Автор: Пантелеева Олеся Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: Ханты-Мансийский Автономный округ Югра г.Мегион
Наименование материала: Проект
Тема: "Интеллектуальное развитие детей через развивающие игры"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение
«
№ 14 «
»
Детский сад
Умка
Долгосрочный проект
«Интеллектуальное развитие детей через
развивающие игры»
Мегион, 2021
Проект «Интеллектуальное развитие детей через развивающие игры»
Актуальность проблемы
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся,
динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы
ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему
успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского
сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их
требованиям и интересам.
Современные требования с учетом федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в
период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой
деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и
игрового общения.
Исходя, из целей и задач ФГОС я разработала свой проект, который позволит
раскрыть новые возможности дошкольников.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является
основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному
воспитанию дошкольника. Интеллектуальное развитие – это развитие операционных
структур интеллекта, в ходе которых мыслительные операции постепенно
приобретают качественно новые свойства: скоординированность, обратимость,
автоматизированность.
Для реализации данного проекта мною была организована работа кружка
«Занимательная математика». Кружок дает возможность развивать познавательную
активность, интерес к математике, развивать логическое мышление, творческое
воображение. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность
представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами,
знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно
подготовить детей к школе.
Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических
форм мышления. Организую НОД на основе интересов, потребностей и склонностей
детей, тем самым стимулирую желания детей заниматься математикой. В рамках
кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои
мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов,
сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к логической игре.
Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в
творческий процесс педагога и детей.
Цель проекта: развитие интеллектуально - познавательных способностей детей
четвертого года жизни через освоение логико – математических представлений и
умений, посредством игр и игровых упражнений
Задачи: для детей.
Знакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
Формирование
представлений
о
множестве,
об
операции
над
множествами (сравнение, классификация).
Знакомить детей с понятием числа в процессе счёта и измерения.
Формировать пространственные представления.
Формировать представление о математических понятиях.
Развитие наглядно - действенного мышления.
Развитие умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно
обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум),
объяснять сходства и различия объектов, основывать свои рассуждения.
Развивать умения и навыки, необходимые для самостоятельного
решения учебных и практических задач.
Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
Развивать
творческие
способности,
воображение,
способности
к
моделированию и конструированию.
Воспитывать
самостоятельность,
инициативу,
настойчивость
в
достижении результата.
Задачи: для родителей.
1.Формировать у родителей понятие о возможности игры как средства для развития
интеллектуально-познавательной деятельности.
2. Повысить компетентность родителей в вопросах организации игровой среды.
3. Стимулировать интерес родителей к совместной игровой деятельности с
собственным ребенком.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2020 года – май 2021года
Возраст участников проекта: вторая младшая группа.
Вид проекта:
познавательно – исследовательский, групповой, долгосрочный
Сроки реализации проекта: сентябрь - май
Участники проекта:
воспитанники группы «А» общеразвивающей направленности для детей (3-4
лет)
родители воспитанников (законные представители);
воспитатели группы: Пантелеева О.С; Паняева А.А
Этапы проекта:
подготовительный (сентябрь)
основной (октябрь-апрель)
заключительный (май)
Предполагаемые результаты
К концу проекта дети должны знать:
• Счёт в пределах 5, пользуясь правильными приемами счета (называть
числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд;
согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным).
• Соотносить цифру с количеством предметов.
• Отгадывать математические загадки.
• Устанавливать равенство и неравенство групп предметов.
• Знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
• Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте,
длине, ширине, толщине.
• Различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь.
• Различать и называть времена года.
• Уметь различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими
словами.
• Ориентироваться на листе бумаги.
• Определять положение предмета по отношению к другому.
• Решать логические задачи на сравнение, классификацию.
• Понимать задание и выполнять его самостоятельно.
• Развить логические способности соответствующие данному возрасту.
ПЕДАГОГОМ создана система комплексной работы с родителями и детьми по
данному вопросу;
РОДИТЕЛИ компетентны в вопросах игровой деятельности детей;
обобщен опыт семейного воспитания.
Организационный этап
• Составления плана работы кружка «Занимательная математика».
• Диагностика детей на начало проекта по интеллектуальному развитию.
• Подбор дидактического материала.
Практический этап
• Проведения развивающих игр и занятий.
• Использование логических игр, словесных, дидактических.
Заключительный этап
• Диагностика детей на конец проекта
• Презентация проекта.
