Автор: Ковалева Светлана Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ Лицей с кадетскими классами имени Г.С. Шпагина
Населённый пункт: Вятские Поляны Кировской области
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Системы линейных уравнений с тремя неизвестными.
Раздел: среднее образование
МКОУ «Лицей с кадетскими классами имени Г.С. Шпагина» г. Вятские Поляны Кировской области
Системы линейных уравнений с тремя неизвестными.
Урок разработан Ковалевой С.Н. в дидактической системе деятельностного метода Л.Г. Петерсон
7 класс
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)
Дидактическая цель:
способствовать формированию умения решать системы линейных уравнений как средства развития УУД в
условиях реализации технологии ДСДМ (Л.Г. Петерсон)
№
Этап урока, цели и содержание
Формируемые универсальные
учебные действия
1
Мотивация к учебной деятельности.
Цель: 1) включить учащихся в учебную деятельность;
2) определить содержательные рамки урока.
Сколько способов решения систем линейных уравнений с двумя
неизвестными мы рассмотрели?
Назовите алгоритм решения способом подстановки.
Сегодня на уроке мы продолжим решать системы этим способом
Личностные УУД
Самоопределение,
смыслообразование
2
Актуализация знаний и фиксация затруднения.
Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для
восприятия нового материала;
2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные
для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;
3) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности,
демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся
знаний: умение задавать множество перечислением и характеристическим
свойством.
1. х+у=5; 2. -2х+у=3; 3. –х – у=4; 4. –х
2
+у=0; 5. у –4=0
(приложение 1)
Что общего и различного в данных уравнениях?
Найдите координаты точек пересечения с осями координат 1и 4
Познавательные УУД
-Анализ, синтез, сравнение,
обобщение.
-Использование знаково-
символических средств.
Регулятивные УУД
-Выполнение пробного действия
уравнений. ((0;5), (5;0) и (0;0))
Есть ли среди данных уравнений такие, что их графики не будут
пересекаться? (1 и 3)
Составьте систему из двух уравнений, которая будет иметь
решение.
Индивидуальное задание.
Решите систему способом подстановки
х–у=8
у+z=7
x–z=1
Ответы…
3
Выявление затруднений, причин затруднений и постановка цели
деятельности.
Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого
выявляется и
фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в
учебной
деятельности;
2) согласовать цель и тему урока.
Не все решили, не все ответы совпали, не все успели…
В чем основная причина? (Нет алгоритма решения систем линейных
уравнений с тремя неизвестными)
Цель? (Составить алгоритм решения систем линейных уравнений с
тремя неизвестными)
Тема урока? (Решение систем линейных уравнений с тремя
неизвестными способом подстановки)
Регулятивные УУД
-Фиксирование индивидуального
затруднения в пробном действии.
-Волевая саморегуляция в ситуации
затруднения.
Личностные УУД
-Самоопределение,
смыслообразование
4
Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1
) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового
способа
действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
Познавательные УУД
-Анализ, синтез, сравнение,
обобщение.
2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с
помощью эталона.
а) Составление алгоритма
Решим систему x–2y=0
y–z=7
x+z=-1
Сравниете коэффициенты при переменных
Какую переменную и из какого уравнения будем выражать? (х
из 1)
Куда подставим?
Что получим? y–z=7
2y+z=-1
Решите систему . (1 ученик у доски)
Возвращаемся к первоначальной подстановке и находим х
Сформулируйте алгоритм решения (в группах)
Алгоритм решения системы линейных уравнений с тремя
неизвестными способом подстановки (Приложение 2)
1. Сравнить коэффициенты
2. Выбрать уравнение, больше всего походящее для выражения
переменной и выразить переменную.
3. Подставить в другое уравнение.
4. Решить систему двух линейных уравнений с двумя
переменными.
5. Вернуться к первоначальной подстановке и найти третью
переменную.
6. Записать ответ
б) Решение затруднения
Решается система из индивидуального задания с проговариванием
каждого пункта алгоритма
-Аналогия, классификация.
-Поиск и выделение необходимой
информации.
-Планирование, прогнозирование.
-Решение проблем на основе
рефлексивной самоорганизации
(решение затруднения).
Коммуникативные УУД
-Выражение своих мыслей с
достаточной полнотой и точностью.
-Планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
Регуляционные УУД
-Волевая саморегуляция.
5
Первичное закрепление во внешней речи
Цель: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
№ 1312а Один ученик у доски
10x–5y–3z=-9
6x+4y–5z=-1
3x–4y–6z=-23
Познавательные УУД
-Анализ, синтез, сравнение,
обобщение, аналогия.
-Извлечение из текстов необходимой
информации.
Выполнение действий по алгоритму
6
Самостоятельная работа с проверкой по подробному образцу
Цель:
проверить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях
на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
№ 1311б x–2y=6
4y+z=-27
x+z=-11
Приложение 3
Подробный образец 1 (способ сложения)
Выражаем х из 1 уравнения (т.к. будет сумма и наименьшие
коэффициенты)
х=6+2у, подставляем в другие уравнения. Получим систему из двух
уравнений
4y+z=-27 4y+z=-27
6+2y+z=-11 2y+z=-17
х
(-2)
Складываем, уничтожая переменную у
4y+z=-27 подставляем в 1 или во 2
-4у-2z=34 4у–7=-27 2у-7=-17
-z=7 4у=-20 2у=-10
z=-7 у=-5 у=-5
Подставляем у в первоначальную подстановку
х=6+2•(-5)=-4
Ответ: х=-4, у=-5, z=-7
Подробный образец 2 (способ подстановки)
Познавательные УУД
-Анализ, синтез, сравнение,
обобщение, аналогия.
