Автор: Беспалова Ирина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад
Населённый пункт: р.п.Дергачи
Наименование материала: СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯС ПРОФЕССИЯМИ ВЗРОСЛЫХ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Тема: СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯС ПРОФЕССИЯМИ ВЗРОСЛЫХ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ТОПОЛЕК» р.п. ДЕРГАЧИ
ДЕРГАЧЕВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯС ПРОФЕССИЯМИ
ВЗРОСЛЫХ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
ВОСПИТАТЕЛЬ: БЕСПАЛОВА И.А.
2021
СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ПРОФЕССИЙ ВЗРОСЛЫХ
ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В современном мире проблема социального развития подрастающего
поколения стала одной из самых актуальных. Родители и педагоги как никогда
раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот
мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
В этом сложном процессе становление человека немало зависит от того,
как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в
жизни и реализовать собственный потенциал.
Проблема социально-личностного развития детей является одной из
активно
разрабатываемых
проблем
в
теории
и
практике
дошкольного
образования.
На протяжении многих лет исследований учѐных в области дошкольной
педагогики и психологии доказан тот факт, что именно в первые годы жизни
ребѐнка закладываются основные структуры его личности, что возлагает
важную миссию и особую ответственность по воспитанию необходимых
качеств у нового подрастающего поколения на родителей и педагогов
дошкольных
образовательных
организаций.
Следовательно,
проблема
социально-личностного развития становится особо актуальной в теории и
практике дошкольного образования.
Проблемы социально
–
личностного
развития
и
воспитания
детей
дошкольного возраста кроются в тех переменах, которые происходят в нашем
обществе
и
государстве.
В
условиях
продолжающейся
нестабильности
социально – экономической, политической жизни страны продолжает расти
число детей, попавших в трудные жизненные условия: растет число разводов и
количеством
неполных
семей,
ухудшаются
условия
содержания
детей,
встречаются
семьи
с
жестоким
обращением
с
детьми,
страдающие
алкоголизмом и наркоманией.
В детском саду педагоги сталкиваются со следующими проблемами:
встречаются
малыши
с
нарушениями
в
общении,
с
повышенной
застенчивостью,
тревожностью,
агрессивностью,
гиперактивностью,
неуверенные в себе дети.
Причины этих нарушений могут быть самые различные, но все эти
нарушения мешают не только окружающим, но и самим детям. Эти данные
говорят о важности и необходимости проведения работы по социально
личностному развитию детей в дошкольном образовательном учреждении.
Процесс социально - личностного развития дошкольников в детском
образовательном учреждении включает различные виды деятельности:
- Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным
членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в
собственных силах, в способности получать реальный результат.
-
Исследовательская
деятельность
–
дает
возможность
ребенку
самостоятельно
находить
решение
или
опровержение
собственных
представлений.
- Изобразительная деятельность - позволяет ребенку с помощью работы,
фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
- Предметная деятельность – удовлетворяет познавательные интересы
ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
-
Наблюдение
–
обогащает
опыт
ребенка,
стимулирует
развитие
познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
- Коммуникативная деятельность (общение) – объединяет взрослого и
ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной
близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
- Конструктивная деятельность – дает возможность формировать сложные
мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления
собственным поведением.
- Проектная деятельность – активизирует самостоятельную деятельность
ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
Не
секрет,
что
дети
дошкольного
возраста
по
природе
своей
исследователи, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он
настроен на познание мира. Поэтому, одним из перспективных методов,
наиболее эффективным и интересным для дошкольника, является метод
проектной деятельности.
Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся
достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос
и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки.
Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и
взрослых,
педагоги
нашего
дошкольного
учреждения
организуют
воспитательно-образовательную
деятельность
интересно,
творчески,
продуктивно.
Метод
проектов
можно
рассматривать
и
как
особый
механизм
взаимодействия
семьи
и
ДОУ.
Особенностью
проектной
деятельности
дошкольника является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти
противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель.
