Автор: Кунгурова Гульназ Рафаэловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ " СОШ №26"
Населённый пункт: г. Нижнекамск Республики Татарстан
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности
Тема: " Занимательная математика"
Раздел: среднее образование
Согласовано
Заместитель директора по ВР
МБОУ «СОШ №26» НМР РТ
__________ / Н.А. Даминова
от «___» ___________ 2020 г.
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №26» НМР РТ
________ / М.С. Пушканова
Приказ №_____
от «___» _____________ 2020 г.
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
по общеинтеллектуальному направлению
«Занимательная математика»
Кунгуровой Гульназ Рафаэловны
учителя математики первой квалификационной категории
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №26
с углубленным изучением отдельных предметов»
Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Срок реализации: 1 год
Рассмотрено
на заседании МО
Протокол №____
от «___» _____ 2020 г.
г. Нижнекамск, 2020 г.
Согласовано
Заместитель директора по ВР
МБОУ «СОШ №26» НМР РТ
__________ / Н.А. Даминова
от «___» ___________ 2020 г.
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №26» НМР РТ
________ / М.С. Пушканова
Приказ №_____
от «___» _____________ 2020 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
К ПРОГРАММЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по общеинтеллектуальному направлению
«Занимательная математика»
Кунгуровой Гульназ Рафаэловны
учителя математики первой квалификационной категории
на 2020 – 2021 учебный год
Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 часа
Планирование составлено на основе программы внеурочной деятельности
в соответствии с ФГОСосновного общего образования
г. Нижнекамск, 2020 г.
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
У учащихся будут сформированы
- представления о математике как части общечеловеческой культуры,
- о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества.
У учащихся могут быть сформированы:
- мотивация к обучению,
- универсальных учебные умения самостоятельно определять, высказывать,исследовать и
анализировать, соблюдая самые простые общие для всех людей правила поведения при
общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
У учащихся будут сформированы- умения самостоятельно формулировать цели занятия
после предварительного разъяснения учителем;-навыки учиться совместно с учителем
обнаруживать и формулировать учебную проблему.
У учащихся могут быть сформированы- навыки составления плана решения проблемы
(задачи);-навыки работы по плану, сверяя свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки;- умения в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из
имеющихсякритериев.
Познавательные УУД:
У учащихся будут сформированы
- умения ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая
информация нужна для решения той или иной задачи;
- отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных
формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты
и явления; определять причины явлений, событий; -
перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
У учащихся могут быть сформированы
- умения преобразовывать информацию из одной формы в другую,
- составлять более простой план учебно-научного текста;
-умения преобразовывать информацию из одной формы в другую:
представлять
информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные:
У учащихся будут сформированы
- умения
доносить свою позицию до других; оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- умения доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться
её обосновать, приводя аргументы;
- умения слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения;
У учащихся могут быть сформированы
- навыки проверки себя
- умение отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
- умение договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать
совместном решении проблемы (задачи);
- навыки уважительного отношения к позиции другого, умения договариваться.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
Название
раздела
Основное содержание раздела
Формы
организации и
виды
деятельности
Количество
часов
Различные
системы
счисления
История появления числа. Римские
цифры.
Различные
системы
счисления.
Двоичная
система
счисления.
Перевод из десятичной системы
счисления
и
обратно.
Другие
системы счисления.
Сложение и вычитание в двоичной
системе счисления.
Умножение и деление в двоичной
системе счисления.
Беседа, круглый
стол,
практическое
занятие,
презентация
4 ч
Числовые
головоломки
Примеры,
содержащие
отсутствующие
цифры,
которые
необходимо
восстановить.Числовые ребусы.
Четность.
Числовые головоломки.
Мозговой
штурм,
размышление,
блиц-турнир
4 ч
Решение
занимательных
задач
Решение задач конкурса
« Кенгуру».
Разбор заданий школьного тура
математической олимпиады.
Разбор заданий школьного тура
математической олимпиады.
Старинные задачи.
Задачи на переливание.
Задачи- шутки.
Принцип Дирихле.
Задачи на смеси.
Семь раз отмерь- один раз отрежь.
Игры с пентамино
Мастер-класс,
круглый стол,
практикум,
беседа, КВН
11 ч
Геометрические
построения
Геометрия
в
пространстве.Его
величество
куб.
Кубики.
Геометрия на клетчатой бумаге .
Рисование
фигур
на
клетчатой
бумаге.
Разрезание фигур на равные части
Игра-
путешествие,
практикум ,маст
ер-класс,
презентация
6 ч
Комбинаторны
е задачи
Комбинаторные задачи.
Перестановки без повторений.
Перестановки с повторениями..
Сочетания без повторений.
Сочетания с повторениями
Круглый стол,
беседа,
5 ч
Элементы
Классические понятия вероятных
Презентация,
4 ч
теории
вероятностей
событий..
Статистическое
понятие
вероятности события.
Выполнение
операций
над
событиями.
Перебор вариантов
.
беседа, круглый
стол, мастер-
класс,
Числовые
головоломки
Задачи
на
сообразительность,
внимание, смекалку.
