Напоминание

Использование мнемотехники в развитии речи детей средней группы


Автор: Валиуллина Ираида Ибрагимовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: ХМАО - Югра, г. Когалым
Наименование материала: Проект
Тема: Использование мнемотехники в развитии речи детей средней группы
Раздел: дошкольное образование





Назад




МАДОУ Детский сад «Колокольчик»

города Когалым

Проект по социально – коммуникативному развитию в разновозрастной группе

«Использование приемов мнемотехники для развития речи детей

дошкольного возраста»

Подготовила: Валиуллина И. И.

2021г.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: среднесрочный. 01.02.21 – 24.05.21

Участники проекта: дети разновозрастной группы №4, воспитатели группы,

родители воспитанников.

Актуальность проекта: общение – важная составляющая жизни человека, ведь с самого

рождения маленький человечек испытывает потребность в общении: сначала это

необходимость в эмоциональном контакте, затем в совместной деятельности и, наконец, в

сотрудничестве.

В современных условиях развитая связная речь, коммуникабельность, как характерная

особенность личности, просто необходимы. Они помогают легко ориентироваться в

информационных, определяющих коммуникативную среду, технологиях (сеть Интернет,

радио, телевидение и т.д.), решать проблемы диалога на внутриполитической и

международной арене.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта пересмотрело

отношение к детству, потребовало обновление форм и методов, содержания работы с

воспитанниками, создания таких педагогических технологий, которые уважали личность

ребенка, отвечали личностно-развивающему и гуманистическому характеру взаимодействия

взрослых (родителей (законных представителей), педагогических работников Организации) и

детей.

Одним из направлений ФГОС является образовательная область «Речевое развитие» - это

владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие

связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие

речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического

слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов

различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической

активности как предпосылки обучения грамоте.

Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого

человеческого общения зависимостью от компьютера. Всю необходимую для себя

информацию дети черпают из интернета. Они мало общаются, речевой опыт детей ограничен,

языковые средства несовершенны.

На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем:

трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на

предложенную тему, пересказ текста своими словами;

бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос,

построить краткий или развёрнутый ответ;

отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически

правильно построить распространённое предложение;

отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать

громкость голоса и темп речи и т.д

недостаточный словарный запас;

плохая дикция.

При изучении индивидуального речевого развития детей дошкольного возраста выяснилось,

что многие знания, которые ребёнок не может усвоить на основе словесного объяснения

взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко

усваивает, если это знания дают ему в виде действий с моделями, отражающими

существенные черты изучаемых явлений.

Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей

системе дошкольного образования.

Цель проекта: развитие связной речи дошкольников средствами мнемотехники.

Задачи проекта:

Образовательная: способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению

словарного запаса детей; целостного восприятия окружающего мира.

Развивающая: развивать умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы

(перекодирование информации)

Развивать творческие способности воспитанников, умение составлять схемы и

воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции.

Воспитательная: способствовать формированию у дошкольников навыков сотрудничества,

взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности,

ответственности.

Новизна проекта заключается в целесообразном слиянии наглядности, плана

высказывания и игрового характера деятельности. Действуя с пособиями, дети получают

возможность использовать два сенсорных канала: визуальный (видят картину-схему,

особенности цвета и формы), аудиальный (слышат пояснение воспитателя и рассказы

сверстников).

Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с

предметами, их зрительное восприятие – это первый этап в развитии мышления ребёнка,

поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В

последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое

применение в педагогической практике нашли приёмы мнемотехники.

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания» - это

система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение

детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное

запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и развитие

речи.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение

персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путём выделения главных

смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное нужно передать условно-наглядную схему,

изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию

связной речи детей.

Мнемотаблицы используются в следующих случаях:

- Для обогащения словарного запаса детей

- При обучении составления рассказов

- При пересказах художественной литературы

- При отгадывании и загадывании загадок

- При заучивании стихов

Мнемотехника позволяет учитывать особенности каждого ребёнка в области познания.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём

образования дополнительных ассоциаций.

