Напоминание

"Обучение грамоте дошкольников"


Автор: Крылова Екатерина Владимировна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 59 д\о 2
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Методический материал
Тема: "Обучение грамоте дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

ГРАМОТЕ

РЕЧЕВАЯ ОДАРЕННОСТЬ МАЛЫШЕЙ

Очень важно не упустить период в развитии детей

– возраст четырех-пяти лет .Методика обучения

дошкольников грамоте, созданная на основе метода

блестящего детского психолога Д.Б Эльконина

строится именно на особом интересе ребенка этого

возраста к звучащему слову. Важно поддерживать

детский интерес развивать его с помощью

различных игровых приемов, направлять детей на

специальное знакомство с языком. Обратите,

пожайлуста, внимание: дети играют ,а не учатся

грамоте!

СЛУШАТЬ СЛОВО И СЛЫШАТЬ ЕГО

Когда мы знакомим ребенка с каким-то предметом,

мы даем ему этот предмет в руки, помогаем его

рассмотреть ,обращаем внимание малыша на

различные его свойства. Рассказываем детям о

животных ,мы рассматриваем вместе с ними

картинки ,как бы исследуем все, о чем рассказываем.

Знакомясь с конспектами занятий ,Вы увидите, какое

длительное время занимает такая работа.

Естественно ,дети овладевает способом

интонационного выделения звука в слове с

различной скоростью. Среди ваших воспитанников

могут оказаться и такие, которые так и не смогут

научиться этому ,но поймут саму сущность этого

способа работы и будут справляться с заданием

изолированного называния нужного звука.

Удовлетворитесь этим - ведь Вы их научили их

главному – умению услышать в слове звук и назвать

его изолированно.

ВСЛУШИВАЕМСЯ В ЗВУКИ

Хорошо известно ,как часто при обучении грамоте в

школе дети затрудняются в дифференциации твердых

и мягких согласных.

Внимание должно акцентироваться на

последовательности действии которые всегда должен

осуществлять ребенок ,прежде чем произнести слово.

1)Произнести четко слово

2)Повторить это слово с интонацией

3)Назвать этот звук изолированно

4)Определить какой это звук

Воспитатель должен на каждом занятии терпеливо

учить детей запоминать этот порядок действий,

подводя их своими вопросами к правильному ответу .

ДЕТИ ОЧЕНЬ РАЗНЫЕ

Обращаясь к ребенку с вопросом, давая ему

задание ,всегда соотнесите его степень сложности с

возможностями ребенка. Особенно важно помнить об

этом при проведении дидактических речевых игр им

упражнений, которые описываются в каждом

сценарии.

Важнейшую роль играют занятия и в умственном

воспитании детей - Вы постоянно учите их сравнивать

слова и звуки между собой находить в них сходство и

различие, доказывать правильность своих ответов, тем

самым формируя мышления детей

УЧИМСЯ ПРОВОДИТЬ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА

Обучение грамоте начинается в старшей группе

детского сада. Основная задача этой

непросредственности образовательной деятельности

– обучение детей звуковому анализу слов. В

старшей группе Вы познакомите детей со всеми

гласными буквами, с несколькими согласными

буквами и научите их чтению прямого слога.

Вы будете учить детей проводить звуковой анализ

слова на каждом занятии по обучению грамоте. Во

время этого обучения дети узнают, что звуки

делятся на гласные и согласные ,что согласные

звуки бывают твердыми и мягкими, глухими и

звонкими, учатся их различать и обозначать

соответствующими знаками

Важно помнить ,что в каждой группе обязательно есть дети,

путь усвоения материала дается тяжело. Эти дети требуют

постоянного руководства воспитателя и напоминания

последовательности операций. Помощь этим детям нужна

именно в не поведение звукового анализа, а в напоминании

последовательности действий при его проведении. Обучая

детей звуковому анализу слов, Вы должны ясно осознавать, что

формируете у них не только практические навыки будущего

чтения и письма ,но и закладываете основы успешного

осознания в начальной школе системы родного языка.

УЧИМ БУКВЫ

На следующем этапе обучения дети знакомятся с буквами обозначающие

гласные звуки причем водятся эти буквы парами а - я , о -е .Таким образом

закрепляется те знания о твердых и мягких согласных, которые дети

получили на предыдущем этапе обучения. Дети знакомятся с гласными

буквами на фоне продолжающегося обучения звуковому анализу слова.

При этом звуковой модели слова все гласные звуки постепенно

заменяются буквами ,то есть детям наглядно показывают, какие гласные

буквы пишутся после твёрдых, а какие - после мягких согласных.

Знакомясь таким образом с гласными буквами , дети узнают законы и

правила родного языка - принцип обозначения гласными буквами

твердости и мягкости согласных звуков. Четкий алгоритм ведения гласных

букв, неизменно повторяющийся при знакомстве с каждой новой парой,

способствует усвоению этих достаточно сложных нормы русской

письменности

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

Особая сложность обучения чтению в русском языке заключается в

том, что букв в нашем алфавите меньше , чем звуков. Пары твердых и

мягких согласных обозначаются одной и той же буквой. Опираясь на

знания наших детей о том, какие гласные буквы пишутся после

твердых, а какие - после мягких согласных, можно научить их

механизму чтения прямого слога даже до введения согласных букв.

Но всегда в группе 1-2 ребенка, которым необходима помощь

воспитателя. Как правило ,это дети , которые по каким-то причинам

нетвердо усвоили знания о правописании гласных букв после твердых

и мягких согласных звуков.

Помогите им так, как Вы это делали при обучении звуковому анализу

слов: ребенок должен быть уверен , что у него все получится, что он

будет читать не хуже остальных.

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ

Нам нужно научить детей хорошо

читать по слогам, постепенно

переходя к чтению целыми словами и

предложениями .Мы должны показать

своим воспитанникам ,что читать

самим интересно. Но самостоятельное

чтение пока еще представляет для

ребенка столько технических

трудностей, что никакого

удовольствия от этого чтения он не

получает и не может получать.

Значит , и на этом этапе обучения мы

должны специально создать условия

для того, чтобы ребенок хотел

прочесть то ,что мы ему предлагаем ,а

значит, сделать процесс чтения

интересным.

Одновременно можно учить детей писать, но только печатными

буквами, и тогда Ваши задания они могут не только выложить из

разрезной азбуки , но и самостоятельно записать. И, наконец ,не

нужно забывать о том ,чему Вы учили ваших воспитанников

средней старшей группах детского сада ,и продолжать работу со

звуками , постоянно давая детям самые разнообразные задания,

связанные со звуковым анализом слов.

И наконец, еще один очень важный момент : ребенок ,который

только учится читать, естественно, не может еще читать

самостоятельно детские книжки со сложными, хотя и

интересными для него текстами. Поэтому ни в коем случае нельзя

прекращать чтение взрослых детям- непосредственную

образовательную деятельность по чтению художественной

литературы .

Ребенок на данном этапе обучения чтению читает только

для того, что бы получить одобрение взрослого , он еще не

может читать самостоятельно то, что ему по - настоящему

интересно .Пожалуйста объясните от родителям .Пусть

они будут Вашими союзниками в сложной работе по

воспитанию у детей любви к самостоятельному чтению .

Только заниматься с ребенком таким образом, мы сможем

подойти к решению важнейшей - задачи добиться того,

чтобы наши дети полюбили самостоятельное чтение.

Желаю вам успеха!



В раздел образования