Автор: Изотова Людмила Георгиевна
Должность: воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МАДОУ №83
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: программа
Тема: дополнительной образовательной услуги "Шахматная страна"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города
Нижневартовска детский сад №83 «Жемчужина»
Дополнительная общеразвивающая программа
интеллектуальной направленности «Шахматная страна»
Возраст обучающихся: от 5 лет до прекращения образовательных отношений
Срок реализации: 1 учебный год
Составитель:
воспитатель высшей квалификационной категории
Изотова Л.Г.
.
МАДОУ г Нижневартовска
ДС
№ 83 «
»
Жемчужина
«
»
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности Шахматная страна
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ города
Нижневартовска ДС №83
"Жемчужина
____________ М.А.Селезнева
приказ №274 от 01.09.2020г.
ПРИНЯТА
на педагогическом совете №1
протокол от 01.092020 №1
г. Нижневартовск, 2020
Содержание
1
Пояснительная записка
актуальность программы
уровень сложности и направленность программы
Цели и задачи программы
характеристика категории обучающихся
объем и сроки освоения программы
форма обучения
планируемые результаты освоения программы
2
Содержание Программы
учебный план
календарный план
3
-
Организационно педагогические условия реализации Программы
календарный учебный график
кадровые условия
обеспеченность методическими материалами и средствами
-
материально техническое обеспечение
4
Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых
результатов освоения Программы
5
Список литературы
.
МАДОУ г Нижневартовска
ДС
№ 83 «
»
Жемчужина
«
»
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности Шахматная страна
Паспорт Программы
Наименование
дополнительной платной
образовательной услуги
Проведение занятий по развитию логико-математических способностей у детей
«Шахматная страна»
Наименование Программы
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности
«Шахматная страна»
Основание для разработки
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» с
изменениями и дополнениями;
Приказ Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18.11.2015 №09-3242);
СанПиН
2.4.1.3049-13
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций» с изменениями и дополнениями;
Положение о порядке оказания платных услуг муниципальным автономным
дошкольным
образовательным
учреждением
города
Нижневартовска
детского сада №83 «Жемчужина»
Автор - составитель
Изотова Л.Г.
Целевая группа
Обучающиеся от 5 лет до прекращения образовательных отношений
.
МАДОУ г Нижневартовска
ДС
№ 83 «
»
Жемчужина
«
»
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности Шахматная страна
Цель Программы
Развитие интеллектуальных способностей обучающихся через овладение игрой
в шахматы
Задачи Программы
Способствовать освоению основных шахматных понятий ( шахматная доска,
шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция,
шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске,
ценность
шахматных
фигур,
рокировка,
пат,
мат,
ничья,
дебют,
миттельшпиль, эндшпиль, шахматные часы, время, отведенное на партию, т.
д.) и правил игры.
Учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с
правилами.
Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника.
Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач.
Воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность,
уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений.
Сроки реализации Программы
1 учебный год с 01.09.2020 по 31.05.2021
Ожидаемые конечные
результаты реализации
Программы
В результате освоения программы «Шахматная страна» обучающиеся научатся:
Играть в шахматы, соблюдая правила игры и использовать шахматные
понятия;
Действовать в шахматной партии в соответствии с правилами;
Применять мыслительные действия во время игры;
Самостоятельно находить решение логических задач;
В результате освоения программы «Шахматная страна» обучающиеся получат
возможность:
Реализовать свои интеллектуальные способности по данному направлению,
направленные на совершенствование знаний, умений и навыков во время
турниров;
Демонстрации результатов своих достижений.
.
МАДОУ г Нижневартовска
ДС
№ 83 «
»
Жемчужина
«
»
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности Шахматная страна
1.
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности «Шахматная страна» разработана с
учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; методических рекомендаций
по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18.11.2015 №09-3242); СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» с изменениями и
дополнениями.
Актуальность
Актуальность программы определена тем, что в настоящее время большое значение приобретает способность быстро и
разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать еѐ и делать логические выводы. Очень
большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами
способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение
задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.
Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей.
Поэтому так важно начинать учить детей играть в шахматы с дошкольного возраста.
Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на
плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений. Учит ребёнка запоминать, обобщать,
предвидеть результаты своей деятельности, вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие
предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия, дерзости, настойчивости и изобретательности, фантазии, а
также формируют волю.
Обучение игре в шахматы позволяет наиболее полно использовать развивающий и творческий потенциал,
заложенный в древней игре. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта.
Шахматы - одна из самых
справедливых игр потому, что итог игры зависит исключительно от знаний и воли игрока. Существует давний спор о
.
МАДОУ г Нижневартовска
ДС
№ 83 «
»
Жемчужина
«
»
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности Шахматная страна
том, что же такое шахматы - спорт или искусство? Безусловно – это игра двоих, т. е. соревнование на результаты игры,
как всегда бывает в спорте. Но само умение хорошо играть – это уже искусство, ибо, как и в искусстве,
интеллектуальному творчеству в шахматах предела нет. Шахматы - это творчество, сочетающееся со строгими
правилами и широким простором для самостоятельности и выдумки, и даже пешка, как Алиса в сказке, может
стать королевой. А шахматные правила достаточно просты и доступны, и играть в них можно где угодно.
Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели,
вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют
память, учатся самодисциплине.
Занимательный характер учебного материала позволяет привить детям интерес к шахматам. Решение большого
количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию способности действовать в уме.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Важное значение при изучении
шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания
учебных заданий, создания игровых ситуаций. Знакомит дошкольников с историей развития шахмат, в простой и
доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об
элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат,
прививает им любовь к древней и мудрой игре. «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил
повторять А. Франс. Поэтому в программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки, шарады,
занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам.
Отличительной особенностью программы является то, что она направлена на интеллектуальное развитие детей,
способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном
возрасте.
Уровень сложности и направленность программы
Уровень сложности программы – общекультурный (стартовый). Предполагает освоение первоначальных знаний и
знакомство со спецификой данного направления. Формы обучения общедоступные и универсальные, сложность
материала – минимальная. Направленность программы- социально –педагогическая.
.
МАДОУ г Нижневартовска
ДС
№ 83 «
»
Жемчужина
«
»
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности Шахматная страна
Цель: Развитие интеллектуальных способностей обучающихся через овладение игрой в шахматы.
Задачи:
Способствовать освоению основных шахматных понятий ( шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура,
ход фигуры, взятие, начальная позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной
доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, шахматные часы,
время, отведенное на партию, т. д.) и правил игры.
Учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с правилами.
Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника.
Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач.
Воспитывать,
усидчивость,
целеустремленность,
волю,
организованность,
уверенность
в
своих
силах,
самостоятельность в принятии решений.
Для решения поставленных задач на занятиях кружка применяются
специально организованная игровая деятельность,
использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
В ходе, которой обучающиеся
наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Содержание программы состоит из следующих разделов: «Введение», «Шахматная доска – удивительные клетки»,
«Шахматные фигуры», «Шахматные позиции», «Решение задач и этюдов». Каждый из которых, содержит разделы и
реализует отдельную задачу. основываясь, прежде всего, на интересах детей и учитывают потребности обучающихся в
применении своих знаний и умений игры в обычной жизни и в различных турнирах, соревнованиях и викторинах. Все
разделы предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование практических умений,
навыков. Теоретические занятия направлены на
формирование: знаний обучающихся по предмету, введению
обучающихся в мир шахмат. Практические занятия способствуют развитию у детей личностных качеств и развитию
интеллектуальных способностей. На занятиях обучающиеся осваивают основные правила игры в шахматы, знакомятся с
шахматными фигурами, решают задачи и этюды, через игровую деятельность, через сказки.