К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет

долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на

лету».

Гипотеза: если систематически использовать мнемотехнику, то расширяется представление

ребёнка об окружающем мире, сформируется связная речь, что в дальнейшем приведёт к

развитию познавательной активности и коммуникативных навыков, которые в свою очередь

помогут в социальной адаптации ребёнка.

Выделялись следующие подходы в работе с детьми:

Системный - мнемотехника используется в системе обучения и воспитания.

Личностный – мнемотехника используется с учётом возможностей и потребностей каждого

ребёнка.

Диалогический – процесс обучения с использованием мнемотехники происходит в форме

диалога.

Культурологический – с помощью мнемотехники ребёнок расширяет словарный запас,

развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить.

Информационный – ребёнок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и

воспроизводит информацию об окружающем мире.

Работа по речевому развитию детей с использованием мнемотехники опирается на

следующие принципы:

- принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является

развитие ребёнка;

- принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание работы

соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и

имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

- развитая связная речь воспитанников в соответствии с возрастом;

- активизация речевой деятельности детей; обогащение словарного запаса

- повышение уровня умения детей общаться как со взрослыми, так и со сверстниками.

Таким образом, данный проект обеспечивает реализацию учебного плана образовательной

программы дошкольного образования МАДОУ «Колокольчик» в полном объёме;

способствует речевому развитию детей дошкольного возраста, обозначенному в Федеральном

государственном образовательном стандарте;

формирует у ребенка дошкольного возраста первичные универсальные учебные действия

(познавательные, регулятивные, коммуникативные).

Материально-технический ресурс:

Проведенный мониторинг условий для реализации проекта показал, что в нашей возрастной

группе есть все необходимое:

Хорошо оснащенные и соответствующие гигиеническим требованиям Центр книги и

развития речи, Центр театра и ряжения;

Наличие наглядно-дидактического материала для проведения занятий по речевому развитию

(схемы, алгоритмы, мнемотаблицы, иллюстрации и т.д.);

Настольно-печатные и дидактические игры для развития связной речи в самостоятельной

деятельности дошкольников;

стабильная связь ДОУ с другими социальными институтами (общеобразовательной школой,

городским музеем, библиотекой семейного чтения, учреждениями культуры).

Технологический ресурс:

Описание технологий, методов, приемов.

Модель реализации проекта:

Традиционные фронтальные занятия, как форма организации образовательной

деятельности, являющей приоритетной в более ранний периоды дошкольного воспитания, в

настоящее время не является подходящей для развития речи воспитанников, так как позиция

взрослого по отношению к ребенку не соответствует требованиям стандарта дошкольного

образования.

На современном этапе деятельность педагога в образовательной деятельности должна

измениться коренным образом: воспитатель учит детей не бояться проблемных ситуаций,

открывать новые знания, находить верное решение самостоятельно, творчески. Он не

преподносит детям знания в готовом виде «на блюдечке». При таком сотрудничестве

педагога с ребёнком деятельность дошкольника приобретает познавательно-

исследовательский, поисковый характер.

Развитие связной речи целесообразно в совместной организованной деятельности детей и

педагога как наиболее доступной для этого возраста модели. В данном случае

это непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию с использованием

картинно-графических схем, которые способствуют развитию внимания, мышления,

наблюдательности, образования наиболее отчётливых и правильных представлений об

изучаемых предметах и явлениях.

Материал занятий подобран так, что одно упражнение закрепляет, углубляет, показывает с

разных сторон изучаемый в другом упражнении материал и идет от простого к сложному. В

дошкольном возрасте процесс познания происходит эмоционально - практическим путем,

поэтому каждый дошкольник - маленький исследователь большого мира. Необходимо

научить не только воспринимать окружающую действительность: предметы, людей, явления,

но и уметь использовать свои наблюдения и знания.