-Извлечение из текстов необходимой
информации.
-Выполнение действий по алгоритму
-Подведение под понятие.
Регуляционные УУД
-Контроль, коррекция, оценка,
волевая саморегуляция в ситуации
затруднения.
Коммуникативные УУД
-Выражение своих мыслей с
достаточной полнотой и точностью.
- Использование критериев для
обоснования своего суждения.
4y+z=-27 Выразим z из 1 или из 2
2y+z=-17 z=-27-4у z=-17-2у
Подставим в другое уравнение
2у–27–4у=-17 4у–17–2у=-27
-2у=10 2у=-10
у=-5 у=-5
Подставляем у в первоначальную подстановку
х=6+2•(-5)=-4
Ответ: х=-4, у=-5, z=-7
7
Включение в систему знаний
Цель:
тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее
изученным.
№1316 задача. (По группам)
Краткая запись (на плакате А3, сравнить результаты)
Составить систему (на плакате А3, сравнить результаты)
Решить систему (сравнить ответы, способы решения системы)
Познавательные УУД
-Извлечение необходимой
информации, моделирование,
преобразование модели.
-Использование знаково- символьных
средств.
Регуляционные УУД
-Контроль, коррекция, оценка.
Коммуникативные УУД
-Учет разных мнений,
координирование в сотрудничестве
разных позиций, достижение
договоренностей и согласование
общего решения.
-Управление поведением партнера.
Личностные УУД
-Осознание ответственности за общее
дело, следование в поведении
моральным нормам и этическим
требованиям.
8
Рефлексия.
Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить собственную деятельность на уроке;
3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат
урока;
4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей
учебной
деятельности;
5) обсудить и записать домашнее задание.
Какую цель ставили перед собой?
Сформулирйте алгоритм
Подведите итог своей работы на уроке (Приложение 4)
- понятно, как использовать алгоритм;
- самостоятельная работа сделана ( с помощью образца все понял);
- понятно, как составить систему в задаче;
- понятно решение системы в задаче.
Кто готов обсудить оставшиеся затруднения? Как выйти из затруднения?
(ДЗ, консультация одноклассников, учителя).
Домашнее задание: № 1311а, 1312б (системы), 1317 (задача), 1318
(повторение)
Регуляционные УУД
-Рефлексия способов и условий
действий, контроль, оценка процесса
и результатов деятельности.
Личностные УУД
-Самооценка на основе критерия
успешности.
Адекватное понимание причин успеха
и неуспеха в учебной деятельности.
-Следование в поведении моральным
нормам и этическим требованиям.
Коммуникативные УУД
-Выражение своих мыслей с
достаточной полнотой и точностью,
-Планирование учебного
сотрудничества.
Приложение 1. (Карточки формат А3)
1. х+у=5
2. -2х+у=3
3. –х – у=4
4. –х
2
+у=0
5. у –4=0
Приложение 2 (Презентация)
Алгоритм решения системы линейных уравнений с тремя неизвестными способом подстановки (Приложение 2)
1. Сравнить коэффициенты
2. Выбрать уравнение, больше всего походящее для выражения переменной и выразить переменную.
3. Подставить в другое уравнение.
4. Решить систему двух линейных уравнений с двумя переменными.
5. Вернуться к первоначальной подстановке и найти третью переменную.
6. Записать ответ
Приложение 3
Подробный образец 1 (способ сложения)
Выражаем х из 1 уравнения (т.к. будет сумма и наименьшие коэффициенты)
х=6+2у, подставляем в другие уравнения. Получим систему из двух уравнений
4y+z=-27 4y+z=-27
6+2y+z=-11 2y+z=-17
х
(-2)
Складываем, уничтожая переменную у
4y+z=-27 подставляем в 1 или во 2
-4у-2z=34 4у–7=-27 2у-7=-17
-z=7 4у=-20 2у=-10
z=-7 у=-5 у=-5
Подставляем у в первоначальную подстановку
х=6+2•(-5)=-4
Ответ: х=-4, у=-5, z=-7
Подробный образец 2 (способ подстановки)
Выражаем х из 1 уравнения (т.к. будет сумма и наименьшие коэффициенты)
х=6+2у, подставляем в другие уравнения. Получим систему из двух уравнений
4y+z=-27 Выразим z из 1 или из 2
2y+z=-17 z=-27-4у z=-17-2у
Подставим в другое уравнение
2у–27–4у=-17 4у–17–2у=-27
-2у=10 2у=-10
у=-5 у=-5
Подставляем у в первоначальную подстановку
х=6+2•(-5)=-4
Ответ: х=-4, у=-5, z=-7
Приложение 4 (презентация)
Подведите итог своей работы на уроке
- понятно, как использовать алгоритм;
- самостоятельная работа сделана ( с помощью образца все понял);
- понятно, как составить систему в задаче;
- понятно решение системы в задаче.