Для восприятия и развития интеллектуальных способностей обучающихся программой предусмотрены основные
методы:
- информационно-познавательный: беседа, рассказ, объяснение, художественное слово, уточнение, сравнение, анализ,
вопросы, ответы хоровые и индивидуальные и др.;
- игровой: создание игровых ситуаций, игры с пальчиками, словесные игры, игры малой подвижности и др.;
.
МАДОУ г Нижневартовска
ДС
№ 83 «
»
Жемчужина
«
»
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности Шахматная страна
- наглядный: иллюстрации, показ и др.; - практический: выполнение практических действий детьми.
- объяснение с использованием компьютерной шахматной программы, свободная беседа, демонстрация на магнитной
шахматной доске.
Так же методы, направленные на развитие самопознания: индивидуальные задания на анализ шахматных задач.
Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста
Дети этого возраста могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, особенно
если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в
различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны
одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить
задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты
вступят во взаимодействие и т. д.
Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные
мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе
наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков,
которыми могут обладать объекты.
Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В
дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по
признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения
классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму
(материал) и т. д. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны
рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их
наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно
разворачивающиеся истории.
Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
.
МАДОУ г Нижневартовска
ДС
№ 83 «
»
Жемчужина
«
»
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности Шахматная страна
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от
непроизвольного к произвольному вниманию.
Восприятие
в
этом
возрасте
характеризуется
анализом
сложных
форм
объектов;
развитие
мышления
сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления,
представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение,
произвольное внимание, речь, образ Я.
У детей 6-7 лет продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать
несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются
наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в
этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств
массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности
время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается
связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений,
формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы,
антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются
диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с
освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми;
развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок
обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться
в школе.
У каждого ребенка свой собственный индивидуальный темп деятельности и развития и то, что удается одному
ребенку, совсем не обязательно будет получаться у другого.
.
МАДОУ г Нижневартовска
ДС
№ 83 «
»
Жемчужина
«
»
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности Шахматная страна
Объем и сроки освоения программы
Срок реализации программы – 1 учебный год, для обучающихся от 5 лет до окончания образовательных отношений. На
полное освоение программы требуется 72 часа. Занятия проходят 2 раза в неделю.
Форма обучения
Форма обучения – очная. Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным
подходом. Наполняемость в группах составляет 6 человек. Группы формируются из разновозрастных детей (от 5 лет до
окончания образовательных отношений), имеющих различный уровень базовых знаний и умений.
В кружок
принимаются все желающие освоить данный вид деятельности. Программа так же предусматривает включение
обучающихся в образовательный процесс в течение учебного года.
Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения программы «Белая ладья» обучающиеся научатся:
Играть в шахматы, соблюдая правила игры и использовать шахматные понятия;
Действовать в шахматной партии в соответствии с правилами;
Применять мыслительные действия во время игры;
Самостоятельно находить решение логических задач;
В результате освоения программы «Белая ладья» обучающиеся получат возможность:
Реализовать свои интеллектуальные способности по данному направлению, направленные на совершенствование
знаний, умений и навыков во время турниров;
Демонстрации результатов своих достижений.
При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится
педагогическим работником в рамках педагогической диагностики в целях отслеживания эффективности особенностей
и перспектив развития ребенка.
Итогом реализации дополнительной образовательной программы являются организация тренировочных турниров,
эстафет, викторин, соревнований.
.
МАДОУ г Нижневартовска
ДС
№ 83 «
»
Жемчужина
«
»
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности Шахматная страна
2.
Содержание Программы
Учебный план
№ Наименование раздела, темы
Количество часов
всего
теория
практика
1
Вводное занятие
(педагогическая диагностика) – 2 часа
2
1
1
Раздел I:– Введение - 3 часа
1.1
История возникновения шахмат.
2
0,5
1,5
1.2
Знакомство
с
королями
шахматного
мира
1
0,5
0,5
3
1
2
Раздел II: Шахматная доска– 4 часа
2.1
«Шахматная
доска
–
удивительные
клетки»
1
0,5
0,5
2.2
«Шахматная
доска»-
вертикаль
и
горизонталь
1
0,5
0,5
2.3
Шахматная доска - диагональ
1
0,5
0,5
2.4
Викторина «Шахматная доска»
1
0,5
0,5
итого
4
2
2
Раздел III: Шахматные фигуры – 32 часа
.
МАДОУ г Нижневартовска
ДС
№ 83 «
»
Жемчужина
«
»
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности Шахматная страна
3.1
«Черная и белая армии»
3
0,5
2,5
3.2
Ладья
4
1
3
3.3
Слон
4
1
3
3.4
Ферзь
5
1,5
3,5
3.5
Конь
4
1,5
2,5
3.6
Пешка
5
1,5
3,5
3.7
Король
5
1,5
3,5
3.8
Ценность фигур
1
0,5
0,5
3.9
Викторина
по
теме
«Шахматные
фигуры»
1
-
1
итого
32
9
23
Раздел IV: Шахматные позиции – 24 часов
4.1
Шах
5
1,5
3,5
4.2
Мат
5
1
4
4.3
Ничья и пат
3
1
2,5
4.4
Рокировка
2
0,5
0,5
4.5
«Нападение и защита»
4
0,5
3,5
4.6
Шахматные часы
1
0,5
0,5
4.7
Шахматная партия
4
1
3
итого
24
6
18
Раздел 5:Решение задач и этюдов – 5 часов
5.1
Решение задач
2
1
1
5.2
Решение задач и этюдов
2
-
2
5.3
Шахматный турнир
1
-
1
итого
5
1
4
6
Итоговое занятие
(педагогическая диагностика) – 2 часа
2
-
2
Итого по программе - 72 часа
Теория - 20 часов
Практика - 52 часов
.
МАДОУ г Нижневартовска
ДС
№ 83 «
»
Жемчужина
«
»
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности Шахматная страна
Содержание учебного плана
Раздел, темы разделов
Количес
тво
занятий
Темы занятий
Теория
Практика
Вводное занятие
Вводное занятие
1
Занятие №1
Вводное занятие
Знакомство с программой «Белая
ладья» и режимом работы кружка
Правила
поведения
на
занятиях.
1
Занятие №2
Педагогическая диагностика
Педагогическая диагностика
Раздел «Немного истории»
История
возникновения
шахмат.
2
Занятие №3
История возникновения шахмат.
Познакомить детей с историей
возникновения шахмат.
Развивать внимание, память.
Воспитывать интерес к шахматам.
Чтение
легенды
о
возникновении
игры
–
шахматы.
Презентация
«Легенда
о
радже и мудреце»
«Первые шахматы»
Занятие №4
История возникновения шахмат
Продолжать знакомить детей с
историей возникновения шахмат.
Выявить
знания
детей
о
шахматных фигурах, правильного
расположения их на шахматной
Рассматривание
шахматных
фигурок,
изготовленных
из
разного материала.
Презентация «Первые
шахматы»
.
