Автор: Виолетта Сергеевна Амельченко
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 16 ст. Георгиевской
Населённый пункт: ст. Георгиевская
Наименование материала: урок литературы в 5 классе
Тема: Образ Василисы Прекрасной в русской народной сказке "Царевна-лягушка"
Раздел: среднее образование
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА
«ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА». ОБРАЗ
ВАСИЛИСЫ ПРЕМУДРОЙ
Цели: подготовить учащихся к
анализу сказки; помочь увидеть
художественные особенности
жанра; развивать речевые
умения путем пересказа
произведения; помочь понять
внутренний мир героини и
раскрыть лучшие черты ее
характера.
Вопросы:
1. Понравилась ли вам сказка?
2. К какому виду сказок она относится?
3. Какие особенности народной сказки
можете назвать?
4.Назовите
главных
героев.
Почему
сказка называется «Царевна-лягушка»?
5.
Почему
Василису
называют
Премудрой?
РАБОТА НАД ЭПИЗОДАМИ ПО ПЛАНУ,
СОСТАВЛЕННОМУ НА ПРЕДЫДУЩЕМ УРОКЕ.
Чтение эпизода
«Сватовство
царевичей»
.
Вопросы:
1.В
каких
словах,
выражениях
прочитанного
текста появляется волшебство, загадочность,
сказочность?
2. Что изменится, если текст будет звучать по-
другому: «В государстве жил царь… испугался
Иван, хотел убежать…»?
3. Как долго искал Иван-царевич свою стрелу?
Почему он хотел «отступиться от своей находки»,
«бежать»?
4.
Что
же
все-таки
заставило
нашего
героя
изменить свое отношение к лягушке, удержало от
быстрого
решения
отказаться
от
зеленой
«красавицы»?
Первое испытание.
«ВЫПЕЧКА ХЛЕБА ЗА
ОДНУ НОЧЬ»
Вопросы:
1. Какие чувства охватили царевну-лягушку
в
тот
момент,
когда
возвратился
Иван-
царевич?
2.
Какие
черты
характера
героини
открылись нам в этом эпизоде?
3.
Докажите,
что
героиня
обладает
необыкновенными достоинствами. Какими?
4.Какие
необыкновенные
качества
сказочных героев вам понравились?
5.Как называет народ Василису в тот момент,
когда она трудится?
6. Почему о труде народ сложил такие
неподражаемые строки? Почему они
проникнуты любовью, уважением к
труду?
5.Как называет народ Василису в тот
момент, когда она трудится?
7. Почему так сильно преувеличены
недостатки старших царевен? С какой
целью это сделано?
Второе испытание.
«ТКАНЬЁ КОВРА ЗА НОЧЬ»
Вопросы:
1.Вспомним
и
сравним,
как
трудились
все
три
царевны над своими коврами.
2. Понаблюдайте, как работает Василиса.
3.Какие новые черты характера героини вы
разглядели в этом эпизоде?
4. Возможно ли определить, как относится к
труду Василисы Иван-царевич?
Третье испытание
.
«ПРИСУТСТВИЕ НА ЦАРСКОМ
ПИРУ»
Вопросы:
1.
Как ведут себя старшие царевичи и их жены до
момента
появления
на
пиру
Василисы
Премудрой?
2.
Что
поразило
всех
в
лягушонке
в
момент
ее
прибытия на бал?
3.
С
какой
целью
автор-народ
заставляет
жен
старших царевичей повторять действия Василисы
Премудрой?
4.
Можно
ли
сказать,
что
красота
Василисы
Премудрой открылась всем с особенной силой?
Беседа обобщающего характера.
Вопросы:
1.
Почему
же
поторопился
Иван-царевич
спалить
лягушачью кожу?
2.Почему в ответ царевна не бранит царевича, а
только упрекает его и советом одновременно помогает,
подсказывает, как теперь быть, что делать?
3. Какой же предстает перед нами Василиса Премудрая?
4. Чем удивляет и покоряет она нас?
5. В чем ее истинная красота?
Домашнее задание:
подготовить
чтение в лицах эпизодов «Встреча
Ивана-царевича с медведем,
селезнем, зайцем, щукой», «Встреча
со старым старичком».