Напоминание

Формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности


Автор: Прямоносова Ирина Аркадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д\с №455
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование у детей

.

основ безопасности жизнедеятельности

Прямоносова Ирина Аркадьевна,

Воспитатель первой квалификационной категории

Безопасность жизнедеятельности красной нитью проходит через

всю нашу жизнь. С самого рождения мы формируем основы безопасности,

сначала это делает мама. Потом детский сад. Эта тема всегда была

актуальна. Особенно сейчас. Мы каждый день слышим и читаем сообщения:

разбился самолет, перевернулась машина, пожары, землетрясения.

С первых лет жизни любознательность детей, их желание узнать

новое иногда становится небезопасным для них. Поэтому важно с первых

шагов воспитывать у ребят безопасное поведение дома, на улице, в

природе, на дороге. Эта работа должна быть планомерной и постоянной.

Совсем маленьких ребят сопровождает его мама. Потом малыши приходят в

детский сад.

Как воспитателей, наша задача - научить малышей

предвидеть опасные ситуации, чтобы избежать их, а в крайних случаях –

быть к ним готовым, осознанно действовать в той или иной обстановке,

помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в

парке, в транспорте; и главное развивать у детей самостоятельность и

ответственность.

В своей группе мы с первых дней начали работать над этой

темой. Проводили работу как с детьми, так и с их родителями.

Работу свою начали со второй младшей группы . Ведь, чем

раньше ребята получат сведения о том, как должен вести себя человек на

улице, дома, во дворе, с другими людьми, тем меньше станет опасных для

их жизни и здоровья ситуаций.

Своих ребят мы учили объяснять собственное поведение.

Ведь когда ребенок может объяснить, почему он вѐл себя так , почему это

случилось и что он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает

не так.

Работаем мы по Программе «От рождения до школы». Одна из

образовательных областей содержит раздел «Формирование основ

безопасности жизнедеятельности». В этом разделе есть несколько

направлений, таких как:

Безопасное поведение в природе;

Безопасность на дорогах;

Безопасность собственной жизнедеятельности.

Эти направления представлены в Программе для каждой

возрастной группы, начиная с группы раннего возраста.

Игра является основным видом деятельности детей. В ней

воспитывается характер, у детей расширяются представления об

окружающем их мире, совершенствуются и формируются двигательные

навыки, точность движения, внимание, сосредоточенность. Это как раз те

качества, которые так необходимы для предупреждения опасностей.

Поэтому мы формировали основы безопасности жизнедеятельности своих

детей через игры. Особое место мы уделяли дидактическим играм, так как в

них задания предлагаются в игровой форме . Ребята играют, не подозревая

при этом, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с

определѐнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Очень

важно было подобрать игры, соответствующие детским возможностям, т.е.

такие, которыми дети действительно бы увлеклись. Мы составили

картотеку и поделили все игры на три раздела: поведение в природе, на

дорогах и в быту.

Перед собой мы ставили задачу, чтобы ребята самостоятельно

играли, чтобы у них такие игры были всегда в запасе, чтобы они сами могли

организовать их, быть не только участниками и болельщиками, но и

справедливыми судьями.

В группе мы оборудовали уголок ОБЖ. В нем разместили

атрибуты для сюжетно-ролевых игр детей: элементы формы ППС, полиции,

медицины; сделали большие знаки дорожного движения ; наборы медиков;

наборы для пожарников. Данные атрибуты изготавливали как совместно с

детьми в группе, так и большую помощь оказывали родители. В рамках

работы по темам недели родители делали атрибуты для выставки, а потом

мы использовали их для игр с детьми, пополняли уголок ОБЖ. В этом уголке

также разместили дидактические игры , изготовленные как своими руками,

так и приобретенные в магазинах. Здесь же выставлены книги для детей по

правилам дорожного движения, пожарной безопасности, плакаты по

безопасному поведению в природе, дома. Все это было в свободном доступе

для детей. В свободное время они с удовольствием играли.

Кроме игр в своей работе по данной теме мы рассматривали

рисунки и фотографии, много читали. Использовали произведения В.Ардова,

О.Бедарева, А.Дорохова, А.Иванова, М.Фисенко, А.Барто, Т.Шорыгиной.

Начиная с 5лет, мы просматривали с ребятами учебные мультфильмы

«Уроки тетушки Совы» из серии «Уроки осторожности», «Смешарики» из

серии «Уроки безопасности». В данных произведениях и мультфильмах

отражены способы поведения и меры предосторожности. Проводились

беседы, экскурсии, тематические занятия, тематические дни, викторины.

Ребята принимали участие в интернет конкурсах и викторинах.

Параллельно мы проводили работу с родителями. Консультации,

родительские собрания, праздники. Организовывали тематические выставки

макетов. Работы выполняли совместно с детьми как сами , так и предлагали

родителям сделать работы дома вместе с детками. Работы выставляли на

всеобщее обозрение. Приглашали к себе в группу ребят-соседей. Родителям

нравилось выполнять такие задания, он проявляли море фантазии,

увлекались, делали интересные работы. А мы, таким образом , достигали

двойных результатов. Во-первых, дети больше общались с родителями, во-

вторых, закрепляли навыки, полученные в детском саду.

На протяжении четырех лет мы старались дать детям максимум

знаний, которые им пригодятся в дальнейшем. Ведь здоровье детей – самое

главное. Чем раньше они узнают о правилах безопасного поведения в

конкретных ситуациях, тем больше будет сохранено их здоровье.

Так, двигаясь в данном направлении, мы достигли хороших

результатов. Ребята хорошо ориентировались в правилах поведения в

конкретных ситуациях. За четыре года у нас в группе не было ни одного

несчастного случая ни в саду, ни в быту. Выпустив ребят в школу, надеемся,

что сформированные правила поведения в различных ситуациях помогут

ребятам безопасно расти и развиваться дальше, в школе.



В раздел образования