Автор: Петрунина Надежда Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: СП "Детский сад №6" ГБОУ ООШ №5 г.о. Октябрьск
Населённый пункт: Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: КВЕСТ - ИГРА: «В ГОСТЯХ У ГНОМА-ЭКОНОМА».
Раздел: дошкольное образование
КВЕСТ - ИГРА:
«В ГОСТЯХ У
ГНОМА-ЭКОНОМА».
Цель:
повысить
интерес
старших
дошкольников
к
получению
экономических знаний.
Задачи:
1.
Расширить
представление
детей
о
необходимости
рационального
использования денег, о том, откуда берутся деньги, что такое труд за деньги,
о возможности оплаты товара монетами разного достоинства.
2. Развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления,
умения договариваться между собой, выполнять задания в определенных
условиях.
3. Воспитывать эмоционально положительное отношение и интерес к
деятельности экономического характера.
4. Сформировать навыки командной работы.
Образовательные
области:
«Познавательное
развитие»,
«Социально-
коммуникативное
развитие»,
"Речевое
развитие",
"Художественно-
эстетическое развитие".
Оборудование:
«Монетки»; дидактические игры: «Собери банкноту»,
«Кому, что нужно для работы?», «Найди пару», «Товары», карта "Доходы и
расходы", вывеска "Базар", мелкие предметы: мяч, машинка, вертолет
(самолет), краски, ручка, домино, карандаши; шкатулка с замком и
шоколадные монетки, план путешествия, письма, картинки сказочных героев
(буратино, стрекоза и муравей, три поросенка, муха-цокотуха), номера (круги
с цифрами 1-4).
ХОД ИГРЫ:
Воспитатель: - Ребята, прислушайтесь мне кажется кто –то к нам пришел.
Гном-Эконом: Здравствуй ребята! Я Гном –Эконом.
Меня так прозвали,
потому что я очень много работаю, коплю, экономлю денежки.
На
заработанные и сэкономленные деньги я построил в лесу свой магазин и стал
там работать и зарабатывать. Я пришел и вас все этому научить.
Воспитатель: Гном- Эконом, наши ребята и так знают что, такое деньги и
как их сэкономить.
Гном- Эконом: Сейчас проверю. Вот ваши родители тоже ходят каждый
день на работу и получают там…
Дети: Зарплату.
Гном- Эконом: Правильно, а еще со мной живут Гном - дедушка и Гномела -
бабушка. Они уже старенькие и не работают, но тоже что-то получают…
Дети: Пенсию!
Гном-эконом: Правильно, какие вы молодцы! А вот все деньги, которые
ваша семья заработала как называется?
Дети: семейный бюджет.
Гном-эконом: Молодцы! Узнав, о том, что я отправляюсь к вам в гости, мои
соседи герои сказок тоже захотели с вами познакомиться, я им пообещал
привести вас к ним в гости. Они для вас придумали очень много игр и
заданий очень много.
За правильные ответы вы будете получать монетки, на
которые сможете приобрести товар в моём магазине. Согласны отправится в
гости?
Дети: Да!
Гном-эконом: Тогда я предлагаю нам отправиться в путь. А действовать мы
будем вот по этой карте. (Показываю карту).
Гном-Эконом: Итак, отправляемся в сказочное путешествие.
Но для начала нам нужно попасть в сказку.
Ножкой топнем,
В ладоши хлопнем
Вокруг себя повернемся,
Дружно за руки возьмемся,
Глаза закроем, скажем «Ах!»
и окажемся в гостях!
В гостях у сказки!
1 пункт назначения. "Буратино"
Первое послание от героя сказки:
Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут? (Буратино)
Буратино: Отгадайте мою загадку:
Бывают они медные,
Блестящие, бумажные,
Но для любого из людей,
Поверьте, очень важные! (Деньги)
Гном-Эконом: Правильно, ребята, деньги!
Воспитатель:- Для чего нужны деньги? (Покупать товар, копить, давать в
долг, коллекционировать…)
- Совершенно, верно. Деньги нужны людям, в современном мире без них
прожить не-возможно.