Работа с мнемотаблицами проходит в несколько этапов:

- Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

- Осуществление перекодирования информации, т.е. преобразование из символов в образы.

После перекодирования информации осуществляется пересказ сказки (рассказа),

стихотворения с опорой на символы и образы, т.е. происходит обработка метода

запоминания. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

Для детей среднего дошкольного возраста использовались цветные мнемотаблицы, т.к. у

детей остаются в памяти отдельные образы: ягодка - красная, солнышко - жёлтое.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово или

словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом всё стихотворение

зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти, используя мнемотаблицу,

воспроизводит стихотворение целиком.

Этапы работы над стихотворением.

1. Выразительное чтение стихотворения.

2. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем ещё раз чтение

стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

3. Вопросы по содержанию стихотворения, помочь детям уяснить основную мысль.

4. Выяснить какие слова непонятны, объяснить в доступной для детей форме.

5. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяют её с опорой на

мнемотаблицу.

6. Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Описательный рассказ.

Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память,

мышление). Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание это анализ. Это ребёнку

очень трудно. Считаю, что здесь важно научить ребёнка сначала выделять признаки

предметов и вносить их в мнемотаблицу.

Творческий рассказ.

Чтобы рассказы детей были не однообразны, логично построены, существенную помощь

окажут мнемотаблицы.

Пересказ.

Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется

структура речи, её выразительность, умение строить предложения. Если пересказывать с

помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание ребёнок

уже концентрирует на правильном построении предложений.

Существует множество приемов мнемотехники, но приемлемыми для дошкольников

являются: группировка, классификация, поиск опорного пункта, схематизация,

структурирование материала.

Группировка – когда материал делится на части. Кроме того, материал можно разделить на

определённые, чётко обозначенные части – классы. Другими словами, классифицировать

информацию. Например, выделить: животных и растения, живые объекты и неживые и т.д.

Этот приём называется классификацией. Эти приёмы хороши тем, что уменьшают нагрузку

на память ровно во столько раз, на сколько частей или классов разделён необходимый для

запоминания материал. Психика человека так устроена, что любая новая информация помимо

нашей воли цепляет, как-то затрагивает старую, уже известную. Эти процессы называют

ассоциациями, а способ – ассоциативным. Для того чтобы использовать эту способность для

запоминания, достаточно задать ребёнку вопрос: что напоминает тебе это слово, этот

рисунок? А напоминать новая информация может о чём угодно. Это зависит от опыта, уровня

развития, пола ребёнка, актуального состояния и т.д. Поэтому никогда не стоит отвергать то,

что предлагает ребёнок, даже если эта ассоциация кажется неудачной. Любая информация

всегда содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. Этот приём

называется поиском опорного пункта. Например, для запоминания текста рассказа, сказки

необходимо использовать несколько опорных пунктов. Это своего рода план для

припоминания, или мнемический план. В ряде случаев дети легче запоминают материал, если

его основное содержание изображается в виде схем. Этот приём называется схематизацией.

Разрозненную информацию легче запомнить. Придумывая какие-либо связки, посредники,

добавляя к запоминаемому что-то от себя. Этот приём называется достраивание материала.

Нельзя не сказать о структурировании материала, при котором устанавливаются связи

внутри материала, благодаря чему он начинает восприниматься как целое. Этот приём

позволяет ребёнку хорошо запоминать, сохранять и воспроизводить любую информацию, ибо

направлен на упорядочение материала.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

- Изучение научно-педагогической литературы по использованию мнемотехники для

развития связной речи детей;

- Изучение опыта работы педагогов по использованию мнемотехники в сети Интернет

(статьи, методические разработки, образцы схем);

- Подбор и создание дидактических пособий (мнемодорожек, мнемотаблиц, коллажей,

тактильных дорожек (ладошек);

- Анкетирование родителей «Речевое развитие детей».

