Автор: Чуварева Инна Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ГДС "Радуга"
Населённый пункт: р.п. Городище, Волгоградской области
Наименование материала: Опыт работы по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: "Театрализованная деятельность, как средство развития речи дошкольника "
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
“Городищенский детский сад “Радуга”
403003Волгоградска обл., р.п. Городище, ул.Спортивная, д.11
Театрализованная деятельность, как
средство развития речи дошкольника
Инноватика в образовании (ДОУ)
Чуварёва Инна Евгеньевна
Воспитатель
Высшая квалификационная категория
р.п.Городище
2021 г.
Введение в проект
.
«Искусство актера заключается в речи и в движении тела». И. Гёте
Театрализованная деятельность в детском саду - это прекрасная возможность раскрытия
творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.
Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем
комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО.
Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений
ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как
общая основа воспитания и обучения детей. Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и
теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и
формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной
зависимости от речи»
Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь,
они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные
произведения. Поэтому, как одну из основных тем своей деятельности я выбрала:
«Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей».
Театрализованные
игры
пользуются
у
детей
неизменной
любовью.
Дошкольники
с
удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившейся образ.
Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются,
когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и
наступает счастливая развязка.
Е.А.Флерина, крупнейший педагог в области эстетического воспитания, видела преимущество
рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был
очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая
непосредственность восприятия.
Особо любимы детьми сказки, язык сказок отличается большой живописностью, в нем много
метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов,
которые помогают ребенку запомнить сказку и обогатить его словарный запас. Театральное
искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его
лежит игра. Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих
личность
ребенка,
самостоятельное
творчество,
его
раскрепощение.
В
процессе
театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический
строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных
играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Размышляя над
вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может
театрализованная
деятельность.
Изучая
психолого-педагогическую
и
методическую
литературу, пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на
речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса,
совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его
выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие
характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают
содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную
обусловленность. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя,
мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем
научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом
Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но
само детство нам дано для того, чтобы мы играли».
Работая над этим проектом поняла, что педагогу необходимо артистические качества, желания
профессионально заниматься над развитием сценической пластики и речи, музыкальных
способностей. При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и
навыки, необходимые ему в образовательной работе.
Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и
слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. обладать основами актёрского мастерства
и навыками режиссуры.
Главные условия – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему искренность
и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания.
Театрализованная деятельность - это не только работа над образом. Это множество театральных
игр и упражнений.
Сюда относятся: артикуляционная гимнастика; упражнения на дыхание, дикцию, силу голоса.
Таким образом, театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие
детей.
Все выше изложенное определило окончательный выбор мною темы для проекта
«Театрализованная деятельность, как средство развития речи дошкольника».
Автор проекта:
Чуварёва Инна Евгеньевна
Состав проектной группы:
дети 6-7 лет, родители воспитанников подготовительной
группы №3, музыкальный руководитель, воспитатели.
Тип проекта:
долгосрочный, групповой, творческий
(
сентябрь-май).
Цель проекта:
Развитие связной, выразительной речи у детей через театрализованную
деятельность, формирование умения излагать свои мысли последовательно.
Задачи проекта:
формировать умение у детей излагать свои мысли связно, последовательно;
формировать грамматический, лексический строй речи;
развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;
продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей
в разных видах театрализованной деятельности;
продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи;
пополнять литературный запас детей за счет инсценировки, драматизации сказок,
рассказов, потешек и пословиц;
воспитывать чуткость к художественному слову, зачитывать отрывки с наиболее яркими
описаниями;
развивать мелкую моторику рук;
формировать умение воплощать услышанное в инсценировках
;
создание и совершенствование развивающей предметно - пространственной среды,
обеспечивающей развитие речи старших дошкольников.
Актуальность проекта.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих
нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения,
уверенности, успешности.
Период дошкольного детства считается фундаментом для дальнейшего развития всех
сторон речи. Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня
овладениями связной речью. Целенаправленное формирование связной речи имеет
важнейшее значение в общей системе работы с детьми. Формирование связной речи детей в
детском саду осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при
проведении игр, режимных моментов наблюдений за окружающим и др., так и в процессе
организованной деятельности детей.
Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, становления общих
способностей, необходимых в любом виде деятельности. Умение общаться с другими
людьми, действовать совместно с ними, познавать новое, по своему видеть и понимать
жизнь – это и ещё многое другое несёт в себе дошкольное детство.
Речь – основа психического развития дошкольников. Развитие речи – одна из
основных задач процесса образования. Дошкольный возраст – период интенсивного
развития ребёнка. Поэтому, важно чтобы дети вовремя овладели правильной речью.
Решающую роль в развитии речи играет театрализованная деятельность.
Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на
развитие речи, воображения, развивает все психические функции ребенка. Наблюдается
значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи,
развивается связная, диалогическая речь.
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью
театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и
наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно
использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества.
Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение
стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей
жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет
любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая
огромное эмоциональное наслаждение. Театрализация привлекательна тем, что вносит в
детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить
инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений.
При подборе музыкального материала я стремлюсь отбирать легко запоминающиеся
простые фразы с несложным ритмическим рисунком, мелодии которых построены в
речевом диапазоне. Такой подход не вызывает перенапряжения голосовых связок. Музыка,
подчёркивает характер героев и помогает ребятам имитировать движения персонажей, при этом
совершенствуется чувство ритма. А движения, сопровождающиеся репликами, пением, в
свою
очередь,
повышают
активность
речедвигательного
анализатора,«балансируют»
процессы возбуждения и торможения.
Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это
обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании
личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и
речи. Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая
определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С.
Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).
Поэтому возникла идея — создания системы педагогических мероприятий по развитию
речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Концептуальная идея проекта.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не
ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится
более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и
поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым
содержанием.
Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная
вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими
комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других
людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность
активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он
воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление,
тренирует память и образное восприятие, развивает воображение, совершенствует речь.
С.Я. Рубинштейн писал: “Чем выразительнее речь, тем больше в ней, выступает
говорящий,
его
лицо,
он
сам”.
Воспитательные
возможности
театрализованной
деятельности огромны, ее тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и
желания ребенка.
Организационные формы, методы, способы реализации.
В организации театрализованных игр широко использовала практические методы
обучения: игра, метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка в
быту и искусством актера), инсценировки и драматизации.
Из словесных методов применяла рассказ, чтение, рассказ детей, беседы,
разучивание произведений устного народного творчества.
Все методы и приемы использовала в комплексе, развивала внимание память,
воображение, творческое воображение.