МАДОУ г Нижневартовска
ДС
№ 83 «
»
Жемчужина
«
»
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности Шахматная страна
доске, шахматных терминах.
Знакомство
с
королями шахматного
мира
1
Занятие №5
Знакомство
с
королями
шахматного мира
Познакомить с отечественными
чемпионами мира по шахматам
(А.Алехиным,
А.Карповым,
Г.
Каспаровым).
Рассказать
о
выдающихся
шахматистах,
их
достижениях и победах.
Рассматривание иллюстрации
знаменитых
шахматистов
и
иллюстрации
с
международных турниров.
Раздел II: «Шахматная доска»
Шахматная доска
4
Занятие №6
«Шахматная
доска
–
удивительные клетки»
Познакомить с шахматной доской.
Белые и черные поля. Чередование
белых
и
черных
полей
на
шахматной
доске.
Шахматная
доска
и
шахматные
поля
квадратные. Развивать внимание,
память.
Воспитывать интерес к шахматам.
Чтение
и
инсценировка
дидактической
сказки
«Котята-хвастунишки».
Дидактические
игры:
«Собери доску»
«Раскрась
шахматную
доску»
Занятие №7
«Шахматная доска»- вертикаль и
горизонталь
Познакомить
с
вертикалью,
горизонталью
и
диагональю.
Отличие
диагонали
от
горизонтали и вертикали доске.
Вертикальные линии. Количество
полей в вертикали. Количество
вертикали на доске. Продолжать
знакомить с расположением доски
между
партнерами.
Горизонтальные
линии.
Количество полей в горизонтали.
Количество
горизонталей
на
Чередование
белых
и
черных
полей в горизонтали и вертикали.
Развивать
внимание,
память,
мышление. Расширять словарный
Дидактические
занятия
и
игры
«Горизонталь»,
«Вертикаль».
Упражнение – раскрась сиим
цветом
все
вертикала,
а
красным все – горизонтали.
.
МАДОУ г Нижневартовска
ДС
№ 83 «
»
Жемчужина
«
»
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности Шахматная страна
запас слов.
Воспитывать интерес к игре в
шахматы.
Занятие №8
«Шахматная доска»- вертикаль,
горизонталь и диагональ
Продолжать
знакомить
с
расположением
доски
между
партнерами.
Горизонтальные
линии.
Количество
полей
в
горизонтали.
Количество
горизонталей
на
доске.
Вертикальные линии. Количество
полей в вертикали. Количество
вертикали на доске. Чередование
белых
и
черных
полей
в
горизонтали
и
вертикали.
Развивать
внимание,
память,
мышление. Расширять словарный
запас слов.
Воспитывать интерес к игре в
шахматы.
Дидактические
занятия
и
игры
«Горизонталь»,
«Вертикаль».
Дидактические упражнения и
игры:
«Прогулка
по
шахматным улицам»,
«Подъем на лифте»,
«Ракеты на старте»
Викторина
1
Занятие 9
Викторина «Шахматная доска»
Воспитывать
командный
дух
«Один за всех и все за одного»
Закреплять знания детей о
шахматной доске.
Упражнять детей в быстром и
правильном
нахождении
полей,
вертикалей
и
диагоналей,
показывая
и
называя их вслух.
Отрабатывать
практические
навыки.
Раздел III: Шахматные фигуры
Черная и белая армия
3
Занятие 10
«
Черная и белая армия»
Познакомить детей с шахматной
доской, дать общие представления
о шахматных фигурах.
Развивать
внимание,
память,
Просмотр
диафильма
«Приключения в Шахматной
стране. Первый шаг в мир
шахмат».
Дидактические
.
МАДОУ г Нижневартовска
ДС
№ 83 «
»
Жемчужина
«
»
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности Шахматная страна
мышление.
Расширять словарный запас слов.
Воспитывать интерес к игре в
шахматы
задания и игры «Волшебный
мешочек»,
«Угадай-ка»,
«Секретная фигура».
Занятие 11
«Шахматные фигуры»
Продолжать
знакомить
с
шахматными фигурами: белые и
черные. Ладья, слон, ферзь, конь,
пешка, король. Развивать память,
логическое мышление, внимание;
Воспитывать любознательность.
Дидактические
задания
и
игры
«Угадай»,
«Что
общего?»,
«Большая
и
маленькая»;
Занятие 12
««Рисуем шахматные фигуры»»
Продолжать знакомить детей с
названиями и внешним видом
шахматных фигур.
Развивать внимание, память.
Воспитывать любознательность
Упражнения:
рисование
шахматных фигур разными
способами; дорисуй фигуры;
нарисуй свои фигуры.
Дидактические
задания
и
игры «Волшебный мешочек»,
«Угадай-ка»,
«Секретная
фигура»,
«Угадай»,
«Что
общего?»,
«Большая
и
маленькая»;
Ладья
4
Занятие 13
«Ладья»
Познакомить
детей
с
фигурой
«ладья»,
с
терминами
белые,
черные, линия, ход. Место ладьи в
начальном положении. Ход. Ход
ладьи. Взятие. Учить передвигать
ладью по доске.
Развивать
память,
логическое
мышление, внимание.
Воспитывать любознательность.
Дидактические
задания
и
игры «Лабиринт», «Один в
поле воин». Компьютерные
игры и упражнения на тему
«Кратчайший путь».
Занятие 14
«Ладья»
Продолжать знакомить детей с
ладьей.
Учить выполнять взятие фигуры
противника.
Упражнения:
«Обведи
в
кружочек фигуры, которых
не
хватает
на
поле.»
Дидактическая
игра
«Кто
.
МАДОУ г Нижневартовска
ДС
№ 83 «
»
Жемчужина
«
»
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности Шахматная страна
Развивать
память,
логическое
мышление, внимание.
Воспитывать
желание
учиться
играть в шахматы.
первый», «Найди ошибку»
Занятие 15
«Бить или не бить?»
Закреплять знания детей о ладье.
Дидактические игры (в том
числе
с
использованием
компьютера) на тему «Захват
контрольного поля», «Игра
на
уничтожение»,
«Ограничение подвижности».
Занятие 16
«Бить или не бить?»
Закреплять знания детей о ладье.
Продолжать
учить
выполнять
взятие фигуры противника.
Игра
«Рассеянный
художник», «Шахматная Да,
Нет-ка», «Прятки»
Слон
4
Занятие 17
«Слон»
Познакомить детей с фигурой –
слон, учить его передвигать по
доске. Познакомить с понятием
«белопольные» и «чернопольные».
Развивать
внимание,
память,
логическое мышление.
Воспитывать интерес к игре в
шахматы
Раскрась фигуру- слон.
Упражнение:
покажи
стрелками
все
поля,
на
которые
могут
пойти
эти
слоны.
Занятие 18
«Слон»
Продолжать знакомить детей с
фигурой
–
слон,
закреплять
умения его передвигать по доске.
Место
слона
в
начальном
положении. Ход слона. Взятие.
Белопольные
и
чернопольные
слоны.
Развивать
внимание,
память, логическое мышление.
Воспитывать интерес к игре в
шахматы.
Дидактические
задания
«Один
в
поле
воин»,
«Лабиринт». Компьютерные
игры и упражнения на тему
«Перехитри
часовых»,
«Кратчайший путь».
.
МАДОУ г Нижневартовска
ДС
№ 83 «
»
Жемчужина
«
»
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности Шахматная страна
Занятие 19
«Слон против слона»
Продолжать знакомить детей с
фигурой слон.
