Автор: Ставникова Мария Григорьевна
Должность: учитель, истории
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: п.Суксун, Пермский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Внеклассное мероприятие "Урок мужества" посвящен 800 - летию со дня рождения Александра Невского
Раздел: полное образование
Внеклассное мероприятие
Урок мужества «Знать и помнить»
Аннатация: разработка внеклассного мероприятия посвященна 800-летию
со дня рождения Александра Невского для учащихся 5-11 классов.
Автор: Ставникова Мария Григорьевна, учитель истории МАОУ
«Суксунская средняя общеобразовательная школа №1» Пермский край
Суксунский городской округ п. Суксун.
Цели:
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к национальным героям
своей страны, историческому и культурному прошлому, нашим традициям.
Развивающая: развивать логическое мышление, умение аргументировать.
Образовательная: сформировать знания об историческом времени и его
личности.
Чтец: Всегда был терпелив народ,
А свора вражья налетала
На Русь, ей было нелегко,
Врагам она всегда мешала.
Но были сильные мужи,
Кто за святую Русь вставали,
И смерть враги свою нашли,
Кто неё претендовали.
Он был из тех, кто грудью встал,
Народ повел на Русь, на сечу,
Он слово нужное сказал,
И стал защитником навечно.
Вступительное слово учителя
У каждого народа есть свои национальные герои. О них слагаются легенды,
песни, сказания. Их имена остаются в веках, а нравственный облик не только не
стирается в памяти потомков, а напротив, с течением времени становится ярче и
светлее.
1
Таким национальным героем для нас является Александр Ярославович
Рюрикович или Александр Невский.
Что вы о нем знаете? Почему мы должны помнить об этой выдающейся
исторической личности (ответы учащихся).
Чтец 1: Колокола звонили день-деньской,
Переславлю радость возвещая:
Родился новый на Руси герой,
Катилось солнце по небу, сияя.
Ведущий 1:
30 мая 1221 года. Недалеко от Ярославля, в старинном русском городе
Переславле-Залеском с утра звонят колокола. Горожане празднуют рождение в
семье своего князя-защитника Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии сына
названного Александром (в честь Александра Македонского).
Ведущий 2:
Когда маленькому Олексе, так звали его в детстве, исполнилось 4 года, состоялся
обряд посвящения его в воины. Княжича опоясали мечом и посадили на боевого
коня. В руки дали лук со стрелами, что указывало на обязанность защищать
родную землю. Также Александр быстро научился читать и писать, пристрастился
к чтению и целыми часами сидел над книгами. Поэтому во всех играх, на лове, а
потом и на войны он был всегда первым, как и за чтением Псалтыря.
Чтец 2: В четыре года в воины-постриги
Был Александр дружиной посвящён,
Ему коня вручили, меч и книги,
Чтоб был не только смел, но и учён.
Ведущий 3:
Ярослава Всеволодовича, отца Александра, пригласили княжить в Великом
Новгороде, но он отказался. А вместо себя послал к новгородцам своего сына
Александра.
Чтец 1: В шестнадцать стал он Новгородом править,
И горожанам был по нраву юный князь,
Его за ум и доброту не уставали славить,
2
И Русь воспряла духом, поднялась.
В тяжкую пору заступил Александр Ярославович на княжение в Великом
Новгороде, Вся Юго-Восточная Русь была завоёвана монголо-татарами.
До последнего дрались русские воины «в злых сечах» с татарами. И большой
урон был им от этих сражений. Но русские княжества поодиночке встречали
врага. А татары шли на них такой ратью, что и числа ей не было – горели города,
и лилась рекой кровь.
До Великого Новгорода не дошла ещё Ордынская конница. Зато с запада и севера
подбирались к княжеству то немцы, то шведы. Немецкие рыцари ещё зимой
захватили часть пограничных новгородских земель и жестоко разорили их. А
теперь грозят шведы.
Чтец 2: Но швед ломиться начал прямо в двери,
Мечтая земли у соседа захватить,
А русичи сдаваться не хотели,
Решили шведов хитростью побить.
Ведущий 1:
С запада в 1240 году шведы напали на Русь. Лагерем встали шведы в устье реки
Ижоры при впадении в реку Неву.
Напасть на врага надо неожиданно, пока войско отдыхает?
Благодаря полководческому таланту Александра Ярославовича дружина
совершила молнияносный переход из Новгорода и внезапно атаковала лагерь
шведов.
Русская дружина неслась на лагерь шведов без крика, без свиста. Лишь нарастал
гул, лишь тряслась земля…
Князь Александр бился в первых рядах. Молод он был, горяч и ростом высок.
Двадцать второй год шел ему в ту пору. За эту блестящую победу князя
Александра стали называть Александр Невский.
Чтец 1: Далась победа малой русской кровью,
Увидела Нева большой триумф,
Был назван Невским Александр с любовью.
3
Русь ликовала, радостно вздохнув.
Ведущий 2:
«Черные годы» - вот точное название времени в истории Русской земли, когда
жил Александр Невский. С востока с огнем и мечом врывались на Русь полчища
монголо-татар, с запада ломились закованные в латы рыцари-крестоносцы.
Чтец 2: Но вскоре новая беда с небес спустилась:
Тевтонцы захватили город Псков,
Русь Александру в ноги поклонилась,
Чтоб град освободил он от врагов.