-Театрализованное занятие .Инсценировка сказки « Под грибом» (Приложение № !0)
-Самостоятельная театрально-художественная деятельность. «Рождественские колядки».(
Приложение № 13)
-Театрализованные игры и спектакли на праздниках, развлечениях. Показ сказки « Колосок»
(Приложение № 12);
-Посещение детьми театров (виртуальная экскурсия);
-Экскурсия в « Межпоселенческую библиотеку Городищенского муниципального района»
(Приложение №.15)
-Познавательные
беседы, НОД, индивидуальная работа с использованием дидактических
материалов
-Участие во всероссийской викторине «Русские народные сказки. А из какой сказки?»
(Приложение №16)
-Участие в районном конкурсе театрализованных представлений « Магия волшебных страниц»
к Международному дню детской книги. Театральная постановка произведения С..Михалкова «
А что у вас?» (Приложение № 17)
-Участие в конкурсах чтецов. ( Приложение № 18)
-Разучивание стихотворений , произведений по мнемотаблицам (Приложение № 19)
-Совместная
театрализованная
деятельность
взрослых
и
детей.
Постановка
сказки
«
Непослушные козлята» ( Приложение №20)
-Чтение художественной литературы, чистоговорок и скороговорок (Приложение №20)
-Режиссерские игры ,артикуляционная гимнастика, упражнения на воображение, на имитацию
движений, на активизацию словарного запаса, на интонационную выразительность, на
формирование разговорной речи, на речевое дыхание,игры со словами и без слов.
План реализации проекта
1-й этап – подготовительный
Создание условий, необходимых для его реализации:
-Изучила методическую литературу по проблеме.
-Провела обследование состояния сформированности связной речи, целью которого было
выявление уровня развития связной речи детей. Анализ результатов в подготовительной
группе показал,что в основном соответствуют низкому и среднему уровню.
Одновременно с диагностированием детей провела анкетирование родителей для того, что бы
выявить их педагогические знания, проблемы в общении с детьми. Проанализировав
анкетирование, пришла к выводу, что многие родители не считают проблему достаточно
важной, они убеждены, что дети со временем сами научатся говорить и всё усвоят в процессе
взросления.
-Свою работу я начала с формирования предметно-развивающей среды с учётом
требований ФГОС Д.О. Она содержательно насыщена, трансформируема, вариативна,
доступна и безопасна. Мы оформили центр речевого развития, где подобраны игры по
развитию речи, игры для развития мелкой моторики рук.(Приложение№ 1 ).
-Создала театральный уголок с различными видами театра: настольным, пальчиковым.
(Приложение №2 ).
-Подобрала игры на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий,
формирование речи, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика;
-Разработала перспективный план работы по проекту «Театрализованная деятельность , как
средство развития речи».(Приложение №3)
-Подобрала сценарии сказок «Под грибом », «Колосок» (приложение№4).
-Подготовила и провела родительское собрание по теме «Развитие речи у детей дошкольного
возраста».(Приложение №5);
-Подготовила
анкету
для
родителей
по
теме: «Знаете
ли
вы
своего
ребёнка?»(Приложение№6);
-Разработала памятку «Игры в слова», «Полезные советы для родителей», консультации
«Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка» (приложение№7);
-Собрала ряд пословиц и поговорок, скороговорок, подборку сказок. (приложение№8);
-
Наглядная информация «Роль сказки в развитии развитие детей дошкольного возраста »
(Приложение№9).
2-й этап – основной. Основной этап:
-Беседа о театре, о профессиях работников театра;
-Рассматривание иллюстраций о театре;
-Чтение сказок, художественных произведений;
-Виртуальная экскурсия с презентацией «Посещение театров»;
-Викторина «Театральные профессии»;
-Викторина «А из какой сказки?»;
-Совместная деятельность по изготовлению декораций, атрибутов, реквизитов для спектаклей и
драматизаций;
-Образовательная деятельность «Изготовление сказочных персонажей» по изготовлению
игрушек из бумаги;
-Подготовка к драматизации: разучивание ролей, подбор и подготовка костюмов и декораций
( изготовление театральных афиш и билетов);
-Индивидуальная работа с детьми по подготовке к драматизации сказок, по развитию
интонационной выразительности, пантомимы;
-Показ сказки Теремок более младшим воспитанникам (Приложение № 10);
-Инсценирование любимых сказок, вхождение в роль знакомых персонажей, возможность
почувствовать себя героем. Показ сказок - «Под грибом», «Колосок»(приложение№11,12).
-Обыгрывание этюдов, театрализованных игр, пересказывания сказок; рассказывания сказок
от третьего лица; группового рассказывания сказок; рассказывания сказок по кругу,сочинения
сказок.
3-й этап – заключительный
.
По окончанию основного этапа было проведено повторное диагностирование детей и
анкетирование родителей.
Повторное диагностирование детей показало более высокий уровень их знаний.
Высокий уровень — 77%
Выше среднего- 15%
Ниже среднего- 8 %
-Общие показатели диагностирования по подготовительной группе высокий уровень вырос
на 24.2% , средний на 31.6%, с низким уровнем на конец года детей не выявлено.
(приложение№1).
Ожидаемые результаты:
Дети: знакомясь
с
художественной
литературой ,
дети
учатся
применять
грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы ) и
монологической ( словесное творчество ) речи , использовать средства художественной
выразительности языка и его грамматических средств.
Родители: поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. По мере
возможности стараться присутствовать на детских спектаклях. Отмечать достижения и
определять пути дальнейшего совершенствования. Предлагать исполнить понравившуюся роль
в домашниху словиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.
Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и
накопление эмоционально-чувственного опыта у детей — длительная работа, которая
требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых
родители и дети являются равноправными участниками.
Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста,
изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и
родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию
детей.
Практическая значимость.
Повысилась
культура
речевого
общения.
Дети
стали
более
содержательно
и
выразительно
пересказывать
литературные
тексты,
а
также
значительно
совершенствовалось умение
составлять рассказы по определенному плану, по набору картинок. Повышение уровня
коммуникативных способностей, обогащение словарного запаса, развитие связной речи
детей,
ее
выразительности.
Дети
научились
самостоятельно
организовывать
театрализованные
игры,
выбирать
сказку,
стихотворение,
песню
для
постановки,
готовитьнеобходимые атрибуты и декорация для будущего спектакля, распределять между
собой обязанности и роли. Театрализованные игры являются играми-представлениями. В них с
помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка,
создаются конкретные образы.
Благодаря театрализованным играм, у детей развивается эмоциональная сфера,
расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в
воображаемых ситуациях. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе
огромные возможности для развития речи детей..