Учить выполнять взятие фигуры
противника.
Дать
понятие
одноцветные
и
разноцветные.
Развивать
память,
логическое
мышление, внимание.
Воспитывать
желание
учиться
играть в шахматы
Упражнения
на
умение
выполнять
взятие
противника.
Дидактические
задания
«Лабиринт»,
«Кратчайший
путь», «Перехитри часовых»
Занятие 20
«Ладья против слона»
Учить
малыша
последовательности выбора хода.
Научить
ограничивать
подвижность фигуры партнера.
Развивать
память,
абстрактное
мышление,
внимание.
Воспитывать
желание
учиться
играть в шахматы.
Дидактические
задания
«Атака
неприятельской
фигуры»,
«Двойной
удар»,
«Взятие»,
«Защита»,
«Выиграй
фигуру».
Дидактические игры «Игра на
уничтожение», «Ограничение
подвижности».
Компьютерные
игры
и
упражнения
«Перехитри
часовых», «Сними часовых»,
«Захват контрольного поля».
.
МАДОУ г Нижневартовска
ДС
№ 83 «
»
Жемчужина
«
»
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности Шахматная страна
Ферзь
5
Занятие 21
«Ферзь»
Познакомить детей с фигурой –
ферзь, учить передвигать его по
доске. Дать понятие «на одну
клетку»,
«через
клетку»,
«большой прыжок», «прямо и
наискосок».
Место
ферзя
в
начальном
положении.
Ход
ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая
фигура.
Развивать
память,
логическое мышление, внимание.
Воспитывать
познавательный
интерес.
Раскрась
фигуру.
Дидактические
задания
«Найди фигуру», «Заминируй
поле», «Лабиринт», «Отметь
крестиками
все
поля,
на
которых
может
находиться
ферзь». Дидактические игры
«Чудесный мешочек»,
Занятие 22
«Ферзь»
Продолжать знакомить детей с
ферзем. Учить выполнять взятие
фигуры
противника.
Развивать
умение самостоятельно думать,
принимать решения, бороться до
конца, не унывать при неудачах.
Воспитывать
желание
учиться
играть в шахматы
Дидактические задания «Один
в поле воин», «Лабиринт».
Компьютерные
игры
и
упражнения
на
тему
«Кратчайший
путь»,
«Перехитри часовых».
Занятие 23
«Ферзь»
Продолжать знакомить детей с
ферзем. Учить выполнять взятие
фигуры
противника.
Дать
понятие «тяжелые» и «легкие»
фигуры
Чтение дидактической сказки
"Кони
черные
и
белые»
Дидактические
игры
«На
уничтожение»,
«Захват
контрольного
поля»,
«Ограничение подвижности».
Занятие 24
«Ферзь против ладьи и слона»
Продолжать знакомить детей с
ферзем. Учить выполнять взятие
разных
фигур
противника
по
разным
линиям..
Развивать
умение думать, самостоятельно
принимать решения. Воспитывать
дух конкурентности.
Дидактические
задания
«Атака
неприятельской
фигуры»,
«Двойной
удар»,
«Взятие», «Выиграй фигуру».
Дидактические
игры
«На
уничтожение», «Ограничение
подвижности».
.
МАДОУ г Нижневартовска
ДС
№ 83 «
»
Жемчужина
«
»
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности Шахматная страна
Компьютерные
игры
и
упражнения
«Перехитри
часовых», «Сними часовых»,
«Захват контрольного поля».
Занятие 25
«Ферзь
против
ладьи
и
слона»
Развивать
умение
думать,
самостоятельно
принимать
решения.
Воспитывать
дух
конкурентности.
Дидактическое
задание
«Рассеянный
художник»,
«Найди домик ферзя»
Конь
4
Занятие26
«Конь»
Познакомить детей с фигурой -
конь. Учить передвигать его по
полю
(конь
двигающийся
с
белого поля, всегда попадает на
черное).
Развивать
зрительное
внимание,
мышление,
память.
Воспитывать интерес к игре в
шахматы.
Раскрась
фигуру
–
конь.
Дидактические
задания:
укажи красными стрелочками,
куда могут пойти белые кони,
а синим – черные.
Дидактические
игры
«Что
общего»,
«Чей
домик»,,
«Мяч».
Занятие 27
«Конь»
Место
коня
в
начальном
положении. Ход коня. Взятие.
Конь – легкая фигура.
Дидактические задания «Один
в поле воин», «Кратчайший
путь»,
«Лабиринт»,
«Перехитри часовых».
Компьютерные
игры
и
упражнения.
Занятие28
«Конь против коня»
Продолжать знакомить детей с
фигурой
–
конь.
Закреплять
умения передвигать его по полю.
Учить
решать
несложные
шахматные задачи. Дать понятие
«ничья».
Развивать
логическое
мышление, творчество в процессе
решения
задачи.
Воспитывать
дисциплинированность.
Дидактические задания «Один
в поле воин», «Кратчайший
путь»,
«Лабиринт»,
«Перехитри
часовых»,
«Взятие конем».
Компьютерные
игры
и
упражнения.
Занятие 29
«Конь против ладьи, ферзя и
Продолжать
учить
выполнять
взятие
фигуры
противника,
Дидактические
упражнения
«Аркан для черного коня»,
.
МАДОУ г Нижневартовска
ДС
№ 83 «
»
Жемчужина
«
»
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности Шахматная страна
слона»
решать
шахматные
задачи.
Развивать
умение
думать,
самостоятельно
принимать
решение.
«Рассеянный
художник»,
«Лабиринт»,
«Захват
контрольного поля».
Пешка
5
Занятие 30
«
Пешка»
Познакомить с фигурой – пешка.
Место
пешки
в
начальном
положении. Ладейная, коневая,
слоновая, ферзевая, королевская
пешка Развивать умение думать,
самостоятельно
принимать
решение.
Воспитывать
дисциплинированность.
Чтение дидактической сказки
"Детский
сад
"Чудесная
Пешка"
Рассказ
о
пешке.
Дидактические
задания
"Лабиринт",
"Один
в
поле
воин".Д/и
«Волшебный
мешочек»
Ход пешки. Взятие. Взятие на
проходе. Превращение пешки.
Компьютерные
игры
и
упражнения
Занятие 31
Превращение пешки»
Продолжать знакомить детей с
пешкой.
Учить
передвигать
пешку
из
разных
полей
горизонтали.
Развивать
умение
думать,
самостоятельно
принимать решение. Воспитывать
усидчивость.
Дидактические
задания:
"Перехитри часовых", "Сними
часовых",
"Атака
неприятельской
фигуры",
"Двойной
удар",
"Взятие",
"Защита", "Выиграй фигуру".
Дидактические игры "Захват
контрольного поля"
Раскрашивание
фигуры
–
пешка.
Занятие 32
«Бьем наискосок»
Продолжать знакомить детей с
пешкой. Учить передвигать ее по
полю,
объяснить,
что
пешка
может ходить только прямо, а
бить наискосок; если поле перед
пешкой занято другой фигурой –
хода нет. Развивать усидчивость,
Разучить игру «Кто больше
побьет пешек противника».
Игра «Кто в домике живет»,
«Кто вперед».
Игра на доске «восемь полей
на восемь».
Задачи
-
шутки
из
.
