Автор: Журавлева Нина Кузьминична
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: п. Нивенское Багратионовского района Калининградской области
Наименование материала: статья
Тема: Смартфон и современный школьник. Помогают ли гаджеты учиться?
Раздел: полное образование
Смартфон и современный школьник. Помогают или
мешают гаджеты учиться?
Реальность нашего времени такова: нет современного школьника, не
пользующегося телефоном при подготовке к урокам или во время занятий
при выполнении каких-то заданий учителя. Хорошо это или плохо?
В научной литературе есть разные, совершенно противоположные точки
зрения на этот вопрос. Например, психолог Мария Дубовик видит только
отрицательные стороны влияния смартфонов на мозг ребёнка и на его
эмоционально-волевую сферу. А вот нейрофизиолог Алексей Болдырев
утверждает, что причин для беспокойства пока нет, поскольку нет серьёзных
научных исследований.
Научно не обоснованной считают теорию о том, что
телефоны мешают детям учиться и учёные Университета Темпл в
Филадельфии. Они доказывают, что внимание детей не рассеивается, если
они пользуются смартфоном. Скорее, наоборот. Дети концентрируют
внимание и учатся анализировать информацию.
Некоторые молодые люди рассматривают смартфон как часть тела.
Американский футуролог, эксперт в области информационных технологий,
автор книги «Цифровая диета» Дэниел Сиберг даёт советы: как перестать
воспринимать смартфон как часть тела, как бороться с привычкой
постоянно брать в руки телефон.
Зависимость детей от гаджетов изучила российский психолог Катерина
Мурашова. Она провела
эксперимент
— 68 подростков от 12 до 18 лет
оставили без средств коммуникации на 8 часов. До конца исследования
дошли трое ребят из 68. Остальные — сдались.
Если задать вопрос любому учащемуся: помогают ли гаджеты учиться, ответ,
скорее всего, будет однозначным. Да, конечно! И в пользу этого утверждения
окажется много доводов: любую информацию в Интернете можно найти
мгновенно. Это же такая экономия времени! При подготовке к занятиям
нужны дополнительные материалы, которых нет в библиотеке. А с помощью
гаджетов можно найти иллюстрации, схемы, таблицы, фотографии и многое ,
многое другое. И это на пользу делу.. Это помогает усвоить материал по
любому предмету школьной программы более глубоко и в полном объёме. С
этим трудно спорить. Но всё же, всё же…
Мало кто задумывается о том, какой вред наносит школьнику
постоянное обращение к смартфону именно в плане учёбы. Списанная с
Интернета информация разучила многих думать.
Вот примеры из моей практики. В апреле-мае прошлого учебного года, как
известно, все школы в связи с пандемией коронавируса перешли на
дистанционное обучение. Программой по литературе в 9классе
предусмотрено изучение рассказа Шолохова «Судьба человека». Детям был
задан вопрос по произведению, на который они должны ответить письменно
и выслать на проверку. В сообщениях от девятиклассницы в Элжуре читаю:
«Нина Кузьминична, фотография почему- то не прикрепляется, поэтому
высылаю файл в формате word». Читаю начало ответа на вопрос и ничего не
понимаю: «Добрый вечер, Людочка. А вы читали рассказ Шолохова «Судьба
человека?». И далее ответ на заданный вопрос. Тут всё стало на свои места.
Школьница даже не удосужилась прочитать скопированный ею ответ на
вопрос и выслала учителю, надеясь получить хорошую оценку.
Анекдотичный случай? Да! Но заставляет задуматься над очень серьёзным
вопросом: «А не сводится ли на НЕТ наши усилия «…сеять разумное,
доброе, вечное»? Ведь мы всегда это делали с помощью талантливых
писателей и произведений, которые без слёз невозможно читать? А что даёт
такое «прочтение» классики? Увы…
А кто из нас не столкнулся с проблемой списывания сочинений? Этот
вид творческой работы очень труден для учащихся. «Безбожно списывают!»-
хором кричат учителя. И я присоединяю свой голос к этому общему хору.
