Автор: Идрисова-Фомина Людмила Ивановна
Должность: Учитель химии
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение
Населённый пункт: г. Донецк, Донецкая Народная Республика
Наименование материала: Разработка урока с применением концепции развивающе-ролевого подхода (1-я модель)
Тема: "Кислород как химический элемент и простое вещество", 8 класс
Раздел: среднее образование
Автор: Идрисова-Фомина
Людмила Ивановна
Должность: учитель химии
высшей квалификационной
категории, учитель- методист,
отличник образования.
Учебное заведение:
Муниципальное общеобра-
зовательное учреждение
«Школа №9 г. Донецка».
Донецкая Народная Республика.
Урок изучения нового материала по теме
«Кислород как химический элемент и простое вещество», 8 класс.
Инновационная технология использования развивающе-ролевого
подхода в обучении химии. Учащиеся выступают в роли докладчиков,
оппонентов, рецензентов, эрудитов, оценщиков, консультантов, счетчиков
времени, составителей итогового документа (опорного конспекта),
лаборантов-операторов и др. А роль учителя сводится к контролю, коррекции
и консультации.
Форма организации учебной деятельности-групповая. Групп столько, на
сколько частей разделена изучаемая тема.
Дидактические цели: ознакомить учащихся с распространением
кислорода в природе, его физическими и химическими свойствами,
получением в лаборатории и промышленности, его применением.
Развивающие цели: Развитие у учащихся внимания, эрудиции,
логического и критического мышления, умения выделять главное, развивать
ораторское искусство, выразительно, последовательно излагать свои мысли,
предметную речь, ответственность каждого, которая играет важную роль в
развитии личности учащегося благодаря принципам: общей совместной
деятельности; максимуму личного взноса (самореализации); интенсификации
деятельности путем целевого общения (информационного, целевого,
межличностного); смены социальных ролей (развитие ролевой перспективы).
Воспитательные цели: воспитывать умение работать в группах,
отвечать за себя и своих товарищей, развивать основные жизненные
компетентности, самостоятельно работать с новым материалом.
Оборудование и реактивы: Горные породы и минералы, содержащие
кислород, перекись водорода, проектор, экран, штатив с пробирками, держа-
тель, спиртовка, спички, лучинка, сера, железная ложка для сжигания
веществ, красный фосфор, железный прут, древесный уголь, видеоопыт
получения кислорода из перманганата калия.
На доске: (Учащиеся угадывают тему урока):
Известно, что горит отлично
В нем сера, фосфор, углерод,
Железо, магний, энергично
Сгорает также водород.
Без газа этого на свете
Не жили б звери и народ.
Его назвать могли бы дети,
Ведь это…? (Кислород)!
Организатор группы. На сегодняшнем уроке мы с вами
познакомимся с самым распространенным на Земле элементом –
Оксигеном по плану:
1-й докладчик: Оксиген как химический элемент. Кислород как простое
вещество. Физические свойства. Аллотропия. Озон.
2-й докладчик: Способы получения кислорода в лаборатории и
промышленности. Реакции разложения.
3-й докладчик: Химические свойства кислорода. Реакции соединения,
окисления.
4-й докладчик: Применение кислорода. Круговорот кислорода.
1-й докладчик освещает свой вопрос, используя литературу [1, 4, 5].
1-й эрудит приводит исторические данные об открытии кислорода,
происхождения его названия, распространенности на Земле; рассказывает об
аллотропии кислорода-образовании озона: 3О
2
→2О
3
и наоборот: 2О
3
→3О
2
рассказывает о физических и химических свойствах озона. Оксиген (лат.
oxigenium) имеет химический знак «О» иотносительную атомную массу 15,
9994.
Как простое вещество кислород имеет формулу О
2
, молекулярную
массу 32. Оксиген почти во всех соединениях двухвалентный.
В свободном состоянии кислород встречается в природе в виде двух
аллотропных модификаций- О
2
и О
3
(озон).
При нормальных условиях «обычный» кислород-газ без цвета, вкуса и
запаха. Кислород есть повсюду. В виде соединений он распространен на
земной поверхности настолько, что ни один другой элемент не может с ним
сравниться. Он составляет 8/9 массовых долей (88,8% по массе) воды,
которая, в свою очередь, занимает 3/4 земной поверхности. В твердой
внешней оболочке Земли-земной коре-на часть связанного кислорода
приходится 47,6% по массе, или 58% по количеству атомов кислорода.
