Автор: Печёркина Анна Витальевна
Должность: Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
Учебное заведение: Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
Населённый пункт: Республика Хакасия, город Абакан
Наименование материала: Статья
Тема: Экологическое образование младших школьников в условиях использования квест-технологии
Раздел: начальное образование
А.В. Печёркина
Т.А. Фёдорова, доцент,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры ПМНО
«Экологическое образование младших школьников в условиях использования квест-технологии»
Одной из личностных характеристик в структуре «портрета выпускника начальной школы» значится
активность и заинтересованность обучающихся в познании окружающего мира, что предполагает о
владении основами экологической грамотности. Быть экологически образованным человеком становится
необходимым для каждого ученика, в том числе на ступени начального общего образования.
В школьной практике деятельность ребенка, связанная с предметной областью знаний и умений по
окружающему миру, становится основной базовой ступенью для целенаправленного формирования
экологически грамотной личности, мотивированно познающей закономерности развития окружающего
мира, ценностной значимости охраны окружающей природы человека, самоценности здорового образа
жизни, нравственно-эстетического отношения к живой и неживой природе.
В исследованиях С. Д. Дерябо, И. Д. Зверева, В. А. Игнатовой, Л. В. Моисеевой, И. В. Цветковой и
Н. В. Цветковой, В. Я. Ясвина подчеркивается многоаспектность экологического образования обучающихся.
Формирование структурных компонентов экологически образованной личности требует поиска новых
техник,
средств
и
технологий,
активно
способствующих
экологическому
образованию
младших
школьников. Наряду с традиционными методами и приемами, в последнее несколько лет на первый план
выступает квест-технология, как педагогическая технология в экологическом образовании обучающихся.
Квест-технология является сравнительно новым средством обучения, название которого восходит к
английскому слову quest, что переводится как поиск. Квест является игровой педагогической технологией,
т. е. игровой формой взаимодействия педагога и учащихся, которая способствует формированию
(закреплению) необходимых знаний, умений и навыков для выполнения заданий, основываясь на
компетентном выборе альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета.
Квест-технология может быть использована на различных ступенях образования, как в урочной, так
и во внеурочной деятельности. Наибольший интерес это средство обучения представляет для младших
школьников, обучение которых, особенно на начальных его этапах, связанно с игровыми элементами.
Примером реализации экологического образования средствами квест-технологий может стать игра,
основанная на повышении уровня знаний младших школьников о местной экосистеме.
Таким образом, применение квест-технологий в образовательной среде имеет ряд преимуществ,
среди которых стоит отметить вовлеченность обучающихся в процесс, наличие игрой составляющей,
динамичность, формирование навыков работы с информацией, развитие познавательного интереса. К
недостаткам, присущим данному средству, относится необходимость большого количества времени и
энергии на подготовительный этап. Тем не менее, такой метод обучения вызывает интерес у младших
школьник, он представляется эффективным не только при организации экологического образования,
осуществляемого в рамках дисциплины «Окружающий мир», но и в других теоретико-практических
областях знаний; квест-технологии имеют широкие возможности, которые почти не имеют ограничений.
Стоит также отметить, что представленное средство не имеет достаточного развития в современной
образовательной среде, что обуславливает актуальность дальнейших исследований в данной области.
Библиографический список
1.
Дерябо С. Д. Экологическая психология и педагогика / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. - Ростов н/Д.:
ГИЦ ВЛАДОС, 2004. - 473 с.
2.
Зверев И. Д. Компоненты экологического образования / И. Д. Зверев, Л. П. Салеева. – М.:
«Академия», 2000. – 155 с.
3.
Игнатова В. А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика / В. А.
Игнатова.- Тюмень: ТюмГУ, 1998. - 196 с.
4.
Моисеева Л. В. Альтернативные модели экологического образования: монография / Л. В. Моисеева.
- Екатеринбург: УрГПУ, 1997. - 89 с.
5.
4.Ясвин В.А. Психология отношения к природе/ В. А. Ясвин. М.: Смысл, 2000. - 456 с.