Поэтому
в
воспитательно-образовательном
процессе
ДОУ
проектная
деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие
дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и
поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать
непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой
педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от
своих успехов и успехов ребенка.
Мир
профессий
в
обществе
–
сложная,
динамичная,
постоянно
развивающаяся система. Сколько много новых профессий появилось только за
последние несколько лет, а какие профессии нам будут нужны в будущем? К
чему готовить наших воспитанников? Это айти-специалисты (программисты,
вебдизайнеры), инженеры, переводчики.
Но какие бы профессии не были востребованы в будущем, в любой
области, прежде всего:
- необходимо быть всерьёз увлечённым ею;
- стремиться к постоянному развитию и повышению навыков и знаний.
Самым
эффективным
методом
в
ознакомлении
дошкольников
с
профессиями является проектный метод, который основывается на личностно-
ориентированном подходе.
Согласно годовому плану в Декабре стартовал проект, который мы с
ребятами назвали «Профессии моих родителей». Для работы над проектной
деятельностью мною был подобран методический материал: иллюстрации,
книги по теме, игры, стихи, песни. Свою работу мы решили начать с
наблюдений за трудом взрослых в детском саду. Были организованы экскурсии
в
рабочий
кабинет
медсестры,
где
дети
с
интересом
рассматривали
оборудование, инструменты, пособия, с которыми работает медицинский
работник. Вели наблюдение за работой няни.Наблюдали за работой дворника,
посещали пищеблок, где пообщались с поварами, которые готовят вкусные и
полезные обеды и завтраки.С интересом рассматривали большие кастрюли,
огромные электрические плиты, разделочные доски.
С помощью родителей создали фотоальбом, где родители запечатлены на
своем рабочем месте. Родители с большим желанием откликнулись на просьбу
и приняли участие в реализации проекта.
Было проведено анкетирование, где родители совместно с детьми
отвечали на вопросы анкеты. Также рекомендовали родителям использовать в
работе с детьми развивающий сайт «Робоборик» для интерактивных занятий,
на котором ребята выполняли разнообразные задания, в том числе по теме
«Профессии». (Слайд).
Дети с помощью родителей составляли мини рассказы, сочинения на тему
«Моя будущая профессия».
Через
виртуальные
экскурсии
дети
познакомились
с
профессиями
инспектора
ГИБДД,
просмотрели
кино-ролики
о
работе
библиотекаря,
пожарного, спасателя. Благодаря работе над проектом обогатился словарный
запас дошкольников, пополнилась база в познании профессий.
Были просмотрены презентации на тему «Каждый должен сам решать, кем
когда он хочет стать». Дети с большим удовольствием обыгрывали профессии в
сюжетно-ролевых
играх.
Была
проведена
музыкально-театрализованная
постановка «Кем быть».
В своей проектной деятельности я также затронула тему «Знакомство
детей с военными профессиями», где были проведены беседы «Чтобы стать
военным», «Я служу на границе». Были просмотры слайды «Военная техника»,
видео презентация «Пограничник».
Мы организовывали книжные выставки «Окно в мир профессий», читали
художественную литературу, приготовили открытку-аппликацию папе, провели
музыкально-спортивный праздник, посвященный Дню Защитника Отечества
«А ну-ка, мальчики».
Наши дети и родители с интересом и с большим желанием принимали
участие на всех этапах проекта.
В ходе проектной деятельности дети оказались интересны родителям. Они
увидели своих детей с другой стороны, поскольку выдвигали различные идеи,
открывая новые в уже знакомых ситуациях. Жизнь детей и родителей
наполнилась богатым содержанием, укрепив детско-родительские отношения.
Использование
метода
проектов
позволяет
формировать
активную,
самостоятельную и инициативную позицию ребенка. Проектная деятельность
поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и
семьи: помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт
реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка
еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации
социального
принятия,
которая
стимулирует
его
личностный
рост
и
самореализацию.