Вместе с азотом и незначительным количеством других газов
свободный кислород О
2
образует атмосферу, где его содержание-23,15% по
массе, или 26,95% по объему-всего же 1,5 • 10
15
тонн.
Несмотря на незначительную растворимость азота в воде, общее
количество кислорода в воде составляет 1,5 • 10
13
тонн. Если бы
растворенный кислород в воде вернулся в атмосферу, то его объем составил
бы более 10 млн. м
3
. В связанном же виде кислород содержится в составе
таких биологически важных веществ организма как вода, белки, жиры,
углеводы, нуклеиновые кислоты и др. В общем кислород составляет 56-85%
от общего веса животных и растительных тканей.
Практически весь свободный кислород нашей планеты возник и
сохраняется благодаря неутомимой работе растений, которые выде-ляют его
в процессе фотосинтеза:
6СО
2
+ 6Н
2
О+ 2,83Кдж =(хлорофилл) С
6
Н
12
О
6
+ 6О
2
Процессы дыхания животных и растений, а также гниения и
горения действуют в направлении, обратном фотосинтезу, и переводят
кислород атмосферы в связанное состояние:
С
6
Н
12
О
6
+ 6О
2
= 6СО
2
+ 6Н
2
О+ 2,83Кдж
Ежегодно растительный мир Земли возвращает в атмосферу около 400
млрд тонн кислорода, причем «львиную долю» его дают морские водоросли
и намного меньше-растения сухопутные.
Подсчитано, что если бы фотосинтез остановился, то на протяжении
2000 лет весь кислород атмосферы был бы использован. Всё это составляет
круговорот кислорода в природе.
Кислород почти одновременно был получен шведским ученым
Шееле (1768-1773) путем прокаливания калийной и натриевой селитры и
других веществ и английским ученым Дж. Пристли (1774) при нагревании
оксида ртути. Поскольку кислород входит в состав кислот, Лавуазье назвал
его Оxigenium, т.е. «тот, что образует кислоты» (от греческих слов «оксос»
кислый и «геннас»-рождаю); отсюда и пошло название «кислород».
При нормальных условиях кислород имеет плотность 1,42397 г/л.
При -182,9° С кислород конденсируется в бледно-синюю жидкость, а
при -218,7°С затвердевает, образуя синие кристаллы. В 100 объемах воды
при 0°С растворяется 5 объемов кислорода.
1-й оппонент: Вопрос докладчику:
Гроза над городским кварталом
Весь день за полночь грохотала.
И плыл на запад горизонт,
Роняя в капельках озон.
И ставни хлопали, и двери,
С лимана шли лихие звери,
И запах источала шерсть.
О каких свойствах озона идет речь в этом стихотворении?
Вопрос эрудиту: Какую ошибку допустил Л. Лавренёв в поэме «Нобуке»?
Чтоб через поры жизни
Проходил человек, как искра
Электромагнитного тока,
Что, уплотняя атомность,
В озон превращает воздух?
Ошибка: озон образуется не из воздуха, а из кислорода воздуха.
2-й докладчик рассказывает о способах получения кислорода в лабора-
тории и промышленности; демонстрирует опыты (реакции разложения):
1)
2 Н
2
О
2
=2 Н
2
О + О
2
↑;
2)
2 КМnO
4
=К
2
МnO
4
+ МnO
2
+ О
2
↑ (Опыт онлайн);
3)
2 КCLO
3
=3О
2
↑ +2КCL;
4)
2 Н
2
О=2 Н
2
+ О
2
↑;
Источниками кислорода в промышленности являются вода и воздух.
Из воды кислород получают путем электролиза:
2 Н2О=2 Н2 +О2
В незначительных количествах кислород можно получить путем
разложения калия перманганата при нагревании:
2 КМnO4 =К2МnO4 + МnO2 + О2↑
С этой же целью можно использовать сурик (Pb3O 4), оксид ртути (2),
бертолетову соль (КClO3), калийную KNO3 и натриевую селитры.
1.
2 КClO3 =2 КCl + 3 О2↑
2.
2НgO=2Нg+ О2↑
3.
2 KNO3= 2 KNO2 + 2 Н2О2
Кислород выделяется при разложении перекиси водорода:
2 Н2О2= 2 Н2О + О2↑ (В присутствии оксида марганца (4)).
Особенно бурно кислород выделяется в присутствии катализаторов:
Тщательно измельченной платины, солей железа и др.
Реакция разложения перекиси водорода может быть использована для
снабжения водой и кислородом экипажей космических кораблей.