Ведущий 3:
Немецкие рыцари захватили Псков и Изборск. Угроза порабащения нависла над
Новгородом. И снова на защиту стал князь Александр Невский.
Учитель:
Битва с немцами произошла на Чудском озере. Наступило 5 апреля 1242 года.
Сумеречная холодная мгла окутала Чудское озеро. Оно казалось пустынным и
мертвым. Эту настороженную тишину нарушали молитвы, раздающиеся из стана
врага. Но вот вдалеке разносится воинственный сигнал тевтонского рога.
Железный клин рыцарей врезается в русский большой полк. Лязгает, громыхает
броня.
Был первый натиск немцев страшен.
В пехоту русскую углом,
Двумя рядами конных башен
Они врубились напролом.
Наступающий враг все глубже вклинивался в ряды русских войск. Рыцари уже
радовались близкой победе. Они и не подозревали, что главные силы русских ещё
не вступили в бой. «За Русь родную!» - загремел над войсками клич Александра.
С победой воротилась в Новгород русская рать.
Эта победа надолго огородила Русь от немецких завоевателей. Слава об
Александре Невском стала распространяться по всем странам. Но князь
Александр отчетливо осознавал, что сохранить неприкосновенность северо-
4
западной границы Руси возможно было лишь при условии сохранения мирных
отношений с Западной Ордой.
Чтец 1: Народ восславил своего героя
За возрождение Отечества святого,
Как дипломат, он вёл дела с Ордою,
Монахом подошёл к концу пути земного.
Учитель:
Князь Александр понимал, что раздробленная и обескровленная Русь не могла
бороться со страшной силой и, чтобы дать возможность Руси оправиться,
окрепнуть нужно время, нужен мир с Востоком т.е. Золотой Ордой, потому что
стоило Невскому подняться против татар, как сразу же шведские, немецкие,
датские рыцари могли двинуть на Новгород огромное войско.
Чтение по цепочке фрагментов рассказа А. Югова «Отважное сердце» с
последующим обсуждением.
Вопросы для обсуждения:
- Что такое ярлык?
- Почему складывалась благополучная внешнеполитическая обстановка для
выступления против орды?
- Каков был стратегический план Александра Невского в борьбе против Золотой
Орды?
- Что предпринял хан Берке против Александра Невского в Орде, когда он
прибыл туда в четвертый раз?
- Как вы можете прокоментировать последние слова Александра Невского,
обращенные к своим дружинникам.
Ведущий 1:
Ночью 14 ноября 1263 года он подстригся в монахи с именем Алексий, приняв
большой монашеский чин – схиму. Это было венцом его постоянного служения
Богу. Той же ночью он скончался.
5
Ведущий 2:
Хоронили его в Рождественском монастыре. Много народа собралось, чтобы
проводить в последний путь своего славного защитника.
Ведущий 3:
1547 г. – русская православная церковь причислила Александра Ярославовича
Невского к лику святых.
1724г. - по приказу царя Петра I останки Александра Невского были
перезахоронены в монастыре на берегу Невы – ныне это Александро-Невская
лавра.
Александр Невский является покровителем г. Санкт Петербурга.
Чтец: Высокой доблестью украшен
И сердцем истинный герой – Врагам
средь битвы грозно страшен, Вне
битв отрадой был святой
Всегда в сознаньи долга строгом,
Он правду всей душою чтил.
И чувства сердца разделил
Между Отчизною и Богом.
Учитель: Значение личности Александра Невского и эпохи его правления велико
для нашего Отечества. В чем оно состоит (ответы учащихся)
Заключительное слово учителя: Спустя 8 веков, в годы Великой
Отечественной войны 1941-1945г.г., имя Александра Невского зазвучало с новой
силой. Его образ, как доблестного воина и полководца, не знавшего поражений,
нужен был для поддержания патриотического духа советских воинов.
В 1942 году в 700-ую годовщину победы на Чудском озере, был учрежден Орден
Александра Невского (Показать на слайде). Орден давали за личную отвагу,
мужество и храбрость, умелое командование подразделением и частью,
обеспечившее успех боя. Им награждались командиры подразделений, частей и
соединений от взвода до дивизии.
6
Первыми кавалерами ордена Александра Невского стали участники
Сталинградской битвы – командир батальона морской пехоты старший лейтенант
И.Н. Рубан и командир отдельного стрелкового батальона 62-й армии капитан
С.П. Цыбулин (Портреты на показать на слайде).
Таким образом, мы с уверенностью подтверждаем, что князь Александр побеждал
и был непобедим.
Список литературы.
1. Учебник – хрестоматия «Твоя Россия». Авторы – составители Н.Я. Чутко, Л.Е.
Родионова. – М.: ФНМЦ им. Л.В. Занкова; Обвинск: Издательство «Духовное
возрождение». - 264с.
2. Символы и награды СССР /В.Н. Балязин, Н.А. Соболева. – М.: ОЛМА Медиа
Групп, 2010. – 208с.
3. Исторический вечер «На том стоит, и стоять будет земля русская»,
посвященный памяти А. Невского.
Путреников А.Ю. учитель истории, педагог-психолог, воспитатель.
Аракелова Е.В. учитель истории, основ духовного нравственных культур народов
России, воспитатель.
МОУ «Санитарно-курортная школа им. В.И. Шарова», п. Красный Бор,
Ярославский район, Ярославская область.
7