Решение логических задач.
Чередование.
Четность.
Нечетность. Разбиение на пары.
Четность и нечетность в задачах.
Простые
и
составные
числа.
Деление
с
остатком
в
натуральных числах.
Конкурс,
практикум,
олимпиада,
мозговой штурм
5 ч
Делимость
чисел
Признаки делимости. НОД чисел.
Применение НОД и НОК чисел к
решению
задач.
Алгоритм
Евклида.
Разложение на множители.
Принцип Дирихле.
Обобщенный принцип Дирихле.
Беседа,
презентация,
мастер-класс,
4 ч
Решение
занимательных
задач
Решение логических задач.
Решение задач на движение.
Решение задач на движение.
Решение
задач
алгебраическим
способом.
Решение
задач арифметическим
способом.
Разбор
заданий
конкурса
«
Кенгуру».
Перестановки
и
сочетания.
Перебор вариантов.
Расстановки, перекладывания.
Переливания, дележи, переправы.
Числовые
ребусы.
Числовые
головоломки.
Решение логических задач. Задачи
– таблицы.
Решение логических задач. Задачи
– таблицы.
Решение
геометрических
задач
арифметическим способом.
Задачи на вычисление отношений
различных величин.
Решение логических задач.
Решение
олимпиадных
задач
прошлых лет.
Решение
задач
с
помощью
пропорций.
Решение
задач
на
части.
Математически
й бой,
практикум,
презентация,
блиц-турнир,
олимпиада,
деловая игра,
эстафета
25 ч
Решение логических задач.
Решение логических задач.
Задачи на части. Дроби.
Проценты и дроби.
Задачи
на
разрезание
и
моделирование
геометрических
фигур.
Задачи
на
конструирование.
«Расстановки вдоль стен».
Решение логических задач.
Решение задач на кратность.
.
3.Тематическое планирование
№п/п
Раздел, тема
Количество
часов
1
Различные системы счисления
4 ч
1.1
История появления числа. Римские цифры. Различные системы
счисления. Двоичная система счисления
1
1.2
Перевод из десятичной системы счисления и обратно. Другие
системы счисления
1
1.3
Сложение и вычитание в двоичной системе счисления
1
1.4
Умножение и деление в двоичной системе счисления.
1
2
Числовые головоломки
4 ч
2.1
Примеры,
содержащие
отсутствующие
цифры,
которые
необходимо восстановить
1
2.2
Числовые ребусы
1
2.3
Четность
1
2.4
Числовые головоломки
1
3
Решение занимательных задач
11 ч
3.2
Решение задач конкурса « Кенгуру»
1
3.2
Разбор заданий школьного тура математической олимпиады
1
3.3
Разбор заданий школьного тура математической олимпиады
1
3.4
Старинные задачи
1
3.5
Задачи на переливание
1
3.6
Задачи на взвешивание
1
3.7
Задачи- шутки
1
3.8
Принцип Дирихле
1
3.9
Задачи на смеси
1
3.10
Семь раз отмерь- один раз отрежь
1
3.11
Игры с пентамино
1
4
Геометрические построения
6 ч
4.1
Геометрия в пространстве
1
4.2
Его величество куб
1
4.3
Кубики
1
4.4
Геометрия на клетчатой бумаге
1
4.5
Рисование фигур на клетчатой бумаге
1
4.6
Разрезание фигур на равные части
1
5
Комбинаторные задачи
5 ч
5.1
Комбинаторные задачи.
1
5.2
Перестановки без повторений.
1
5.3
Перестановки с повторениями..
1
5.4
Сочетания без повторений.
1
5.5
Сочетания с повторениями.
1
6
Элементы теории вероятностей
4 ч
6.1
Классические понятия вероятных событий..
1
6.2
Статистическое понятие вероятности события.
1
6.3
Выполнение операций над событиями
1
6.4
Перебор вариантов
1
7
Числовые головоломки
5 ч
7.1
Задачи на сообразительность, внимание, смекалку.
1
7.2
Решение логических задач.
1
7.3
Чередование. Четность. Нечетность. Разбиение на пары.
1
7.4
Четность и нечетность в задачах.
1
7.5
Простые и составные числа. Деление с остатком в
натуральных числах.
1
8
Делимость чисел
4 ч
8.1
Признаки делимости. НОД чисел.
1
8.2
Применение НОД и НОК чисел к решению задач. Алгоритм
Евклида.
1
8.3
Разложение на множители.
1
8.4
Принцип Дирихле. Обобщенный принцип Дирихле.
1
9
Решение занимательных задач
25 ч
9.1
Решение логических задач.
1
9.2
Решение задач на движение
1
9.3
Решение задач на движение
1
9.4
Решение задач алгебраическим способом
1
9.5
Решение задач арифметическим способом
1
9.6
Разбор заданий конкурса « Кенгуру»
1
9.7
Перестановки и сочетания. Перебор вариантов.
1
9.8
Расстановки, перекладывания.
1
9.9
Переливания, дележи, переправы.
1
9.10
Числовые ребусы. Числовые головоломки.
