Автор: Соколова Арина Алексеевна
Должность: студент
Учебное заведение: Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых Педагогического института
Населённый пункт: г. Владимир
Наименование материала: статья
Тема: Формирование умения слушать у младших школьников
Раздел: начальное образование
Формирование умения слушать у младших школьников
В связи с введением в действие федеральных государственных образовательных
стандартов к образованию и процессу обучения стали предъявляться совершенно
новые требования. Одним из направлений образования определяют коммуникативную
направленность процесса обучения, предполагающего овладение совокупностью
знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств адекватного
восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения. Набор
коммуникативных
умений
обеспечивает,
поддерживает
и
формирует
коммуникативную компетентность.
Формирование умения слушать и слышать нашло отражение в коммуникативных
универсальных учебных действиях, так как они обеспечивают:
- социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению
или деятельности;
- умение слушать и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В соответствии с планируемыми результатами начального общего образования
организация речевой деятельности младших школьников по формированию умения
слушать и слышать осуществляется в рамках предметной области «Филология», в
частности предметов «Русский язык» и «Литературное чтение». Согласно данному
требованию ФГОС НОО составлена система учебных заданий, которая используется на
уроках литературного чтения и русского языка, в основном на уроках развития речи
(родной язык):
1.Упражнения для осмысления учащимися правил слушания.
Послушайте несколько русских народных пословиц. Каков их общий смысл? (Или:
сделайте вывод о том, важно ли в жизни уметь хорошо слушать.) (Правило: учись
слушать.Чем внимательнее ты будешь слушать, тем больше узнаешь.)
2. Послушайте несколько пословиц и скажите, о каком правиле слушания говорится в
них. (Правило: внимательно слушай собеседника, не перебивай его, пока он не кончит
свой рассказ.)
3. Послушайте стихотворение. Определите его тему и основную мысль. Каким тоном
говорил докладчик? Как слушали ребята его и почему? Как надо выступать, чтобы тебя
слушали?
II. Упражнения при работе над связной речью.
1. Упражнения аналитического характера по готовому тексту.
1.) Послушайте несколько заглавий текстов. Определите по ним тип текста
(повествование, описание, рассуждение).
2.) Послушайте тексты о медведе. Определите типы текстов. Слушая, попробуйте
составить план одного из текстов. Что нового вы узнали о медведях?
3.) Послушайте текст. Определите его тему и основную мысль. В каком значении
употреблено здесь данное слово?
2. Упражнения аналитико-речевого характера по готовому тексту.
1.) Послушайте начало высказывания. О чем вы из него узнали? Определите по началу,
о чем может говориться в тексте. А теперь послушайте весь текст и сравните со своим
предполагаемым высказыванием.
2.) Послушайте ответ на грамматическую тему. Полный ли ответ, последовательно ли
изложен материал? Удачно ли подобраны примеры? Что бы вы изложили иначе?
3.) Послушайте тексты, произнесенные разным тоном, в разном темпе, с разной
громкостью. Какие средства выразительности больше подходят для выражения
содержания и основной мысли этого высказывания?
3. Упражнения на переработку прослушанного текста.
1.) Послушайте текст. Какова его тема, мысль? Проследите порядок следования частей
(слушая, попытайтесь составить план). Измените порядок следования частей.
2.) Послушайте текст. Все ли части в нем присутствуют? Закончите высказывание.
4. Упражнения, требующие создания нового текста на основе прослушанного.
1.) Послушайте текст и подготовьтесь к подробному пересказу. Перескажите. Теперь
еще раз послушайте этот же текст. О каких деталях вы не сказали? Перескажите еще
раз.
2.) Послушайте текст (стихотворение) о весне. Что вы представляли во время
слушания? Словесно нарисуйте. А теперь этот же текст послушайте в сопровождении
музыкальной записи («Весна» П.И. Чайковского). Запишите свои впечатления.