МАДОУ г Нижневартовска
ДС
№ 83 «
»
Жемчужина
«
»
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности Шахматная страна
внимание, память. Воспитывать
интерес к игре в шахматы.
«Шахматной шкатулки»
Занятие 33
«Взятие на проходе»
Познакомить детей с термином
«взятие на проходе». Учить его
выполнять.
Развивать внимание , логическое
мышление.
Дидактические игры «Что
изменилось?» и «Чего не
стало?».
Дидактические игры: "Игра на
уничтожение" (пешка против
пешки, две пешки против
одной, одна пешка против
двух, две пешки против двух).
"Ограничение подвижности".
Занятие 34
«
Пешка против ферзя, ладьи,
слона, коня»
Закрепить
знания
детей
о
фигурах.
Продолжать
учить
выполнять
взятие
фигуры
противника, решать шахматные
задачи. Развивать умение думать,
самостоятельно
принимать
решение.
Воспитывать
дух
состязательности.
Дидактические
игры
«Пешечная
эстафета»,
«Знатоки шахмат»
,
«Игра на
уничтожение».
Дидактические
задания
«Атака
неприятельской
фигуры»,
«Двойной
удар»,
«Взятие»,
«Защита»,
«Выиграй
фигуру»,
«Перехитри
часовых».
Дидактическая
игра
«Ограничение подвижности».
Компьютерные
игры
и
упражнения.
Король
5
Занятие 35
«Король»
Познакомить детей с фигурой
короля, учить передвигать его по
доске. Дать понятие, что король
имеет
ограниченный
радиус
действия.
Развивать
память,
логическое
мышление.
Воспитывать
познавательный
Дидактические задания «Один
в поле воин», «Кратчайший
путь»,
«Лабиринт».
Дидактические
игры
«На
уничтожение»,
«Захват
контрольного
поля».
Компьютерные
игры
и
.
МАДОУ г Нижневартовска
ДС
№ 83 «
»
Жемчужина
«
»
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности Шахматная страна
интерес.
Место
короля
в
начальном
положении.
Ход
короля. Взятие. Короля не бьют,
но и под бой его ставить нельзя.
упражнения.
Занятие 36
«Король»
Продолжать знакомить детей с
фигурой
короля,
учить
передвигать его по доске.
Д/и
«Поворот»,
«Задача
направления», «Туда - сюда»,
«По всем углам», «Прямо и
наискосок».
Занятие 37
«Бей король»
Продолжать знакомить детей с
фигурой короля. Познакомить с
тем , что королей не бьют, под
удар их ставить нельзя. Учить
выполнять
взятие
фигуры
противника.
Развивать
интеллектуальные
способности.
Воспитывать
желание
учиться
играть в шахматы.
«Ограничение подвижности».
Компьютерные
игры
и
упражнения.
Игра
«Рассеянный
художник», «Подсчет ходов»
Занятие 38
«Бей король»
Продолжать знакомить детей с
фигурой короля.
Раскрась
короля.
Игра
«Лабиринт»,
«Атака
неприятельской
фигуры»,
«Двойной
удар»,
«Взятие».
Дидактические игры «Игра на
уничтожение»,
«Захват
контрольного поля»
Занятие 39
«Король против других фигур»
Дидактические
задания
«Атака
неприятельской
фигуры»,
«Двойной
удар»,
«Взятие».
Дидактические
игры «Игра на уничтожение»,
«Захват контрольного поля»,
«Ограничение подвижности».
Компьютерные
игры
и
упражнения
.
МАДОУ г Нижневартовска
ДС
№ 83 «
»
Жемчужина
«
»
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности Шахматная страна
Ценность фигур
1
Занятие 40
«Ценность фигур»
Познакомить детей с ценностью
(стоимостью) фигур в пешках.
Сравнительная ценность фигур.
Нападение, способы защиты от
нападения, размен.
Дидактически
игры
«Лесенка»,
«Построй
ряд»,
«Кто впереди», «Шахматная
арифметика»
Викторина
1
Занятие 41
«Викторина
Шахматные
фигуры»
Учить
детей
принимать
правильное решение,
понимать
условия заданий.
Воспитывать дух
состязательности.
Викторина «Что? Где? Когда»
Раздел 4: Шахматные позиции
Шах
5
Занятие 42
«Шах»
Познакомить
детей
с
важным
понятием
–
шах,
его
обозначением
«+».
Научить
ребенка определять, объявлен ли
шах.
Развивать
логическое
мышление,
внимание,
усидчивость,
терпение.
Воспитывать
желание учиться
играть в шахматы.
Дидактические задания «Дай
открытый шах», «Открытый
шах с выигрышем фигуры»,
«Лучший
шах».
Дидактическая игра «Первый
шах». Компьютерные игры и
упражнения.
Занятие 43
«Двойной шах»
Познакомить
детей
с
важным
понятием – двойной шах, его
обозначением
«+».
Научить
ребенка определять, объявлен ли
шах.
Развивать
логическое
мышление,
внимание,
усидчивость,
терпение.
Воспитывать
желание учиться
играть в шахматы.
Дидактические задания «Дай
открытый шах», «Открытый
шах с выигрышем фигуры»,
«Дай
двойной
шах»,
«Двойной шах с выигрышем
фигуры»,
«Лучший
шах».
Компьютерные
игры
и
упражнения.
Занятие 44
«Ставим шах»
Продолжать знакомить детей с
понятием
шах.
Учить
детей
объявлять шах, при разыгрывании
несложных
комбинаций.
Дидактические задания «Шах
или не шах», «Дай шах»,
«Пять
шахов»,
«Шах
с
выигрышем
фигуры»,
.
МАДОУ г Нижневартовска
ДС
№ 83 «
»
Жемчужина
«
»
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности Шахматная страна
Развивать логическое мышление,
сосредоточенность,
внимание.
Воспитывать
дух
состязательности.
Компьютерные
игры
и
упражнения.
Занятие 45
«Ставим шах»
Продолжать знакомить детей с
понятием
шах.
Учить
детей
объявлять шах, при разыгрывании
несложных
комбинаций
Шах
ферзем, ладьей, слоном, конем,
пешкой.
Дидактические
задания
«Лучший
шах».
«Шах
с
выигрышем
фигуры»,
«Защита
от
шаха».
Компьютерные
игры
и
упражнения.
Занятие 46
«Защита от шаха»
Учить детей защищать короля от
шаха при решении несложных
шахматных комбинаций.
Три
способа
защиты
от
шаха.
Развивать
самостоятельное
мышление,
внимание,
логику.
Воспитывать
самостоятельность
при принятии решения.
Дидактические задания «Шах
или не шах», «Дай шах»,
«Пять
шахов»,
«Шах
с
выигрышем
фигуры»,
«Защита
от
шаха».
Компьютерные
игры
и
упражнения.
Мат
5
Занятие 47
«Мат»
Познакомить
детей
с
важным
понятием – мат (цель шахматной
партии).
Учить
ребенка
определять,
в
каких
случаях
можно объявлять мат. Упражнять
в решении шахматных позиций.
Развивать логическое мышление,
внимание, усидчивость, терпение.
Воспитывать
желание учиться
играть в шахматы.
Дидактические задания «Мат
или не мат», «Мат в один
ход». Компьютерные игры и
упражнения.
Занятие 48
«Мат»
Продолжать знакомить детей с
понятием
мат.
