Автор: Максимова Юлия Юрьевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №78
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: Сценарий открытого музыкального занятия в средней группе
Тема: "Звуки весны"
Раздел: дошкольное образование
Сценарий открытого музыкального занятия в средней группе
«Звуки весны»
Цель: Вовлечь детей в стихию музицирования с использованием звучащих
жестов, пения, танца, импровизированного движения, игр с инструментами и
предметами окружающего мира.
Задачи:
1. Учить передавать в движении контрастные особенности в настроении
музыки, выразительности движений в соответствии с характером музыки
2. Формировать умение эмоционально реагировать на звучащую музыку,
рассказать о ее характере.
3. Развивать способность выполнять движения пальчиковой гимнастики.
4. Совершенствовать певческие навыки.
5. Развивать эмоциональную отзывчивость, коммуникативные способности
детей.
Предварительная работа: Разучивание песенки-приветствия «Здравствуйте,
ладошки», разучивание танца «Волшебный цветок», знакомство с песней
«Подснежник для мамы», закрепление названий музыкальных инструментов
и приемов игры на них.
Ход занятия.
Дети под музыку входят в зал, становятся в полукруг лицом к гостям.
М.р.: Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада всех вас видеть. Сегодня к нам на занятие
пришли гости. Давайте поздороваемся.
Дети:
С добрым утром!
С добрым днем!
Вот как славно мы живем! Здравствуйте!
Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ладошки»
М.р.: Сейчас послушайте мою загадку и скажите, когда это бывает.
Голубые, синие небо и ручьи
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.
На сугробах ломкие льдинки – кружева.
Первые проталинки первая трава.
Дети: Весной.
М.р.: Правильно, весной. Сегодня, мы с вами совершим прогулку в весенний лес.
Дети встают на танец «Волшебный цветок»
После танца дети остаются на местах.
М.р.: Давайте представим, что мы с вами цветы в весеннем лесу.
Звучит Д. Шостакович - Пробуждение весны''.
Муз.рук.: Сейчас раннее утро и цветочки еще спят (дети сидят на корточках, голова
опущена).
Но
вот
выглянуло
солнышко,
и
цветочки
начинают
просыпаться.
Лучики
солнца падают на цветы, цветочки пробуждаются (дети поднимают голову), тянутся к
небу листочки, (поочередно поднимают руки). Подул ветерок и листочки закачались (дети
качаются), ветерок стихает, наши цветочки проснулись!
М.р.: Молодцы, ребята, какие красивые цветочки у вас получились! А теперь отдохнем, и
присядем на наши пенечки.
Дети проходят на места, цветочки снимаем.
М.р.:
Ребята,
скажите
мне,
какой
первый
цветок
расцветает
весной? (Подснежник).
Сегодня
мы
послушаем музыку великого
русского
композитора
П.И.
Чайковского «Подснежник» (показываю портрет). Как мы, ребята, слушаем музыку?
Ответы детей (молча, тихо)
М.р.: (если затрудняются с ответом) Музыку надо слушать молча, потому что музыка в
шуме умирает. Слушайте внимательно, в этом произведении можно услышать журчание
ручейков,
шум
ветра
или
звон
капели.
Можно
закрыть
глаза
и
представить,
как
хрупкий подснежник пробивается к солнцу через снег, почувствуйте настроение музыки.
Демонстрация видеофильма П.И. Чайковский цикл «Времена года» - «Подснежник»
(«Апрель») с пейзажами русских художников.
М.р.: Какая музыка звучала? (Музыка нежная, лёгкая, воздушная) …
Ответы детей.
М.р.: Музыка
всегда
была
нежной?
(Нет,
в
середине музыка
стала взволнованной,
стремительной.
(Помочь
наводящими
вопросами: Музыка
изменилась?
Она
осталась
спокойной
или
стала
взволнованной?
А
темп
остался
спокойным
или
стал
стремительным?)
Ответы детей.
М.р.: ребята, отгадайте еще одну мою загадку.
«Сердитый недотрога, живет в глуши лесной,
иголок очень много, а нитки –ни одной!» (ежик) Показываю игрушку ежик.
Пальчиковая гимнастика «Два ежа»
Шли по лесу два ежа поочередно шлёпать ладонями по коленям
Шли спокойно, не спеша
На спине иголки
Длинные и колкие. резкими движениями растопыривать пальцы и
прятать их в кулак
Чуть шуршали листьями круговые движения ладошкой по ладошке
И травкой зубки чистили указательным пальцем одной руки имитировать чистку
зубов
М.р.: пальчики мы с вами разбудили, а теперь пора разбудить наши голосочки. Ребята,
наш гость ежик очень любит подниматься и спускаться по лесенке. Вот так (показ). И в
это время он любит петь такую попевку.
Попевка «Лесенка», муз. М. Картушиной.
М.р.: Ребята, давайте тоже споем эту попевку вместе с ежиком. (распеваемся).
М.р.: Молодцы, ребята. А еще давайте вспомним, когда мы поем, мы как открываем
ротик?
Дети: Широко.
М.р.: Правильно. А теперь покажите, как в пении нужно открывать рот.
Выполняем авторское упражнение М. Картушиной.
Распевка «Колокольчик» М. Картушина.
М.р.: Сегодня, мы продолжаем работу над песней «Подснежник для мамы»
Работа над чистотой интонации – пропевание мелодии на слог «Ля». Применение
звуковысотного показа рукой – напоминаю детям, чтобы обращали внимание на мою
руку. Прием пения a capella с целью установления чистого хорового строя.
М.р.: Теперь споем песню от начала до конца, и подарим ее нашим гостям.
Песня «Подснежник для мамы»
М.р.: Ребята, послушайте мои загадки, и узнаете, что мы сейчас будем делать.
1.
За обедом суп едят, к вечеру заговорят,
Деревянные девчонки, музыкальные сестренки.
Поиграй на них немножко, на красивых, ярких… (ложках)
2.
То гремит он словно гром, то вдруг льется ручейком. (Бубен)
3.
В ней горошинки звенят,
Карапузов веселят.
Это первая игрушка
Под названьем... (погремушка)
4.
Инструмент он небольшой,
Потрясёшь его рукой,
И тотчас услышишь звон:
Динь-дон, динь-дон! (колокольчик)
М.р.: ребята, кто догадался, что мы с вами сейчас будем делать?
Дети: Играть на музыкальных инструментах.
Игра на детских музыкальных инструментах «Тук, тук, ложки в руки»
М. Р.: Ну а нам пора возвращаться в детский сад.
(дети идут по кругу и проговаривают слова)
Мы шагаем друг за другом, лесом и зеленым лугом,
Вправо, влево повернулись, в детский садик мы вернулись.
Подведение итогов занятия.
М.Р.: Ребята, вам понравилась сегодняшняя прогулка в весенний лес?
Рефлексия
Что вам больше понравилось? Что запомнилось? Кому было сегодня трудно на занятии?
М.Р: На память о нашем путешествии, я подарю вам цветочки. Если у вас хорошее
настроение
от путешествия –
возьмите
жёлтый
цветок,
а
если
вам
было
скучно,
неинтересно – возьмите синий.
Дети выбирают себе цветочек, соответствующий его настроению, и приклеивают его
на мольберт.
М.Р.: А теперь пришла пора попрощаться.
Поем «До свидания» на нисходящем поступенном движении.
Дети под музыку за воспитателем выходят из зала.