Напоминание

«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях МДОУ»


Автор: Николаева Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №8
Населённый пункт: г.Томск
Наименование материала: статья
Тема: «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях МДОУ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья по теме: «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях

МДОУ»

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, что закреплено в

законе «Об образовании Российской Федерации». У человека все закладывается с детства, и

профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору

будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по

мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы

облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных

знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной

деятельности взрослых. В этом случае углубленное изучение профессий через профессии

родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда.

Ребенку необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки,

познакомить со спецификой профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку,

а также уметь ориентироваться в многообразии современных профессий, «попробовать» себя

в них через игровую деятельность, чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка.

Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем

легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на

выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для

оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его

индивидуальным возможностям.

Согласно Постановления Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной

ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27

сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных

образовательных организаций. ДОУ является первой важной ступенью знакомства

дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об

окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный

опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.

Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах

выдающихся педагогов прошлого. К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей

формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку

стремление быть и жить. А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это

обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. Педагоги Н.Е.

Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее

распространенными в конкретной местности. Т.И. Бабаева и А.Г. Гигоберидзе рекомендуют

не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих

профессий.

Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее

знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и

опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане

самообслуживания, при выполнении посильной работы).

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС

дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-

коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного

отношения к труду. Федеральным государственным образовательным стандартом ДО

определены Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть

которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников:

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет

инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении,

познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;

способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда,

другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и

радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в

себя, старается разрешать конфликты.

Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции

пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и

особенностями воспитанников. Основная сложность работы по ознакомлению детей с

профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для

непосредственного наблюдения за ней.

Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных

профессиональных ситуаций, которые бы в условиях ДОУ не удалось воссоздать. Поэтому

для формирования у детей представлений о разных профессиях педагоги используют в своей

работе ИКТ - технологии.

Больше всего дошкольники любят играть. Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В играх

дошкольники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности

взрослых.

Вот что говорят известные педагоги и психологи о детской игре?

А.Г.Асмолов писал: «Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра.

Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но

закладываются только как возможности принимать на себя разные профессиональные роли.

Образно говоря, детская игра – это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится

возможности быть капитаном, врачом и т.д.»

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного

развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности».

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный

процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных

образовательных технологий.

Технология проектной деятельности (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.

Зуйкова). Проектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по

определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по

любому направлению содержания образования.

Технология исследовательской деятельности (А.И. Савенков, Н.А. Короткова.

Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой

деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой

активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям

старшего дошкольного возраста типы исследования:

- опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений;

- коллекционирование (классификационная работа) – освоение родовидовых отношений.

Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д.Б. Эльконин, А.В.

Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко).

Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую)

действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества,

активности, самостоятельности; самореализации.

Технология интегрированного обучения (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова)

является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция – это

состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и

взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного

образования, обеспечивающее целостность.

Изучение особенностей различных профессий невозможен без использования приема

«погружение в профессию», посещение рабочих мест, рассматривания наглядной

информации профессиональной деятельности, встречи с профессионалами. Вполне логично,

что в основу этой системы необходимо положить игровую деятельность как ведущую на

этом возрастном этапе, и создать определенные условия для развития игровой деятельности.

Для реализации поставленных задач, приглашаются социальные партнеры и с ними

заключены договора сотрудничества, т.к. развитие социальных связей дошкольного

образовательного учреждения с организациями дает дополнительный импульс для духовно-

нравственного развития и обогащения личности ребенка, совершенствует конструктивные

взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.

Список использованной литературы

Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной

действительностью. Старшая и подготовительная группы. - М: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ;

Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.:

Мозайка–Синтез, 2005г.;

Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988.;

Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие /

В.П. Кондрашов. - Балашов: Изд-во «Николаев», 2004г.;

Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного

возраста // Воспитатель ДОУ. 2012 № 3;

Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? / Т.А. Шорыгина., Издательство ГНОМ и Д, 2011.



В раздел образования