Напоминание

Образ Василисы Прекрасной в русской народной сказке "Царевна-лягушка"


Автор: Виолетта Сергеевна Амельченко
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 16 ст. Георгиевской
Населённый пункт: ст. Георгиевская
Наименование материала: урок литературы в 5 классе
Тема: Образ Василисы Прекрасной в русской народной сказке "Царевна-лягушка"
Раздел: среднее образование





Назад




РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

«ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА». ОБРАЗ

ВАСИЛИСЫ ПРЕМУДРОЙ

Цели: подготовить учащихся к

анализу сказки; помочь увидеть

художественные особенности

жанра; развивать речевые

умения путем пересказа

произведения; помочь понять

внутренний мир героини и

раскрыть лучшие черты ее

характера.

Вопросы:

1. Понравилась ли вам сказка?

2. К какому виду сказок она относится?

3. Какие особенности народной сказки

можете назвать?

4.Назовите

главных

героев.

Почему

сказка называется «Царевна-лягушка»?

5.

Почему

Василису

называют

Премудрой?

РАБОТА НАД ЭПИЗОДАМИ ПО ПЛАНУ,

СОСТАВЛЕННОМУ НА ПРЕДЫДУЩЕМ УРОКЕ.

Чтение эпизода

«Сватовство

царевичей»

.

Вопросы:

1.В

каких

словах,

выражениях

прочитанного

текста появляется волшебство, загадочность,

сказочность?

2. Что изменится, если текст будет звучать по-

другому: «В государстве жил царь… испугался

Иван, хотел убежать…»?

3. Как долго искал Иван-царевич свою стрелу?

Почему он хотел «отступиться от своей находки»,

«бежать»?

4.

Что

же

все-таки

заставило

нашего

героя

изменить свое отношение к лягушке, удержало от

быстрого

решения

отказаться

от

зеленой

«красавицы»?

Первое испытание.

«ВЫПЕЧКА ХЛЕБА ЗА

ОДНУ НОЧЬ»

Вопросы:

1. Какие чувства охватили царевну-лягушку

в

тот

момент,

когда

возвратился

Иван-

царевич?

2.

Какие

черты

характера

героини

открылись нам в этом эпизоде?

3.

Докажите,

что

героиня

обладает

необыкновенными достоинствами. Какими?

4.Какие

необыкновенные

качества

сказочных героев вам понравились?

5.Как называет народ Василису в тот момент,

когда она трудится?

6. Почему о труде народ сложил такие

неподражаемые строки? Почему они

проникнуты любовью, уважением к

труду?

5.Как называет народ Василису в тот

момент, когда она трудится?

7. Почему так сильно преувеличены

недостатки старших царевен? С какой

целью это сделано?

Второе испытание.

«ТКАНЬЁ КОВРА ЗА НОЧЬ»

Вопросы:

1.Вспомним

и

сравним,

как

трудились

все

три

царевны над своими коврами.

2. Понаблюдайте, как работает Василиса.

3.Какие новые черты характера героини вы

разглядели в этом эпизоде?

4. Возможно ли определить, как относится к

труду Василисы Иван-царевич?

Третье испытание

.

«ПРИСУТСТВИЕ НА ЦАРСКОМ

ПИРУ»

Вопросы:

1.

Как ведут себя старшие царевичи и их жены до

момента

появления

на

пиру

Василисы

Премудрой?

2.

Что

поразило

всех

в

лягушонке

в

момент

ее

прибытия на бал?

3.

С

какой

целью

автор-народ

заставляет

жен

старших царевичей повторять действия Василисы

Премудрой?

4.

Можно

ли

сказать,

что

красота

Василисы

Премудрой открылась всем с особенной силой?

Беседа обобщающего характера.

Вопросы:

1.

Почему

же

поторопился

Иван-царевич

спалить

лягушачью кожу?

2.Почему в ответ царевна не бранит царевича, а

только упрекает его и советом одновременно помогает,

подсказывает, как теперь быть, что делать?

3. Какой же предстает перед нами Василиса Премудрая?

4. Чем удивляет и покоряет она нас?

5. В чем ее истинная красота?

Домашнее задание:

подготовить

чтение в лицах эпизодов «Встреча

Ивана-царевича с медведем,

селезнем, зайцем, щукой», «Встреча

со старым старичком».



В раздел образования