Такая работа в дальнейшем влияет на развитие словесного творчества будущих
школьников при стремлении сочинять свои собственные сказки. Чтение и обсуждение
сказок становится доброй семейной традицией, создает тёплую задушевную атмосферу в доме.
Заключение.
Моя работа подтвердилась, так как у детей улучшилась речь. Я в своей работе, в
совместной
деятельности
детей
и
воспитателя,
систематически
проводила
театрализованную игру. Работая над проетом я достигла поставленных задач и целей.
Показала в своей работе, что благодаря театрализованным играм можно улучшить степень
речевого развития детей.
Итоги работы по теме «Театрализованная деятельность, как средство развития речи» показали,
что значительно повысился уровень связной речи, обогатился словарный запас детей.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
Разработка данного проекта может быть использована воспитателями других детских
садов и другими образовательными учреждениями с целью развития связной, выразительной
речи у детей через театрализованную деятельность, формирование умения излагать свои мысли
последовательно.
Ресурсное обеспечение
.
Литература:
1. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 1991г.
2. Ильев В. А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла
школьного урока. М.: АО Аспект-пресс,1993г.
3. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: ТЦ - Сфера, 2003г.
4. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1991 г.
5. Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М.: ТЦ - Сфера, 2003г.
6. Новотворцев Н. К. Развитие речи детей. Ярославль, 1995г.
7. Родная речь. Серия «Читаем дома». М.: Дрофа, 1996г.
8. Программа, методические рекомендации под редакцией М. А. Васильевой. М.:И. Д.
«Воспитание дошкольника».
9. Синицын Е. Б. Умные сказки. М.: Аист, 1998г.
10. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М.:Аркти,2002г.
11. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969г.
12. Теплов Б. М. Психология. М., 1951г.
13. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. М., 1981г.
14. Фролов Ф. М., Соковин Е. Н. Нам весело: Пособие. М.: Просвещение, 1973г.
Хрестоматия по детской литературе. М.: Просвещение, 1988г.
Приложение № 1. Центр речевого развития.
Приложение №2. Зона театрализованной деятельности.
Приложение №3.Перспективный план работы по проекту «Театрализованная деятельность , как
средство развития речи».
Сентябрь
Знакомство с театральными профессиями
Словарная работа.
Обыгрывание ролей.
Октябрь
Знакомство с музеями
Виртуальная экскурсия по музеям
Октябрь
Сценарий, постановка,спектакль
Веселая ярмарка;
Прослушивание музыки "Коробейники";
Распределение ролей.
Ноябрь
Театральный жанр Комедия, трагедия;
Этюды "Вредное колечко", "Смелый
заяц", "Повар - лгун"
Январь
Образец речи, театральная профессия
Сказка "Под грибом";
Рисование одежды для героев.
Февраль
Теневой театр Сказка "Илья Муромец";
Обучение детей показу
Народный фольклор в театре
Этюд "Посиделки"
Декламирование стихов о маме и бабушке
Март
Театральная неделя Оформление группы ко дню театра;
Показ спектакля «Колобок», «Теремок» детям младших групп.
Март
Постановка спектакля Сценарий по сказке "Колосок"
Распределение ролей
Апрель
Работа над спектаклем Поделка декораций к спектаклю;
Изготовление пригласительных билетов.
Май
Спектакль Постановка спектакля "Непослушные козлята"
Приложение №4. Сценарии сказок «Под грибом », «Колосок».
Инсценировка сказки средней группе «Под грибом»
Цель: Продолжать учить разыгрывать представления по знакомым литературным
произведениям, использовать для воплощения образа известные выразительные средства
(интонацию, мимику, жесты).
Задачи: 1. Формировать представление о дружбе, умение чувствовать и понимать
эмоциональное состояние героя.
2. Формировать умение передавать образ героев в танце.
3. Развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной деятельности.
Материалы, оборудование: декорации к сказке, костюмы (муравья, воробья, бабочки, , зайца,
лисы, мышки, гриб, солнышко, тучки).
Предварительная работа: Чтение сказки «Под грибом» Сутеева. Беседы о театре.
Роли исполняют:
Рассказчик– Ира П..
Гриб – Саша П..
Солнышко – ВикаР.
Тучки – Дима Б, Маша Е. Дима О., Миша К, Артём Б
Муравей –Никита П.
Мышка – Маша М, Полина, Катя, Рая, Аня.
Бабочки – Наталия М, Ксения Г, Валерия В. Оля,
Воробей – Андрей А,Миша П, Демид Т, Матвей В,.Захар
Зайчик – Андрей Б.
Лиса – Маша Д.
Лягушка – Настя.
Ход инсценировки сказки «Под грибом»
Ведущий: Мы приветствовать вас рады,
В стенах нашего детсада!
Собрались мы не напрасно,
В этом зале здесь с утра.
Ведь любимым делом нашим,
Заниматься нам пора!
Занавес открывается. Дети входят в зал под музыку Т. Морозовой «Разноцветная
осень» проходят и садятся на стульчики.
Ведущий:Сказок много есть на свете,
Сказки очень любят дети.
Сказки учат нас добру,
И прилежному труду.
(ВЫХОД ГРИБОЧКА.)
Рассказчик:На полянке у берез,
Маленький грибочек рос.
Шляпка, словно зонтик.
И любил он дождик.
Солнышко: Теплые лучи бросаю,
Землю я обогреваю.
Все моим теплом согреты,
ведь на то оно и лето.
Дождик тоже хорошо,
станет сразу всем светло.
Эй вы, тучи озорницы,
ветра вольного сестрицы!
Вы на дождик не скупитесь,
поскорее появитесь…
(На сцене появляются Тучки).
1 Тучка:
Землю каплями покроем,
лес зеленый мы умоем.
2 Тучка:
Ой, смотрите, здесь
Грибок, вовсе ростом не высок.
(Танец тучек.)зрители
Рассказчик:
Кто-то в поле там бежит?
Весь замёрз, промок, дрожит…
Вот бедняжка Муравей,
От дождя бежит скорей.
Опять звучит музыка дождя и на сцену выходит Муравей с вязанкой хвороста.
Муравей:
Ой, какой же сильный дождь,
От него и не уйдешь.
Где же спрятаться надежно?
Переждать его, где можно?
Вот я вижу здесь грибок,
Он не низок, не высок.
Можно дождик пережду,
А потом опять пойду?.
Гриб:
Ладно, ладно, Муравей,
Забирайся поскорей!
(Муравей садится под грибок.)
(
Слышится шум дождя.)