- Как называются бумажные деньги? (купюры, банкноты)
- Как называются металлические деньги? (Монетки).
- Как называются иностранные деньги? (Валюта).
Сейчас каждая команда должна сложить денежную банкноту.
Игра "Собери банкноту".
- Вы хорошо справились с заданием, но куда вы будете складывать деньги?
Где хранятся деньги? (В кошельке, в банке, в копилке, в сундуке).
Следующее задание от Буратино "Сложить из бумаги кошелёк."
Получайте монетку и кошелёк.
Гном-Эконом: Вы можете получить бонусные монетки, если выполните
дополнительные задания. Согласны?
Игра «Дополни»
Гном- Эконом называет признак монеты, а дети называют противоположный
признак банкноты и наоборот:
Монета круглая, а банкнота… (прямоугольная)
Банкнота бумажная, а монета… (металлическая)
Монета звенит, а банкнота… (шуршит)
Монета металлическая, а банкнота… (бумажная)
2 пункт назначения. "Стрекоза"
Текст письма: "Ребята! Я не пойму почему муравей не пустил меня к себе
жить? Стрекоза."
- А почему она такая грустная? Почему муравей не пустил Стрекозу к себе
жить? (ответы детей).
- Для чего нужно работать?
- Правильно, ребята, чтобы хорошо жить нужно обязательно трудиться,
работать.
Игра "Кому что нужно для работы"
Раздаются карточки (профессия – орудия труда), нужно правильно соединить
картинки
- А что вы можете посоветовать Стрекозе? (Работать, открыть своё дело,
проводить праздники)
Гном-Эконом: Вы можете получить бонусные монетки, если выполните
дополнительные задания. Согласны?
Загадки о профессиях:
- Я буду загадывать загадки, а вы отгадывайте.
1) Кто, когда придёте в садик,
по головке вас погладит?
С кем вы день свой проведёте,
если мама на работе?
Кто прочтёт стихи и сказки,
даст вам пластилин и краски,
рисовать, лепить научит,
ложки раздавать поручит?
(Воспитатель)
2) Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (Повар)
3) Если вьется пламя,
Дым валит столбом,
«Ноль- один» мы наберем,
Его на помощь позовем. (Пожарный)
4) Если заболело ухо,
Если в горле стало сухо,
Не пугайся и не плачь,
Ведь тебе поможет ... (врач)
5) У этой волшебницы,
Этой художницы,
Не кисти и краски,
А гребень и ножницы.
Она обладает
Таинственной силой:
К кому прикоснётся,
Тот станет красивый. (Парикмахер)
6) У него товаров горы:
Огурцы и помидоры,
Кабачки, капуста, мед –
Все он людям продает… (Продавец)
Игра «Товар – не товар»
Фермер привез на рынок молоко (товар)
Папа починил детям игрушку (не товар)
Мама испекла пирог к празднику (не товар)
Плотник сделал шкаф и продал его (товар)
Маша сварила варенье для Миши (не товар)
На фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин (товар)
Кот Матроскин сшил Шарику фартук (не товар)
В издательстве напечатали много детских книг (товар)
3 пункт назначения. "Три поросёнка"
Здравствуйте я Наф-наф. Нас трое братьев, мы работаем строителями. И
получаем за это зарплату. Ниф-ниф получил зарплату и всю истратил на
новую шляпу и шорты, а братец Нуф-нуф когда получил зарплату, то пошел
в лесное кафе «Сластена». И зарплаты хва-тило только на один день. А ведь
нужно еще платить за квартиру и телефон. И продукты нужно покупать. Как
нам быть?"
Воспитатель: Как помочь поросятам?
Дети: Они должны рассчитать свой бюджет.
Гном-Эконом подводит детей к схеме, на которой выкладываются понятия -
расход, доход и из чего они состоят. (Схема в виде больших разноцветных
кругов, карточек). Дети распределяют карточки на доход и расход.
- Что такое доход? (Зарплата, пенсия, стипендия, пособия)
- Что такое расход?
Наф-наф: Молодцы! Получайте монетку.