2 этап – практический.

Работа с воспитанниками:

Использовать в работе мнемотаблицы начала с детьми средней группы. Хотя уже в

младшем возрасте использовала простейшие схемы одевания, формирования культурно-

гигиенических навыков, экологических представлений и т.д. (мнемодорожки)

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использовались модельные

схемы, мнемотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»

Опираясь на опыт педагогов, разработала мнемотаблицы для составления описательных

рассказов о насекомых, птицах, животных, овощах и фруктах, одежде, посуде.

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки

рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных

признаков; обогащают словарный запас детей.

Взаимодействие с семьями воспитанников:

- Консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотаблиц,

мнемодорожек;

- Консультация для родителей: «Что такое мнемотехника?»;

- Выставка мнемотаблиц в родительском уголке для развития речи детей дома;

3 этап – заключительный:

- Проведение изучения индивидуального речевого развития детей после реализации проекта;

- Обобщение и распространение полученных результатов;

Результативность опыта:

Развитие речи детей дошкольного возраста, в том числе связной речи – важнейшая задача

всех педагогов ДОУ. Современные методы и технологии должны присутствовать во всех

видах совместной образовательной деятельности с воспитанниками. Результатами

организации в нашей возрастной группе занятий по речевому развитию с использованием

мнемотехнологий стали:

1 Повысился уровень владения речью как средством общения и культуры.

2 Обогатился и стал активнее словарный запас детей.

3 Вырос показатель развития монологической и диалогической речи детей.

4 Повысился уровень развития речевого творчества детей.

Таким образом, из всей проделанной работы можно сделать вывод, что систематическое

использование средств мнемотехники в непосредственной образовательной деятельности

дошкольников по развитию речи расширяется представление ребенка об окружающем мире,

формируется связная речь, развивается познавательная активность и коммуникативные

навыки, происходит обогащение активного словаря.

Приложение №1

Консультация для родителей

«Что такое Мнемотехника?»

«Мнемотехника» и «мнемоника» – это «техника запоминания«. Слова эти

происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.

Первые приемы запоминания были придуманы античными ораторами для

запоминания своих длинных речей.

Сейчас же мнемотехника используется для запоминания различных видов

информации: списки телефонных номеров, хронологические таблицы,

разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты,

содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т. п.

Мнемотехника – навык. Это значит, что здесь нет «волшебных таблеток» –

хитрых техник, узнав которые вы сразу же станете запоминать в 10 раз больше

информации.

Но есть определенные приемы, освоив которые, можно в разы быстрее

запоминать огромное количество информации.

Этот навык можно сравнить с работой компьютера:

сознательно стирать запомненные данные

контролировать длительность запоминания

перемещать запомненные данные

На самом деле, это очень увлекательное занятие. Освоив даже самые простые

приемы можно с легкостью в этом убедиться, к тому же навык специального

запоминания дает массу полезных преимуществ.

Так что же дает мнемотехника?

возможность накапливать огромное количество информации

колоссальную экономию времени при запоминании

возможность быстрого обучения

мощное развитие мышления и внимания

эффективную гимнастику для мозга

Суть методики для запоминания стихов

Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и

заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а

также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению

средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса,

интонация), способствует выработке четкой дикции.

Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия

и запоминания стихов детьми. Облегчает восприятие поэзии и процесс

запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору,

особая чувствительность к рифме.

Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и

увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяют

детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее

перекодировать, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными

учебными задачами.

Однако для развития связной речи использования одних искусственных

приемов запоминания мало, поскольку основной опорой запоминания являются

не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи,

устанавливаемые как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым

материалом и чем-либо уже хорошо известным. Особенность методики в том, что

для опосредованного запоминания предлагаются изображения предметов. Такие

задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов

Основное место в работе с детьми занимает использование в качестве

дидактического материала мнемотаблиц.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения и

решает задачи, направленные на:

• развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного

мышлении;

• развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом

воспроизведении.