Рассказчик:
Время-времечко идет,
Дождик не кончается,
Тут откуда не возьмись,
Бабочки являются.
1.Бабочка:
Милый, милый Муравей.
Пожалей нас поскорей.
2Бабочка
Крылья вымокли у нас
Не взлетают, погляди.
ВСЕ:Ты пусти нас под грибок,
Муравей: Места нет здесь, посмотри.
ВСЕ Бабочка: Места много не займём. .
Муравей: Прячьтесь, Бабочки, скорей! Вместе будет веселей!
(Бабочки прячутся под гриб) (Шум дождя)
Рассказчик:Время-времечко идет,
Дождик не кончается,
Тут откуда не возьмись,
Мышата появляются.
Мышонок: Можно с вами здесь укрыться?
Негде нам от ливня скрыться.
Мы под дождиком промокли!
И от холода продрогли.
Муравей: Места нет здесь, посмотри.
Гриб: Что же делать? Как же быть?
Где же место раздобыть?
Что-то стало тесновато.
Что-то места маловато.(Грибок «подрастает»
встает на колени.)
Муравей: Надо будет потесниться, Чтобы всем нам поместиться.
(Мышонок прячется под Гриб).
.( Шум дождя.)
Раасказчик:Время-времечко идет,
Дождик не кончается,
И откуда не возьмись,
Воробьи являются
1.Воробей:Гриб я вижу на пути, надо нам к нему идти!
Места много под грибком, шляпка у него как дом.
Мы там дождик переждём,
А потом домой пойдём.
2.Воробей: Можно с вами здесь укрыться? Негде нам от ливня скрыться.
3.Воробей: Мои крылышки устали, лапки прыгать перестали.
4.Воробей: Ах вы, милые друзья! . Вы пустите под грибок, будьте так добры, прыг-скок!
Муравей: . Надо будет потесниться, Чтобы всем нам поместиться
Гриб: Ладно, ладно, Воробей, Забирайся поскорей!
Рассказчик: Время-времечко идет,
Дождик не кончается,
И откуда не возьмись,
Зайка появляется.
Заяц:От лисы я убегаю!
Спрятаться куда – не знаю!
Целый день меня гоняла,
Просто жутко напугала,
Обещала прямо здесь
Меня догнать и тут же съесть!
Бабочка: Жалко бедного зайчонка, ведь Лиса бежит вдогонку.
Мышка: Если Зайчика не спрячем, Бедному несдобровать, света больше не видать.
Гриб: Что же делать? Как же быть?
Где же место раздобыть?
Стало что-то тесновато,
Всем нам места маловато.(
Грибок «подрастает»
встает .)
Все: Заяц, ты столбом не стой, спрячем быстро за собой! (Заяц прячется под гриб).
Рассказчик:Поместился весь народ.
Вдруг Лисица к ним идет.
Лиса ходит по поляне, принюхивается, подходит к Грибу.
Лиса: Здравствуйте, мои друзья!
Вы ведь знаете, кто я?
А ну, зверье, мне отвечай:
Заяц тут не пробегал?
Муравей: Нет.
Лиса бежит к Грибку: Я найду его сейчас! Заяц спрятался у вас?
Муравей: Посмотри, у нас же тесно, нет для зайчика здесь места.
Лиса: (принюхивается) Вижу, здесь он пробегал,
Я устрою вам скандал.
Здесь он! Это точно знаю!
Всех сейчас перекусаю!
(Звери плотнее смыкаются вокруг Зайца).
Воробей: Зайчик с нами, он наш друг! Не возьмешь нас на испуг!
Муравей (выходит вперед): А ты, лисонька, не злись, Ты со мной, сперва сразись!
Лиса (надвигаясь на зверюшек): Ой, ой, ой! Я вас боюсь!
Ой, да что ж это, друзья!
Напугали вы меня!
Вы уж все меня простите,
Поскорее отпустите.
Обещаю точно я –
С зайцем будем мы друзья.
Рассказчик:
Тут и дождь грибной прошел,
Солнышко сверкает.
И тепло, и хорошо
На лесной полянке стало. (Выходит –
Солнышко, кружится)
Муравей:Ой, смотрите-ка, друзья!
Гриб был маленьким, как я.
А теперь большой, красивый,
От дождя нас всех укрыл.
Шляпкой своей накрыл
Гриб: От воды грибы растут, много их найдете тут.
Но одно заметил я, все вы – добрые друзья!
Вы всех с радостью спасали и в обиду не давали.
Ведущий: А у нас после дождя много, много грибов выросло! Эй, грибочки выходите и свой
танец покажите!
Выходят мальчики грибочки и танцуют
«Мухоморчики-грибы», музыка Г.Вихаревой.
Рассказчик: Вдруг откуда-то из травки,
Лягушонок прискакал,
Он уселся на полянке,
И очень важно квакать стал:
Лягушонок:
Ква-ква-ква! Ква-ква-ква!
Под грибом сидели,
На дождик все глядели,
А ведь дождь был не простой,
Потому что он грибной.
Ква-ква вы не сообразите:
Гриб-то … Ква! (и ускакала за Гриб).
Рассказчик: Не досказала и ускакала.
Все: А вы догадались?
Ведущий
Артистами мы побывали с вами
И сказку всем ребятам показали
Сказки любят все на свете,
Любят взрослые и дети!
Сказки учат нас добру
И прилежному труду,
Говорят, как надо жить,
Чтобы всем вокруг дружить
Предлагаю станцевать, дружбу нашу показать
Дети встают хороводом, вокруг гриба, держась за руки, к ним присоединяются все
«зверушки» и поют песенку «Дружба крепкая не сломается» после первого куплета все
уходят за кулису.
Сюрпризный момент. Раздача грибочков.
Приложение №5. Родительское собрание по теме «Развитие речи у детей дошкольного
возраста».
Предварительная работа: Оформить группу русскими народными пословицами о языке.
Подготовить отрывок из сказки «Волк и семеро козлят», инсценированный детьми,
памятка для родителей «Как читать детям».
Приготовить материал для проведения литературного КВНа, призы для награждения.
Оформить выставку литературы по развитию речи детей.
Провести анкетирование родителей на тему «О развитии речи вашего ребенка», которое
поможет определить уровень знаний родителей по теме собрания, правильно организовать
дискуссию.
Анкета «О развитии речи вашего ребенка».
Уважаемые родители!
Для подготовки и проведения родительского собрания на тему «Речевое развитие ребенка» нам
необходимо знать ваше мнение по этой проблеме. Просим вас ответить на предлагаемые
вопросы. Будем благодарны, если вы поделитесь своим опытом развития речи ребенка.
