Автор: Маринкевич Ольга Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№8
Населённый пункт: Камчатский край г. Елизово
Наименование материала: "Развиваем речь играя"
Тема: Родительское собрание в средней группе
Раздел: дошкольное образование
Родительское собрание в средней группе
«Развиваем речь играя»
Провела: Маринкевич О.А.
Цель: раскрытие значения речи в развитии ребёнка.
Задачи:
1. Приобщать родителей к созданию условий для речевого развития своих
детей.
2. Познакомить родителей с особенностями развития речи ребенка младшего
возраста.
3. Познакомить родителей с речевыми играми, в которые полезно играть с
ребенком.
4. Вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
План собрания:
1. Выступление «Совсем немного науки».
2. Показ фрагмента с детьми как можно развивать речь через сказку.
3. Игра на «Развитие речи».
Ход собрания:
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители. Мы рады вас видеть и
сегодня мы поговорим об очень важной теме – «Развитие речи младших
дошкольников».
1 часть: «Совсем немного науки»
Речь - форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по 2-м
взаимосвязанным направлениям:
- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и
сверстниками;
- речь становится основной перестройки мыслительных процессов и
превращается в орудие мышления.
Основные задачи речевого развития детей:
- овладение нормами и правилами языка, определёнными для каждого
возраста;
- развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).
Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.
Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к
не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в
себе, замкнутым, раздражительным. Развитие речи непосредственно влияет
на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами
общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию.
Таким образом, овладение языком необходимо для полноценного
формирования личности ребёнка.
- Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на
протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка?
- Формирование звуковой культуры речи.
- Обогащение словарного запаса.
- Формирование грамматического строя речи.
- Обучение рассказыванию, связной речи.
- Развитие выразительности речи.
Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах
деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на
других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в
повседневной жизни, через чтение и проигрывание сказок.
Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить,
поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие.
Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными
понятиями, сблизить ребёнка и родителей.
Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и
проиграть.
Сейчас мы с ребятами покажем как можно развивать речь с помощью сказок.
Сказочница: Здравствуйте ребята! Узнали вы меня? Я Сказочница. Я к вам
пришла чтоб вы мне помогли. Сегодня я получила письмо из сказки от
доброй феи. Она пишет, что потеряла где-то свою волшебную книгу со
сказками. Ребята, а давайте вместе поможем Феи отыскать ее книгу. Хотите?
А для этого, мы с вами отправимся в гости к сказкам, но не просто к сказкам,
а к русским народным. Почему они так называются?
Дети: Потому, что эти сказки сочинил русский народ.
Сказочница: А что бы мы не заблудились, фея прислала нам волшебный
клубочек. Он покажет нам дорогу.
Сказочница: Ну, а теперь отправляемся в путешествие? Путь наш лежит
через сказочный лес. В лесу дорожка узенькая, нужно идти друг за другом,
чтобы не упасть.
Сказочница: Бросает волшебный клубочек и говорит волшебные слова.
Ты катись, катись клубок,
Через запад на восток.
Покажи нам все дорожки,
Где прошли бы наши ножки.
Сказочница: Волшебный клубочек привел нас в гости к первой сказке.
Отгадайте сказку.
1. Узнай сказку по загадке
Сказочница: Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл,
Отгадайте без подсказки, из какой ушёл, я сказки?
Дети: Колобок
Сказочница: Давайте споем песенку колобка и вспомним, с какими героями
он встретился в лесу?
(Звучит музыка, дети с ведущей поют песенку и выкладывают на панно
героев сказки)
я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, я от зайца ушел, я от волка ушел
Сказочница: Ребята, а от кого колобок не смог уйти?
Дети: От лисы.
Сказочница: Ребята, а что лиса сделала?
Дети: Съела колобка.
Сказочница: Ребята, волшебный клубочек зовет нас дальше. (Нам нужно
посетить все сказки. Чтоб найти волшебную книгу.) Идемте дальше?
Дети: Да
2. Узнай сказку по иллюстрации
Сказочница: Ребята, смотрите, волшебный клубочек привел нас к следующей
сказке, да не к одной. Посмотрите, здесь живет много русских народных
сказок. Давайте отгадаем, какие это сказки.
