Напоминание

Воспитание нравственных качеств детей среднего возраста посредством русских народных сказок


Автор: Гундлах Людмила Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад
Населённый пункт: Республика Карелия город Костомукша
Наименование материала: Самообразование
Тема: Воспитание нравственных качеств детей среднего возраста посредством русских народных сказок
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Гномик»

Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного

возраста посредством русской народной сказки

Отчет по самообразованию

Воспитатель:

Гундлах Л.А.

Костомукша, 2021

Актуальность

Современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника,

которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования

личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые

знания о «большом» мире посредством сказки.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и

определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика

событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию

ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно

здоровой личности дошкольника.

Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из

центральных звеньев всестороннего формирования личности. Основой нравственности

являются нравственные качества личности, которые определяют ее моральный облик,

делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его

общественной

и

личной

жизни.

Нравственные

качества

выступают

одним

из

существенных

внутренних

механизмов,

лежащих

в

основе

морального

выбора,

определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной

культуры.

Дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда

происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных

морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени

возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим,

начала трудолюбия, любви к Родине.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости,

агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием

далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных

качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит

формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим

условием формирования нравственной культуры.

Для решения данной проблемы мной была выбрана работа по ознакомлению детей с

русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и

по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению,

представлению.

В моей работе именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств

нравственного воспитания дошкольников. В сказках перед умственным взором ребенка

возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в

них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских

народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей,

раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые

чувства

.

План реализации образовательного проекта

Тематика мероприятий (цель)

Форма проведения

Дата (месяц)

Ознакомление с

нравственными качествами

дошкольников.

Наблюдение

Сентябрь2020

«Как воспитывать ребенка добрым?»

Консультация для родителей

Сентябрь 2020

Изучение

передового

опыта

педагогов

и

психологов

по

нравственному

воспитанию

дошкольников через русские народные сказки.

Изучение

педагогической,

психологической

и

методической литературы

Октябрь 2020

Изучение

и

анализ

педагогической,

психологической, методической литературы по

исследуемой проблеме.

Изучение и подбор литературы

Октябрь 2020

Разработка

методических

материалов

по

формированию

нравственных

качеств

у

дошкольников.

Составление конспектов НОД;

подготовка

материалов

для

консультаций

Октябрь 2020

«В мире сказок»

(цель: знакомство детей с русскими народными

сказками)

Чтение

русских

народных

сказок

Сентябрь 2020-

май 2021

«Неделя добра»

(цель: воспитание в детях нравственных чувств).

Составление списка добрых дел

«Мои добрые дела»

Ноябрь 2020

«Мир не без добрых людей»

(цель: учить детей делать выводы, анализируя

поступки

героев;

воспитывать

заботливость,

внимательность к близким людям, создать мотив

быть добрым).

Чтение и обсуждение сказки

«Сестрица Аленушка и братец

Иванушка»

Декабрь 2020

«Доброта важнее всего»

(цель:

формирование

таких

качеств

как

послушание

непослушание,

дружба,

милосердие, смелость)

НОД

с

фрагментами

сказкотерапии, чтение сказки

«Снегурочка»

Январь 2021

«Волшебство добрых слов»

(цель:

формировать

культуру

поведения,

нравственных

качества:

отзывчивость,

доброжелательность; тренироваться в умении

дарить окружающим доброту слова и дела).

Беседа с детьми

Февраль 2021

«Сказочный денёк»

(цель:

формировать

вежливое

отношение

к

окружающим; развивать способность оценивать

свое отношение к другим людям).

НОД с участием сказочного

персонажа

Февраль 2021

«Мои поступки»

(цель: формировать поступки и поведение быть

добрым; учить различать хорошие и плохие

поступки).

Просмотр мультфильма «Что

такое

хорошо

и

что

такое

плохо?»

Март 2021

«Роль книги в нравственном воспитании детей»

Консультация для родителей

Март 2021

«Добрая сказка»

(цель: учить выражать эмоциональные чувства

через рисунок).

Выставка детских рисунков

Апрель 2021

«В гостях у сказки»

(цель: закрепление знаний детей о русских

народных сказках).

Литературная викторина

Май 2021

Анализ

и

обобщение

теоретических

и

практических

материалов,

полученных

в

результате исследования.

Отчет по теме самообразования

Май 2021

Вывод

В решении задач нравственного воспитания нам помогают сказки.

Сказки внушают

уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания

положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно

приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с

раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие,

гуманность.

Необходимо воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к

героям, побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка

персонажа, помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев. Анализ сказки

должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное

содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились

образы.

Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности.

Целью сказок должно быть развитие в ребенке данных от природы эмоций. Действие

таких книг должно быть направлено на развитие чувств детей, а не на их рассудок.

Фантазию ребенка легко направить как в положительное русло, так и в отрицательное

русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок, имеющих простой сюжет.

Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих

силах.

В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства,

формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально -

общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению

поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и

поступки других детей.

Список литературы

- Азбука нравственного воспитания / под ред. И. А. Каирова. – Омск : Русь, 2009. – 48 с.

- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000. – 112 с.

- Нравственное воспитание в детском саду / Под ред.В.Г. Нечаевой. - М.: Сфера, 2002. -

с.185

- Гаврилов, В. А. Проблемы нравственного воспитания в педагогической науке / В. А.

Гаврилов. – Кишинев :Тимпул, 2007. – 169 с.

- Соловейчик, С.Л. Нравственное воспитание дошкольников /С.Л. Соловейчик //

Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С.14-16.

- Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические

рекомендации/. В.И. Петрова- М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2005.

- Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском

саду. / В.И. Петрова – М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2007.



В раздел образования