1)Как вы считаете, уровень развития речи связан с интеллектуальным развитием ребенка?
2)По
каким
критериям
можно
судить
о
нормальном
развитии
речи
ребенка(отметьтеподходящие
варианты)?
А.Отсутствие
дефектов
звукопроизношения.
Б.Отсутствие ошибок
в согласовании слов ,употреблении предлогов. В.Высокий уровень развития связной
речи:умение пересказывать тексты ,использовать сложные предложения. Г.Умение читать.
Д.Ваш вариант ответа.
3)Есть ли у вашей семьи дефекты звукопроизношения?
4)Есть ли у вашего ребенка дефекты звукопроизношения?
5)Обращались ли вы к логопеду?
6)Как
вы
считаете
,может
ли
детский
сад
оказать
положительное
воздействие
на
развитиеребенка?
7)Готовы ли вы сотрудничать с педагогами детского сада по вопросам развития
речиребенка?
8)Консультацию
какого
специалиста
вы
хотели
бы
получить
логопеда,
воспитателя,преподавателя грамоты ,учителя начальных классов?
9)Какие ещё вопросы по проблеме речевого развития ребенка вас интересуют?
Благодарим за сотрудничество!
Обработка результатов анкетирования.
Анализ результатов анкетирования определить:
1)Общий
уровень
знаний
родителей
по
развитию
речи
ребенка,
чтобы
правильноорганизовать дискуссию.
2)Какой процент родительского коллектива группы готов к сотрудничеству по развитию речи
ребенка.
3)Потребность родителей в консультативной помощи ,чтобы запланировать встречи
соспециалистами.
Ход собрания.
На доске обозначена тема собрания.
Перед началом собрания родители знакомятся с выставкой литературы по теме.
Представлены родителям поговорки и пословицы о речи и языке.
Язык впереди ног бежит.
Без языка и колокол нем.
Язык до Киева доведет.
В добрый час сказать в худой промолчать.
Кто говорит, тот сеет.
Мал язык да всем телом владеет.
С тобою наговориться, что меду напиться.
Слово не воробей – вылетит не поймаешь.
Слово не оса, а жалит.
Язык без костей работает на хозяина и гостей.
Мели Емеля твоя неделя.
2.О развития речи шестилеток.
Выступление старшего воспитателя.
Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является
процессом многообразным по своей природе и связано с умственным развитием ребенка.
Развитие
речи
–
постепенный
процесс.
У
детей
шестилетнего
возраста
продолжаетсясовершенствование всех сторон речи. Дети более правильно произносят звуки,
фразы уже более развернутые. Мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и
дети
уже способны проговаривать все звуки. Но не у всех детей получается четкое
произношение. В шестилетнем возрасте у некоторых детей ещё только заканчивается
правильное усвоение шипящих звуков , звуков Р Л, после чего дети начинают четко и внятно
произносить слова различной сложности. Значительно увеличиваются словарный запас
ребенка, его количественный и качественный состав. Дошкольник свободно общается со
взрослыми и сверстниками, может поддерживать разговор почти на любую тему,
доступную его возрасту. При рассказывании ребенок стремится точно подбирать слова,
яснее выражать свои мысли ,связывая различные факты в единое целое. У дошкольников
складываются представления о многозначности слов, они понимают и используют в своей речи
слова с переносным значением, в процессе высказывания способны подбирать синонимы,
наиболее точно отражающие качество предмета. Дети, ориентируясь на образец, способны
воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств выразительности : они часто
пользуются вопросительной, повествовательной интонациями , могут передавать свои
чувства по отношению к различным предметам и явлениям : радость , печаль ,
негодование и др. Ребенок умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания ,чётко
произносить слова учитывая нормы литературного произношения .
Таким образом,к моменту поступления в школу ребенок овладевает правильным
звукопроизношением , четко и ясно говорит , имеет определённый словарный запас , в
основном
грамматически
правильную
речь
.Строит
различные
по
конструкции
предложения
свободно пользуется
монологической
речью
,
способен рассказать
содержание сказки ,рассказа. Имеет достаточно развитую, активную речь, пытается
рассказывать и отвечать на вопросы так ,чтобы всем был понятен смысл высказывания.
Развитая речь облегчает вхождение ребенка в новый коллектив, сближает с незнакомыми
детьми. Чтобы самоутвердиться в новом коллективе, дает ощущение уверенности в себе,
которое необходимо при общении со сверстниками. Сотрудничество семьи и детского сада с
целью развития речи ребенка обязательно принесет положительные результаты. Ведь
уровень речевой культуры взрослых ,их умение правильно использовать различные
речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей
грамматически правильной речи. Своевременно исправляя речевые ошибки , родители
оказывают большую помощь своему ребёнку . Развитие речи ребенка в детском саду
ведется по таким направлениям ,как : воспитание звуковой культуры речи ; обогащение
активного и пассивного словаря ; формирование грамматического строя речи ; развитие
связной речи. Совместная работа с семьей по этим направлениям ускорит полноценное
речевое развитие ребенка.
3.Речевые игры – помощницы.
Игра « Кто самый упрямый». Логопед предлагает поиграть с детьми в упрямую девочку или в
упрямого мальчика. Скажу я слово «черное» А ты ответишь - (белое) Скажу я слово «сладко».
А ты ответишь – (горько) Скажу тебе я слово «холодно» Ответишь ты – (тепло) и т.д. Далее
можно
продолжать
играть
,называя
слова
противоположные
по
значению
:
существительные :день – ночь ,добро – зло ,мальчик – девочка, богатство – бедность,
жадность – щедрость; Прилагательные: грязный - чистый, мягкий – твердый, мокрый –
сухой, добрый – злой, тупой – острый, холодный – горячий, озорной – послушный, умный –
глупый ,кривой – прямой, слабый – сильный и т.д. глаголы :бежать – стоять ,открыть –
закрыть ,плакать – смеяться, кричать – молчать.
4.Развитие интонационной выразительности речи.
Воспитатель обращает внимание родителей на значение интонации в развитии речи
ребенка. Интонационной выразительностью дети овладевают к пяти годам. Но в детском саду
при подготовке к утренникам ,разучивании стихов , инсценировок педагоги часто
сталкиваются с монотонностью, невыразительностью детской речи. Часто это связано с
тем ,что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний. Для
этого нужно показывать ребенку прочтение одного и того же текста по – разному
монотонно и с интонацией. Ребенок сразу заметит разницу. Очень важно при чтении
произведений детям обращать внимание на выразительность ,темп своей речи. Объяснять
значимость интонации. Интонация включает в себя: -мелодику (повышение и понижение голоса
в начале, в середине и в конце фразы); - темп (ускорение или замедление скорости
произнесения фраз); -ритм (чередование ударных слогов); - тембр (эмоциональную окраску
голоса); -логическое ударение(выделение наиболее важного по смыслу слова). Для родителей
дети показывают инсценировку отрывка из сказки «Волк и семеро козлят».