(Показ презентации со сказками)
1слайд:
Ждали маму с молоком, А пустили, волка в дом…
Кем же были эти маленькие дети?
Дети: Козлята
Сказочница: А как называется сказка?
Дети: Волк и семеро козлят
2 слайд:
Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка?
Дети: Колобок
3 слайд:
Баба била — не разбила.
Слабовата бабья сила!
Да не смог разбить и дед.
Ведь ему сто лет в обед.
Кликнули они норушку —
Та разбила, как игрушку,
И сбежала под крыльцо.
Что-разбила-то?
Дети: Яйцо.
Сказочница: А как называется сказка?
Дети: Курочка Ряба.
4слайд:
Что за сказка: кошка, внучка, мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали, корнеплоды собирали?
Дети: Репка
5 слайд:
В поле появился дом.
Поселились в доме том:
Мышка по имени Норушка,
И лягушечка Квакушка,
Ёж, Лисица и Зайчишка.
А ещё лохматый Мишка
Позже поселился тут.
Как все домик-то зовут?
Вьётся над трубой дымок.
Этот домик — …
Дети: Теремок
Сказочница: Молодцы все сказки отгадали можно отправляться дальше.
Ты катись, катись клубок,
Через запад на восток.
Покажи нам все дорожки,
Где прошли бы наши ножки
Интересно, какая сказка здесь живет?
(подходят к домику, кукольный театр)
Дед: Бабка, а Бабка помоги посадить репку, я ее сажаю, а она все не растет.
Бабка: Да некогда мне Дед, колобка надо печь.
Сказочница: Ребята, давайте поможем Деду!
Как мы можем им помочь? Давайте с вами сделаем репку большую,
пребольшую (коллективная обрывная аппликация)
Сказочница: Вот какую репку вырастили наши ребята. Ой, смотрите, и у деда
выросла репка. Поможем деду вытянуть репку?
Дети: Да, поможем.
(Дети друг за другом вытягивают репку, в ней Волшебная книга с подарками)
Сказочница: Ну, вот ребята наше путешествие закончилось. А к кому мы в
гости ходили?
Дети: К сказкам.
Сказочница: Ребята, а кто нам помогал путешествовать по сказкам?
Дети: Волшебный клубочек.
Сказочница: Волшебный клубочек не прощается, он будет жить с нами в
группе и знакомить вас с новыми сказками.
Сказочница: Прощаемся с нашими гостями и идем в группу.
Можно также развивать речь через эпитеты
Идёте или едите в детский сад ребёнку предлагаете -снег (белый , пушистый ,
сыпучий, холодный , мокрый , скрипучий и т.д.)
-ветер ( сильный , холодный , ласковый , пронизывающий и т. д.)
-дождь ( холодный , летний , моросящий , сильный и т. д.)
-луна (яркая, растущая и т.д.)
Чистоговорки:
Уп ,уп , уп – мама варит суп (зв. П.)
БЫ, бы, бы –идёт дым из трубы (зв. Б)
« Жа-жа –жа, есть иголки у ежа»
« Жу-жу-жу молоко дадим ежу»
скороговорки
« Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки»
« Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку » (зв. П-б)
Словесная игра « Почемучка»
Определить, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самолёт,
мясорубка , сороконожка, босоножка , соковыжималка, листопад, снегопад.
Можно развивать мелкую моторику.( рисуйте ,лепите ,вырезайте ,делайте
аппликации-с ребёнком, перебирайте крупу.
Также можно развивать речь через пальчиковые игры, расскажи стихи
руками(
Воспитатель: Целью нашего собрания было познакомить вас с некоторыми
играми, которые способствуют развитию речи детей. Также для вас мы
приготовили буклеты «Развиваем речь играя», в которых вы познакомитесь с
другими играми на развитие речи.
Воспитатель: Спасибо, что вы пришли сегодня к нам. Желаем, чтобы в ваших
семьях всегда был мир, покой, взаимопонимание, чтобы вы всегда понимали
своих детей.