III. Неспециальные упражнения, направленные на обучение не только слушанию, но
через него говорению, чтению, письму.
1. Упражнения для обучения восприятию диалогической речи «со стороны»:
- прослушайте диалог, составьте аналогичный на ту же тему;
- прослушайте начало диалога, составьте его окончание;
- прослушайте фонозапись (кинофрагмент), перескажите разговор действующих лиц;
- прослушайте диалог записанный на грампластинку, перескажите его в форме
монолога (прокомментируйте его, дайте характеристику одному из действующих лиц,
подберите к нему заголовок и объясните его) и т.д.;
- найдите место где можно и нужно вмешаться в разговор с целью уточнить какое либо
сообщение;
- выделите новую для вас информацию;
- выскажите свое мнение о логичности построения диалога товарищей;
- озаглавьте (укажите) тему беседы;
2. Упражнения для восприятия диалоговой речи при участии в диалоге:
- прослушайте ряд вопросов, записанных на пленку;
- дайте развернутые ответы в отведенной для этого паузе;
- прослушайте начало диалога (полилога), продолжайте его в парной работе;
- по мере восприятия диалога в фонозаписи (или фрагмента кинофильма), замените
реплики одного из действующих лиц синонимическими выражениями;
- воспроизведите потом диалог в новом варианте в парной работе и т.д.
3. Упражнения для обучения восприятию монологической речи:
- прослушайте текст, ответьте развернуто на вопросы;
- воспроизведите прослушанное с некоторым видоизменением конца (начала, середины
и т.д.);
- просмотрите фильм (диафильм), объясните его основную идею;
- выделите в речевом сообщении куски и озаглавьте их;
- прослушайте текст, составьте рецензию на него, используя следующий план: а) тема
сообщения, б) действующие лица, в) краткое изложение содержания, г) основная идея,
д) оценка прослушанного.
Приведу примеры методических рекомендаций для учителей начальных классов по
формированию умения слушать и слышать у младших школьников:
1. Работа по совершенствованию слушания может осуществляться на любом уроке, но
особые
возможности
для
этого
представляются
уроки
«Развития
речи»
и
«Литературного чтения».
2. Перед слушанием следует сделать установку на говорящего – это воспитание
уважительного отношения к тому, кто говорит, которое проявляется в культуре
речевого поведения слушающего.
3. Процесс восприятия текста должен быть целенаправленным. Перед слушаем,
следует сделать установку на восприятие текста, определив ее цель.
4.
Совершенствование
всех
компонентов
речевого
слуха:
физического,
фонематического, интонационного - способствует осмыслению высказывания.
5. Следует помнить, что на качество слушания влияют особенности воспринимаемой
речи.
6. Для улучшения понимания прослушанного текста, его следует повторить.
7. Надо помнить, что слишком большой объем информации воспринимается тяжелее.
8. Важно организовывать слушание в условиях отсутствия шумовых помех.
9. При выборе текста для слушание, следует учитывать психологические особенности
воспринимающего речь.
10. Необходимо сформировать у детей знания о приемах и правилах слушания.
11. Использование специальных приемов работы по развитию умения слушать,
приемов рефлексивного слушания способствует пониманию высказывания.
12. Установление связей слушания с другими видами речевой деятельности
(говорение, чтение, письмо) позволит повысить эффективность обучения каждому из
них.
В школе слушание - один из важнейших путей усвоения информации, и поэтому в
начальных классах уделяется известное внимание тому, чтобы научить детей
воспринимать на слух речь учителя, высказывания товарищей и т.д. Учитель
начальной школы делает это на всех уроках, формируя важное общеучебное умение
межпредметного характера. Основная цель курса русского языка в начальных классах
– дать основы знаний о языке, позволяющие обеспечить достаточно высокий уровень
речевого общения и грамотного письма, необходимый для успешной индивидуальной
и социальной деятельности, а также для понимания диалога русской культуры.