Воспитатель обращает внимание на интонационную выразительность (тонкий голос козлят,
грубый голос волка, мелодичный голос козы).
5.Художественное слово в воспитании дошкольников.
Выступление воспитателя.
В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего
формируется восприятие ,развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает
дошкольнику лучше передавать свои мысли ,эмоции, переживания, объяснять свою
позицию. Развитие фантазии ,воображения, формирование произвольной памяти ,умение
внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и
ответить на вопросы по тексту – все это способствует формированию и развитию речи.
Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам в
развитии речи ребенка. Воспитатель предлагает ознакомиться с содержанием памятки.
6.Литературный КВН.
Родители и дети делятся на две команды , чтобы в каждой были и взрослые и дети.
Воспитатель предлагает командам придумать названия ,объявляет состав жюри. КВН
«Русский язык».
Конкурс №1. «Литературный». Командам предлагается поочередно называть фамилии
известных
русских
поэтов
и
писателей
(С.Маршак, .С .Михалков, ,З.Александрова .Побеждает команда ,назвавшая больше фамилий.
Конкурс №2. «Книголюбы». Команды получают по конверту, в которых листки с
фамилиями детских писателей. Участники должны назвать известные произведения этого
писателя .
Конкурс №3. «Поэтический». Команды получают по картинке – пейзажу с изображением
определенного времени года. Участники читают стихи. Оценивается выразительность
чтения.
Конкурс №4. «Драматический». Команды получают атрибуты сказочных героев( маски
волка ,зайца ,красная шапочка, азбука и т.д.)
Конкурс№5. «Загадка - отгадка». Воспитатель демонстрирует командам картинки с
буквальным
изображением
текста
фразеологического
оборота
,
игроки
должны
догадаться ,назвать этот оборот и объяснить его значение. -Мальчик сидит в большой
калоше .(Сесть в калошу –попасть в нелепую ситуацию). - Папа ведет сына не за руку, а за нос.
(водить за нос –тянуть время ,обманывать) - На лице девочки очень большие губы
(надуть губы - сильно обидеться) - На голове у человека снежный сугроб. (как снег на
голову – неожиданное появление). - Несколько ворон держат в клювах цифры по порядку.
(ворон считать –тратить время зря). -Мальчики растягивают резиновый шпагат.(тянуть
резину – терять время).
Конкурс №6. «Капитанов». Капитаны команд получают конверты с заданием изобразить на
листке
ватмана
значения
многозначных
слов.
(кисть
-винограда,
руки
,кисть
шали ,художественная кисть),ключ(от замка, родник ,скрипичный),Язык (у колокола,
пламени ,человека).
Конкурс №7. «Ребусы». Командам предлагаются конверты ,в которых лежат картинки с р
е б у с а м и . Н е о б х о д и м о и х п р о ч и т а т ь : 4 0 А ( с о р о к а ) , 1 0 0 Л
(стол),По2Л(подвал),3Буна(трибуна). Картинки:3 кота +Ж (трикотаж). лес + ник (лесник), рука
+ва (рукава), рыба+к (рыбак).
Конкурс №8 . «Грибное лукошко». Ребенок читает стихотворение. Нет, грибные
именанепонятны для меня! Ведь не хрюкают свинушки, Не волнуются волнушки. Не
кричат:«Опять!» опята! Не бодаются козлята! У лисичек нету шубки. Как узнать, чьи это
шутки?
Воспитатель предлагает рассмотреть картинки с изображением грибов и объяснить
значение их названий : сыроежка , подберезовик, подосиновик, лисичка, свинушка,
волнушка ,рыжик ,мухомор, маслята ,опята.
Конкурс№9. «Расскажем друг о друге». В конкурсе участвуют мамы и дети. Сначала дети по
очереди отвечают на вопрос : «Какая твоя мама?» (красивая, добрая, ласковая, нежная,
заботливая, трудолюбивая, внимательная, модная, веселая, смешливая, единственная). Затем
мамы
дают
характеристики
своим
деткам:
мой
ребенок
-
умный,
веселый
,
озорной ,послушный ,красивый , добрый и т.д. Жюри подводит итоги литературного КВНа ,
вручает награды победителям в конкурсах и медали за победу.
7.Подведение итогов собрания ,обмен мнениями.
Приложение №6. Анкета для родителей по теме: «Знаете ли вы своего ребёнка?»
Уважаемые мамы и папы!
Предлагаем вам определить уровень развития речи вашего ребенка. Ответьте, пожалуйста, на
следующие вопросы нашей анкеты (обозначьте ответ):
1. Фонематический слух, артикуляционный аппарат:
1. Нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет; речь правильная,
отчетливая
2. в фонематическом строе речи, в звукопроизношении есть заметные нарушения
2. Может ли объединить одним словом понятия одного вида, рода, характера
(например, назвать одним словом «обувь» слова «сапоги», «туфли», «ботинки» ) ?
1. Называет
2. Затрудняется
3. Сможет ли придумать к предложенному слову слова с противоположным смыслом
(например, жарко - холодно)?
1. Да
2. Нет
4. Умеет ли составлять рассказ по картинке?
1. Умеет
2. Умеет с помощью взрослых
5. Как декламирует стихи и рассказывает сказки?
1. Эмоционально, с выражением
2. С трудом и без всякого удовольствия
6. Может ли рассказать об услышанном, прочитанном, увиденном?
1. Рассказывает сам
2. Только по наводящим вопросам
7. Знает, употребляет в речи вежливые слова?
1. Да
2. Нет
8. Умеет ли объяснять значение слов (например, пылесос - чтобы убирать пыль и т.д. )
1. Умеет
2. Путает
9. Может ли придумать слова к предложенному слову так, чтобы они были связаны по смыслу
(например, «дерево - ветки», «книга - страницы»)
1. Да
2. Нет
10. Считаете ли Вы, что Ваш ребенок нелюбознателен и плохо осведомлен?
1. Да
2. Нет
Уважаемые родители!
Соотнесите свои ответы с ключом:
8-10 баллов - за ответы «a»- речь ребенка развита на должном уровне, значит нет повода для
беспокойства
5-7 баллов - за ответы «а» - необходимо уделять внимание развитию речи Вашего ребенка
1-4 балла – за ответы «а» - следует особо обратить внимание на речь Вашего мальчика
илиДевочки
Приложение №7. Консультация «Значение театрализованной деятельности на развитие речи
ребёнка» .