Учить
детей
объявлять мат, при разыгрывании
несложных
комбинаций
Мат
ферзем, ладьей, слоном, конем,
Дидактические задания «Мат
или не мат», «Мат в один
ход». Компьютерные игры и
упражнения.
.
МАДОУ г Нижневартовска
ДС
№ 83 «
»
Жемчужина
«
»
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности Шахматная страна
пешкой.
Занятие 49
«Мат»
Закреплять
умения
детей
объявлять мат, при разыгрывании
несложных
комбинаций
Мат
ферзем, ладьей, слоном, конем,
пешкой.
Развивать
наблюдательность,
память,
умение анализировать позицию
на шахматной доске.
Дидактические задания «Мат
в
один
ход»,
«Украденная
фигура»,
«Раскраска»,
«Пропавший
король».
Компьютерные
игры
и
упражнения на мат в один
ход.
Занятие 50
«Мат»
Закреплять
умения
детей
объявлять Мат в один ход, мат в
один ход ферзем, ладьей, слоном,
конем,
пешкой
(простые
примеры).
Развивать логическое
мышление
Дидактические задания «Мат
в
один
ход»,
«Украденная
фигура»,
«Раскраска»,
«Пропавший
король».
Компьютерные
игры
и
упражнения на мат в один
ход.
Занятие 51
«Мат»
Продолжать закреплять умения
детей объявлять Мат в один ход:
сложные
случаи
с
большим
числом
фигур.
Развивать
логическое мышление
Дидактические
задания
«Поставь«мат»конем»,
«Поставь
«мат»
пешкой»,
«Поставь
«мат»
королем».
Самостоятельная
игра
с
полным набором шахматных
фигур Компьютерные игры и
упражнения на мат в один
ход.
Ничья и пат
3
Занятие 52
«Ничья и пат»
Познакомить детей с понятием
«пат».Отличие
пата
от
мата.
Варианты ничьи. Примеры на пат.
Чтение сказки «Мат и пат»,
Дидактическое задание «Пат
или не пат».
Занятие 53
«Ничья и пат»
Формирование
представлений
о
положении
«пат»,
выделение
отличий пата от мата.
Воспитывать
чувство уверенности в своих силах,
умение
решать
серьезные
Рассказ о позициях «мат» и
«пат»
Вариантах
ничьей.
Примеры на пат. Дидактическое
задание « Пропавшая фигура
.
МАДОУ г Нижневартовска
ДС
№ 83 «
»
Жемчужина
«
»
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности Шахматная страна
комбинации.
Занятие 54
«Пат или не пат»
Закрепление знаний о положении
«пат»,
Развитие познавательной
активности, воображения,
сообразительности,
быстроты реакции
посредством игровых заданий.
«Пропавшая
фигура»,
«Вечный шах». Игра в парах
Рокировка
2
Занятие 55
«Рокировка»
Познакомить детей с понятием
«рокировка».
Зачем
нужна
рокировка. Как делается рокировка.
Правила
рокировки
.
Развитие
творческое, логического мышления
Дидактические
задания
«Рокировка»,
разыгрывание
шахматных
положений
по
теме.
Занятие 56
«Рокировка»
Продолжать знакомить детей с
понятием
«рокировка»
и
с
правилами рокировки. Длинная и
короткая
рокировка.
Воспитывать
чувство
уверенности
в
своих
силах,
умение
решать
серьезные
комбинации.
Дидактические
задания
«Рокировка», «Короткая или
длинная», «Мат в один ход»,
«Выиграй
фигуру».
Компьютерные
игры
и
упражнения.
Нападение и защита
4
Занятие 57
«Нападение, и защита, размен»
Учить
находить
правильный
выход в сложившейся ситуации.
Выгодный и невыгодный размен.
Защищенная
и
незащищенная
фигура.
Развитие
интеллектуальных способностей.
Компьютерные
игры
и
упражнения
.
Занятие 58
«Нападение, и защита»
Продолжать
знакомить
с
правилами защиты и нападения.
Три
способа
защиты
от
нападения:
уничтожение
атакующей
фигуры,
отход
на
безопасное
поле,
привлечение
фигуры-защитника.
Компьютерные
игры
и
упражнения.
.
МАДОУ г Нижневартовска
ДС
№ 83 «
»
Жемчужина
«
»
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности Шахматная страна
Занятие 59
«Нападение, и защита»
Продолжать
знакомить
обучающихся
с
шахматными
комбинациями
(«мельница»,
«вилка», двойной шах, матовый
финал);
Игровые упражнения «сделай
вилку, «свяжи фигуру»
Занятие 60
«Нападение, и защита»
Формировать у детей понятия:
«мельница», «вилка» продолжать
учить
ориентироваться
на
плоскости;
тренировать
наблюдательность и внимание.
Игровые упражнения «сделай
вилку
с
двумя,
тремя, четырьмя
зубьями»,
«свяжи фигуру»
Шахматные часы
1
Занятие 61
«Шахматные часы»
Познакомить
детей
с
часами,
которыми
пользуются
шахматисты во время партии.
Познакомить
с
новыми
понятиями: «шахматные» часы,
«время, отведённое на партию»,
«контроль времени».
Закрепление
полученных знаний.
Воспитывать
чувство
уверенности
в
своих
силах, умение решать серьезные
комбинации.
Компьютерные
игры
и
упражнения.
Шахматная партия
4
Занятие 62
«Шахматная партия»
Формирование
представлений о том, что должен
знать
игрок,
чтобы
уверенно
разбираться в партии чувствовать
себя спокойно во время игры
Игра
всеми
фигурами
из
начального положения (дебют).
Правила поведения за шахматной
доской.
Дидактическая
игра
«Два
хода». Компьютерные игры и
упражнения.
Занятие 63
«Шахматная партия»
Развитие познавательной
Формирование представлений о
принципах разыгрывания дебюта
и важности первых ходов.
Игра
всеми
фигурами
из
начального положения без
пояснений о том, как лучше
.
МАДОУ г Нижневартовска
ДС
№ 83 «
»
Жемчужина
«
»
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности Шахматная страна
активности, воображения,
сообразительности.
Закрепление
знаний
правил
ведения шахматной партии.
начинать шахматную партию.
Дидактическая игра «Два
хода»
Занятие 64
«Шахматная партия»
Продолжить формирование
представлений
о
принципах
разыгрывания дебюта: основные
правила партии.
Демонстрация
коротких
партий.
Игра
всеми
фигурами
из
начального
положения.
Игра всеми фигурами из
начального положения.
Разбор шахматной партии.
Занятие 65
Викторина «Шахматная партия»
Закрепление
знаний
правил
ведения шахматной партии.
Вопросы
и
логические
упражнения.
Раздел 5:Решение задач и этюдов
Решение
задач
и
этюдов
5
Занятие 66
«Решение задач и этюдов»
Учить
решать
несложные
шахматные
задачи.
Развивать
память.
Игры, практические упражнения.
Разгадывание кроссворда.
Занятие 67
«Решение задач и этюдов»
Продолжать
учить
решать
несложные шахматные задачи.
Развивать
умения
логически
мыслить.
Игры, практические упражнения.
Коллективный разбор
определённых ситуаций на
шахматной доске.
Занятие 68
«Решение задач и этюдов»
Развивать
умение
сравнивать,
выявлять
и
устанавливать
простейшие связи и отношения,
самостоятельно
решать
и
объяснять ход решения задачи.
Воспитывать
усидчивость
и
внимательность.
