Автор: Николаева Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №8
Населённый пункт: г.Томск
Наименование материала: статья
Тема: «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях МДОУ»
Раздел: дошкольное образование
Статья по теме: «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях
МДОУ»
Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, что закреплено в
законе «Об образовании Российской Федерации». У человека все закладывается с детства, и
профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору
будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по
мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы
облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных
знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной
деятельности взрослых. В этом случае углубленное изучение профессий через профессии
родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда.
Ребенку необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки,
познакомить со спецификой профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку,
а также уметь ориентироваться в многообразии современных профессий, «попробовать» себя
в них через игровую деятельность, чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка.
Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем
легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на
выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для
оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его
индивидуальным возможностям.
Согласно Постановления Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной
ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27
сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных
образовательных организаций. ДОУ является первой важной ступенью знакомства
дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об
окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный
опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.
Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах
выдающихся педагогов прошлого. К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей
формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку
стремление быть и жить. А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это
обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. Педагоги Н.Е.
Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее
распространенными в конкретной местности. Т.И. Бабаева и А.Г. Гигоберидзе рекомендуют
не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих
профессий.
Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее
знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и
опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане
самообслуживания, при выполнении посильной работы).
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС
дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-
коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного
отношения к труду. Федеральным государственным образовательным стандартом ДО
определены Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть
которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении,
познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда,
другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и
радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в
себя, старается разрешать конфликты.
Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции
пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и
особенностями воспитанников. Основная сложность работы по ознакомлению детей с
профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для
непосредственного наблюдения за ней.
Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных
профессиональных ситуаций, которые бы в условиях ДОУ не удалось воссоздать. Поэтому
для формирования у детей представлений о разных профессиях педагоги используют в своей
работе ИКТ - технологии.
Больше всего дошкольники любят играть. Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В играх
дошкольники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности
взрослых.
Вот что говорят известные педагоги и психологи о детской игре?
А.Г.Асмолов писал: «Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра.
Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но
закладываются только как возможности принимать на себя разные профессиональные роли.
Образно говоря, детская игра – это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится
возможности быть капитаном, врачом и т.д.»
В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного
развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности».
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный
процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных
образовательных технологий.
Технология проектной деятельности (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.
Зуйкова). Проектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по
определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по
любому направлению содержания образования.
Технология исследовательской деятельности (А.И. Савенков, Н.А. Короткова.
Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой
деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой
активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям
старшего дошкольного возраста типы исследования:
- опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений;
- коллекционирование (классификационная работа) – освоение родовидовых отношений.
Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д.Б. Эльконин, А.В.
Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко).
Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую)
действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества,
активности, самостоятельности; самореализации.
Технология интегрированного обучения (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова)
является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция – это
состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и
взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного
образования, обеспечивающее целостность.
Изучение особенностей различных профессий невозможен без использования приема
«погружение в профессию», посещение рабочих мест, рассматривания наглядной
информации профессиональной деятельности, встречи с профессионалами. Вполне логично,
что в основу этой системы необходимо положить игровую деятельность как ведущую на
этом возрастном этапе, и создать определенные условия для развития игровой деятельности.
Для реализации поставленных задач, приглашаются социальные партнеры и с ними
заключены договора сотрудничества, т.к. развитие социальных связей дошкольного
образовательного учреждения с организациями дает дополнительный импульс для духовно-
нравственного развития и обогащения личности ребенка, совершенствует конструктивные
взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.
Список использованной литературы
Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной
действительностью. Старшая и подготовительная группы. - М: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ;
Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.:
Мозайка–Синтез, 2005г.;
Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988.;
Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие /
В.П. Кондрашов. - Балашов: Изд-во «Николаев», 2004г.;
Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного
возраста // Воспитатель ДОУ. 2012 № 3;
Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? / Т.А. Шорыгина., Издательство ГНОМ и Д, 2011.