильные. Будьте внимательны

дети, не подведите самого лучшего капитана в мире!

Игра «Волны на море»

Ход игры. С помощью парашюта дети изображают волны – сначала маленькие, потом,

раскачивая парашют все сильнее, большие (шторм). Затем постепенно уменьшают

волны, приговаривая, что ветер стал слабее, волны утихают и на море штиль. Затем

слова заменяются музыкой: громкая или быстрая музыка – сильные волны, тихая или

медленная – слабые.

Карлсон. Молодцы, ребята, вы были очень внимательны! Смотрите!

Чайки белые кружатся – тоже ветра не боятся.

Лишь пугает птичий крик стайку золотистых рыб.

Новая игра начинается, мы в золотых рыбок превращаемся.

Игра «Золотая рыбка»

Ход игры. Дети ложатся на живот у парашюта таким образом, чтобы каждому

достался сектор определенного цвета, и держат парашют двумя руками за ручки на

концах. Руки вытянуты вперед, ноги вместе. Инструктор говорит слова: «Море

волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – золотая рыбка плыви!»

Дошкольники одновременно поднимают прямые руки и ноги, выполняя

волнообразные движения парашютом. Затем несколько секунд отдыха и упражнение

повторяется.

Карлсон. А для следующей игры, ловкие рыбки мне нужны.

Выбирает детей - рыбок.

Игра «Веселый невод»

Ход игры. Половина детей (рыбки), держась за ручки парашюта, идут по кругу со

словами:

«В воде рыбки живут, нет клюва, а поют, нет ног, а гуляют, есть крылья – не летают,

гнезда не заводят, а детей выводят.

По окончании слов поднимают парашют вверх. Рыбки начинают плавать через невод

(под парашютом). Ведущий говорит слова: «Лови!», опускают парашют, кто оказался

под ним, считается пойманным и выбывает из игры. Затем дети меняются ролями.

Карлсон. На дне морском, среди кораллов дивных,

Живет прекрасный, удивительный «народ».

Вот краб ползёт, клешни вперед расставив.

А рак, смотрите, пятится назад.

Под панцирем ползет морская черепаха

И прячет свою голову она от страха.

Морской конёк резвится и играет, прыжок вперед и в сторону прыжок.

Но кто же это весело шагает? Конечно, это добрый осьминог.

На дне морском мы очутимся, в морских обитателей превратимся.

Игра «Море волнуется раз…»

Ход игры. Дети, держась за ручки парашюта – изображают волны и говорят слова:

«Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три – морская фигура замри!»

Дети замирают, изображая морскую фигуру.

Карлсон. Ребята! Садитесь все под Парашют, посидим рядком и

поговорим ладком.

Игра «Под парашютом»

Ход игры. Звучит тихая спокойная музыка. Дети садятся под купол в кружок и

беседуют с Карлсоном.

Карлсон. Уф! Хорошо же мы сегодня пофантазировали, аж голова трещит

от выдумок! Но вам пора отправляться в детский сад, а мне навстречу

следующим приключениям. Вы сегодня были отличными фантазерами, и

поэтому мне захотелось подарить «Парашют» вашему детскому саду. Я

думаю, что ваше воображение и ваша смекалка помогут совершать вам

разные превращения с парашютом.

Ведущая 1. Большое спасибо тебе, Карлсон, за такой замечательный

подарок.

Ведущая 2. Но мы тоже в гости к тебе пришли не с пустыми руками, вот

тебе бочонок с медом, чтобы у тебя всегда было веселое настроение,

которое тебе бы помогло еще создать какой-нибудь чудо-аппарат.

Карлсон. Спасибо, ребята! Я полетел придумывать новое чудо техники.

Ведь я – самый лучший выдумщик и заводила на свете!

Под музыку Карлсон улетает из зала.

Ведущая 1. Ребята, вам понравилось наше путешествие в страну

Вообразилию? (Ответы детей)

Ведущая 2. Что больше всего вам запомнилось? (Ответы детей).

Дети под спокойную музыку уходят из зала.

Алгоритм использования дидактического пособия «Парашют»:

1.

Построение детей вокруг Парашюта;

2.

Знакомство с правилами пользования Парашютом и правилами

безопасного поведения во время игры;

3.

Объяснение правил новой игры детям и повторение правил знакомой

игры;

4.

Дети играют в три игры средней подвижности, затем игра большей

интенсивности, в заключении – игра на снятие эмоционального

напряжения (спокойная игра).

Трудность в использовании пособия заключается в том, что

некоторые дети не могут регулировать в процессе игры свои эмоции.

Поэтому важно поговорить с такими детьми о правилах безопасного

поведения и педагогам во время игры обращать на них внимание. И

если это необходимо, прекратить игру.

Заключение.

В заключении хочется отметить, что "Парашют" - это отличное

развивающее пособие. При проведении игр с ним происходит

взаимосвязь музыки, движения и речи, развитие всех личностных

качеств, эмоционально-волевой сферы через различные формы

деятельности. Большинство забав с данным пособием для детей

развивают мышцы нижней части тела, укрепляет мышцы плеч,

предплечий и кистей рук. Дети совершенствуют свои навыки

моторного восприятия и развивают чувство ритма. Одна из самых

важных особенностей игр с парашютом состоит в том, что для участия

в них не требуется от детей каких-то особых навыков и координации

движений.

В результате проведенной работы, мы считаем, что это

методическое пособие позволит нам прийти к такому результату

работы с детьми:

1.

дети научатся активно взаимодействовать с окружающей средой;

2.

будет развита двигательная активность, умение управлять своими

движениями;

3.

будет развита способность к осознанию себя и своих возможностей;

4.

дети научатся преодолевать неуверенность в себе;

взаимодействовать друг с другом;

5.

дети научатся переживать с другими участниками общее

эмоциональное состояние.

В дальнейшем мы решили разработать и дополнить картотеку игр с

Парашютом новыми подвижными и музыкальными играми, которые

также обеспечат развитие социально-личностных качеств и

познавательное развитие у детей.

Список используемой литературы:

1.

Р.А.Жукова "Игра как средство социально-эмоционального

развития детей 3-5 лет".

2.

А.А.Потапчук, Т.С. Овчинникова "Двигательный игротреннинг

для дошкольников".

3.

Сборник игр к «Программе воспитания в детском саду».

4.

Журналы "Музыкальный руководитель", "Инструктор по

физкультуре", «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и

Андрюшки».



В раздел образования