Автор: Конусова Кристина Владимировна
Должность: студент
Учебное заведение: ХГУ имени Н.Ф.Катанова
Населённый пункт: г.Абакан
Наименование материала: статья
Тема: «ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»
Раздел: начальное образование
К.В.Конусова
М.Л. Мальчевская, доцент,
кандидат педагогических наук, доцент каф. ПМНО
«ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»
Для развития творческой активности на уроках литературного чтения в начальной школе Л.Д.Мали
[1] предлагает использовать приёмы иллюстрирования и драматизации. В нашей работе предметом
рассмотрения является именно иллюстрирование литературных произведений.
«Иллюстрация
(от
лат.
Illustration
-
освещение,
наглядное
изображение)
–
изображение
сопровождающее,
дополняющее
и
наглядно
разъясняющее
текст.
Как
область
искусства
-
это
изобразительное толкование литературного и научного произведения. Иллюстрации воспринимаются в
единстве с текстом и предназначены для оформления книг. Искусство иллюстрации тесно связано с
историей книги» [2, с. 17].
Иллюстрирование литературных произведений занимает особое место в процессе формирования и
развития творческих способностей. Являясь одним из любимых видов деятельности младших школьников,
оно также помогает сформировать умение выражать основную мысль текста в рисунке, создавать
художественное изображение по словесному описанию, решать проблемы композиционного построения и
применять различные техники для создания узнаваемого, но при этом оригинального образа. Работа с
книжной иллюстрацией важна для формирования литературных предпочтений школьника, воспитания
читательской культуры. Знание различных видов иллюстраций, творчества и особенностей стилей
знаменитых художников-иллюстраторов способствует нравственному, эстетическому и культурному
развитию учащихся, формирует духовные ценности, воспитывает любовь к природе и культуре своей
страны, уважение к искусству и традициям разных народов.
Деятельность, связанная с иллюстрированием, - это творческая деятельность, предполагающая
перевод известного содержания литературного произведения в новую форму – иллюстрацию. При
выполнении этих видов творческих работ учащимся необходимо умение представить, воссоздать в
воображении прочитанное. При выполнении работы учащиеся должны представить то, что возникло в их
воображении при восприятии текста. Такими видами работ в начальной школе могут быть представление
портрета героя, обстановки действия и т.п..
Иллюстрации помогают одним учащимся закрепить возникший при чтении образ, другим -
сформировать не до конца сложившиеся представления, третьим - правильно воссоздать то, о чём говорится
в тексте. Итак: «Иллюстрация - это прямое дополнение, пояснение, наглядное изображение того, что
описано в тексте» [3, с.20].
Иллюстрирование сюжетов литературных произведений имеет место в каждом классе начальной
школы. Иллюстрирование, как приём работы над текстом, является одним из самых доступных и широко
используется в начальной школе на уроках литературного чтения. Данный вид творческой деятельности
указывается в качестве одного из важнейших многими методистами, в том числе и Горецким В.Г..
Рассмотрев опыт их исследований, можно выделить три основных вида иллюстрирования: «графическое
иллюстрирование; словесное иллюстрирование; музыкальное иллюстрирование»[4, с.10].
Каждому из них методистами отводится особое место в процессе обучения младших школьников.
Сущность приёма графического иллюстрирования сводится к использованию на уроках чтения
наглядных изображений (готовых или созданных самими детьми), поясняющих словесную информацию -
текст литературного произведения. Таким образом использование графического рисования предполагает два
вида работы: рассматривание готовых иллюстраций к тексту и создание собственных.
Вообще, графическое иллюстрирование основывается на наглядном способе обучения, который для
учащихся начальной школы является неотъемлемой частью учебного процесса. Так, Сыромицкая В.П.
утверждает: «Наглядность как неотъемлемый компонент процесса обучения младших школьников помогает
активизировать детское мышление, создаёт лучшие условия для образования чувственно-образных связей,
как с объективной реальностью, так и с соотносящейся системой языковых значений, которые обучающийся
должен научиться воспринимать» [5, с. 18].
Успех обучения младших школьников иллюстрированию зависит от правильного определения
целей и содержания, а также методов обучения.
Отличительными особенностями в подготовке и проведении уроков по выполнению иллюстраций
являются:
«1) работа над ними связана с литературным текстом;
2) перед выполнением иллюстраций дети имеют возможность порисовать с натуры чучела тех
животных и птиц, которые являются персонажами иллюстрируемых сказок. Поскольку в сказках часто
фигурируют животные, птицы, растения, то программой в разделе рисования с натуры предусмотрено
рисование различных игрушек: животных (медведь, лиса, козлик, гусь и др.), машин и т. д. В тех случаях,
где требуется изображение человека, учитель на уроках рисования с натуры может организовать
выполнение детьми набросков с одного или нескольких обучающихся»[6, с. 78].