Подсчитано, что 2 кг 95% перекиси водорода достаточно для того, чтобы
обеспечить минимальную суточную дозу воды и кислорода для одного
космонавта.
Очень удобным источником кислорода являются пероксиды щелочных
металлов. Так, на советских кораблях – спутниках «Восток» «Восход»
необходимый для дыхания кислород получали по реакции :
Na2O2+2H2O=2NaOH+H2O2
Углекислый газ, который выделяется при дыхании, одновременно
поглощается гидроксидом щелочного металла
2NaOH+2CO
2
=2Na
2
CO
3
+H
2
O
Суммарное уравнение:
2Na
2
O
2
+2CO
2
=2Na
2
CO
3
+O
2
Катализаторы – это вещества, которые ускоряют химические реакции, но
сами при этом не расходуются.
В случае разложения перекиси водорода как катализатор используется оксид
марганца (4).
2-й оппонент: Вопрос второму докладчику:
Какую ошибку допустил О. Беляев в романе «Продавец воздуха»:
«Мистер Бойль открыл шестую дверь, и я увидел поразительное зрели-
ще. Перед нами был громадный подземный грот. Десятки ламп освещали
большое озеро, вода которого отличалась необычайно красивым голубым
цветом. Казалось, как будто в эту подземную пещеру упал кусочек голубого
неба.
- Жидкий воздух, сказал Бойль.
Я был поражен. До этого мне приходилось видеть жидкий воздух лишь в
небольшой посуде в нашей лаборатории».
Ошибка: воздух сжижается при очень низких температурах (-180* С). Воз-
дух просто испарился бы.
2-й эрудит рассказывает о роли кислорода на Земле, о фотосинтезе.
2-й оппонент: вопрос эрудиту:
Как ты думаешь, какой способ получения кислорода в промышленности
самый дешёвый: из воздуха или путем разложения воды электрическим
током?
3-й докладчик рассказывает о химических свойствах кислорода, (о том,
что кислород, сталкиваясь с водородом в соотношении 1:2, взрывается,
образуя гремучую смесь), о взаимодействии кислорода с металлами
(проводит демонстрационные опыты), а также с неметаллами: Кислород
активный неметалл. Известны его соединения со всеми элементами, кроме
лёгких инертных газов- Гелия, Неона и Аргона. С гологенами, криптоном,
ксеноном, золотом и платиновыми металлами кислород непосредственно не
реагирует, поэтому его соединения с этими элементами получают непрямым
способом. Остальные элементы соединяются при взаимодействии с
кислородом непосредственно. Почти все эти процессы являются реакциями
окисления, экзотермичес-кими, потому что сопровождаются выделениями
энергии. А если реакция протекает быстро, а энергия выделяется в виде
тепла и света, процесс называют горением. Условия горения:
- доступ кислорода;
- повышение температуры вещества до температуры горения.
Условия прекращения горения:
- прекращение доступа кислорода;
- снижение температуры вещества до такой, которая ниже чем температура
воспламенения.
Разные металлы взаимодействуют с кислородом по-разному.
Более активно с кислородом реагируют литий, натрий, калий, рубидий,
цезий, кальций. При этом образуются их оксиды. Хром и алюминий
окисляются только в поверхностном слое. Образуется защитная окисная
плёнка, которая препятствует дальнейшему взаимодействию кислорода с
металлом.
Железо при обычных условиях реагируют с кислородом очень медленно, но
раскалённая до красного цвета проволока горит в кислороде: 3Fe+2O
2
=Fe
3
O
4
Демонстрация
С серой, углеродом, азотом, фосфором кислород взаимодействует при
нагревании. Начинается горение:
1.
N
2
+O
2
=2NO
2.
S+O
2
=SO
2
3.
4P+5O
2
=2P
2
O
5
4.
3Fe+ 2О2 = Fe3О4.
5.
C+ О2 = CО2;
Демонстрация
Кислород взаимодействует со сложными веществами образуя оксиды тех
элементов, которые входят в состав сложного вещества:
1.
2H
2
S+3O
2
=2SO
2
+3H
2
O(в избытке O
2
)
2.
2H
2
S+O
2
=2S+H
2
O (при недостатке O
2
)
3.
CH
4
+2O
2
=CO
2
+2H
2
O (горение природного газа)
Как видите при горении веществ в кислороде происходит их окисление.
Продукты реакций называются оксидами.
Оксиды – это сложные вещества, которые состоят из двух элементов, одним
из которых является оксиген.
