Автор: Гундлах Людмила Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад
Населённый пункт: Республика Карелия город Костомукша
Наименование материала: Самообразование
Тема: Воспитание нравственных качеств детей среднего возраста посредством русских народных сказок
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Гномик»
Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного
возраста посредством русской народной сказки
Отчет по самообразованию
Воспитатель:
Гундлах Л.А.
Костомукша, 2021
Актуальность
Современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника,
которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования
личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые
знания о «большом» мире посредством сказки.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и
определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика
событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию
ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно
здоровой личности дошкольника.
Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из
центральных звеньев всестороннего формирования личности. Основой нравственности
являются нравственные качества личности, которые определяют ее моральный облик,
делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его
общественной
и
личной
жизни.
Нравственные
качества
выступают
одним
из
существенных
внутренних
механизмов,
лежащих
в
основе
морального
выбора,
определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной
культуры.
Дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда
происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных
морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени
возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим,
начала трудолюбия, любви к Родине.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости,
агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием
далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных
качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит
формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим
условием формирования нравственной культуры.
Для решения данной проблемы мной была выбрана работа по ознакомлению детей с
русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и
по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению,
представлению.
В моей работе именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств
нравственного воспитания дошкольников. В сказках перед умственным взором ребенка
возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в
них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских
народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей,
раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые
чувства
.
План реализации образовательного проекта
Тематика мероприятий (цель)
Форма проведения
Дата (месяц)
Ознакомление с
нравственными качествами
дошкольников.
Наблюдение
Сентябрь2020
«Как воспитывать ребенка добрым?»
Консультация для родителей
Сентябрь 2020
Изучение
передового
опыта
педагогов
и
психологов
по
нравственному
воспитанию
дошкольников через русские народные сказки.
Изучение
педагогической,
психологической
и
методической литературы
Октябрь 2020
Изучение
и
анализ
педагогической,
психологической, методической литературы по
исследуемой проблеме.
Изучение и подбор литературы
Октябрь 2020
Разработка
методических
материалов
по
формированию
нравственных
качеств
у
дошкольников.
Составление конспектов НОД;
подготовка
материалов
для
консультаций
Октябрь 2020
«В мире сказок»
(цель: знакомство детей с русскими народными
сказками)
Чтение
русских
народных
сказок
Сентябрь 2020-
май 2021
«Неделя добра»
(цель: воспитание в детях нравственных чувств).
Составление списка добрых дел
«Мои добрые дела»
Ноябрь 2020
«Мир не без добрых людей»
(цель: учить детей делать выводы, анализируя
поступки
героев;
воспитывать
заботливость,
внимательность к близким людям, создать мотив
быть добрым).
Чтение и обсуждение сказки
«Сестрица Аленушка и братец
Иванушка»
Декабрь 2020
«Доброта важнее всего»
(цель:
формирование
таких
качеств
как
послушание
–
непослушание,
дружба,
милосердие, смелость)
НОД
с
фрагментами
сказкотерапии, чтение сказки
«Снегурочка»
Январь 2021
«Волшебство добрых слов»
(цель:
формировать
культуру
поведения,
нравственных
качества:
отзывчивость,
доброжелательность; тренироваться в умении
дарить окружающим доброту слова и дела).
Беседа с детьми
Февраль 2021
«Сказочный денёк»
(цель:
формировать
вежливое
отношение
к
окружающим; развивать способность оценивать
свое отношение к другим людям).
НОД с участием сказочного
персонажа
Февраль 2021
«Мои поступки»
(цель: формировать поступки и поведение быть
добрым; учить различать хорошие и плохие
поступки).
Просмотр мультфильма «Что
такое
хорошо
и
что
такое
плохо?»
Март 2021
«Роль книги в нравственном воспитании детей»
Консультация для родителей
Март 2021
«Добрая сказка»
(цель: учить выражать эмоциональные чувства
через рисунок).
Выставка детских рисунков
Апрель 2021
«В гостях у сказки»
(цель: закрепление знаний детей о русских
народных сказках).
Литературная викторина
Май 2021
Анализ
и
обобщение
теоретических
и
практических
материалов,
полученных
в
результате исследования.
Отчет по теме самообразования
Май 2021
Вывод
В решении задач нравственного воспитания нам помогают сказки.
Сказки внушают
уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания
положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно
приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с
раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие,
гуманность.
Необходимо воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к
героям, побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка
персонажа, помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев. Анализ сказки
должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное
содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились
образы.
Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности.
Целью сказок должно быть развитие в ребенке данных от природы эмоций. Действие
таких книг должно быть направлено на развитие чувств детей, а не на их рассудок.
Фантазию ребенка легко направить как в положительное русло, так и в отрицательное
русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок, имеющих простой сюжет.
Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих
силах.
В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства,
формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально -
общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению
поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и
поступки других детей.
Список литературы
- Азбука нравственного воспитания / под ред. И. А. Каирова. – Омск : Русь, 2009. – 48 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000. – 112 с.
- Нравственное воспитание в детском саду / Под ред.В.Г. Нечаевой. - М.: Сфера, 2002. -
с.185
- Гаврилов, В. А. Проблемы нравственного воспитания в педагогической науке / В. А.
Гаврилов. – Кишинев :Тимпул, 2007. – 169 с.
- Соловейчик, С.Л. Нравственное воспитание дошкольников /С.Л. Соловейчик //
Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С.14-16.
- Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические
рекомендации/. В.И. Петрова- М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2005.
- Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском
саду. / В.И. Петрова – М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2007.