Памятка «Как читать детям».
1.Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля
зрения ребенка все интересные игрушки , занимательные бытовые вещи – все то , что
может помешать ребенку слушать рассказ или сказку.
2.Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями ребенка.
3.Знакомство с литературным произведением происходит на слух , поэтому взрослому
следует особое внимание уделять умению выразительно читать текст , делать логические
ударения в нужных местах ,соблюдать необходимые паузы.
4.Показывайте ребенку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать
текст. Предлагаемые иллюстрации должны быть как можно реалистичные.
5.Во время прочтения литературного произведения желательно не отвлекаться на
посторонние дела. Помните , что шестилетние дети способны активно и продуктивно
заниматься одним видом деятельности около 15 минут. Найдите это время для своего
ребенка.
6.Обязательно задайте ребенку вопросы по прочитанному.
7.Прививайте ребенку с детства любовь к книге , бережное отношение ней.
Приложение №8. Пословиц и поговорок, скороговорок, подборку сказок.
Артикуляционная гимнастика
1. Покусайте кончик языка – «мама шинкует капусту».
2. Сделайте языком кольцо, заведя его под верхние зубы.
3. Язык, как жало змеи.
4. Язык, как тоненькая иголочка – «ставим укольчики» поочерёдно в каждую щеку.
5. Почистите верхние и нижние зубки языком.
6. Закройте глаза, представьте ночь – «сели на лошадку и поехали». Цокайте.
7. Достаньте кончиком языка нос.
8. Надуйте губы. Улыбнитесь, не открывая зубы.
9. Погладьте зубками губы.
10. Натяните губы на зубы, широко открыв рот.
11. Нарисуйте открытыми губами солнце.
12. Представьте, что заводите мотоцикл – поехали. На пути – гора. Взбирайтесь
(усиливается звук). Теперь спускайтесь. Остановитесь.
13. Язык поднимите к верху:
Ша-ша-ша,
Наша шуба хороша.
14. – Здравствуйте, котята!
-Мяу, мяу.
-Здравствуйте, телята!
Му, му, му.
-Здравствуйте, мышата!
- Пи, пи, пи.
- Здравствуйте, лягушки!
- Ква, ква, ква.
15.Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я,
Хоботок есть у меня.
А сейчас я – дудочка,
Дудочка – погудочка.
Мне понравилось играть,
Повторю-ка всё опять.
15. Поцелуйчик. На счет «раз» сомкнутые губы вытянуть вперед, как для поцелуя; на счет «два»
губы растянуть в улыбку, не обнажая зубов.
Сомкнутыми вытянутыми губами двигать вверх-вниз, вправо- влево; делать круговые вращения
по часовой стрелке и против нее.
16. Хомячок. Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная со
второго раза, добавляется хвастовство. Участники разбиваются по парам и хвастаются лицом
друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.
17.Рожицы. Поднять правую бровь. Опустить. Поднять левую бровь. Опустить. Поднять и
опустить обе брови. Не раскрывая губ, подвигать нижней челюстью вверх, вниз, вправо, влево.
Пораздувать ноздри. Пошевелить ушами. Лицом сделать этюд «Я тигр, который поджидает
добычу» или «Я мартышка, которая слушает». Вытянуть лицо. Расплыться в улыбке. Не
разжимая зубов, поднять верхнюю губу и ! опустить ее. Проделать то же самое с нижней губой.
В конце этого упражнения дать задание скорчить рожицу («кто смешнее» или «кто страшнее»).
18.Баня. Это упражнение выполняется в двух позициях.
1. Дети сидят на полу и похлопывают себя по ступням, потом по икрам, коленям, голеням,
бедрам. Похлопывание производится поочередно сначала по одной стороне, потом по другой.
Одновременно с похлопыванием произнести звук [м] на удобной ноте.
2. Стоя, тело согнуто в пояснице. Постепенно тело выпрямляется до вертикального состояния, а
в положении стоя похлопывание | переходит на живот, спину, грудь. Упражнение хорошо тем,
что автоматически включает резонаторы.
19. Самолетик. Это упражнение лучше выполнять в конце. На нем удобно проверять, каких
результатов достигли ребята. Все участники делятся на четыре группы. Каждая группа — это
один «мотор» «самолета». Педагог поочередно включает каждый «мотор». «Моторы»
«работают» на звуке [а] и очень тихо. Когда все «моторы» «включены», педагог начинает
медленно поднимать руки, увеличивая «мощность» «моторов» до самой высшей точки
звучания, потом звук резко уменьшается.
20. Цыпленок вылупляется. Губы сомкнуть. Язычок перемещать вверх- вниз, вправо-влево с
убыстрением темпа.
21. Колокольчик. Рот приоткрыть, языком бить о края губ, подобно язычку колокольчика.
22. Жало. Рот приоткрыть, язычок высовывать волнообразными движениями вперед и обратно.
23. Лопата. Попытаться достать высунутым языком до носа или ) подбородка.
24. Гримаса. В течение 3 мин корчить гримасы, задействуя все мышцы лица. Упражнения
повторяются по 5—6 раз, затем пауза и расслабление губ.
Приложение №9.
Наглядная информация «Роль сказки в развитии развитие детей дошкольного
возраста »
Приложение №10.Показ сказки «Теремок» и « Репки» более младшим воспитанникам.
Приложение №11. .Инсценировка сказки « Под грибом».
Приложение №12 Инсценировка сказки « Колосок».
Приложение №13.Самостоятельная театрально-художественная деятельность. «Рождественские
колядки».
Приложение
№15.
Экскурсия
в
«
Межпоселенческую
библиотеку
Городищенского
муниципального района».
Экскурсия в « Межпоселенческую библиотеку Городищенского муниципального района».
Приложение №16. Участие во всероссийской викторине «Русские народные сказки. А из какой
сказки?»
Приложение №17. Участие в районном конкурсе театрализованных представлений « Магия
волшебных страниц» к Международному дню детской книги. Театральная постановка
произведения С..Михалкова « А что у вас?»
Приложение № 18.Участие в конкурсе чтецов.
Приложение №19. Разучивание произведений и стихотворений по мнемотаблицам.
Разучивание
произведений
и
стихотворений
по
мнемотаблицам.
Приложение№ 20.Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей. Постановка
сказки « Непослушные козлята» .
Приложение №21.Чтение художественной литературы,,театральные этюды, чистоговорок и
скороговорок.
Театральные этюды:
Задачи: развивать
воображение
детей,
обучать
выражению
различных
эмоций
ивоспроизведению отдельных черт характера.
1. Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вамхочется везде носить
ее с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Выобиделись (губки «надули»), Но
это же мама — простили, улыбнулись.
2. Представьте себя собачкой в будке. Серьезная собачка. Ага, кто-то идет,надо предупредить
(рычим).
3. Берем снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро,пока не растаяла.
4. Я работник сладкий,
Целый день на грядке:
Ем клубнику, ем малину,
Чтоб на всю наесться зиму...
Впереди арбузы — вот!..
Где мне взять второй живот?
5. На носочках я иду —
Маму я не разбужу.
6. Ах, какой искристый лед,
А по льду пингвин идет.
7. Мальчик гладит котенка, который прикрывает глаза от удовольствия,мурлычет, трется
головой о руки.
8. У ребенка в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Он угощает детей,
которые берут их и благодарят его. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют.
Вкусно.
9.Жадный пес
Дров принес,
Воды наносил,
Тесто замесил,
Пирогов напек,
Спрятал в уголок
И съел сам.
Гам, гам, гам!
10. Мама сердито отчитывает своего сына, промочившего ноги в луже.
11.Дворник ворчит, выметая из подтаявшего снега прошлогодний мусор.
12.Снеговик, которому весеннее солнце напекло голову, испуганный, ощущает слабость и
недомогание.
13.Корова,
тщательно
пережевывающая
первую
весеннюю
травку,
спокойно,
с
наслаждением.
14. Был у зайца дом как дом
Под развесистым кустом,
И доволен был косой:
Крыша есть над головой! —
А настала осень,
Куст листочки сбросил,
Дождь как из ведра полил,
Заяц шубу промочил.
Мерзнет заяц под кустом:
-Никудышный этот дом!
15. Шерсть чесать — рука болит,
Письмо писать — рукаболит,
Воду носить — рука болит,
Кашу варить — рука болит,
А каша готова — рука здорова.
16. У забора сиротливо
Пригорюнилась крапива.
Может, кем обижена?
Подошел поближе я,
А она-то, злюка,
Обожгла мне руку.
Шар надутый две подружки
Отнимали друг у дружки.
Весь перецарапали!
Лопнул шар,
А две подружки посмотрели-Нет игрушки, сели и заплакали...
17.Что за скрип?
Что за хруст?
Это что еще за куст?
-Как же быть без хруста
Если я — капуста.
19. Полюбуемся немножко,
Как ступает мягко кошка.
Еле слышно: топ-топ-топ,
Хвостик книзу: оп-оп-оп.
Но, подняв свой хвост пушистый,
Кошка может быть и быстрой.
Ввысь бросается отважно,
А потом вновь ходит важно
Скороговорки на развитие дикции.
1. Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
2. Книга книгой, а мозги двигай.
3. Волки рыщут – пищу ищут.
4. Везёт Санька Сеньку
С Сонькой на санках.
Вопрос: кто где находится?
Санька – скок!-Сеньку с ног!
Почему? (Он шёл впереди.)
Саньку – в бок,
Соньку – в лоб,
Все в сугроб.
5. Курочка по зёрнышкам
Кудах-тах-тах,
Уточка - кря-кря-кря,
Индюшонок- фалды-балды,
Кисонька – мяу- мяу,
Собачка - гав-гав,
Поросёнок - хрюки-хрюки,
Коровёнка - муки-муки,
Лошадёнка – ноки-ноки.
6. Лыжи, ужонок, кружок, утюжок,
Рожица, жук, моржонок, флажок.
7. Виноград, трава, топор,
Шар, крапива, помидор,
Сковородка, ранец, груша,
Крыша, радуга, Каркуша.
8. Маша шла, шла, шла
И игрушку нашла:
Кошку, матрёшку, шишку, мартышку,
Мышку, машинку, пушку, зайчишку,
Шар, неваляшку, кутушку, лягушек,-Кто потерял столько игрушек?
Игры-драматизации
1. «Самолет»
Поиграем в самолет? (Да.)
Вы все — крылья, я — пилот.
Получили инструктаж —
Начинаем пилотаж.
В снег летаем и пургу, У-у-у-у!
Видим чьи-то берега. А-а-а-а!
Ры-ры-ры — рычит мотор,
Мы летаем выше гор.
Вот снижаемся мы все
К нашей взлетной полосе!
Что ж — закончен наш полет.
До свиданья, самолет.
2. «Умываемся»
Кран откройся,
Нос умойся,
Воды не бойся!
Лобик помоем,
Щечки помоем,
Подбородочек,
Височки помоем,
Одно ухо, второе ухо —
Вытрем сухо!
Ой, какие мы чистенькие стали!
А теперь пора гулять,
В лес пойдем мы играть,
А на чем поедем — вы должны сказать.
(Самолет, трамвай, автобус, велосипед.
Стоп!
Дальше ехать нам нельзя,
Шины лопнули, друзья.
Будем мы насос качать,
Воздух в шины надувать.
Ух! Накачали.
3. Кошки-мышки поиграть
Можем мы немножко.
Мышка лапками скребет,
Мышка корочку грызет.
Кошка это слышит
И крадется к Мыши.
Мышка, цапнув Кошку,
Убегает в норку.
Кошка все сидит и ждет:
«Что же Мышка не идет?»
4. «Мишка»
Косолапые ноги,
Зиму спит в берлоге,
Догадайся и ответь,
Кто же это спит? (Медведь.)
Вот он Мишенька-медведь,
По лесу он ходит.
Находит в дуплах мед
И в рот себе кладет.
Облизывает лапу,
Сластена косолапый.
А пчелы налетают,
Медведя прогоняют.
А пчелы жалят Мишку:
«Не ешь наш мед, воришка!»
Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу,
Ложится, засыпает
И пчелок вспоминает...
5. «Звонкий день»
(на мотив песни «Ах вы, сени»)
Взял Топтыгин контрабас:
«Ну-ка, все пускайтесь в пляс!
Не к чему ворчать и злиться,
Лучше будем веселиться!»
Тут и Волк на поляне
Заиграл на барабане:
«Веселитесь, так и быть!
Я не буду больше выть!
Чудеса, чудеса! За роялем Лиса,
Лиса-пианистка — рыжая солистка!
Старик-барсук продул мундштук:
«До чего же у трубы
Превосходный звук!»
От такого звука убегает скука!
В барабаны стук да стук
Зайцы на лужайке,
Ежик-дед и Ежик-внук
Взяли балалайки...
Подхватили Белочки
Модные тарелочки.
Дзинь-дзинь! Трень-брень!
Очень звонкий день!