Основные оксиды Кислотные оксиды
CaO – кальций оксид CO
2
– карбон (4) оксид
CuO – купрум (2) оксид SO
3
– сульфур (6) оксид
FeO – ферум (2) оксид H
2
O – гидроген оксид
Fe
2
O
3
- ферум (3) оксид SiO
2
– силиций оксид
Al
2
O
3
– алюминий оксид P
2
O
5
– фосфор(5) оксид
3-й эрудит рассказывает о том, что из-за инертности азота кислород
реагирует с ним лишь при очень высоких температурах, поскольку молекула
азота очень прочна: N
2
+ О
2
=2NО.
1-й оппонент: вопрос эрудиту: Каким способом можно сделать
«гремучий газ «совершенно безопасным, таким, чтобы он медленно горел без
взрыва? (Нужно добавить измельченную платину как катализатор).
Вопрос докладчику: с какими металлами кислород не реагирует?
(с золотом, платиной и алюминием, который покрыт оксидной пленкой).
4-й докладчик рассказывает о широком применении кислорода в быту,
технике, космосе.
Кислород используют для ускорения химических реакций в разных
отраслях химической промышленности и металлургии.
При сжигании смеси ацетилена или водорода с кислородом в
специальных горелках температура пламени достигает 3000°C. Такое пламя
используют для резки и сварки металлов. Жидкий кислород используется в
ракетных двигателях, для дыхания в медицине, при гашении пожаров для
дыхания пожарных, при высотных полетах, в космосе, под водой, под
землей.
Много кислорода затрачивается для сжигания топлива. Например,
современный пассажирский самолет при полете в течении 9 часов использует
50-75 тонн кислорода. Такое количество кислорода за это время выделяет 25-
50 тысяч гектаров леса в результате процесса фотосинтеза.
4-й эрудит рассказывает о применении кислорода в ракетных
двигателях, для производства взрывчатых веществ, в металлургии.
2-й оппонент. Вопрос эрудиту: Почему в романе Жюль Верна
«Таинственный остров» Сайрес Смит называл воду топливом будущего?
Составители итогового документа проговаривают всю информацию за
урок, концентрируя внимание на самом важном и отбрасывая
второстепенное. Повторят, что такое реакции соединения, разложения,
замещения, а потом на доске рисуют опорный конспект изученного на уроке.
Рецензенты анализируют, а оценщики выставляют оценки
докладчикам, эрудитам, оппонентам и рецензентам.
Организатор группы на экран проектирует трехуровневое домашнее задание,
Из которого каждый ученик выбирает задание по своим способностям.
Урок заканчивается рефлексией, во время которой класс делится на 6
групп, в которых в соответствии с цветом шляпы учащиеся исполняют роли
на сей раз критика в черной шляпе, которые расскажут, что было трудно на
уроке и расскажут почему, кто наденет белую шляпу, тот без эмоций и
оценок скажет, что делали на уроке; желтая шляпа назовет положительные
стороны урока; об эмоциях на уроке расскажет красная шляпа; зеленая шляпа
расскажет, что можно было сделать по-другому, а синюю шляпу наденет
учитель и подведет итоги.
Литература
1.
Немчанинова Г.Л. Путешествие по шестой группе.-М.: Просве-
щение,1976.
2. Николаев А.Л. Первые в рядах элементов.-М.: Просвещение,1983.
3. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия, 8 класс.- М.: Просвещение,
2016.
4. Сидельников В.П. Эта всесильная химия.- Донецк: Донбасс,1979.
5. Энциклопедия школьника. Неорганическая химия.-М.: Советская
Энциклопедия, 1982.
6. Руденко, А. В. Методические рекомендации к развивающе - ролевой
форме организации урока в школе модульного типа /А.В.Руденко // Донецк,
ДонНУ.- 1994. С.18, 42, 62.
7. Руденко А. В. Личностно-ролевой подход к модульно-развивающему
обучению школьников. - Донецк, «Юго-Восток», - 1998
8. Трифонов Д.Н., Трифонов В.Д. Как были открыты
химические элементы. - М.: Просвещение,1980.
9. С.В.Дендебер Современные технологии в процессе преподавания химии:
развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение,
кооперация в обучении, компьютерные технологии / С.В. Дендебер, О.В.
Ключникова. - 2-е изд.- М.: 5 за знания, 2008. – 112 стр.
10. В.В. Лаврентьев Требования к уроку как основной форме организации
учебного процесса в условиях личностно-ориентированного обучения / В.В.
Лаврентьев // Завуч. - 2005. - № 1.
11. Лейметс X. Групповая работа на уроках. - М., 1980