Напоминание

Восприятие пейзажных картин художников родного края как средство повышения профессионализма педагогов дошкольного учреждения


Автор: Храмченкова Наталья Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №7
Населённый пункт: Брянск
Наименование материала: Статья
Тема: Восприятие пейзажных картин художников родного края как средство повышения профессионализма педагогов дошкольного учреждения
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №7 «КОЛОКОЛЬЧИК» Г.БРЯНСКА

241035, г. Брянск, б-р 50 лет Октября, д.34 Тел.(4832)56-23-21, 56-29-97

_________________________________________________________________________________

Храмченкова Н.Н.

Старший воспитатель

Восприятие пейзажных картин художников родного края

как средство повышения профессионализма педагогов

дошкольного учреждения

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он

изумляется и что вызывает отклик в его душе... Не секрет, что изобразительное искусство

оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка на всех этапах его развития.

Современные образовательные программы знакомят детей с произведениями великих

отечественных и зарубежных мастеров изобразительного искусства, однако, в них

недостаточно внимания уделяется региональному компоненту. Художники родного края

известны

только

небольшому

кругу

общественности,

дети

имеют

весьма

слабое

представление об их творчестве.

А стоит ли останавливаться только на знакомстве детей с мастерами мирового

значения?

Нам и нашим детям посчастливилось жить в одном из самых красивейших мест нашей

необъятной родины. Наш город богат талантливыми художниками. Их работы - это

прекрасный материал, с помощью которого можно успешно решать задачи приобщения

детей к художественному творчеству. Приобщаясь к изобразительному искусству Брянского

края, дети могут научиться выделять не только образы картин, видеть перспективу,

определять цветовую гамму, получать знания о жанрах и видах изобразительного искусства,

формировать умения использовать техники и приемы рисования, но и узнавать историю

родного города, особенности его природы и архитектуры, знакомиться с его жителями. И,

конечно же, у детей возникнет чувство любви, и гордости за свою малую Родину, так как они

реально увидят произведения талантливых людей, в которых отражена красота родного края.

Природа во

все времена

служила

содержанием

изобразительного

творчества,

в том числе и детского.

Пейзажная живопись является одним из самых лирических и

эмоциональных жанров изобразительного искусства. Знакомство детей с этим жанром

способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и

бережное отношение к природе, её красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к

своему краю, родной земле. Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус,

образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись не

только доставляет радость детям, но и вдохновляет их на творчество.

В развитии творческого воображения неоценимое значение приобретают

нетрадиционные техники рисования. Они обогащают возможности дошкольников в создании

интересных и выразительных композиций, проявлении самостоятельности и инициативы,

выражении своей индивидуальности. И именно педагог должен научить ребёнка

видеть, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной

природы.

В процессе приобщения дошкольников к искусству немаловажную роль играют

знания и личность педагога. От его знаний, умений, эмоциональной отзывчивости на

произведения искусства во многом зависит интерес детей к живописи, их вхождение в мир

искусства, понимание его сути.

Поэтому, в нашем дошкольном учреждении для

педагогов был организован семинар-практикум на

тему «Использование нетрадиционных приемов

рисования в изображении природы родного края»

(по мотивам произведений Брянских художников).

Цель семинара-практикума - повысить уровень

профессионального

мастерства

педагогов

в

создании

условий

для

развития

творческих

способностей детей в

процессе восприятия и

изображения природы родного края.

Семинар-

практикум состоял из двух частей: теоретически-

демонстрационной и практической.

В

теоретически-демонстрационной

части

использовалась

презентация

«Использование

нетрадиционных

приемов

рисования

в

изображении природы родного края» (по мотивам произведений Брянских художников).

Педагоги формулировали задачи, методы и приёмы ознакомления дошкольников с

пейзажной

живописью;

выкладывали

алгоритм

«Последовательность

рассматривания

картины» из карточек, символизирующих каждый отдельный шаг, и на примере одной

репродукции демонстрировали ход рассуждений;

уточняли особенности использования

нетрадиционных приемов рисования в изображении природы.

После этого определяли

характерные особенности,

цветовую гамму и используемые оттенки, композиционные

решения произведений: «Облако над озером», «Куст сирени», «Облачный день» братьев

Ткачёвых; «Глубокая осень», «Сирень», «Красная смолка цветет» В. Лаворько; «По

Тютчевским местам» Ю. А. Махотина. Педагоги отметили, что в работах художников

братьев Ткачёвых присутствуют радостные мотивы и цветные тени, мастерски передаются то

грустная прелесть золотой осени, то нежные краски первой зелени или хрустальные струи

воды в сверкающей на солнце реке.

Работы заслуженного художника РФ Василия Лаворько отличаются разнообразием

цвета, звонкой светонасыщенностью и подвижностью красочных гармоний. Ему удается

запечатлеть ускользающую красоту природы и тайну столь же трепетно, как это могли

свершить волшебники-кисти.

Мастером лирического пейзажа, посвященного родному краю, поистине считают

народного художника РФ Ю. А. Махотина. Его картины проработаны детально и любовно,

точно передано настроение и характер природы. Художник умеет любой непритязательный

пейзажный мотив превратить в художественное произведение, создать образ, в основе

которого есть ощущение неподражаемости Тютчевской поэзии.

Практическая часть семинара

заключалась

в

выполнении творческой работы

участниками семинара. Педагоги самостоятельно выбирали средства изображения пейзажей

и по окончании работы выставляли их для всеобщего обсуждения и анализа. В завершении

был подведен итог, участники семинара-практикума поделились своим мнением

.

По итогам

работы

практикума каждый педагог выработал план дальнейшей работы, направленный на

развитие педагогической компетентности и готовность работать в инновационной среде.



В раздел образования