Пример. Ученик 11 класса сдаёт на проверку сочинение, которое я с
легкостью нахожу в Интернете, показываю ему. «Вот оно, «твоё»
сочинение», - говорю. Думаете, краска стыда залила лицо школьника?
Ничуть не бывало! Позднее, получив хорошую оценку «за труды» ( 9 страниц
рукописного текста!) ученик сознался , что потратил 7 минут(!!!) на поиск
похожего почерка. Списать на уроке, надеясь на то, что учитель не заметит
этого, по моим наблюдениям, превращается в какую-то своеобразную игру.
«Умеешь списать- значит, проявляешь недюжинные способности, креативно
мыслишь». Это мнение одного из моих бывших учеников, который смог
пронести смартфон даже на экзамен, спрятав его в ботинки. Было это
несколько лет назад. Вряд ли возможно это сейчас, когда требования к
процедуре ЕГЭ ужесточились.
Возникают сложности при подготовке к ЕГЭ. Практически
невозможно найти сайт или сборник типовых тестовых заданий без ответов.
А попробуем найти текст, по которому не написано уже сочинение?! Вряд ли
это возможно! Вот вам всё на блюдечке, готовенькое. Включай смартфон и
не заморачивайся, не ломай голову над проблемой, комментарием проблемы
и анализом связки (нововведение этого года). Удобно? Ещё бы! Понимаю,
что таким образом кто-то зарабатывает, мало задумываясь о том, что такая «
медвежья услуга» выходит боком и учителям, и детям.
То же самое касается и ГДЗ. Выполнить упражнение по
учебнику, устояв от соблазна заглянуть в сборник и списать, мало кому
удается. Удивляет то, что многие учителя формально оценивают такие
работы и даже хвалят учеников за «правильно» выполненные задания. Какой
же выход из сложившейся ситуации? Кто победит в этой незримой войне со
списыванием: ученик или учитель. Рискну дать несколько советов.
Совет 1. Трудновыполнимый, потому что требует от учителя
больших затрат времени, усилий. Однако более эффективного, хотя и
трудоёмкого качественного контроля знаний придумать, наверное, нельзя.
Задания на контрольные давать каждому учащемуся индивидуально, причём
те, ответы на которые нельзя найти в Интернете. В этом случае обращаться к
нашему «неоценимому помощнику» смартфону бесполезно.
Совет 2. Выборочная проверка выполненных заданий.
Предупреждаю учащихся, что за правильно выполненные задания можно
получить неудовлетворительную оценку. Задаю три вопроса, на которые
обучающийся должен дать доказательный ответ. Если учащийся знает
правило и владеет алгоритмом его применения, конечно, он ответит на
предложенный учителем вопрос. Иное дело, если работа списана. Теперь
установка для учащихся другая: списывать бесполезно.
Совет 3. Находить задания не на «продвинутых» сайтах. А на
сайтах учителей –практиков. Несколько лет захожу на сайт учителя русского
языка Захарьиной Елены Александровны. Да, здесь тоже есть ответы на
тесты, но их посмотреть можно не сразу, а только после выполнения заданий.
В качестве домашнего задания пользоваться материалами сайта вряд ли
целесообразно, но при проведении проверочных работ в классе (когда
бдительное око учителя не дремлет) вполне возможно.
Просматривая публикации в СМИ о пользе и вреде
смартфонов, обратила внимание на такие заголовки статей: "Тупеем ли мы от
смартфонов?" или: "Правда ли, что смартфоны делают нас толстыми и
ленивыми?". Вопросы поставлены жёстко, категорично, предполагают
полемику. Мне хочется считать их риторическими. К сожалению…
В последнее время много разговоров, споров, дискуссий о
запрете пользования гаджетами во время учебных занятий. Хочется верить,
что решение будет принято на самом высоком уровне.