1
9.11
Решение логических задач. Задачи – таблицы.
1
9.12
Решение логических задач. Задачи – таблицы.
1
9.13
Решение геометрических задач арифметическим способом.
1
9.14
Задачи на вычисление отношений различных величин.
1
9.15
Решение логических задач.
1
9.16
Решение олимпиадных задач прошлых лет.
1
9.17
Решение задач с помощью пропорций. Решение задач на
части.
1
9.18
Решение логических задач.
1
9.19
Решение логических задач.
1
9.20
Задачи на части. Дроби.
1
9.21
Проценты и дроби.
1
9.22
Задачи на разрезание и моделирование геометрических
фигур. Задачи на конструирование.
1
9.23
«Расстановки вдоль стен»
1
9.24
Решение логических задач
1
9.25
Решение задач на кратность
1
ИТОГО
68 ч
Календарно-тематическое планирование
№
урок
а
Раздел, тема
Кол-во
часов
Сроки
проведения
Дата
проведения
по факту
Различные системы счисления
4 ч
1
История
появления
числа.
Римские
цифры. Различные системы счисления.
Двоичная система счисления
1
Сен 1
2
Перевод из десятичной системы
счисления и обратно. Другие системы
счисления
1
1
3
Сложение и вычитание в двоичной
системе счисления
1
2
4
Умножение и деление в двоичной
системе счисления.
1
2
Числовые головоломки
4 ч
5
Примеры, содержащие отсутствующие
цифры,
которые
необходимо
восстановить
1
3
6
Числовые ребусы
1
3
7
Четность
1
4
8
Числовые головоломки
1
4
Решение занимательных задач
11 ч
9
Решение задач конкурса « Кенгуру»
1
10
Разбор заданий школьного тура
математической олимпиады
1
Окт 1
11
Разбор заданий школьного тура
математической олимпиады
1
1
12
Старинные задачи
1
2
13
Задачи на переливание
1
2
14
Задачи на взвешивание
1
3
15
Задачи- шутки
1
3
16
Принцип Дирихле
1
4
17
Задачи на смеси
1
4
18
Семь раз отмерь- один раз отрежь
1
Нояб 1
19
Игры с пентамино
1
2
Геометрические построения
6 ч
20
Геометрия в пространстве
1
2
21
Его величество куб
1
3
22
Кубики
1
3
23
Геометрия на клетчатой бумаге
1
4
24
Рисование фигур на клетчатой бумаге
1
4
25
Разрезание фигур на равные части
1
Дек 1
Комбинаторные задачи
5 ч
26
Комбинаторные задачи.
1
1
27
Перестановки без повторений.
1
2
28
Перестановки с повторениями..
1
2
29
Сочетания без повторений.
1
3
30
Сочетания с повторениями.
1
4
Элементы теории вероятностей
4 ч
31
Классические
понятия
вероятных
1
Янв 2
событий..
32
Статистическое понятие вероятности
события.
1
2
33
Выполнение операций над событиями
1
3
34
Перебор вариантов
1
3
Числовые головоломки
5 ч
35
Задачи на сообразительность,
внимание, смекалку.
1
4
36
Решение логических задач.
1
4
37
Чередование. Четность. Нечетность.
Разбиение на пары.
1
Февр1
38
Четность и нечетность в задачах.
1
1
39
Простые и составные числа. Деление с
остатком в натуральных числах.
1
2
Делимость чисел
4 ч
40
Признаки делимости. НОД чисел.
1
2
41
Применение НОД и НОК чисел к
решению задач. Алгоритм Евклида.
1
3
42
Разложение на множители.
1
3
43
Принцип Дирихле. Обобщенный
принцип Дирихле.
1
4
Решение занимательных задач
25 ч
44
Решение логических задач.
1
4
45
Решение задач на движение
1
Март 1
46
Решение задач на движение
1
1
47
Решение задач алгебраическим способом
1
2
48
Решение задач арифметическим
способом
1
2
49
Разбор заданий конкурса « Кенгуру»
1
3
50
Перестановки и сочетания. Перебор
вариантов.
1
3
51
Расстановки, перекладывания.
1
4
52
Переливания, дележи, переправы.
1
Апр 1
53
Числовые ребусы. Числовые
головоломки.
1
1
54
Решение логических задач. Задачи –
таблицы.
1
2
55
Решение логических задач. Задачи –
таблицы.
1
2
56
Решение геометрических задач
арифметическим способом.
1
3
57
Задачи на вычисление отношений
различных величин.
1
3
58
Решение логических задач.
1
4
59
Решение олимпиадных задач прошлых
лет.
1
4
60
Решение задач с помощью пропорций.
Решение задач на части.
1
5
61
Решение логических задач.
1
Май 1
62
Решение логических задач.
1
1
63
Задачи на части. Дроби.
1
2
64
Проценты и дроби.
1
2
65
Задачи на разрезание и моделирование
геометрических фигур. Задачи на
конструирование.
1
3
66
«Расстановки вдоль стен»
1
3
67
Решение логических задач
1
4
68
Решение задач на кратность
1
4