Гном-Эконом: Вы можете получить бонусные монетки, если выполните
дополнительные задания. Согласны?
Игра «Доход - расход»
- Я начну читать сейчас.
Я начну, а вы кончайте
Хором мне не отвечайте: доход или расход
Мама получила зарплату – доход
Бабушка заболела – расход
Выиграли приз – доход
Потеряли кошелёк – расход
Продала бабушка пирожки – доход
Заплатили за квартиру – расход
Нашли на улице 100 рублей – доход
Купили продукты – расход
Вам подарили подарок на д/р – доход
Мама получила премию – доход
Папе купили запаску на машину – расход
Игра «Четвертый лишний»
- Кошелек, банк, банка, банковская карта
- Хлеб, здоровье, игрушки, книжки
- Зарплата, пенсия, проезд на автобусе, клад
- рубль, доллар, юань, кошелек
4 пункт назначения. "Муха - Цокотуха"
Муха, Муха - Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
"Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!"
Муха:- Из какой я сказки Муха-Цокотуха? (Из одноименной сказки К.
Чуковского)
- Ребята, а мы с вами пойдём на базар? (Да!)
Но прежде нужно решить экономические задачи:
1. Когда шуба стоит дороже: летом или зимой? Почему?
2. Когда будут дешевле груши: летом или зимой? Почему?
3. На рынок привезли яблоки. Продавцу Свете яблоки доставили свежие,
большие, с красными боками, а продавцу Косте яблоки привезли маленькие,
сморщенные. Цена на них одинаковая. У кого яблоки купят быстрее?
4. В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 5 рублей за 1
килограмм, а в другом по цене 6 рублей за 1 килограмм. В каком магазине
раскупят огурцы быстрее? Почему?
Молодцы, решили все задачи. Получайте ещё монетки.
Гном-Эконом: Вы можете получить бонусные монетки, если выполните
дополнительные задания. Согласны?
Игра «В каких магазинах можно купить»
Задача детей соединить линией один товар с магазином:
Велосипед - спортивный магазин
Газета - Киоск «Союзпечать»
Аптека - Лекарство
Магазин продуктовый – молоко, хлеб, колбаса.
Мяч - Магазин «Игрушек»
Клетка для птицы - Зоомагазин
Магазин «Книги» - книга Мыло, порошок – хозяйственный магазин
Игра «Товар»
Детям необходимо сопоставить товар с производителем
• Мебельная фабрика
• Молокозавод
• Мясокомбинат
• Хлебозавод
и картинки с товарами, производимых на этих заводах или комбинатах.
Гном-Эконом: А теперь отправляемся в магазин.
Добро пожаловать в мой магазин. Тут вас ждет последнее задание.
Я буду задавать вопрос. Кто будет готов дать ответ - отвечает.
- На товаре быть должна
Обязательно… (цена)
- Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким… (доход).
- Сколько купили вы колбасы,
Стрелкой покажут вам точно… (весы)
- Очень вкусная витрина
У овощного… (магазина).
- Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в … (банке).
- И врачу, и акробату
Выдают за труд… (зарплату).
- Мебель, хлеб и огурцы,
Продают нам … (продавцы)
- Все, что в жизни продается
Одинаково зовется:
И крупа, и самовар,
Называется … (товар)
Молодцы!
Ребята у вас есть монетки. Посчитайте, сколько монеток у вас?
Что вы на них можете купить, если мяч стоит 2 умника, конфеты - 4,
вертолёт (самолет) - 5, краски -3, ручка - 6, домино – 10, карандаши - 2.
- А что нельзя купить? (ответы детей).
- Правильно дружбу, честность, доброту, любовь, уважение, здоровье.
Потому что это ни за какие деньги не купишь. И это самое главное.
Молодцы! Ребята вы так много знаете!
Воспитатель: Гном-Эконом, нам очень понравилось в твоей стране но нам
уже пора возвращается.
Гном- Эконом: Да да и мне надо возвращается к работе! Вот вам волшебная
палочка, закройте глаза взмахните палочкой и окажитесь в ваш детском саду.
Досвидание!