Поскольку выполнение иллюстраций к литературным произведениям связано с текстом и
предполагает изображение конкретных персонажей, перед учителем стоит задача раскрыть эти образы
средствами изобразительного искусства. Такое задание сложно, но у детей младшего школьного возраста
имеется большой запас знаний, представлений о сказочных героях, их облике, действиях и т. д. Учитель
предельно старается облегчить задачу учащихся. В случаях затруднения в изображении объектов
иллюстрации, педагог использует таблицы, рисунки [7, с. 80].
Задачи обучения иллюстрированию литературных произведений не сводятся к изобразительным
задачам,
а
представляют
собой
конкретизацию
общих
задач,
направляющих
преподавателя
на
формирование у детей целостности деятельности и развития при этом личности ребёнка.
Методика иллюстрирования
литературных
произведений двухэтапная: сначала
необходимо
обеспечить полноценное эстетическое восприятие детьми литературных впечатлений от подробных явлений
в жизни, а затем вести работу по формированию изобразительного образа (Кузин В.С., Сакулина Н.П.,
Сокольникова Н.М. и др.).
При выполнении собственных графических работ по тексту следует начинать образовательную
деятельность по иллюстрированию желательно с небольшой эмоциональной беседы.
Её цель -
воздействовать на сознание и чувства учащихся, возбуждать их умственную и эмоциональную активность,
фантазию, творчество. Во время беседы ребятам сообщаются необходимые для предстоящей работы по
иллюстрированию знания, и в то же время происходит эмоциональная подготовка детей к предстоящему
иллюстрированию произведения.
Способности художественно-образного слова возбуждать мыслительную активность ребёнка, его
фантазию, творчество можно использовать и в процессе самостоятельной работы детей. После такой беседы
обязателен приём показа способов изображения отдельных элементов. После того, как главное детьми уже
нарисовано, чтобы обратить внимание на отдельные, недостающие в иллюстрациях детали, можно
прочитать детям отрывки из иллюстрируемых произведений. Этот приём содействует закреплению в
сознании детей представлений о героях и событиях иллюстрируемого произведения, более выразительной
передаче этих образов детьми в рисунках.
Внесение
в
содержание
совместной
деятельности
по
иллюстрированию
-
использование
проблемных вопросов (Как? Зачем? Почему?) - активизирует творчество младших школьников, а
дидактические игры, такие как: «Вхождение в иллюстрацию», «Выставка художников-иллюстраторов»,
«Расскажи сказку», «Угадай, кто нарисовал иллюстрацию?», «В книжном магазине», «Найди картинку к
тексту» и т. д., - усиливают внимание учащихся, стимулируют мыслительную деятельность, воображение,
фантазию.
Кузин В.С. выделяет в процессе обучения младших школьников иллюстрированию следующие
методические приёмы: «показ на классной доске (педагогический рисунок) примерных вариантов
композиции иллюстрации, последовательности выполнения композиции, отдельных компонентов сюжета;
показ на классной доске с помощью магнитов и выразительных аппликационных фрагментов различных
сюжетов композиции; сравнение и анализ школьниками отдельных ученических рисунков; сравнение
изображаемых в композиции объектов с реальными объектами; предварительное выполнение небольшого
схематичного рабочего эскиза»[8, с. 113].
«При этом важно, - отмечает автор, - чтобы учащиеся не срисовывали с доски примерный вариант
композиции. В ряде случаев для развития самостоятельности учащихся можно не показывать примерных
вариантов композиций, дети сами решат композицию своей иллюстрации»[9, с. 113].
Очень важную роль в процессе обучения младших школьников иллюстрированию играет
использование разнообразных форм работы с иллюстрацией. «При чтении ученик может открыть тайну
текста, а при рассмотрении иллюстрации к нему – тайну отношений между историями художника и
рассказчика» [10, с. 14].
Еще одним видом иллюстрирования является словесное иллюстрирование (рисование).
Оно
предполагает способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни,
рассказа, стихотворения. Словесное рисование ни в коем случае не должно превращаться в пересказ
произведения. Этот прием направлен, прежде всего, на развитие способности к конкретизации словесных
образов (воображения). Кроме того, развивается речь ребенка и его логическое мышление. Это прием
требует выполнения ряда операций: прочитать, представить, конкретизировать, подобрать точные слова и
выражения для описания, логически выстроить свое высказывание.