Перспективный план развивающих игровых занятий
№ п/п
Месяц
Содержание
1
октябрь
«Царство разноцветных палочек»
«Разноцветная улица»
«Вверх - вниз»
«Сложи пирамидку»
(палочки Кюизенера)
2
октябрь
«Построим заборчик»
«Спрячь игрушку» (палочки Кюизенера)
«Спрячь игрушку» (блоки Дьенеша) «Поезд» (блоки
Дьенеша),
3
ноябрь
«Чудесное дерево»(блоки Дьенеша)
«Волшебные дорожки» (блоки Дьенеша)
«Игра с палочочками», (палочки Кюизенера)
«Высушим полотенце» (палочки Кюизенера),
4
ноябрь
«Найди свой домик» (блоки Дьенеша),
«В гости к геометрическим фигурам» (палочки Кюизенера)
«Поймай пару» (блоки Дьенеша),
5
декабрь
«Волшебные картинки» (блоки Дьенеша)
«Соберем бусы» (блоки Дьенеша)
«Угадай – ка», «Соберем бусы» (блокиДьенеша)
«Помоги муравьишкам» (блоки Дьенеша)
«Засели домики» (блоки Дьенеша)
6
декабрь
«Засели домики» (блоки Дьенеша
«Кто быстрее соберет бусы» (блоки Дьенеша)
«На что похоже»
«Волшебные дорожки» (блоки Дьенеша)
7
январь
«Найди свой домик» (цветные палочки)
«Найди такую же фигуру, как эта?»
«Игра с обручем» (блоки Дьенеша)
8
январь
«Геометрическое лото» (блоки Дьенеша)
«Лесенка высокая и лесенка низкая» (палочки Кюизенера)
«Цепочка» (блоки Дьенеша),
9
февраль
«Строительство домов» (блоки Дьенеша)
«Найди цифру»
«Найди свой домик» (блоки Дьенеша) «Выложи
разноцветный коврик» (палочки Кюизенера)
10
февраль
«Разноцветные флажки» » (палочки Кюизенера)
«Бусы» (блоки Дьенеша)
«Волшебное дерево» (блоки Дьенеша) «Чего не хватает?» »
(палочки Кюизенера)
11
март
«Назови соседей» (блоки Дьенеша)
«Составь квадрат»
«Счетные палочки, или составь из палочек» «Найди такую
же» (палочки Кюизенера)
12
март
«Разноцветные палочки» (палочки Кюизенера)
«Волшебные дорожки» (блоки Дьенеша)
«Поможем муравьишкам» (блоки Дьенеша) «Продолжи ряд»
(палочки Кюизенера)
13
апрель
«Разложи фигуры в обручи» (блоки Дьенеша)
«Где больше, меньше?» (палочки Кюизенера)
«Геометрическая мозаика»
«Весёлый мяч» (блоки Дьенеша)
14
апрель
«Найди клад» (блоки Дьенеша)
«Домино» (блоки Дьенеша)
«Построим матрешке домик» (палочки Кюизенера)
«Поезда» (палочки Кюизенера)
Результаты проекта
В ходе проекта дети научились:
• Считать в пределах 6, пользуясь правильными приемами счета (называть
числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд;
согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным).
• Соотносить цифру с количеством предметов.
• Устанавливать равенство и неравенство групп предметов.
• Различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
• Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте,
длине, ширине, толщине.
• Различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь и времена
года.
• Различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правильно используют эти слова.
• Ориентироваться на листе бумаги.
• Решать логические задачи на сравнение, классификацию.
• Понимать задание и выполняют его самостоятельно.
• Дети стали больше проявлять интерес к логическим играм.
Список используемой литературы:
1.Дидактические игры - занятия в ДОУ (младший возраст). Практическое пособие
для воспитателей и методистов ДОУ / Панова Е.Н., СПб: Издательство « Акцидент»,
1998г.
2.Математика от трёх до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей
детских садов/ Михайлова З. А., Иоффе Э. Н. ., СПб: Издательство «ДЕТСТВО
ПРЕСС», 1997г.
3.Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста: Учебно-
методическое пособие / Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н., Харько Т. Г. СПб:
Издательство « Акцидент», 1998г.
4.Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению
математике детей 5 -7 лет / Комарова Л.Д.
5.Логика и математика для дошкольников/ Носова Е.А. , Р.Л. Непомнящая Р.Л.
6. «Математика - это интересно», Михайлова З.А., Чеплашкина И. Н., Издательство
«ДЕТСТВО ПРЕСС», 2002г.