Так, детям дается чистый лист, разделенный на несколько клеток (бланк-

мнемотаблица). На доске по одному полю заполняются пустые клетки

мнемотаблицы. Дети рисуют на собственных бланках. Таким образом, каждый

ребенок в ходе занятия заполняет свою собственную мнемотаблицу, с помощью

которой он имеет возможность рассказать стихотворение.

Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок

знает, с чего он должен начать, чем продолжить, а также как его завершить. При

заучивании стихотворений можно использовать опорные рисунки. Данный прием

увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у

ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков,

позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Предлагаемая методика очень хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую

эффективность при работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека

гораздо проще «опирается» на образы, и именно по ним проще запомнить слова,

фразы и даже цифры, которые до этого запоминались с большим трудом.

Другими словами, если ребенку сложно запомнить строки стихотворения, то с

нарисованными к нему образными картинками – эффективность запоминания

увеличивается на порядок.

Описание методики

- Берем заданное на изучение стихотворение.

- Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре

строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе

бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно

нарисовать табличку для картинок, можно сложить лист бумаги на четыре или

восемь частей. Все зависит от того, как удобнее.

- Читаем стихотворение и для каждого блока рисуем ассоциативный образ,

который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет

придумывать и рисовать сам ребенок. Стоит заменить, что чем проще будет

рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать

целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.

- После этого, попросить ребенка рассказать стихотворение, используя

только ассоциации, то есть нарисованные картинки.

- Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи

картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов.

Для того, чтобы лучше запомнить это стихотворения. Разбиваем его на отдельные

блоки. Берем лист бумаги (складываем его на восемь частей), карандаши, и

рисуем то, с чем у нас ассоциируется та или иная строка стиха.

Приложение №2

Анкета для родителей “Речевое развитие ребенка”

Цель: определение уровня речевого развития детей средней группы ДОУ.

Уважаемые родители! Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, по

возможности, подробное обоснование.

1. Фамилия, имя ребенка________________________________________________________

Ф.И.О. родителя ______________________________________________________________

2. Дата рождения ребёнка ______________________________________________________

3. Обращаете ли вы внимание на речь вашего ребёнка?______________________________

4. Как Вы считаете, соответствует ли речевое развитие вашего ребёнка возрастной норме? (да, нет, не знаю)

_____________________________________________________________________________

5. Знакомы ли вы с нормами речевого развития вашего ребёнка (нормы развития речи детей средней группы)

(да, нет)

_____________________________________________________________________________

6. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? В чем она заключается?

_____________________________________________________________________________

7. Как вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, воспитатели, учитель-

логопед)___________________________________________________

8. Проводилось ли ранее логопедическое обследование вашего ребенка?

_____________________________________________________________________________

9. Знакомы ли Вы с результатами логопедического заключения (диагноз; понимаете ли вы, что означает

данный диагноз)

_____________________________________________________________________________

10. Проводились ли занятия с логопедом (с какого возраста, сколько времени, результаты занятий)

_____________________________________________________________________________

11. Как вы оцениваете работу логопеда, довольны или недовольны результатами

_____________________________________________________________________________

12. Как вы думаете, от кого зависят результаты логопедических занятий? (только от логопеда, от самого

ребёнка, от родителей, от учителя, воспитателя)

_____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

___________________________________________

15. Как Вы думаете, участие родителей в коррекционно-развивающем процессе (необходимо, не нужно, не

играет роли)

_____________________________________________________________________________

16. Требуются ли Вам консультации логопеда (да, нет, по какому вопросу).

_____________________________________________________________________________

17. Ваши вопросы и предложения.

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

__________________________

Благодарим за сотрудничество!

Дата ________________________ Подпись родителя: ____________________________

Приложение №3

Приложение №4

«Варим, варим мы компот» «Весенняя гостья»

«Я сосульку не сосу..»



В раздел образования