Работу иллюстрированного характера в начальных классах следует начать не с создания детьми
собственных графических и словесных рисунков, а с анализа иллюстраций, картин. Обучение словесному
рисованию лучше начать с создания жанровых картинок. При этом нужно помнить, что словесная картина
статична, на ней герои не двигаются, не разговаривают, они как бы «застыли», словно на фотографии, а не
действуют, как на экране.
На первом этапе обучения словесному рисованию целесообразно использование так называемой
«динамической», постепенно возникающей на глазах у детей картины. При этом после словесного описания
учащимися каждой детали рисунка, любого элемента, действующего лица на демонстрационный лист
бумаги последовательно прикрепляется только что устно «нарисованная» соответствующая картинка.
На следующем этапе можно использовать такие приемы:
1.
Выбирается эпизод для иллюстрирования, обсуждается в общих чертах сюжет будущей
картины, расположение ее основных элементов, цвет. Выполняется карандашный набросок, затем следует
словесное описание иллюстрации.
2.
Дети словами «рисуют» картинку, а потом сверяют ее с соответствующей иллюстрацией в
детской книге или в учебнике по литературному чтению. Только на заключительном этапе обучения
устному иллюстрированию можно предложить детям самостоятельно, без зрительной опоры сделать
словесное рисование к тексту. («В учебнике нет иллюстрации. Попробуем создать ее сами»).
На любом этапе обучения словесному рисованию порядок работы будет одинаков.
1) Выделить эпизод для словесного иллюстрирования
2) «Рисуется» место, где происходит событие.
3) Изображаются действующие лица
4) Добавляются необходимые детали
5) «Раскрашивается» контурный рисунок.
Предложенный алгоритм работы годится для создания сложного «рисунка». Словесное рисование
пейзажных иллюстраций обычно делается к поэтическим текстам. При работе над лирическим
произведением прием словесного рисования следует применить предельно осторожно, так как при чтении
лирики не должно возникать отчетливых зрительных представлений, не должно быть все высказано до
деталей, нельзя конкретизировать поэтические образы, разделяя их.
Естественно, что овладеть приемом словесного рисования можно лишь после того, как освоены
элементарные умения анализировать иллюстрации к произведению. Однако в качестве пропедевтики уже на
самых первых порах изучения литературных произведений целесообразно предлагать детям такие вопросы,
как: «Каким ты представляешь себе героя?», «Какой ты видишь обстановку действия?», «Что ты видишь,
когда читаешь этот текст?» и т.п.
Получив тему иллюстрирования какого-либо литературного или сказочного произведения, ребенок
ищет, вспоминает образ, который сложился у него в ходе прочтения, восприятия, осмысления данного
произведения. Ребенок заново переживает прочитанное им, вспоминает образы, такие, какие они ему
представились. Затем идет анализ всех эпизодов произведения. Выбирается наиболее удачный по
зрелищности, наиболее выгодный, наиболее запоминающийся и интересный момент. На основе того, что
было прочитано, в уме создаются уникальные, особые герои- образы, но уже со своими корректировками,
особенностями, со своей уникальностью.
Поэтому у каждого ребенка получается единственный и неповторимый образ. Именно на этом этапе
активно вступает в работу фантазия и воображение. Далее идет непосредственное изображение
придуманного образа и его окружение. При этом необходимо держать в голове всю картину, помнить все
мелочи и нюансы придуманных образов.
Таким образом, иллюстрирование дает ученикам свободу мыслей и полёт фантазии. Здесь можно
отходить от реальности и создавать интересные композиции, что помогает формированию развития
абстрактного мышления и творческого воображения, т.е способствует процессу формирования творческого
мышления. Эти выводы будут проверены в следующей главе нашей работы.
Библиографический список
1.
Винокурова, Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей,
учителей и родителей [Текст] - М.: АСТ-ПРЕСС, 2008.-368с. Дружинин В.Н. Психология общих
способностей. - СП-б.: Питер, 2009-368с.
2.
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте./ Выготский Л.С. - СПб.:
Союз, 2011. - 96 с.
3.
Ганичев, Ю. Интеллектуальные игры: вопросы их классификации и разработки / Ю.
Ганичев // Воспитание школьников. – 2002. – №2. – С.29-34.
4.
Давыдов, В.В. Российская педагогическая энциклопедия / В.В. Давыдов. М.: Просвещение,
1999.-280 с.
5.
Даль, В.И. Биография и творческое наследие: биобиблиографический указатель / сост.:
Н. Л. Юган, Ю.М. Медведев; науч. ред. Р. Н. Клейменова. – Москва: Флинта, 2011. – 809 с.
6.
Дубровина, И.А. и др. Психология: Учебник для студ. Сред. Пед.учеб. заведений / И.В.
Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной.-2-е изд., стереотип. – М.: Изд. Центр
«Академия», 2002. – 464 с.