Автор: Храмченкова Наталья Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №7
Населённый пункт: Брянск
Наименование материала: Статья
Тема: Восприятие пейзажных картин художников родного края как средство повышения профессионализма педагогов дошкольного учреждения
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №7 «КОЛОКОЛЬЧИК» Г.БРЯНСКА
241035, г. Брянск, б-р 50 лет Октября, д.34 Тел.(4832)56-23-21, 56-29-97
_________________________________________________________________________________
Храмченкова Н.Н.
Старший воспитатель
Восприятие пейзажных картин художников родного края
как средство повышения профессионализма педагогов
дошкольного учреждения
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он
изумляется и что вызывает отклик в его душе... Не секрет, что изобразительное искусство
оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка на всех этапах его развития.
Современные образовательные программы знакомят детей с произведениями великих
отечественных и зарубежных мастеров изобразительного искусства, однако, в них
недостаточно внимания уделяется региональному компоненту. Художники родного края
известны
только
небольшому
кругу
общественности,
дети
имеют
весьма
слабое
представление об их творчестве.
А стоит ли останавливаться только на знакомстве детей с мастерами мирового
значения?
Нам и нашим детям посчастливилось жить в одном из самых красивейших мест нашей
необъятной родины. Наш город богат талантливыми художниками. Их работы - это
прекрасный материал, с помощью которого можно успешно решать задачи приобщения
детей к художественному творчеству. Приобщаясь к изобразительному искусству Брянского
края, дети могут научиться выделять не только образы картин, видеть перспективу,
определять цветовую гамму, получать знания о жанрах и видах изобразительного искусства,
формировать умения использовать техники и приемы рисования, но и узнавать историю
родного города, особенности его природы и архитектуры, знакомиться с его жителями. И,
конечно же, у детей возникнет чувство любви, и гордости за свою малую Родину, так как они
реально увидят произведения талантливых людей, в которых отражена красота родного края.
Природа во
все времена
служила
содержанием
изобразительного
творчества,
в том числе и детского.
Пейзажная живопись является одним из самых лирических и
эмоциональных жанров изобразительного искусства. Знакомство детей с этим жанром
способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и
бережное отношение к природе, её красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к
своему краю, родной земле. Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус,
образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись не
только доставляет радость детям, но и вдохновляет их на творчество.
В развитии творческого воображения неоценимое значение приобретают
нетрадиционные техники рисования. Они обогащают возможности дошкольников в создании
интересных и выразительных композиций, проявлении самостоятельности и инициативы,
выражении своей индивидуальности. И именно педагог должен научить ребёнка
видеть, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной
природы.
В процессе приобщения дошкольников к искусству немаловажную роль играют
знания и личность педагога. От его знаний, умений, эмоциональной отзывчивости на
произведения искусства во многом зависит интерес детей к живописи, их вхождение в мир
искусства, понимание его сути.
Поэтому, в нашем дошкольном учреждении для
педагогов был организован семинар-практикум на
тему «Использование нетрадиционных приемов
рисования в изображении природы родного края»
(по мотивам произведений Брянских художников).
Цель семинара-практикума - повысить уровень
профессионального
мастерства
педагогов
в
создании
условий
для
развития
творческих
способностей детей в
процессе восприятия и
изображения природы родного края.
Семинар-
практикум состоял из двух частей: теоретически-
демонстрационной и практической.
В
теоретически-демонстрационной
части
использовалась
презентация
«Использование
нетрадиционных
приемов
рисования
в
изображении природы родного края» (по мотивам произведений Брянских художников).
Педагоги формулировали задачи, методы и приёмы ознакомления дошкольников с
пейзажной
живописью;
выкладывали
алгоритм
«Последовательность
рассматривания
картины» из карточек, символизирующих каждый отдельный шаг, и на примере одной
репродукции демонстрировали ход рассуждений;
уточняли особенности использования
нетрадиционных приемов рисования в изображении природы.
После этого определяли
характерные особенности,
цветовую гамму и используемые оттенки, композиционные
решения произведений: «Облако над озером», «Куст сирени», «Облачный день» братьев
Ткачёвых; «Глубокая осень», «Сирень», «Красная смолка цветет» В. Лаворько; «По
Тютчевским местам» Ю. А. Махотина. Педагоги отметили, что в работах художников
братьев Ткачёвых присутствуют радостные мотивы и цветные тени, мастерски передаются то
грустная прелесть золотой осени, то нежные краски первой зелени или хрустальные струи
воды в сверкающей на солнце реке.
Работы заслуженного художника РФ Василия Лаворько отличаются разнообразием
цвета, звонкой светонасыщенностью и подвижностью красочных гармоний. Ему удается
запечатлеть ускользающую красоту природы и тайну столь же трепетно, как это могли
свершить волшебники-кисти.
Мастером лирического пейзажа, посвященного родному краю, поистине считают
народного художника РФ Ю. А. Махотина. Его картины проработаны детально и любовно,
точно передано настроение и характер природы. Художник умеет любой непритязательный
пейзажный мотив превратить в художественное произведение, создать образ, в основе
которого есть ощущение неподражаемости Тютчевской поэзии.
Практическая часть семинара
заключалась
в
выполнении творческой работы
участниками семинара. Педагоги самостоятельно выбирали средства изображения пейзажей
и по окончании работы выставляли их для всеобщего обсуждения и анализа. В завершении
был подведен итог, участники семинара-практикума поделились своим мнением
.
По итогам
работы
практикума каждый педагог выработал план дальнейшей работы, направленный на
развитие педагогической компетентности и готовность работать в инновационной среде.