Упражнять
в
решении
шахматных ситуаций.
Занятие 69
«Решение задач и этюдов»
Продолжать
развивать
умение
сравнивать,
выявлять
и
устанавливать простейшие связи
и
отношения,
самостоятельно
решать и объяснять ход решения
Логическая минутка;
Дидактические игры «Войско
из
мешочка»,
«Соседи»,
«Лови
-
не
лови»,
«Шахматные поединки».
.
МАДОУ г Нижневартовска
ДС
№ 83 «
»
Жемчужина
«
»
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности Шахматная страна
задачи.
Занятие 70
Игра «Поле чудес»
Закрепление знаний шахматный
фигур, правил игры в шахматы.
Выполнение заданий иры.
Итоговое занятие
Итоговое занятие
1
Шахматный турнир
Развитие
познавательной
активности,
воображения,
сообразительности,
быстроты
реакции,
посредством
игровых
развивающих заданий
1
Педагогическая диагностика
Всего:
72 занятия
.
МАДОУ г Нижневартовска
ДС
№ 83 «
»
Жемчужина
«
»
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности Шахматная страна
3.
-
Организационно педагогические условия реализации Программы
Календарный учебный график
№
п/п
Сроки проведения
занятия
Тема раздела
(занятия)
Форма
проведения
занятия
Количество часов
Форма
контроля
1
Место проведения
всего
теория
практик
а
меся
ц
недел
я
Сентябрь
1
Вводное занятие
Лекционные,
практические
занятия
1
1
1
МАДОУ
г.
Нижневартовска ДС
№ 83 «Жемчужин»
Кабинет
для
проведения
доп.
услуг
Сентябрь
1
Стартовая педагогическая диагностика
1
МАДОУ
г.
Нижневартовска ДС
№ 83 «Жемчужин»
Кабинет
для
проведения
доп.
услуг
1
Сентябрь
2,3
Введение
Лекционные,
практические
занятия
3
1
2
МАДОУ
г.
Нижневартовска ДС
№ 83 «Жемчужин»
Кабинет
для
проведения
доп.
услуг
2
Сентябрь
3,4, 5
Шахматная доска
Лекционные,
практические
занятия,
4
1,5
2,5
МАДОУ
г.
Нижневартовска ДС
№ 83 «Жемчужин»
Кабинет
для
проведения
доп.
услуг
3
Октябрь
5,6,7,8,
9
Шахматные фигуры
Лекционные,
практические
занятия,
32
9
23
МАДОУ
г.
Нижневартовска ДС
№ 83 «Жемчужин»
Кабинет
для
проведения
доп.
услуг
Ноябрь
10,11,
12,13
Декабрь
14,15,
1
Форма контроля – педагогическая диагностика
.
МАДОУ г Нижневартовска
ДС
№ 83 «
»
Жемчужина
«
»
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности Шахматная страна
16,17,
18
Январь
18,19
20
Февраль
21
4
Февраль
21,22,
23,24
Шахматные позиции
Лекционные,
практические
занятия,
24
6
18
МАДОУ
г.
Нижневартовска ДС
№ 83 «Жемчужин»
Кабинет
для
проведения
доп.
услуг
Март
25,26,
27,28,
29
Апрель
29,30,
31,32,
33
май
34
5
май
34,
35
Решение
задач
и
этюдов
Лекционные,
практические
занятия,
5
1
4
МАДОУ
г.
Нижневартовска ДС
№ 83 «Жемчужин»
Кабинет
для
проведения
доп.
услуг
6
май
36
Итоговое занятие
Обобщающее
итоговое
занятие
1
1
1
МАДОУ
г.
Нижневартовска ДС
№ 83 «Жемчужин»
Кабинет
для
проведения
доп.
услуг
май
36
Итоговая педагогическая диагностика
1
МАДОУ
г.
Нижневартовска ДС
№ 83 «Жемчужин»
Кабинет
для
проведения
доп.
услуг ия
ИТОГО:
72
22
50
Кадровые условия
Педагогический работник – 1 человек (высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы
либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное
профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к
стажу работы; дополнительное образование: курсы повышения квалификации в соответствии с профилем программы).
.
МАДОУ г Нижневартовска
ДС
№ 83 «
»
Жемчужина
«
»
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности Шахматная страна
Обеспеченность методическими материалами и средствами
Наименование
дополнительной
общеобразовательной
программы
дошкольного образования
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной
направленности «Шахматная страна»
Автор составитель: Изотова Л.Г.
Программно-методическое обеспечение программы, средства обучения
.
МАДОУ г Нижневартовска
ДС
№ 83 «
»
Жемчужина
«
»
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности Шахматная страна
Парциальная
программа
с
указанием
выходных данных
Сухин И. Г. «Шахматы первый год» учебник в 2 частях. 1 год обучения., 2017 год
Методическое
обеспечение
(учебно-
методические
пособия,
практические
пособия и т.д.) с указанием выходных
данных
Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких / Шахматы для детей: книга-сказка для совместного чтения
родителей и детей. – М.: Аст, 2017.
Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы (издание второе): Для старшего дошкольного и младшего
школьного возраста. – Издательство «Детская литература», 1985
Сухин И. Приключения в шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
Сухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет: Книга – сказка для совместного
чтения родителей и детей. – М.: Новая школа, 1994.
Сухин И. Г. «Шахматы первый год» учебник в 2 частях. 1 год обучения., 2017 год
Книжка – раскраска «Шахматные герои». СПб.: Питер, 2019
Технические средства обучения
Программа по обучение детей игре в шахматы - секция «Шахматы»
Шахматные доски (индивидуально для каждого)
Шахматные столы
Шахматы напольные
Шахматные доски магнитные
ЭОР
Мультимедийное оборудование
Компьютеры
Планшетники
-
Материально техническое обеспечения
Вид помещения
Оснащение помещения
Материалы для непосредственной
работы с детьми
Кабинет для
проведения
дополнительных
услуг
Большая демонстрационная магнитная доска.
Иллюстрации известных шахматистов.
Мультимедийный каталог презентаций.
Наборы шахматных фигур и шахматных досок.
Карточки с шахматными задачами, шахматные
тетради, карандаши.
Шахматные часы.
.
МАДОУ г Нижневартовска
ДС
№ 83 «
»
Жемчужина
«
»
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности Шахматная страна
4.
(
)
Система педагогической диагностики мониторинга достижения детьми планируемых
результатов освоения Программы
При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится
педагогическим
работником
в
рамках
педагогической
диагностики
в
целях
отслеживания
эффективности
особенностей и перспектив развития ребенка.
Педагогическая диагностика достижений ребенка в рамках освоения Программы направлена на изучение:
-знаний воспитанников (история возникновения шахмат, шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,
шахматную доску, шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры,
начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка,
шах, мат, пат, ничья, как расставлять шахматные фигуры на доске, правила хода и взятия каждой фигуры, условные
обозначения фигур, принятых во всем мире).
- умений воспитанников (отличать одни фигуры от других по форме и цвету, правильно помещать шахматную доску
между партнерами, правильно расставлять фигуры перед игрой, правильно передвигать фигуры на шахматной доске,
ориентироваться на шахматной доске, выполнять взятие – брать фигуру противника, которая стоит под боем, не
подставляя свою фигуру под удар, объявлять шах, ставить мат, соблюдать правила игры, решать конфликтные ситуации
с партнером, решать шахматные задачи, делать рокировку, горизонталь, вертикаль, диагональ).
Принципы педагогической диагностики
Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах
диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого
отношения к диагностируемому.
Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает (для того чтобы оценить общий уровень
развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития. Важно помнить, что развитие
ребенка представляет собой целостный процесс, и что направление развития в каждой из сфер не может
рассматриваться изолированно. Различные сферы развития личности связаны между собой и оказывают взаимное
влияние друг на друга).
Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии.
.
МАДОУ г Нижневартовска
ДС
№ 83 «
»
Жемчужина
«
»
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности Шахматная страна
Принцип компетентности означает принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет
специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут
нанести ущерб испытуемому.
Принцип
персонализации
требует
от
педагога
в
диагностической
деятельности
обнаруживать
не
только
индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от
нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.
Методы проведения педагогической диагностики
Формализованные методы: диагностическое задание, диагностическая ситуация.
Малоформализованные методы: наблюдение, дидактические игры и выполнение заданий.
Педагогическая диагностика проводится два раза в год (в сентябре и мае),
протокол педагогической
диагностики заполняются дважды в год (в сентябре и мае). По итогам педагогической диагностики оформляется
аналитическая справка.
Оценочные материалы: инструментарий педагогической деятельности
Критерии
Методика
исследования
Описание
Знает историю
возникновения шахмат
Вопросы
- Какая страна является родиной шахмат?
- Сколько человек может играть в шахматы?
- Кто придумал игру?
- Почему игра называется шахматы?
- Цель игры?
- Кто первым начинает партию?
- Сколько фигур в каждой армии?
Знает шахматную доску
Дидактические игры и задания
ШАХМАТНАЯ ДОСКА.
Шахматная доска, белые и черные поля,
горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
«Горизонталь».
Двое играющих по очереди заполняют одну из
горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками
и т. п.).
«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий
шахматной доски.
.
МАДОУ г Нижневартовска
ДС
№ 83 «
»
Жемчужина
«
»
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности Шахматная страна
«Диагональ».
То же самое, но заполняется одна из диагоналей
шахматной доски.
Знает, правильно называет
и расставляет шахматные
фигуры
на
шахматной
доске.
Дидактические игры и задания
ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь,
пешка, король.
«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся
все шахматные фигуры, каждый из детей на ощупь пытается определить,
какая фигура спрятана.
«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе педагога в один ряд,
дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной»,
которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать:
«Секрет».
«Полна горница». Полный набор шахматных фигур располагается на
столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или
коробка для фигур). Предложите ребёнку взять одну из шахматных
фигур, назвать её и уложить «спать» в коробку или шахматную доску. И
так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке. После
этого малыш закрывает коробку или защёлкивает шахматную доску.
НАЧАЛЬНАЯ
РАССТАНОВКА
ФИГУР.
Начальное
положение
(начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной
позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями,
вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
«Мешочек».
Ребенок по одной вынимают из мешочка шахматные
фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей,
стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
Знает
ходы
и
взятие
шахматных фигур
Дидактические игры и задания
ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР. Правила хода и взятия каждой из фигур,
белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные
слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые,
слоновые,
ферзевые,
королевские
пешки,
взятие
на
проходе,
превращение пешки.
«Игра на уничтожение». Педагог играет с ребенком ограниченным
числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто
побьет все фигуры противника.
.
МАДОУ г Нижневартовска
ДС
№ 83 «
»
Жемчужина
«
»
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности Шахматная страна
«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры,
расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по
фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
«Перехитри часовых».
Белая фигура должна достичь определенной
клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на
поля, находящиеся под ударом черных фигур.
Знает и использует в речи
шахматные термины
Карточки с заданиями
Ребенок должен показать и назвать линии, клетки шахматной доски.
Чем может закончиться игра в шахматы?
Умеет определять и ставить
позицию – шах, мат.
Дидактические игры и задания
ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход,
длинная и короткая рокировка и ее правила.
«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ребенок
должен определить: стоит ли король под шахом или нет.
«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ребенок
должен определить: дан ли мат черному королю.
«Рокировка». Ребенок должен определить, можно ли рокировать в тех
или иных случаях.
Соблюдает правила игры,
может решать конфликтные
ситуации с партнером.
Вопросы
Ребенок
рассказывает
о
правилах
игры:
жеребьевка,
правильное
расположение шахматной доски, право первого хода, приветствие,
правило одной руки, правило взятия фигур и т.д.
Критерии отслеживания результатов кружковой работы:
Высокий уровень. Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве», истории шахмат.
Знает, различает и называет шахматные фигуры, как они ходят, правильно располагает их на шахматной доске.
Имеет понятие о приёмах взятия фигур.
Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух.
Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку.
У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение.
.
МАДОУ г Нижневартовска
ДС
№ 83 «
»
Жемчужина
«
»
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности Шахматная страна
Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук.
Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ.
Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве.
Соблюдает правила игры.
Использует в речи шахматные термины, умеет объявлять шах и мат.
Решает самостоятельно шахматные задачи.
Средний уровень. Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве», истории шахмат.
Путает название шахматных фигур и их отличия.
Знает ходы, но допускает незначительные ошибки.
Решает с небольшой помощью педагога шахматные задачи.
Ориентируется на шахматной доске .
Допускает ошибки при поиске шахматных полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух.
С помощью педагога решает шахматные задачи.
Низкий уровень. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры, как они ходят.
Без помощи взрослого затрудняется расставлять их на доске допускает ошибки.
Ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и
называть их вслух.
Не умеет объявлять шах и мат.
Не знает шахматные термины.
Не ориентируется в тетради в клетку.
Протокол педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения
дополнительной общеобразовательной программы дошкольного образования
.
МАДОУ г Нижневартовска
ДС
№ 83 «
»
Жемчужина
«
»
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности Шахматная страна
интеллектуально направленности
«Шахматная страна»
Дата:________
Педагог
:_________
№
Ф.И. ребенка
Знает
историю
возникн
овения
шахмат
Знает
шахматн
. доску
Знает,
правильно
называет и
расставляет
шахмат.фигур
ы на шахматн.
доске.
Знает
ходы и
взятие
шахматн
. фигур
Знает и
используе
т в речи
шахматн.
термины
Умеет
определять и
ставить
позицию –
шах, мат
Соблюдает
правила игры
Может решать
конфликтные
ситуации с
партнером
Уровень
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
.
МАДОУ г Нижневартовска
ДС
№ 83 «
»
Жемчужина
«
»
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности Шахматная страна
5.
Список литературы
1.
Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы (издание второе): Для старшего дошкольного и младшего школьного
возраста. – Издательство «Детская литература», 2005
2.
Сухин И. Приключения в шахматной стране. – М.: Педагогика, 2019г.
3.
Сухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет: Книга – сказка для совместного чтения
родителей и детей. – М.: Новая школа, 2014.
4.
Сухин И. Г. «Шахматы первый год» учебник в 2 частях. 1 год обучения., 2017 год
5.
Книжка – раскраска «Шахматные герои». СПб.: Питер, 2019.
.
МАДОУ г Нижневартовска
ДС
№ 83 «
»
Жемчужина
«
»
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности Шахматная страна
.
МАДОУ г Нижневартовска
ДС
№ 83 «
»
Жемчужина
«
»
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности Шахматная страна